Нод по чтению русской народной сказки «семь симеонов»

Нод по чтению русской народной сказки «семь симеонов»

Суд

Ольга Овечкина на суде

6 сентября 1988 года в Иркутске начался суд над оставшимися в живых членами семьи — Игорем и Ольгой Овечкиными, потому что только они по возрасту подлежали уголовной ответственности. Выяснилось, что Ольга была против угона и до последнего пыталась его предотвратить. Ей дали 6 лет лишения свободы, Игорю — 8 лет (они отбыли лишь по половине своих сроков). Во время захвата и суда Ольга была беременна и в заключении родила дочь Ларису.

Суда избежала только Людмила Овечкина, так как она задолго до захвата вышла замуж и уехала из семьи. О захвате ничего не знала. Несовершеннолетних Овечкиных суд отдал под её опеку, несмотря на то, что у неё было трое собственных детей. Когда Ольга родила свою дочь, девочка тоже была отдана под опеку Людмилы.

Царевна, на корабль

Царевна спросилась у батюшки-царя и вечерком с прислужницами и няньками пошла смотреть корабль Симеона и зверей его, виданных и невиданных, ведомых и неведомых.

Приходит, у берега поджидает ее Симеон меньшой и просит царевну не прогневаться и оставить на земле нянек и прислужниц, а самое пожаловать на корабль:

— Там много зверей разных и красивых; какой тебе полюбится, тот и твой! А всех одарить, кому что полюбится, — и нянек, и прислужниц — не можем. Царевна согласна и приказывает нянькам да прислужницам подождать ее на берегу, а сама идет за Симеоном на корабль глядеть дива дивные, зверей чудных.

Как взошла — корабль и отплыл, и пошел гулять по синему морю.

Царь ждет не дождется царевны. Приходят няньки и прислужницы, плачутся, рассказывая свое горе. И распалился гневом царь, приказывает сейчас же устроить погоню.

Снарядили корабль, и погнался царский корабль за царевной. Чуть м реет далече — плывет корабль Симеонов и не ведает, что за ним царская погоня летит — не плывет! Вот уж близко!

Как увидали семь Симеонов, что погоня уж близко — вот-вот догонит! — нырнули и с царевной и с кораблем. Долго плыли под водой и поднялись наверх тогда, как близко стало до родной земли. А царская погоня плавала три дня, три ночи; ничего не нашла, с тем и возвратилась.

Ход НОД

Оргмомент

Трудно представить даже на миг

Как бы мы с вами жили без книг?

В мире много сказок

Грустных и смешных,

И прожить на свете

Нам нельзя без них.

— Назовите свою любимую сказку.

— Рассмотрите обложки к сказкам. («Волк и семеро козлят», «Белоснежка и семь гномов «Цветик-семицветик»).

— Что у них общего? (число 7, это сказка)

— Чем различаются? (авторские и народные)

— На какие 2 группы можно разделить все сказки? (авторские и народные)

— Сегодня мы продолжим знакомство с русскими народными сказками.

— На какие три группы по содержанию делятся сказки? (На волшебные, бытовые, сказки о животных)

— Какие сказки относятся к бытовым? Волшебным?

— К какой группе вы отнесете сказку «Волк и семеро козлят»? — Почему?

— К какой группе вы отнесете сказку «Семь Симеонов»?

— Что мы должны сделать, чтобы ответить на этот вопрос? (прочитать сказку)

Словарная работа

— Прежде, чем прочитаем сказку, давайте разберем слова и выражения, которые нам встретятся

— Как вы понимаете слова:

Воевода – в Древней Руси начальник войска

Ремесло – профессия, занятие

Берестяной рожок – дудочка из бересты

— Как вы понимаете выражения:

С глаз долой — выгнать

Не сводить глаз – любоваться, пристально смотреть

Ломать голову – думать над чем — то

Повесить голову – расстроиться, огорчиться, унывать

— Подберите синонимы

Доброта – добродушие, сердечность, гуманность, человечность

Преданность – верность, покорность, повиновение, любовь

Прогнозирование содержания

Как чудесно, что опять сказка начинается

А вам хочется узнать, что в ней ожидается?

-Давайте попробуем по ключевым словам предположить содержание сказки (первой части сказки)

Братья работники царь дальний путь корабль Елена Прекрасная

-Сегодня мы познакомимся с первой частью сказки. Давайте ее прочитаем и определим, верно ли предположили ее содержание

— Послушаем первую часть сказки. После чтения, постарайтесь определить: к какому виду относится сказка (волшебная, бытовая или о животных)

чтение сказки

Физминутка

Братья в сказке были обучены разному ремеслу. А знаете ли вы профессии?

Игра «Мы не скажем, а покажем» (профессии братьев)

Водитель, космонавт, художник, повар, дворник

Проверка восприятия прочитанного.

— Какое настроение вызвала сказка?

— Когда было особенно интересно?

— Назовите главных героев сказки. — Какому ремеслу был обучен каждый из них?

— Почему царь решил прогнать младшего брата?

— Почему не прогнал? — Почему воевода затаил обиду на младшего из братьев?

— Как свое умение показали два старших брата?

— Какое задание получили братья от царя?

— Для чего царь отправил воеводу с ними?

— Хотел воевода ехать с братьями?

— Найдите в сказке пословицу, которую можно отнести к поведению воеводы

— К какому виду сказок она относится (волшебная? Докажите.

— На чем отправились братья в дальний путь? (на корабле)

— А теперь постарайтесь сами придумать вопросы по содержанию сказки (Одни составляют вопросы – другие отвечают)

Кто? (отправил братьев)

Где? (царь увидел Симеонов)

Когда? (воевода затаил обиду на братьев)

Кого? (отправили с братьями за Еленой прекрасной)

Что? (построил Семен — мореход)

Как.? (царь узнал о мастерстве братьев)

Почему? (воевода затаил обиду)

Итог

— Назовите произведение, с которым мы познакомились.

— Какое задание для вас было трудным? Интересным?

Не продам, а подарю

Так и рассказала прислужница своей царевне, а царевна снова подсылает свою молодку к Симеону — вору.

— Крепко, мол, зверь твой полюбился?

Пошел Симеон во терем царевнин и принес ей в дар кота своего сибирского; просит только за это пожить в ее тереме три дни и отведать царского хлеба соли, да еще прибавил:

— Научить тебя, прекрасная царевна, как играться и забавляться с неведомым зверем, с сибирским котом?

Царевна позволила, и Симеон остался ночевать в царском тереме.

Пошла весть по палатам, что у царевны завелся дивный неведомый зверь; собирались все: и царь, и царица, и царевичи, и царевны, и бояре, и воеводы, — все глядят, любуются не налюбуются на веселого зверя, ученого кота. Все желают достать и себе такого и просят царевну; но царевна не слушает никого, не дарит никому своего сибирского кота, гладит его по шерсти шелковой, забавляется с ним день и ночь, а Симеона приказывает поить и угощать вволю, чтоб ему было хорошо.

Благодарит Симеон за хлеб-соль, за угощенье и за ласки и на третий день просит царевну пожаловать к нему на корабль, поглядеть на устройство его и на разных зверей, что привез он с собою.

Ход НОД

Оргмомент

Трудно представить даже на миг

Как бы мы с вами жили без книг?

В мире много сказок

Грустных и смешных,

И прожить на свете

Нам нельзя без них.

— Назовите свою любимую сказку.

— Рассмотрите обложки к сказкам. («Волк и семеро козлят», «Белоснежка и семь гномов «Цветик-семицветик»).

— Что у них общего? (число 7, это сказка)

— Чем различаются? (авторские и народные)

— На какие 2 группы можно разделить все сказки? (авторские и народные)

— Сегодня мы продолжим знакомство с русскими народными сказками.

— На какие три группы по содержанию делятся сказки? (На волшебные, бытовые, сказки о животных)

— Какие сказки относятся к бытовым? Волшебным?

— К какой группе вы отнесете сказку «Волк и семеро козлят»? — Почему?

— К какой группе вы отнесете сказку «Семь Симеонов»?

— Что мы должны сделать, чтобы ответить на этот вопрос? (прочитать сказку)

Словарная работа

— Прежде, чем прочитаем сказку, давайте разберем слова и выражения, которые нам встретятся

— Как вы понимаете слова:

Воевода – в Древней Руси начальник войска

Ремесло – профессия, занятие

Берестяной рожок – дудочка из бересты

— Как вы понимаете выражения:

С глаз долой — выгнать

Не сводить глаз – любоваться, пристально смотреть

Ломать голову – думать над чем — то

Повесить голову – расстроиться, огорчиться, унывать

— Подберите синонимы

Доброта – добродушие, сердечность, гуманность, человечность

Преданность – верность, покорность, повиновение, любовь

Прогнозирование содержания

Как чудесно, что опять сказка начинается

А вам хочется узнать, что в ней ожидается?

-Давайте попробуем по ключевым словам предположить содержание сказки (первой части сказки)

Братья работники царь дальний путь корабль Елена Прекрасная

-Сегодня мы познакомимся с первой частью сказки. Давайте ее прочитаем и определим, верно ли предположили ее содержание

— Послушаем первую часть сказки. После чтения, постарайтесь определить: к какому виду относится сказка (волшебная, бытовая или о животных)

чтение сказки

Физминутка

Братья в сказке были обучены разному ремеслу. А знаете ли вы профессии?

Игра «Мы не скажем, а покажем» (профессии братьев)

Водитель, космонавт, художник, повар, дворник

Проверка восприятия прочитанного.

— Какое настроение вызвала сказка?

— Когда было особенно интересно?

— Назовите главных героев сказки. — Какому ремеслу был обучен каждый из них?

— Почему царь решил прогнать младшего брата?

— Почему не прогнал? — Почему воевода затаил обиду на младшего из братьев?

— Как свое умение показали два старших брата?

— Какое задание получили братья от царя?

— Для чего царь отправил воеводу с ними?

— Хотел воевода ехать с братьями?

— Найдите в сказке пословицу, которую можно отнести к поведению воеводы

— К какому виду сказок она относится (волшебная? Докажите.

— На чем отправились братья в дальний путь? (на корабле)

— А теперь постарайтесь сами придумать вопросы по содержанию сказки (Одни составляют вопросы – другие отвечают)

Кто? (отправил братьев)

Где? (царь увидел Симеонов)

Когда? (воевода затаил обиду на братьев)

Кого? (отправили с братьями за Еленой прекрасной)

Что? (построил Семен — мореход)

Как.? (царь узнал о мастерстве братьев)

Почему? (воевода затаил обиду)

Итог

— Назовите произведение, с которым мы познакомились.

— Какое задание для вас было трудным? Интересным?

Предыстория

В 1988 году семья Овечкиных состояла из матери и 11 детей (отец, Дмитрий Дмитриевич, умер 3 мая 1984 года, через несколько дней после побоев, нанесённых старшими сыновьями), в том числе 7 сыновей входили в семейный джазовый ансамбль «Семь Симеонов» и официально числились музыкантами при объединении городских парков «Досуг».

Мать — Нинель Сергеевна (51 год), работала продавщицей. Дети — Людмила (32 года), Ольга (28 лет), Василий (26 лет), Дмитрий (24 года), Олег (21 год), Александр (19 лет), Игорь (17 лет), Татьяна (14 лет), Михаил (13 лет), Ульяна (10 лет), Сергей (9 лет). Семья проживала в Иркутске, в двух трехкомнатных квартирах на улице Детская, дом 24. Кроме того, за ними был сохранен частный дом в предместье Рабочее с участком в восемь соток (в настоящее время участок дома заброшен, а сам дом разрушен до основания).

Старшая дочь Людмила жила отдельно от остальной семьи и в захвате самолёта участия не принимала.

Ансамбль был организован в конце 1983 года и вскоре добился побед на ряде музыкальных конкурсов в различных городах СССР, получил широкую известность: об Овечкиных писали в прессе, сняли документальный фильм и т. д. В конце 1987 года, после гастролей в Японии, семья решила бежать из СССР.

Поэтика и своеобразие языка сказки Пушкина

Пушкин с большим интересом изучал народное творчество, пытаясь познать стремления, идеалы и интересы народа. Он обращался к народной поэтической стихии, хранившей веками нравственные устои и традиционные представления о правде, добре и справедливости, народное понимание тайн законов бытия. Сочинение сказок в народном духе в творчестве Пушкина занимало особое место. За кажущейся простотой сюжетов сказок Пушкина в них скрыт глубокий смысл. Сказка, как мир вымысла и чудес, давала простор для разговора с читателем, возможность изложить нравственный кодекс, которому следовал сам поэт.

Пушкина восхищал народный язык своей напевностью и выразительностью, он стремился его сохранить, придавая ему своей литературной обработкой новые грани. Значительную роль в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях»играет речевая организация. Автор, словно перевоплотившись в народного сказителя, повествует о событиях прошлого, прибегая иногда к описаниям внешности персонажей, деталей обстановки или рассуждениям. Литературный язык сказки близок к народному говору, включает элементы разговорного стиля и фольклорного сказа, различные архаизмы и историзмы, передающие дух старинного времени: «черница», «очи», «пожаловать», «кручиниться» и пр. Использованы характерные для народных сказок речевые обороты: «царь-отец», «путь-дорога», «ждет-пождет», «мед-пиво пил» и др.

Непринужденная повествовательная манера дополняется монологами и диалогами героев. Речь персонажей отлична от привычной сказочной, она является одним из средств обрисовки характера, раскрывает внутренний мир героев, объясняет их поступки.  Например, обращаясь к зеркалу,царица его называет то «свет мой», то «мерзкое стекло». Эти обращения говорят о вздорности и нетерпимости мачехи, нежелании слышать правду.

Пушкинские сказки стали наследницами народных сказок. Поэт, сохраняя фольклорную самобытность, придал прозаическому жанру сказки стихотворную форму. Он создал новый поэтический язык, используя в литературном языке слова из народной речи. Пушкин опоэтизировал обыденные вещи, которые ранее не принято было воспевать в поэзии, далекие от дворянской сферы народную культуру и быт. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» стала не только шедевром искусного словесного мастерства Пушкина, она глубока и поучительна по своей сути.

Словарь

Фабула – основа сюжета, история.

Кодекс – закон, норма.

Архаизм – слово, которое вышло из употребления, в современном языке у него есть синоним (Например, «очи» — «глаза»).

Историзм – устаревшие слова, обозначающие предметы или явления прошлого, не существующие в настоящем. (Например, «черница»).

Черница – так звали в народе монашек из-за черного одеяния.

Кручиниться – печалиться, горевать

Примечания

  1. А. Ежелев, В. Невельский, В. Сбитнев. Трагедия в воздухе и на земле. // «Известия», № 71 (22243) от 11.03.1988, стр.6
  2. возраст всех членов семьи указан на момент захвата
  3. «Жили-были семь Симеонов». СССР, Восточно-Сибирская киностудия кинохроники, 1985. Режиссёры и авторы сценария — Владимир Эйснер и Герц Франк, оператор — Евгений Корзун, редакторы фильма — Александр Голованов и Татьяна Зырянова.
  4. В. Ермолаев, Н. Волынский, А. Черненко. Приземлился вне расписания. // «Правда», № 71 (25423) от 11.03.1988, стр.8
  5. Philip Taubman. Soviet Reports 9 Died in Hijacking of Jet by Family // «The New York Times», 11 March 1988
  6. В. Таранченков. Штурм: урок мужества и цена ошибок // «Советская милиция», № 7, 1988, стр.32-36
  7. О. И. Губарев. Воздушный террор: хроника преступлений. М., Вече, 2006. стр.151-156
  8. Михаил Лоов & Pessimist Band (Санкт-Петербург)
  9. Easy Winners Ragtime Band п/у Василия Милкина(Санкт-Петербург)
  10. Jinx Jazz Band
  11. Сергей Гончаров. Осуждён убийца Ольги Овечкиной // «Пятница», № 47 от 26.11.2004
  12. Воздушные пираты // сериал «Следствие вели…», выпуск 5. РФ, НТВ, 2006. Авторы сценария — А. Бабенко и В. Губин, режиссер — Г. Байсак, продюсер — Дэвид Гамбург
  13. Э. Лындина. «Мама» в Овечкиной шкуре // «Трибуна», № 72 от 20.04.1999 г.
  14. Проклятие семьи Овечкиных. «МК» в гостях у террористов // «Московский комсомолец». — 23 апреля 1999. — № 18086.

Вольно жить

Приезжают семь Симеонов с прекрасной царевной домой, глядь — на берегу высыпало народу, что гороху, премногое множество! Сам царь поджидает у пристани и встречает гостей заморских, семерых Симеонов с прекрасной царевной, с радостью великою. Как сошли они на берег, народ стал кричать и шуметь, а царь поцеловал царевну во уста сахарные, повел во палаты белокаменные, посадил за столы дубовые, скатерти браные, угостил всякими напитками медовыми и наедками сахарными и вскорости отпраздновал свадьбу с душою-царевной — и было веселье и большой пир, что на весь крещеный мир! А семи Симеонам дал волю по всему царству-государству жить да поживать привольно, торговать беспошлинно, владеть землей жалованной безобидно; всякими ласками обласкал и домой отпустил с казной на разживу.

Была и у меня клячонка — восковые плечонки, плеточка гороховая. Вижу: горит у мужика овин, клячонку я поставил, пошел овин заливать. Покуда овин заливал, клячонка растаяла, плеточку вороны расклевали. Торговал кирпичом, остался ни при чем, был у меня шлык, под воротню шмыг, да колешко сшиб, и теперь больно. Тем и сказке конец!

Захват самолёта

Основная статья: Попытка угона «Ту-154» 8 марта 1988 года

8 марта 1988 года семья Овечкиных — Нинель и её 10 детей — вылетела из Иркутска на самолёте Ту-154, выполнявшем рейс по маршруту Иркутск — Курган — Ленинград. Официальной целью поездки являлись гастроли в Ленинграде. При посадке в самолёт тщательного досмотра ручной клади произведено не было, что позволило преступникам пронести на борт два ружейных обреза, 100 патронов и самодельные взрывные устройства, спрятанные в музыкальных инструментах.

При приближении самолёта к Ленинграду один из братьев передал стюардессе записку с требованием изменить курс и приземлиться в Лондоне под угрозой взрыва самолёта. Овечкины запретили пассажирам покидать свои места, угрожая обрезами. После переговоров террористов удалось убедить разрешить посадку для дозаправки самолёта на территории Финляндии. Однако в действительности самолёт приземлился на военном аэродроме Вещево неподалёку от финской границы. Увидев в иллюминаторы советских солдат, Овечкины поняли, что их обманули. Дмитрий Овечкин застрелил бортпроводницу Тамару Жаркую, совместно с братьями попытался выломать дверь кабины пилотов. По воспоминаниям участника событий, майора милиции И. Власова, на переговоры Овечкины не шли в принципе, на предложение отпустить хотя бы женщин и детей последовал категорический отказ: «никаких условий!».

Штурм самолёта был осуществлён сотрудниками милиции. Группе захвата не удалось помешать террористам привести в действие взрывное устройство, с помощью которого они пытались покончить с собой: когда стало ясно, что побег из СССР не удался, Василий застрелил Нинель Овечкину по её требованию, после чего старшие братья попытались совершить самоубийство, взорвав бомбу. Однако взрыв получился направленным и не принёс желаемого результата, после чего Василий, Олег, Дмитрий и Александр по очереди застрелились из одного обреза. В результате пожара, начавшегося от взрыва, самолёт полностью сгорел.

В общей сложности, погибли 9 человек: пять террористов (Нинель Овечкина и четверо её старших сыновей), бортпроводница и трое пассажиров (пассажиры были застрелены в результате неудачно проведенного захвата); ранения и травмы получили 19 человек (двое Овечкиных, два сотрудника милиции и 15 пассажиров). Овечкины похоронены в Выборге в посёлке Вещево на городском кладбище.[уточнить]

КАЩЕЙ

     А теперь, о хозяине сундука, о Кощее. Из русских народных сказок нам известно, что он тёмная злая личность, агрессивная и очень скупая. Кощей как никто боится смерти, недаром он старается спрятать свою смерть таким образом, чтобы до неё никто не добрался. Его смерть покоится на кончике иглы, а игла, как мы показали выше, является символом вселенского зла. Следовательно, зло и Кощей составляют единое целое. Другими словами, Кощей – одно из проявлений Великого Чернобога, бога разрушения и хаоса, повелителя всех тёмных сил вселенной.
     И всё-таки Кощей не совсем Чернобог; несмотря на свою бессмертность, он смертен, тогда как повелитель тьмы вечен. Скорее всего, Кощей – одна из проекций Чернобога в определённой точке пространства. Из множества Кощеев, очевидно, и складывается единый потенциал Хаоса, но это вовсе не значит, что Кощей слаб. Хозяин сундука очень силён и обладает реальным бессмертием. У него достаточно энергии для разрушения планеты, только контроль со стороны светлых сил не позволяет Кощею сделать это. Но зато проекция Чернобога умеет хорошо работать с людьми, которые своими руками делают то, что не под силу ему самому. В сказке Кощей крадёт Василису Премудрую. Женщина у русского народа являлась символом глубокой мудрости, сострадания и высокой небесной любви. В мифе прямо названо имя женщины: власть, наполненная Мудростью. Ведь Василиса – то же что и Базилевс-Василий. Следовательно, в незапамятные времена Тьме удалось лишить жителей Земли мудрой власти, исполненной любви к природе и человеку. Безусловно, сказка о Кощее Бессмертном имеет информацию и о закате Золотого века.

КАК ПОБЕДИТЬ КАЩЕЯ

     А теперь давайте посмотрим, какой человек способен добыть смерть Кощея : найти край Земли, взойти на гору, и с помощью своих друзей из природы сбросить с дуба хрустальный сундук. Прежде всего, он представитель русского народа из сословия воинов, на что указывает его царское происхождение, и, конечно же, он не христианского воспитания. Его поведение типично ведическое: герой русской сказки свободно общается с природой, она ему не чужая, как, например, христианину или иудею; она часть его самого. Встретив на своём пути медведя, царевич не стремится непременно добыть зверя, для человека важнее общение с ним. Воин щадит и волка, спасает от хищного ворона птенцов сокола, оставляет в живых даже щуку. Как хорошо видно из сказки, царский сын часто сохраняет жизнь «братьям меньшим» в ущерб себе. Это человек высокой духовности. Он не пытается своё личное поставить выше проблем окружающих. Их проблемы человек принимает как свои, и те, кому он помог, его друзья из природы, платят ему тем же.
     Фактически, в сказке о Кощее Бессмертном показан характер человека Золотого века, неравнодушного и неэгоистичного, не оторванного от природы и Космоса.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
ГДЗ 8 класс
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: