Степень с рациональным показателем и ее свойства
Определение степени с дробным показателем
Мы знаем, какой смысл имеет выражение
Из определения арифметического корня следует, что если m — целое число, n — натуральное и m делится на n, то при а > 0 верно равенство
Так как
Определение:
Если а — положительное число,
По определению имеем:
Степень с основанием, равным нулю, определяется только для положительного дробного показателя: если
Мы знаем, что одно и то же дробное число можно представить в виде дроби с целым числителем и натуральным знаменателем разными способами. Например, дробное число 0,76 можно представить в виде дроби так:
Значение степени с дробным показателем r не зависит от способа записи числа r в виде дроби: представляя r в виде отношения целого числа к натуральному разными способами, всегда будем получать один и тот же результат. Например:
Покажем это в общем случае.
Пусть а > 0, m — целое, n и k — натуральные числа. Пользуясь определением степени с дробным показателем и основным свойством корня, получим:
Значения степеней с дробным показателем и положительным основанием можно находить приближенно с помощью инженерного микрокалькулятора, например, «Электроника БЗ-Зб». Микрокалькулятор «Электроника Б3-36» имеет 25 клавиш, из них 22 клавиши можно использовать для выполнения двух операций. Одна операция обозначена на самой клавише, а другая написана над ней. При выполнении операций, обозначенных на клавишах, микрокалькулятор работает в нормальном режиме, а когда производят операции, обозначенные над клавишами, то микрокалькулятор работает в совмещенном режиме. Чтобы перейти к этому режиму, надо нажать клавишу
Пример:
Найдем значение степени
Вводим основание степени у, равное 3,48, нажимаем клавишу
равный 2,5, и клавишу
Выполнив вычисления, найдем, что приближенное значение степени
Пример:
Вычислим значение степени
Этот пример отличается от примера 1 тем, что показатель степени представлен не в виде десятичной дроби, а в виде обыкновенной дроби. Поэтому после введения основания степени 1,43 надо и нажатия клавиш
Выполнив вычисление, получим 1,1075969.
Заметим, что в тех случаях, когда результат вычислений по модулю оказывается меньше 0,0000001 или больше 99 999 999, микрокалькулятор дает ответ в виде
Свойства степени с рациональным показателем
Известные нам свойства степени с целым показателем справедливы и для степени с любым рациональным показателем. Перечислим их.
Для любого а > 0 и любых рациональных чисел р и q:
Для любых а >0 и b > 0 и любого рационального числа р:
Докажем свойство (1). Сначала покажем на частном примере способ доказательства этого свойства.
Пусть, например,
Приведем дроби
Так как
Переходя к степени с дробным показателем, получим:
Следовательно,
Проведем теперь доказательство свойства (1) в общем виде. Представим рациональные числа р и q в виде дробей с одинаковыми знаменателями:
Значит,
Из свойства (1) следует, что для любого положительного а и любого рационального числа р
Действительно,
Свойство (2) следует из свойства (1) и определения частного. Докажем свойство (3), т. е. докажем, что при а > 0 и любых рациональных р и q
Пусть
Значит,
Покажем, что при любом рациональном р и любом натуральном n
Действительно, по определению степени с дробным показателем и свойству (3) имеем:
Докажем свойство (4), т. е. докажем, что при а > 0 и b > 0 и любом рациональном р
Пусть
к
Значит,
Свойство (5) можно доказать, представив дробь
Преобразование выражении, содержащих степени с дробными показателями
Рассмотрим примеры, в которых используются тождественные преобразования выражений, содержащих степени с дробными показателями.
Пример:
Найдем значение выражения
Предварительно упростим это выражение:
Подставим в выражение
Пример:
Представим числитель
Пример:
Разложим на множители числитель и знаменатель дроби. Получим
Степень с натуральным показателем, квадрат числа, куб числа
Для начала дадим определение степени числа с натуральным показателем. Забегая вперед, скажем, что определение степени числа a с натуральным показателем n дается для действительного числа a, которое будем называть основанием степени, и натурального числа n, которое будем называть показателем степени. Также отметим, что степень с натуральным показателем определяется через произведение, так что для понимания нижеизложенного материала нужно иметь представление об умножении чисел.
Определение.
Степень числа a с натуральным показателем n — это выражение вида an, значение которого равно произведению n множителей, каждый из которых равен a, то есть, .
В частности, степенью числа a с показателем 1 называется само число a, то есть, a1=a.
Из данного определения понятно, что с помощью степени с натуральным показателем можно кратко записывать произведения нескольких одинаковых множителей. Например, 8·8·8·8 можно записать как степень 84. Это аналогично тому, как с помощью произведения записывается сумма одинаковых слагаемых, к примеру, 8+8+8+8=8·4 (смотрите статью общее представление об умножении натуральных чисел).
Сразу стоит сказать о правилах чтения степеней. Универсальный способ чтения записи an таков: «a в степени n». В некоторых случаях также допустимы такие варианты: «a в n-ой степени» и «n-ая степень числа a». Для примера возьмем степень 812, это «восемь в степени двенадцать», или «восемь в двенадцатой степени», или «двенадцатая степень восьми».
Вторая степень числа, а также третья степень числа имеют свои названия. Вторую степень числа называют квадратом числа, например, 72 читается как «семь в квадрате» или «квадрат числа семь». Третья степень числа называется кубом числа, к примеру, 53 можно прочитать как «пять в кубе» или сказать «куб числа 5».
Пришло время привести примеры степеней с натуральными показателями. Начнем со степени 57, здесь 5 – основание степени, а 7 – показатель степени. Приведем еще пример: десятичная дробь 4,32 является основанием, а натуральное число 9 – показателем степени (4,32)9.
Обратите внимание, что в последнем примере основание степени 4,32 записано в скобках: чтобы избежать разночтений мы будем брать в скобки все основания степени, которые отличны от натуральных чисел. В качестве примера приведем следующие степени с натуральными показателями , их основания не являются натуральными числами, поэтому они записаны в скобках
Ну и для полной ясности в этом моменте покажем разницу, заключенную в записях вида (−2)3 и −23. Выражение (−2)3 – это степень отрицательного числа −2 с натуральным показателем 3, а выражение −23 (его можно записать как −(23)) соответствует числу, противоположному значению степени 23.
Заметим, что встречается обозначение степени числа a с показателем n вида a^n. При этом, если n – многозначное натуральное число, то показатель степени берется в скобки. Например, 4^9 – это другая запись степени 49. А вот еще примеры записи степеней при помощи символа «^»: 14^(21), (−2,1)^(155). В дальнейшем мы преимущественно будем пользоваться обозначением степени вида an.
Данное выше определение позволяет находить значение степени с натуральным показателем. Для этого нужно вычислить произведение n одинаковых множителей, равных a. Эта тема заслуживает детального рассмотрения в отдельной статье – смотрите .
Одной из задач, обратной возведению в степень с натуральным показателем, является задача нахождения основания степени по известному значению степени и известному показателю. Эта задача приводит к понятию корня из числа.
Также стоит изучить , которые вытекают из данного определения степени и свойств умножения.
Задачи на делимость
Задача 1
Выяснить, делится ли на 3 число 1+2+22+23+24+…+22003+22004?
Решение:
Первое слагаемое делится на 3, второе нет,значит, сумма не делится на 3.
Задача 2
Доказать, что разность 9999931999 – 7777771997кратна 5.
Решение:
- Если оканчивается цифрой 3, то степени оканчиваются 3,9,7,1. Повторение через 4. в нашем случае 1999_4=499+3, 1999=4 х 499 +3. Значит число 9999931999 оканчивается на ту же цифру, что число 33, т.е. на 7.
- Если число оканчивается на 7, то степень числа оканчивается на 7,9,3,1. повторение через 4.
- 71=7
- 72=49
- 73=343
- 74=2401
- 75=16807
- 1997:4=499+4
1997 = 4 х 499+1, значит 7777771997 оканчивается натуже цифру, что и число 71, т.е. на 7.
3. Разность данных чисел оканчиваетсяна 0 (7–7=0), 0:5, следовательно разность кратна “5”.
Степень с рациональным показателем
В множество рациональных чисел входят целые и дробные числа.
Определение 1
Степень числа $а$ с целым показателем $n$ является результатом умножения числа $а$ самого на себя $n$ раз, причем:
$a^n=a \cdot a \cdot a \cdot \ldots \cdot a$, при $n>0$;
$a^n=\frac{1}{a \cdot a \cdot a \cdot \ldots \cdot a}$, при $n
Определение 2
Степень числа $а$ с показателем в виде дроби $\frac{m}{n}$ называется корнем $n$-ной степени из $a$ в степени $m$:
$a^\frac{m}{n}=\sqrt{a^m}$,
где $а>0$,
$n$ – натуральное число,
$m$ – целое число.
Определение 3
Степень нуля с показателем в виде дроби $\frac{m}{n}$ определяется следующим образом:
$0^\frac{m}{n}=\sqrt{0^m}=0$,
где $m$ – целое число, $m>0$,
$n$ – натуральное число.
Статья: Степень с рациональным и действительным показателем
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Существует и другой подход к определению степени числа с дробный показателем, который показывает возможность существования степени отрицательного числа или отрицательного дробного показателя.
Например, выражения $\sqrt{(-3)^6}$, $\sqrt{(-3)^3}$ или $\sqrt{(-7)^{-10}}$ имеют смысл, таким образом, и выражения $(-3)^\frac{6}{7}$, $(-3)^\frac{3}{7}$ и $(-7)^\frac{-10}{6}$ должны иметь смысл, в то время, как согласно определению степени с показателем в виде дроби при отрицательном основании не существуют.
Дадим другое определение:
Степенью числа $a$ с дробным показателем $\frac{m}{n}$ называется $\sqrt{a^m}$ в следующих случаях:
-
При любом действительном числе $a$, целом $m>0$ и нечетном натуральном $n$.
Например, $13,4^\frac{7}{3}=\sqrt{13,4^7}$, $(-11)^\frac{8}{5}=\sqrt{(-11)^8}$.
-
При любом отличном от нуля действительном числе $a$, целом отрицательном $m$ и нечетном $n$.
Например, $13,4^\frac{-7}{3}=\sqrt{13,4^{-7}}$, $(-11)^\frac{-8}{5}=\sqrt{(-11)^{-8}}$.
-
При любом неотрицательном числе $a$, целом положительном $m$ и четном $n$.
Например, $13,4^\frac{7}{4}=\sqrt{13,4^7}$, $11^\frac{3}{16}=\sqrt{11^3}$.
-
При любом положительном $a$, целом отрицательном $m$ и четном $n$.
Например, $13,4^\frac{-7}{4}=\sqrt{13,4^{-7}}$, $11^\frac{-3}{8}=\sqrt{11^{-3}}$.
-
При других условиях степень с дробным показателем определить невозможно.
Например, $(-13,4)^\frac{10}{3}=\sqrt{(-13,4)^{10}}$, $(-11)^\frac{5}{4}=\sqrt{(-11)^5}$.
К тому же, при применении данного определения является важным, чтобы дробный показатель $\frac{m}{n}$ был несократимой дробью.
Серьезность данного замечания в том, что степенью отрицательного числа с дробным сократимым показателем, например, $\frac{10}{14}$ будет положительное число, а степенью того же числа с уже сокращенным показателем $\frac{5}{7}$ будет отрицательное число.
Например, $(-1)^\frac{10}{14}=\sqrt{(-1)^{10}}=\sqrt{1^{10}}=1$, а $(-1)^\frac{5}{7}=\sqrt{(-1)^5}=-1$.
Таким образом, при выполнении сокращения дроби $\frac{10}{14}=\frac{5}{7}$ не выполняется равенство $(-1)^\frac{10}{14}=(-1)^\frac{5}{7}$.
Замечание 1
Нужно отметить, что чаще применяется более удобное и простое первое определение степени с показателем в виде дроби.
В случае записи дробного показателя степени в виде смешанной дроби или десятичной, необходимо показатель степени преобразовать к виду обыкновенной дроби.
Например, $(2 \frac{3}{7})^{1 \frac{2}{7}}=(2 \frac{3}{7})^\frac{9}{7}=\sqrt{(2 \frac{3}{7})^9}$, $7^{3,6}=7^\frac{36}{10}=\sqrt{7^{36}}$.
3. Решение типовых задач
Важно понять, что функции данного семейства ограничены снизу нулем, но наименьшего значения не имеют. Пример 1 – найти максимум и минимум функции на интервале [1;8):
Пример 1 – найти максимум и минимум функции на интервале [1;8):
вычислим значения функции в концах заданного промежутка:
Теперь мы можем выписать ответ на основании того, что функция монотонно убывает.
, минимального значения нет, так как правая граница не включена в интервал.
Пример 2 – построить и прочесть график функции:
Преобразуем заданную функцию по определению рациональной степени:
Не забудем указать, что по определению
Строим график функции , для нас это стандартная кривая, она проходит через точку (1;1), убывает. После этого сдвигаем полученный график на одну единицу вверх, точка (1;1) переходит в точку (1;2) (рисунок
Читаем полученный график: если аргумент возрастает от нуля (не включая) до бесконечности, функция убывает от бесконечности до единицы (не включая).
Рис. 8. Построение графика функции
Пример 3 – построить и прочесть график функции:
Преобразуем заданную функцию по определению степени с рациональным показателем:
Нам известен график функции , построим его. Полученная кривая возрастает и проходит через точку (1;1), поскольку показатель степени больше единицы – кривая выпукла вниз. Сдвинем построенную кривую на две единицы вправо (получаем график функции ) и на одну единицу вверх – получаем искомый график (рисунок 9)
Прочтем полученный график:
При возрастании аргумента от двух до бесконечности функция возрастает от единицы до бесконечности.
Пример 4 – построить и прочесть график функции:
В данном случае функция задана кусочно.
Напомним, что такое модуль, раскроем его по определению:
Итак, строим график функции . Имеем две ветки: и . После этого строим стандартную кривую на интервале (Рисунок 10)
Прочтем график построенной функции:
Если аргумент возрастает от минус бесконечности до нуля, функция убывает от бесконечности до нуля. Когда аргумент возрастает от нуля до единицы, функция также возрастает от нуля до единицы. Наконец, когда аргумент возрастает от единицы не включительно до плюс бесконечности, функция убывает от единицы не включительно до нуля не включительно.
Рис. 9. Построение графика функции
Рис. 10. График кусочно заданной функции
Пример 5 – найти значения параметра, при котором уравнение а) имеет хотя бы одно решение; б) имеет только одно решение:
График заданной функции мы уже построили в предыдущем примере. Теперь рассечем его семейством прямых и найдем количество точек пересечения для каждого случая.
Выполним рассечение (рисунок 11).
Рис. 11. Рассечение графика прямыми
При уравнение имеет три решения; при уравнение имеет единственное решение
Ответ: при уравнение имеет хотя бы одно решение, при уравнение имеет единственное решение.
Итак, мы рассмотрели степенные функции, их свойства и графики.
ИСТОЧНИК
http://interneturok.ru/ru/school/algebra/11-klass/stepeni-i-korni-stepennye-funktsii/stepennye-funktsii-ih-svoystva-i-grafiki-nachalnye-svedeniya
http://interneturok.ru/ru/school/algebra/11-klass/stepeni-i-korni-stepennye-funktsii/stepennye-funktsii-ih-svoystva-i-grafiki-stepennye-funktsii-s-ratsionalnym-pokazatelem
https://www.youtube.com/watch?v=6XZA9p2iCzg
http://mathematics-tests.com/matematika/11-klass/algebra-11-klass-urok-stepennye-funktsii-svoistva-graphici.pptx
Свойства степени с натуральным показателем:
1. При умножении степеней с одинаковыми основаниями основание остается прежним, а показатели степеней складываются
a m · a n = a m + n
например: 71.7 · 7 — 0.9 = 71.7+( — 0.9) = 71.7 — 0.9 = 70.8
2. При делении степеней с одинаковыми основаниями основание остается прежним, а показатели степеней вычитаются
a m / a n = a m — n , где, m > n, a ≠ 0
например: 133.8 / 13 -0.2 = 13(3.8 -0.2) = 133.6
3. При возведении степени в степень основание остается прежним, а показатели степеней перемножаются.
(a m ) n = a m · n
например: (23)2 = 2 3·2 = 26
4. При возведении в степень произведения в эту степень возводится каждый множитель
(a · b)n = an·bm,
например:(2·3) 3 = 2 n · 3 m ,
5. При возведении в степень дроби в эту степень возводятся числитель и знаменатель
(a / b)n = an / bn
например: (2 / 5)3=(2 / 5)·(2 / 5)·(2 / 5) = 23/53
Степень с рациональным показателем
Степенью числа а > 0 с рациональным показателем , где m – целое число, а n – натуральное (n > 1), называется число
Итак:
Например:
Степень числа 0 определена только для положительных показателей;
по определению 0r = 0 , для любого r > 0
Замечания
- Из определения степени с рациональным показателем следует, что для любого положительного а и любого рационального r число ar положительно.
- Любое рациональное число допускает различные записи его в виде дроби, поскольку для любого натурального k. Значение аr также не зависит от формы записи рационального числа r.
- При а < 0 рациональная степень числа а не определяется.
Для степеней с рациональным показателем сохраняются основные свойства степеней, верные для любых показателей (при условии, что основание степени будет положительным).
Степень с действительным показателем
Итак, для любого действительного числа мы определили операцию возведения в натуральную степень; для любого числа мы определили возведения в нулевую и целую отрицательную степень; для любого мы определили операцию возведения в положительную дробную степень; для любого мы определили операцию возведения в отрицательную дробную степень.
Возникает естественный вопрос: можно ли каким-либо образом определить операцию возведения в иррациональную степень, а, следовательно, определить смысл выражения ax и для любого действительного числа x? Оказывается, что для положительных чисел a можно придать смысл записи aα , где α — иррациональное число. Для этого нужно рассмотреть три случая: a = 1, a > 1, 0 < a < 1.
- Если a = 1, то по определению полагают, что 1α = 1.
- Если a > 1, то выберем любое рациональное число r1 < α и любое рациональное число r2 > α. Тогда, очевидно, r1 < r2 и, следовательно:
Но и потому (так как a > 1) и, наконец,
Под понимают такое число, которое лежит между и при любом выборе чисел и обладающих свойством Можно доказать, что число существует и единственно для любого a > 1 и любого иррационального α.
- Если 0 < a < 1, то выберем любое рациональное число и любое рациональное число Тогда, очевидно, и, следовательно, (это неравенство доказывается аналогично приведённому выше для a > 1). Под понимают такое число, которое лежит между и при любом выборе чисел и обладающих свойством Можно доказать, что число существует и единственно для любого 0 < a < 1 и любого иррационального α.
Итак, для a > 0 мы определили степень с любым действительным показателем.
Сравнение степеней
Напомним, что из двух корней n-ой степени больше тот, у которого больше подкоренное выражение:
Отсюда следует вывод, что если a<b, то
а1/n<b1/n
теперь возведем каждую часть этого неравенства в степень m. Тогда получим неравенство:
аm/n<bmn
Получили, что из двух степеней с одинаковыми показателями меньше та, у которой меньше основание (правила сравнения будем нумеровать, чтобы на них удобнее было ссылаться):
В частности, справедливы следующие неравенства:
233,75< 243,75
634/3< 644/3
0,0080,002< 0,0080,002
Здесь мы рассматривали случаи, когда показатель степени является положительным числом. А что делать, если он отрицательный? Тогда степень следует «перевернуть», воспользовавшись уже известной вам формулой:
a–n = 1/an = (1/а)n
Пример. Сравните выражения с рациональным показателем степени:
20–3,14 и 50–3,14
Решение. Избавимся от знака минус в показателе:
20–3,14 = (1/20)3,14 = 0,053,14
50–3,14 = (1/50)3,14 = 0,023,14
Получили две степени с одинаковым и, что принципиально важно, положительным показателем. Из них больше та, у которой больше основание
То есть из неравенства 0,02
0,023,14< 0,053,14
Это означает, что
50–3,14< 20–3,14
Ответ: 50–3,14< 20–3,14.
Особенным является случай, когда показатель степени равен нулю. Напомним, что любое число в нулевой степени (кроме самого нуля) равно единице, а выражение 0 не имеет смысл. Это значит, что числа в нулевой степени равны друг другу, даже если у них разные основания:
25 = 26 = 1
9,36 = 9,37 = 1
18,3546 = 12,3647 = 1
Несколько сложнее сравнивать числа, у которых одинаковые основания, но различные показатели. Здесь возможны три случая – основание либо равно единице, либо больше неё, либо меньше неё.
На основании этого правила можно записать, что:
53,14< 53,15
45–0,563< 450,001
1,235–5,623< 1,235–4,958
Единица в любой степени равна самой себе. Поэтому, если у двух чисел в основании записана именно она, то они должны быть равны друг другу:
1–7,56 = 1–0,15 = 10,236 = 1 521,36 = 1
Осталось рассмотреть случай, когда основание меньше единицы (но всё равно положительное). В таком случае ситуация становится противоположной – чем больше степень, тем меньше число. Проиллюстрируем это на примере. Пусть надо сравнить числа 0,57,6 и 0,58,9. Заменим дробь 0,5 так, чтобы вместо нее получилась степень с основанием, большим единицы:
0,5 = 1/2 = 1/(21) = 2–1
Итак, 0,5 = 2–1. Тогда можно записать, что:
0,57,6 = (2–1)7,6 = 2–7,6
0,58,9 = (2–1)8,9 = 2–8,9
Такие числа мы уже умеем сравнивать. Так как
– 8,9 <– 7,6
то и
2–8,9< 2–7,6
Следовательно, 0,57,6> 0,58,9.
Например, справедливы неравенства:
0,997> 0,997,24
0,5715,36> 0,5716,47
0,490,04> 0,490,05
Рассмотрим чуть более сложное задание на сравнение степеней, где надо использовать одновременно несколько правил.
Пример. Докажите, что
0,90,9 + 0,80,8 + 0,70,7< 281/3
Решение. Напрямую вычислить значение выражений в правой и левой части затруднительно. Однако мы можем усиливать неравенство, чтобы получить более простые выражения.
Усилить неравенство – это значит увеличить его меньшую или уменьшить большую часть. Например, неравенство 10 < 20 усилится, если вместо 10 написать большее число (11 < 20), или вместо 20 написать меньшее число (10 < 19). Очевидно, что если усиленное неравенство верное, то и изначальное (ослабленное) также справедливо.
Очевидно, что можно легко посчитать значение выражения 271/3:
Также ясно, что 271/3< 281/3 (правило 1). Усилим исходное неравенство:
0,90,9 + 0,80,8 + 0,70,7< 271/3 (1)
Действительно, если (1) справедливо, то мы можем записать двойное неравенство
0,90,9 + 0,80,8 + 0,70,7< 271/3< 281/3
Опустив здесь среднюю часть, получим исходное неравенство. Так как 271/3 = 3, мы можем переписать (1) так:
0,90,9 + 0,80,8 + 0,70,7<3 (2)
Далее будем работать с левой частью. Очевидно, что 0,80,8< 0,90,8 (снова используем правило 1). С другой стороны, 0,90,8< 0,90,7 (правило 3). Значит, можно записать двойное неравенство:
0,80,8< 0,90,8<0,90,7
или просто 0,80,8<0,90,7. Абсолютно аналогично можно записать, что
0,70,8< 0,90,7<0,90,7
Или 0,70,8<0,90,7. Наконец, в силу правила (3), 0,90,9<0,90,7. Итак, имеем три неравенства:
0,90,9<0,90,7
0,80,8<0,90,7
0,70,8<0,90,7
Их левые части стоят в (2). Следовательно, можно усилить (2):
0,90,7 + 0,90,7 + 0,90,7<3
3•0,90,7< 3
Поделим обе части на 3:
0,90,7< 1
Заменим единицу равным ему выражением 10,7:
0,90,7<10,7 (4)
Из правила 1 следует, что (4) справедливо. Но мы получили его, усиливая исходное неравенство. Из справедливости более сильного неравенства следует и справедливость более слабого. Следовательно, из справедливости (4) вытекает верность исходного неравенства, которое и надо было доказать.