Краткое содержание
В начале послания князь призывает всех, кто прочтёт его «грамотку», не смеяться, а воспринимать её серьёзно, взять её за основу и усердно трудиться. Владимир убеждён, что главное – иметь в сердце страх к Богу. Именно он является истоком всякого добра на земле. Также князь призывает не скупиться на милостыню.
Братья князя прислали к нему послов с предложением вместе выступить против Ростиславовичей, но он отказался присоединиться к ним. Чтобы успокоиться, он открыл Псалтырь и начал читать его. В это время он решил оформить свои мысли в виде послания детям своим и всем потомкам.
В своём обращении князь Владимир призывает молодёжь беречь чистую душу, меньше говорить и никогда не нарушать «слово Господне». С особым почтением следует относиться к мудрым старцам, прислушиваться к их мнению. Со своими же сверстниками нужно держаться благожелательно, избегая высокомерия или «лукавства». Во время еды вести себя скромно, не шуметь в разговоре, стараться не смеяться громко.
От плохих компаний следует держаться подальше, как и от распущенных женщин. Нужно стремиться быть полезным для общества, помогать попавшим в беду, и тогда человек будет вознаграждён Всевышним. Только имея «чистые помыслы» можно совершать хорошие поступки. Необходимо поддерживать справедливость в отношении всех людей, но особенно сирот и вдов.
Вредны месть и злопамятность, нельзя отвечать злом на зло. Умение прощать и терпеть все ниспосланные испытания – это хорошие качества
По мнению князя, остаться безгрешным не может ни один человек, поэтому важно вовремя покаяться и очиститься. Всевышний обещал простить грехи тому, кто искренне попросит Его об этом
Владимир призывает потомков бороться с ленью. Только труд помогает человеку добиться одобрения Всевышнего. Ни монашество, ни затворничество, ни отказ от еды и питья не приблизят к Богу так, как добрые дела.
Далее правитель перечисляет все милости, посланные Богом человечеству. Он создал свет и тьму, небесные тела, животных и растения. Человек должен быть благодарен Господу и постоянно возносить за это хвалу. Молитва приближает людей к Богу и отдаляет от дьявола, она также очищает душу от прегрешений.
Отдельно Владимир обращается к тем из потомков, кому доведётся стать правителем. Он призывает их не злоупотреблять властью и не прибегать к казни. Даже если осуждённый будет виноват, Владимир просит не убивать, не лишать человека души, данной ему Богом. Клясться Богом тоже не нужно, даже если говорящий говорит правду или благое, можно обойтись без клятв. Князь советует не давать пустые обещания. Если же обещал что-то, нужно во что бы то ни стало выполнить обещанное.
Князь призывает потомков соблюдать все традиционные обычаи: больного нужно проведать, покойника достойно проводить. При встрече люди должны приветствовать друг друга. К жене следует проявлять должное уважение, не выходящее за определённые границы.
Завершая послание, мудрый Владимир Всеволодович напоминает о смертности души. Человек не живёт вечно, и поэтому он должен заботиться о душе, совершать только хорошие поступки.
- https://frigato.ru/kratkie-soderzhaniya/3336-pouchenie-vladimira-monomaha.html
- https://obrazovaka.ru/books/monomah/pouchenie-vladimira-monomaha
- https://chitaemkratko.ru/kratkoe-soderzhanie/pouchenie-vladimira-monomaha.html
- http://chitatelskij-dnevnik.ru/kratkoe-soderzhanie/5-6-predlzhenij/pouchenie-vladimira-monomaha
- https://literoved.ru/kratkoe-soderzhanie/kratkoe-soderzhanie-poucheniya-vladimira-monomaxa.html
Содержание и источники
«Поучение…» начинается обращением князя к потомкам: «не лениться, а трудиться», также располагать «страхом Божием в сердце своем» и «милостыню подавать нескудную». Согласно этим принципам, Владимир Всеволодович отказался нарушать соглашения Любечского съезда 1097 г., когда другие князья предложили ему начать войну против двоюродных племянников, правивших Волынью. Обоснования решения происходят посредством цитирования псалмов 36 и 55 Псалтири.
Далее, Мономах приводит выдержки из «Жития святителя Василия Великого» VIII — IX вв. Князь говорит о скромности и послушании старшим. Примечательно, что существует только один перевод этой агиографии — в одном из списков второй половины XIV в. Однако житие явно было известно на Руси как часть Четьи минеи в XI — XII вв.
Следующие рассуждения Владимира Мономаха перекликаются со словами из поучения самого Василия Великого. Оно содержалось в сборниках «Пролог» и «Триодь Постная». Последующие строки — симбиоз этих трудов, а также Псалтири. Князь обращается к думам о величии Бога и Его творений. Предположительно, Владимир Всеволодович использовал в данном фрагменте трактат Иоанна, экзарха Болгарского, «Шестоднев».
Завершает «Поучение…» текст от самого Владимира Мономаха. Это своеобразное зерцало князя — собрание морали и практических советов для правителя. Он говорит, что надлежит:
- совершать молитву;
- оборонять слабых;
- чтить человеческую жизнь;
- блюсти клятвы;
- покровительствовать церковникам;
- отказаться от гордыни, лжи, блуда и пьянства.
Согласно Владимиру Всеволодовичу, князь как дома, так и в походах, обязан следить за всем самостоятельно, а не полагаться на слуг. Должен контролировать войско, уважать послов и заморских купцов, постоянно учиться (особенно языкам).
Краткое содержание произведения
Мудрый правитель выражает надежду, что дети не посмеются над ним, но серьезно воспримут его труд и без лени будут работать над собой.
Он отмечает способы обрести Царствие Небесное, подчеркивает, что земная жизнь скоро заканчивается, и страшно предстать пред Судьей с нераскаянными грехами. Правитель призывает потомков много молиться при любом занятии, творить добро и следить за своими мыслями, чтобы и они были добрыми.
Князь говорил о нравственности, укоренении в православии и давал практические советы:
- уважать старших;
- быть благожелательным к младшим и ровесникам;
- избегать плохих компаний;
- стараться быть полезным людям, помогать всем нуждающимся;
- жить по заповедям, не мстить, любить врагов, не роптать;
- соблюдать на войне строгий порядок, не полагаясь на воевод;
- во время междоусобиц всегда быть с оружием;
- следить, чтобы слуги не вредили крестьянам;
- любить жену, но не позволять ей властвовать над мужем.
Произведение представляет собой описание жизни киевского князя Кроме работы над душой, речь идет о работе над разумом. Князь говорит о своем отце, знавшем пять языков, и призывает молодое поколение стремиться к знаниям, не пренебрегать возможностью учиться, прилагать усилия для этого.
Наставления подкрепляются описанием собственной жизни князя с той поры, когда он в тринадцатилетнем возрасте начал жить самостоятельно. Автор рассказывает о своих походах, убитых врагах, об охоте и домашнем хозяйстве, так как он не перекладывал все на слуг, не оставался праздным и всегда находил себе дело. Он подчеркивает, что не хвалится своими достижениями, а славит Господа, без которого ничего не возможно.
Прислушиваясь к словам своего сына, крестным отцом которого являлся брат князя Олег, Владимир Мономах написал письмо своему брату. В битве с Олегом князь потерял сына, но все равно призывает к миру. Автор говорил о поисках мира для России путем добра, соблюдения родства и невозможности достичь лучшей жизни через вражду и насилие.
Поучения Владимира Мономаха Краткое содержание – avosya.ru
Поучения Владимира Мономаха Краткое содержание для читательского дневника
«Дети мои или кто иной, – пишет Владимир Мономах, – прочитав эту грамотку, не посмейтесь, но примите ее в сердце свое. Прежде всего, ради Бога и души своей страх Божий имейте в сердце своем и милостыню давайте нескудную. Это – начало всякому добру.
Тремя добрыми делами можно от греха избавиться и царствия Божия не лишиться: покаяньем, слезами и милостынею. Не тяжкая эта заповедь, дети мои. Бога ради, не ленитесь; молю вас, не забывайте этих дел. Ни одиночество (отшельничество), ни монашество, ни голод (пост), чему подвергают себя некоторые благочестивые люди, не так важны, как эти три дела…
Послушайте меня, дети мои, – продолжает Мономах. – Если не все поучение мое примете, то примите хоть половину. Пусть Бог смягчит ваше сердце: проливайте слезы о грехах ваших, говоря: «Как разбойника и мытаря помиловал Ты, Господи, так и нас, грешных, помилуй». И в церкви это делайте, и спать ложася. Когда на коне едете, говорите мысленно: «Господи, помилуй». Эта молитва всех лучше.
Всего же более убогих не забывайте, но по мере сил кормите их. Сироту и вдову сами на суде по правде судите; не дайте их сильным в обиду. Ни первого, ни виноватого не убивайте и не позволяйте убивать, хотя бы и заслуживал смерти; не губите никакой христианской души.
Когда речь ведете о чем, не клянитесь Богом, не креститесь; нет в этом никакой нужды. Если же придется вам крест целовать (давать клятву), то подумайте сначала хорошенько, можете ли сдержать клятву; а поклявшись, держитесь клятвы, чтобы, нарушив ее, не погубить своей души.
Епископов, попов и игуменов почитайте, принимайте от них благословение. Любите их и по мере сил заботьтесь о них, чтобы они молились за вас.
Более же всего не имейте гордости ни в сердце вашем, ни в уме: мы все смертны – сегодня живы, а завтра в гробу. Все, что дал нам Бог, не наше, а поручено нам на короткое время. В землю сокровищ не зарывайте: то великий грех. Старика почитайте как отца, молодых как братьев.
В дому своем не ленитесь, но за всем присматривайте сами; не полагайтесь на тиуна вашего и отрока, чтобы приходящие к вам не посмеялись над домом вашим и над обедом. На войне не ленитесь, не надейтесь на воевод ваших, не предавайтесь ни питью, ни еде, ни спанью. Сами стражу расставляйте. Устроив все, ложитесь спать около воинов, а вставайте рано. Оружия с себя не снимайте, не разглядев, есть ли опасность или нет: от беспечности человек может внезапно погибнуть.
Когда проезжаете по своим землям, не давайте слугам бесчинствовать и причинять вред ни своим, ни чужим, ни в селах, ни на нивах, чтобы не проклинали вас.
Куда приедете, где остановитесь, напойте, накормите бедного. Более всего чтите гостя, откуда ни пришел бы он, простой ли человек, или знатный, или посол. Если не можете почтить подарком, то угостите кушаньем и питьем. Гости этим мимоходом по всем странам разнесут молву о человеке, как о добром или как о злом.
Больного посетите; покойников провожайте и не минуйте никого без привета, скажите всякому доброе слово. Жену свою любите, но не давайте ей власти над собой.
Что знаете полезного, не забывайте, а чего не знаете, тому учитесь. Мой отец, дома сидя, знал пять языков. За это большая честь от других земель. Леность всему худому мать: что знаешь, то забудешь; чего не знаешь, тому не выучишься. Творите добро, не ленитесь ни на что хорошее.
Прежде всего идите в церковь. Пусть не застанет вас солнце на постели. Так делал мой отец блаженный и все лучшие люди. Сотворив утреннюю молитву и воздав Богу хвалу, следует с дружиною думать о делах или творить суд людям, или ехать на охоту (если нет никаких важных дел), а потом лечь спать. В полдень самим Богом присуждено спать и человеку, и зверю, и птице.
Русь и Византия
Слава Киевского князя распространилась далеко за пределами его владений. Император Византии, узнав, что Русь готовится к большому походу на Константинополь, в страхе предпочел отправить в Киев послов с богатыми дарами.
Они вручили русскому князю бармы (широкий воротник или оплечье), расшитые самоцветами, животворящий крест и сердоликовую чашу. Однако самым ценным даром, привезенным послами, был венец византийских басилевсов. Таким образом Константинополь признавал князя Владимира достойным носить императорские регалии. С тех пор шапкой Мономаха венчались все великие русские князья и цари.
Мудрость монарха
В одном из фрагментов произведения Владимир учит иметь чистую душу, проявлять уважение к старшим, учиться их мудрости, слушать, а не перечить. Мономах указывает, что над старостью нельзя смеяться. К младшим и ровесникам относиться с любовью, не лукавить и ума набираться. У человека должны быть высокие помыслы, желание оказывать помощь и пользу, а не желание властвовать.
Величие человека не в суете мирской, не в гордости и дерзости, а в добрых, полезных поступках, за что будет каждому божественное воздаяние и наслаждение благами.
Владимир Мономах советует научиться быть благочестивыми, смиренными. Как глубоко верующий человек, Владимир просит не забывать божьих заповедей: не мстить и терпеть своих гонителей, любить, даже если тебя ненавидят. И следует с чистыми помыслами творить добрые дела, помогать униженным и оскорбленным.
Мономах обращается к детям своим с характеристикой человеческой (грешные и смертные) и восхваляет Бога как милостивого человеколюбца. И милости Божьей можно добиться, избавившись от греховных дел своих, тремя добрыми делами: «покаянием, слезами и милостынею».
В произведении князя Владимира одна из тем — вера в Бога, которая может сделать человека добрее. И он неоднократно обращается с просьбой не лениться, посещать церковь, молиться.
Владимир Мономах: краткая биография князя набожного
Биография Владимира Мономаха насыщена событиями. Сам он был человеком высокообразованным для своего времени и всем рекомендовал учиться и читать побольше. В качестве примера для подражания он всегда указывал на своего отца, который совершенно самостоятельно, без посторонней помощи изучил пять языков. Историю, литературу, а также развитие духовности, князь считал важными и необходимыми науками. При этом он и сам был не обделен литературным талантом, что и видно из дошедших до нас записям.
Стоит узнать
Именно князь Владимир Мономах первым четко обозначил формулу, что леность – мать всех пороков. С этим утверждением трудно не согласиться, тем более, что и сам великий правитель всегда придерживался данного правила.
Происхождение и юность Мономаха
Четвертый сын Ярослава Мудрого, а также его супруги Ингигерды Шведской, Всеволод Ярославич, самый любимый и бережно хранимый родителями, смог передать толику любви и своим деткам, особенно первенцу – Владимиру Всеволодовичу. Его матерью была дочь византийского императора Константина IX Мономаха, личное имя которой не дошло до наших дней. Предположительно ее могли звать Мария, Анастасия, Анна или даже Феодора. Синодиками Выдубицкого монастыря она была названа Анастасией, а вот имя Мария могла принять в монашестве перед смертью.
Родился маленький Владимир, принявший фамильное имя матери, 26 мая 1053 года в Переяславе. Там он провел в окружении нянек и мамок, а также под присмотром собственной матери практически все детство и юность. Отец часто брал его в походы и поездки по стране. Когда он подрос до совершеннолетия, которое в древней Руси в четырнадцать лет, стал уже самостоятельно возглавлять отцовскую дружину. С ранних лет он выказывал военные навыки, как стратегические, так и тактические. Такой ранний опыт не мог повлиять на исторический портрет Владимира Мономаха в будущем.
- В 1073 году Владимир впервые отправился в большой военный поход вместе со своим братом Олегом Святославичем. Они ходили помогать полякам в борьбе с чехами.
- В том же году было осуществлено еще две военные вылазки против Всеслава Полоцкого, осуществленных вместе с отцом и двоюродным братом Святополком Изяславичем. Тогда же впервые была использована наемная конница из половцев в междоусобице.
- В 1073 году Всеволод стал князем киевским, а в правление своего сына отдал Чернигов. Спустя два года Владимир одержал блистательную победу, защищая свое княжество от кочевников-торков.
- В начале 1080-х годов Мономах со своей дружиной подавил восстание вятичей.
В последнем случае было произведено два поход в зимнее время между 1078 и 1085 годами. К 1093 году он сохранил свое влияние в Ростове, а также значительно расширил его на Смоленск и окружающие его земли.
Важно
В 1102 году Новгородским князем являлся сын Владимира Мстислав. По древней традиции там должен править сын киевского князя, которым на тот момент был его двоюродный брат Святополк Изяславич. Однако сместить сын и заменить его на племянника Мономах не позволил, тем самым нарушив древнюю традицию.
Личные качества последнего древнерусского правителя
Многие историки склоняются к тому, что деятельность Владимира Мономаха прекрасно свидетельствует о его личностных качествах и характеристиках. Летописи говорят о том, что с ранних лет отец и мать «получили наслаждение» от этого ребенка. Он подрастал умным, добрым, с обостренным чувством справедливости, остался он таким до глубокой старости. Великий русский историк Василий Татищев пишет, что он был «горд в правосудии и законы чтил», и хотя виновные всегда были наказаны, но более в пользу прощения и милости. По поводу внешности он писал, что Мономах был красен лицом, имел крупные глаза навыкате, волосы рыжие и кудрявые, был невысок ростом, но крепкого и коренастого телосложения.
Стоит отметить и увлеченность науками, что во все годы жизни Владимир Мономах проявлял в крайней степени. А. С. Орлов отмечал, что он был крайне умелым писателем, поэтом и несомненно образованным человеком. К вере православной у Владимира Всеволодовича было особое отношение, каноны которой он чрезвычайно уважал и чтил. Именно законы православия он считал основой, на которую следует опираться в любой ситуации и при каком угодно положении дел.
О произведении «Поучение детям»
Время правления князя Владимира Мономаха было для народа одним из счастливейших периодов. Мудрый правитель охватывал своими добрыми наставлениями не только современников, но и будущие поколения. Его труд актуален по сей день.
В своем «Поучении» киевский князь рассказывает о причинах, побудивших его к написанию этого труда. По дороге к Волге он встретился с послами, которых направили к нему братья. Было предложено сообща идти на Ростиславовичей, но от князя последовал отказ. Из-за этого братья заранее отказали ему в помощи в случае начала войны. Чтобы вернуть душевный покой, он начал читать Псалтирь. Правитель глубоко чтил Священное Писание, хорошо его знал, и оно побудило его написать послание для потомков.
Произведение «Поучение Владимира Мономаха» – одно из наиболее значимых в литературе XII столетия
Основа текста
Главной позицией Владимира становится вера в Бога, из которой следуют различные стратегии поведения, одобряемые и поддерживаемые христианством: соблюдать данные клятвы, помогать слабым и бедным, почитать старших, вести праведный образ жизни. Здесь же он указывает на необходимость осуществлять молитву.
Впрочем, и более древний мотив обнаруживает в своем завещании Владимир Мономах. Анализ «Поучения» демонстрирует, что высокую значимость имеет для правителя почитание гостя. Возможно, вы слышали, что издревле существовал неписаный кодекс, в котором принятие гостя в своем доме признавалось обязательным вне зависимости от времени суток и бытовых условий. Как и в сказках, где «накормить, напоить и спать уложить» является единственно возможным вариантом встречи незнакомого человека, в повседневной жизни заглянувший на огонёк путник являлся лицом неприкосновенным. Не положено было даже спрашивать, кто он и откуда – он мог это рассказать только по своему желанию, уже будучи принятым хозяевами.
Итак, анализ «Поучения детям» Владимира Мономаха показывает, что текст являет собой совокупность идей религиозной и бытовой морали.
Письмо Мономаха к Олегу Святославичу
Прислушавшись к совету своего старшего сына, который крещен его двоюродным братом, Олегом
Святославичем, князь пишет ему письмо в надежде на примирение. Страдая из-за смерти сына,
который был убит в битве с Олегом, князь увещевает брата и сожалеет, что тот сразу же
не покаялся, когда перед ним убили сына Мономаха, как покаялся царь Давид, сказав: «Грех мой
всегда передо мною». Князь советует Олегу прислать к нему сноху, вдову убитого, ибо именно
так поступали их отцы и деды, когда хотели примирения. Поскольку мертвых уже не воротишь
и суд приходит от Бога, а не от того, кто убил, то и обратиться надо к Богу,
чтобы Он вразумил и направил стопы грешного человека. Завершая послание, Мономах говорит
брату, что ищет добра всей братии и Русской земле, и заклинает его не стараться добыть
насилием то, что можно получить как знак искренней заботы и кровного родства.
О чем говорится в поучении Владимира Мономаха
Словарь Ефремова дает следующее толкование «поучение – это напутствие, наставление», такое же понятие в словаре Ушакова. Наставление – это своеобразный стиль литературы, в котором излагается пример поведения на личном опыте, изобличаются пороки и славятся добродетели.
Эта необычайная личность боролась за просвещение, была образованным и эрудированным человеком своего времени, о чем свидетельствует его текст изложенный как автобиография. Все произведение наполнено простыми мыслями и глубокой христианской мудростью, также в нем затрагиваются многие вопросы и даются ответы на них.
Особое внимание князь обращает на семейный образ жизни и скромность. Он считал, что в семье мужчина должен быть образцом подражания для всех, а отношения следует строить на доверии и почитании. В государственном управлении он указал на основное положение библейской заповеди: «Не соревноваться с лукавыми, не завидовать делающим беззаконие»
Князь наставляет не увлекаться властью, потому что все люди равные перед Богом
В государственном управлении он указал на основное положение библейской заповеди: «Не соревноваться с лукавыми, не завидовать делающим беззаконие». Князь наставляет не увлекаться властью, потому что все люди равные перед Богом.
Лучшая статья для Вас, переходите: Можно ли хоронить животных, как и где хоронят собак и котов
К чему призывал Владимир Мономах в поучении:
- слушать старших с покорностью, а властелинам мира не обижать сирот и вдов, быть милостивым и справедливым;
- помогать бедным;
- не лениться и не поддаваться праздности, которая служит врагом хороших начинаний и призывает трудиться;
- уважать пожилых людей, мать, отца;
- не надеяться полностью на других людей, быть ответственным, не увлекаться вином и едой;
- ложиться рано спасть и вставать ранним утром;
- поить и кормить нищих людей, уважать гостей;
- навещать больных, приветствовать людей.
Он говорил, что существует следующие добродетельности, которые побеждают лукавого: раскаяние, слезы и милостыня.
Мудрый руководитель обязан проявлять заботу о народе, быть справедливым и милосердным в одинаковой мере ко всем, независимо от различного положения.
Воинскую жизнь, наполненную рисками и проблемами, князь умело совмещал с образом христианина. Охота была обычным делом. В те время была масса диких животных, что значило охотиться – это защищаться от их нападения. Поэтому вторая часть носит стиль автобиографического плана. Он повествует, как два быка подняли его на рога, олень пытался затоптать ногами, медведь свалил с коня, но он остался живой благодаря Божьей добродетели. Он никогда не хвастался, а рассказывал об обычной жизни.
Князь Владимир:
- великий государственный деятель, патриот, военный руководитель, отважный воин;
- мудрый политический лидер, который был заинтересован в предотвращении междоусобных войн и объединении Руси;
- великодушный, честный, миролюбивый, добрый человек.
Основные наставления Владимира Мономаха из поучения – это свод духовных норм, к которым должен соблюдать каждый человек, нравственный кодекс. Все его наставления сводятся к тому, что семья – главная опора любого государства.
Лучшая статья для Вас, переходите: Почему нельзя православным играть в карты
10 советов из поучения Владимира Мономаха:
Пусть хранит Вас Господь!
Преимущества заполнения читательского дневника
1. Ведение счета
Заполнение читательского дневника поможет вам вести точный счет прочитанных книг. У вас будет статистика, которая покажет, сколько книг вы прочитали в год, месяц или день. Это может быть захватывающим вызовом для вас, чтобы установить новые рекорды и постепенно увеличивать свою скорость чтения.
2. Постановка целей
Читательский дневник поможет вам ставить и достигать целей. Вы можете записывать свои планы на прочтение определенного количества книг за определенный период времени или целей по жанрам или авторам. Это поможет вам сохранять мотивацию и ощущение достижения каждый раз, когда вы устанавливаете и достигаете своей цели.
4. Развитие мышления
Читательский дневник может помочь вам развивать свое мышление и аналитические способности. Вы можете записывать свои мысли и рефлексии о прочитанном, отмечать интересные цитаты или пассажи, анализировать сюжеты или стиль автора. Это поможет вам обогатить свой внутренний мир и стать более критическим и глубоким читателем.
5. Память и осознанность
Заполнение читательского дневника поможет вам улучшить память и осознанность. Когда вы активно взаимодействуете с текстом, записываете свои мысли и впечатления, вы лучше запоминаете информацию и осознаете свои эмоции. Это позволит вам продлить впечатление от прочитанного и извлечь максимум пользы из каждой книги.