«заколдованное место», анализ повести николая васильевича гоголя

Литература

Читать краткое содержание Заколдованное место Гоголя

Главным рассказчиком этого произведения является дьяк Фома. Он вместе с читателями в своем рассказе отправляется в далекое прошлое, где с его близким родственником произошли удивительные вещи, природу которых Фома, даже спустя такой длительный промежуток времени, не сумел объяснить.

Однажды, когда Фома был еще совсем ребенком, произошла очень странная и одновременно интересная история. Его отец отправился на заработки вместе с сыном, поэтому они некоторое время жили с матерью, дедом и братьями. Его дед был человеком своеобразным, он значительно отличался от других, видимо, поэтому именно с ним приключилась такая история.

Дед в свое свободное время стеречь баштан. Дело это весьма прибыльное, не отнимает много сил, всегда можно развлечь себя разговорами с прохожими и покупателями. Так и случилось в один из вечеров. В один из дней, за разговором с покупателями, дед Фомы пустился в пляс. Видимо, среди проезжавших людей оказалось много его знакомых и товарищей. Мало того, дед еще и заставил участвовать внуков в этом маскараде.

Войдя во вкус, дед продолжал активные движения ногами, но вдруг он понял, что он не смог двигаться дальше. Внезапно, он оказался совершенно в другом месте. Те, кто принимали участие в разговоре и внуки куда-то непонятным образом исчезли. Дед запаниковал, место было совершенно не знакомым ему ранее. Он слышал какой-то непонятный смех, шел мимо старого кладбища, видел ужасающие картины. Поздно ночью он вернулся домой.

На следующий день он взял с себя слово понять, где находится это место и разобраться, что здесь не так.

Он взял с собой лопату и отправился исследовать место, чтобы разобраться с тем непонятным случаем. Ввиду того, что внезапно начался дождь, дед решил оставить свою затею и возобновить поиски на следующий день.

На следующий день ближе к вечеру он идет копать огород, чтобы перекопать грядки. В ходе работы, разозлившись, он ударяет с силой заступом по земле. Вдруг, он опять оказывается в том самом несчастном поле. Он оказался недалеко от могилы. На ней находился камень. Он решил прикурить, но услышал какие-то подозрительные звуки, будто кто-то чихнул рядом с его головой. Опять дед увидел страшные картины. Перед ним говорили животные, баранья голова, происходили ужасные вещи, которые не поддавались объяснению. Дед не на шутку испугался. Он хотел было бежать, но ноги не слушались его. Дед выбросил котел, и вдруг все стало так, как было до этого происшествия. Он, не мучая уже себя объяснениями и догадками причины того, что с ним произошло, бросился бежать.

К тому времени родственники и близкие уже стали бить тревогу, потому что не могли найти деда. Они недоумевали, как мог пропасть человек, который еще накануне был абсолютно здоров и пребывал в хорошем расположении духа. Но произошло очень странное событие и здесь. После ужина, когда мать нашего рассказчика пошла выносить мусорное ведро, она обнаружила нашего героя в бочке. Дети, думая, что бочка пуста, игрались с ней и дурачились. Когда мать захотела вылить мусорное ведро в бочку и обнаружила там деда, она долго не могла прийти в себя после случившегося. После всего этого дед стал с опаской ходить мимо странного места, через какое-то время он огородил его забором, чтобы никто не попал в такую же странную и непонятную историю

Ранний период литературной деятельности Н.В. Гоголя

История написания его первых повестей

Будущий писатель появился на свет в селении Большие Сорочинцы Полтавской губернии 1 апреля 1809 г. в семье мелкопоместного дворянина. Николай был третьим ребенком, всего в семействе родилось 12 детей. Из шести сыновей в живых остался только Николай, остальные братья и три сестры умерли во младенчестве или в детстве. Мать мальчика была очень религиозной и мнительной, часто водила его в церковь, учила с ним молитвы. С детства Гоголь любил слушать народные легенды, сказки, предания про русалок, леших, домовых, ведьм, вампиров, которые рассказывали ему бабушка и мать, хорошо знавшие славянскую мифологию.

Отец Гоголя был прекрасным знатоком родного быта и поэзии. Наделенный актерским и литературным талантами, он писал комедии из малороссийской жизни. Под влиянием отца с пяти лет мальчик стал увлекаться сочинительством и записывать свои стихотворные опыты. С 10 лет Гоголь учился сначала в Полтавском уездном училище, после в течение 7 лет в Нежинской гимназии высших наук. Среди учеников гимназии он основал кружок любителей литературы и театра. Гимназисты выпускали рукописный литературный журнал, в котором Гоголь писал стихи, прозаические и драматические произведения. В годы учебы он начал вести записи об интересных деталях быта и особенностях традиций малороссийского народа, которые называл «Книгой всякой всячины или Подручной энциклопедией».

С января 1829 г. началась самостоятельная взрослая жизнь Николая Гоголя. После окончания гимназии девятнадцатилетний юноша переехал в столичный Петербург, мечтая послужить Отечеству. Он устроился в Министерство уделов, но через полтора года в скучной и однообразной службе чиновника разочаровался. Пробовал стать актером, подрабатывал гувернером, немного преподавал историю в университете, но окончательно понял, что его призвание – литература.

Литературное творчество Гоголя началось с неудачи, у него уже был провальный опыт в написании романтических поэм. Напечатанную за собственный счет автора поэму «Ганс Кюхельгартен» публика не покупала, в газетах появилось два негативных отзыва. Гоголь скупил почти весь тираж и сжег. Теперь он решил писать о том, что хорошо знал – об обычаях малороссийского народа. Так появился замысел написать повести,для которых источником вдохновения стал эпос Малороссии. Он попросил мать и сестер подробно писать ему обо всех национальных традициях, поверьях, легендах, обычаях, которые стали фольклорной основой повестей цикла «Вечера на хуторе близ Диканьки».

Повести написаны Гоголем от имени вымышленного персонажа –старого хуторского пасечника Рудого Панько, который якобы записал и издал истории, услышанные им от других людей. Рудый Панько был придуман Гоголем по совету издателя, чтобы восемь разнородных по художественному стилю, направленности и содержанию повестей связать общим персонажем. Наличие такого собирателя историй сделало более выразительным народный характер повестей, написанных простым разговорным языком сельского жителя. У каждой повести своя манера повествования, свой стиль. Это словно подтверждает, что истории были рассказаны пасечнику разными людьми.

Публикация в 1831 г. сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки» стала настоящим литературным дебютом молодого писателя. В этом же году Гоголь познакомился с В.А. Жуковским и А.С. Пушкиным, который первым высоко оценил талант провинциального литератора. Он восторженно писал, что первые повести Гоголя изумили его своей «настоящей веселостью, искренней, непринужденной». Повести были необычны для литературы того времени: в них переплелись романтизм, реализм, мистика, нравоописание Малороссии и простонародное остроумие. В 1832 г. вышла вторая часть сборника, в составе которой была опубликована повесть «Заколдованное место».

Главные герои

Петербург

Итак, В.И. Шенрок дал такое название сборнику не прихоти ради, а в связи с тем, что действие всех указанных повестей Николая Васильевича происходит в Петербурге. Более того, город является не просто фоном для описываемых событий – он как будто бы становится одним из основных персонажей. И это не случайно.

Колокольня Владимирского собора

Детство и юность Николая Гоголя прошли в Малороссии, и столица Российской империи – Петербург – такой далекий и манящий, всегда виделся ему красивым, блестящим, нарядным. Однако, когда Гоголь в 1828 году прибыл в Петербург, город открыл ему не только свою праздничную сторону, но и будничное, совсем не такое привлекательное лицо. Наряду с лощеным Невским проспектом здесь были и маленькие улочки, и грязные тупики, и темные зловонные дворы-колодцы. А по соседству с богатыми горожанами терлись бедняки. Причем, не только откровенно нищие и попрошайки, но и мелкий чиновничий люд, служащие, работники, мастеровые – все они жили во много-много раз беднее дворян, помещиков и крупных торговцев и составляли основную часть населения города. 

А. И. Иванов. Портрет Николая Гоголя, 1841 Русский Музей, С.-Петербург

Маленький человек

И именно такие «маленькие люди» и стали главными героями «Петербургских повестей». Гоголь знал тех, о ком писал. В какой-то мере он и себя относил к этой категории, а также в избытке повидал таких персонажей в то время, когда служил чиновником на государственной службе. Кто такой «маленький человек»? Он робкий, неуверенный в себе, никак не может вырваться из череды неприятностей, бедности, неудач. Он постоянно терпит унижение от начальства, более удачливых коллег и вообще всех, кто стоит выше него на социальной лестнице. Их подколки, издевательства, пренебрежение больно ранят таких героев, заставляя еще больше замыкаться в себе, терять надежду, разувериться в себе, в справедливости и в целом в жизни.

Акакий Акакиевич

В итоге герои Гоголя либо сходят с ума, либо заканчивают жизнь самоубийством, либо умирают – тихо и незаметно, также, как жили. Никто даже не замечает, что их больше нет. А нарядный и блестящий Петербург продолжает жить своей парадной жизнью… 

Нет сомнений в том, что весь данный цикл – протест писателя против трагической неустроенности жизни и тех, кто сделал ее такой: жестокой, несправедливой, бесчеловечной. 

Смысл произведения Заколдованное место

Основной смысл волшебной повести — поучительный. Через историю деда Максима писатель старается показать, что не стоит желать богатства, добытого нечестным путём, да ещё и с помощью нечистой силы. Сокровища, полученные таким образом, не принесут счастья. Нечистая сила непременно обманет человека, желающего разбогатеть лёгким способом. Писатель осуждает жажду богатства, но делает это с юмором, беззлобно.

Николай Васильевич Гоголь пытается донести до читателей яркого и талантливого, певучим языком написанного произведения, одну важную мысль. Жадность и страсть к деньгам приводят только к неприятностям, а то и настоящим катастрофам. В лучшем случае деньги превратятся в мусор, как у героя мудрой повести. А в худшем может произойти кое-что и пострашнее. Произведение «Заколдованное место» переплетается с другим талантливым созданием Гоголя — «Вечер накануне Ивана Купала». Только там история с добытым кладом закончилась трагически.

Есть у прекрасного произведения и воспитательный смысл. Писатель призывает не иметь никаких отношений с нечистой силой. Последствия для людей, пытающихся проникнуть в мир духов, могут быть непредсказуемыми. Главного героя предостерегали, а когда он не послушался, наказали.

Мир добрых духов

Этот мир загадочен, он хранит в себе множество тайн. В повести Гоголя духи лишь предупредили хозяина. Своими беззлобными выходками они хотели отвести беду от деда. Вероятно, это были духи, призванные хранить дом. Существует поверье, что добрые существа, например, домовые, могут выручить человека из беды. При этом они любят позабавиться над людьми, но делают это без злобы. Добрым духам удалось избавить хозяина от неминуемой беды. Правда, для этого им пришлось немного его напугать. Но и пугали его не жуткими образами, а даже немного забавными. То птичий нос покажется, то баранья голова. Не желали добрые духи зла человеку.

В этом и есть поучительный смысл повести «Заколдованное место».

Не хвались

В своё яркое, самобытное, истинно народное произведение писатель заложил и ещё немного воспитательного смысла. Главный герой любил похвастаться своим умением танцевать. Когда у деда не получилось, он был раздосадован, да ещё и испытал чувство неловкости. На примере деда Максима автор показал читателю, что не стоит хвалиться перед другими своим умением. Это может обидеть человека.

Смысл финала

Заключает свою повесть Николай Васильевич Гоголь ещё одним напоминанием о том, что не принесёт пользы богатство, добытое нечестным путём. Да и дела с нечистой силой иметь не стоит.

Главный герой после пережитых страхов усвоил урок хорошо, стал религиозен и родным правил веру в Бога. А проклятое место хозяин огородил плетнём и сбрасывал туда всякий мусор. Таким образом он желал отомстить чёрту. Но кажется, что не из мести сделал это дед. Так он пытался избавиться от страха перед заколдованным местом.

Анализ и главная мысль

Прочитав краткое содержание «Заколдованного места» Гоголя, можно определить, что это литературный мистический сказочный рассказ. Однако автор утверждает, что это быль, рассказанная дьячком церкви.

Николай Васильевич Гоголь был хорошо знаком с фольклором, поэтому в основу произведения ложатся поверья, мифы и легенды о «заколдованных обманных местах», которые присутствуют в культуре многих народов мира. Так, у славян имелось поверье, что на кладбище можно найти клады, если над могилой с богатством загоралась свеча.

По современным понятиям заколдованное место можно назвать аномальным: в нём пространство и время изменяют свои физические свойства. Дед приписывает это нечистой силе. У аномальной зоны тоже есть собственный характер, так что в какой-то мере она является ещё одним главным героем: она не несёт людям особого зла, но шутит над человеком, играет с ним, то скрываясь, то появляясь, запугивает, имея для этого немало средств, например, говорящие головы животных и чудища. Сюжет имеет свою композицию:

  1. Завязка: старик танцует и находит проклятое место.
  2. Развитие действия: попытки деда найти могилку со свечой.
  3. Кульминация: извлечение клада и запугивание человека нечистой силой.
  4. Развязка: сор и дрязг в котле.

Проведя для читательского дневника анализ «Заколдованного места» Гоголя, можно вынести главную мысль: нужно зарабатывать богатство своим трудом, а не гнаться за чем-то призрачным, что может посулить нечистая сила. Желание деда побыстрее обогатиться — наглядная иллюстрация того, что жажда обогащения и страсть к деньгам приводят к катастрофическим последствиям, а приобретённые нечистым способом средства могут превратиться в мусор.

Также из произведения можно сделать вывод, что в мире есть немало тайных и загадочных мест, но не стоит доверять нечистой силе

Ко всему странному и непонятному нужно относиться с большой осторожностью. К такой мысли приходит и дед Максим, который после этого случая становится более набожным, зарекается доверять чёрту и наказывает своим внукам поступать так же.

Автор пишет произведение простым языком, так что оно понятно каждому. Читая рассказ даже в сокращении в классе, можно почувствовать ощущение присутствия, будто любой читатель сам находится среди слушателей дьячка или переживает приключения дедушки.

Кроме того, текст произведения уникален фольклорными особенностями, колоритен и самобытен. Его своеобразие заключается в достоверном отображении простой украинской жизни, бытовых ситуаций и народных характеров.

Гоголь написал это произведение на русском языке, но обогатил его украинскими словами «баштан», «курень», «чумаки», «цыбуля» и другими, а также придал речи самих героев неповторимый колорит. Можно привести цитату русского писателя и публициста Дмитрия Быкова, который сказал: «Гоголевские „Вечера на хуторе близ Диканьки“ хоть и написаны по-русски, хранят мелодику украинской речи. По большому счёту это главная книга украинской литературы».

Сочинения

На днях мы познакомились с повестью Гоголя Заколдованное место на уроке в 5 классе. Это произведение является завершающей повестью второй части знаменитых Вечеров на хуторе близ Диканьки. Данную быль рассказывает дьячок Фома, а история о том, как дьявольская сила которая с легкостью может обморочить любого, как обморочила его деда. Давайте же познакомимся с пересказом Заколдованное место, чтобы познакомиться с сутью произведения.

Заколдованное место краткое содержание

Рассказ дьячка переносит нас в его детство. Было ему тогда около одиннадцати лет. Дед его был еще жив, был крепок и мог заниматься домашними делами. И вот, когда отец Фомы уехал с младшим братом в Крым, чтобы продать табак, дома остались дед с мамой и он с двумя братьями. В это время дед сажает у дороги баштан, где было все, что душа пожелает. Здесь и огурцы, и горох, и дыни, и репа, и арбузы. Сам он построил курень у баштана, чтобы иметь возможность стеречь его. Веселое тогда было время. По дороге за день проезжало очень много чумаков, которые делились историями. Заслушаешься. Особенно интересно было слушать знакомых деда, которые как вспомнят прежнее, как разольются.

Вот как-то проезжали мимо баштана знакомые старика. Остановились у нас, расселись возле куреня и, закурив свои люльки, давай рассказывать истории, не остановить их. Вот уже и полдник пришел. Дед угощает всех дынями, а внукам говорит танцевать казачка, да не удержался он и сам в пляс пошел. Танцевал так перед своими знакомыми, что только курева стояла, вот только в одном месте ноги становились деревянными. И как не пытался дед станцевать какую-то свою штуку, не получалось. Дойдет до заколдованного места и все, как вкопанный, а ведь не хотелось осрамиться перед знакомыми. Начал старик проклинать сатану. Дед даже смех услышал, думал, что кто-то из чумаков смеется. Обернулся, а он вообще в другом месте находится. Нет никого да и не день вовсе, а вечер уже. Стал рассматривать округу, оказалось, что он в другом конце села. Нашел дед тропинку и пошел домой. По дороге увидел какую-то могилку, где загорелась свеча, о потом и вторая. По поверьям, в таком месте зарыт клад. Вот и приметил старик место, бросив на могилу ветку, чтобы вернуться вновь. Пришел дед в курень и даже не поев, лег спать.

Уже рано утром отправился дед на поиски того самого места, где был он вчера, но не нашел. А тут еще и дождь начался. Словом, злой и промокший вернулся старик в курень и долго еще отзывался нелестными словами в сторону нечистой силы, которая посмеялась над ним. В новый день проснулся дед, как ни в чем не бывало, бродил по баштану, занимался делами.

Вечером дед захотел обкопать новое место для тыквы. Однако проходя мимо заколдованного места не удержался, вышел на середину и топнул ногой. И вновь на том самом месте оказался, куда и вчера попал. Вот и могилка, и голубятня, и гумно. Стал копать старик, докопал до котелка. При этом ему все время мерещились странные вещи, то баранья голова, то медведь, то птичка какая-то, а то и вовсе какое-то чудище нечистое. Да и ночь выдалась без звезд и месяца. Словом, стало жутко, хотелось было старику оставить котел, да вдруг все по-прежнему стало, и вроде как не было вокруг ничего странного. Подумал дед о том, что нечистая сила так над ним развлекается. Схватил дед котел и давай бежать, только на огороде попа смог перевести дух.

В это время к детям пришла мать, принесла ужин, а деда все нет и нет. Пришлось есть без него. Женщина убралась после ужина, а помои вылить некуда было. Тут видит, бочка надвигается, видимо, ребята шалят и толкают ее. В эту бочку женщина и вылила помои. Оказалось, это был дед, который теперь стоял весь облитый. Сам же он решил похвастаться кладом и дал казан, в котором оказался сор и дрязг.

С того времени дед не верил черту и внукам приказал не верить. Заколдованное место старик огородил и бросал туда разный сор. При этом, даже когда на этом месте землю засаживали другие, именно в странном месте никогда не родило, а если и вырастет что-то, то черт знает что.

Главные герои повести Гоголя

Если говорить о повести Гоголя и его героях, то стоит выделить самого Фому, того самого дьячка, который и рассказал историю. А также его деда, с которым приключилась чертовщина.

План

1. История из детства. 2. Дед и внуки на баштане гоняют воробьев. 3. Встреча со старыми друзьями. 4. Заколдованное место, где располагался клад. 5. Дед ищет помеченное место, но не находит. 6. Еще одна попытка поиска клада, встреча с нечистой силой. 7. Клад — обман зрения. 8. Дед не верит в черта, но место так и осталось заколдованным, где ничто не росло.

Гоголь, Краткое содержание Заколдованное место, План

А какую оценку поставите вы?

Второстепенные персонажи

Помимо главного героя, в сказке «Заколдованное место» присутствуют ещё два значимых персонажа — это рассказчик Фома и то самое мистическое место, благодаря которому произведение и получило своё название. Характеристика каждого из них также очень важна для общего понимания темы.

Дьякон Фома

Именно от его лица ведётся всё повествование. Однако о самом мужчине в тексте почти не упоминается. Известно лишь, что служит он дьяконом в церкви и не очень любит вспоминать эту историю из своего детства.

Ребёнком он был непоседливым и не очень послушным. Об этом говорят воспоминания рассказчика о своём отрочестве. Мужчина с точностью не может вспомнить, сколько ему тогда было лет, но хорошо помнит окрики отца за глупые проделки: «Я тогда был ещё дурень. Всего мне было лет одиннадцать; так нет же, не одиннадцать: я помню как теперь, когда раз побежал было на четвереньках и стал лаять по-собачьи, батько закричал на меня, покачав головою: «Эй, Фома, Фома! тебя женить пора, а ты дуреешь, как молодой лошак!»

Чёртово место

Особенностью этой повести, безусловно, является её мистическая составляющая. Автор не просто описывает бездушное заколдованное место, он анализирует его поступки, как у обычного персонажа. Наделяет качествами, присущими только человеку:

  • хитростью;
  • подлостью;
  • зловредностью.

Изначально показав, где закопан клад, нечисть начинает издеваться над стариком. Сначала водит его кругами и не даёт найти заветную могилу. Затем пугает его разными голосами и страшными образами. Место как бы говорит старику, что ещё не поздно повернуть назад, даёт ему выбор, который герой не понимает и не принимает. В конце нечисть наказывает старика, подсунув ему вместо золота мусор. Этот безликий персонаж однозначно отрицательный герой в сказке. Все его действия направлены на проявление скрытых человеческих пороков, таких как жадность и глупость.

Гоголь, «Заколдованное место». Герои и сюжет

Старый дед Фома еще тем был рассказчиком, и все к нему приставали: расскажи да расскажи. Отвязаться невозможно было от них. И вот начал он свой очередной рассказ с того, что если захочет дьявольская сила кого-нибудь обморочить, то обязательно это сделает. Когда он был еще мальчишкой лет одиннадцати, отец, прихватив с собой трехлетнего его брата, отправился в Крым торговать табаком. Жить на баштане (поле с арбузами, дынями и разными овощами) оставались дед, мать, Фома и еще его два брата. Рядом тянулась дорога, и однажды вечером мимо проходили чумаки-обозники, которые ехали в Крым за товаром — солью и рыбой. Дед узнал среди них своих старых знакомых. Гости расположились в шалаше, закурили люльки и стали угощаться дынями. А потом начали они вспоминать о былом. В конце и вовсе дело дошло до танцев.

Оценка роли Заколдованного места в творчестве Гоголя

Заколдованное место – одно из наиболее известных произведений Николая Гоголя, которое считается одним из наиболее ярких произведений русской литературы. В этом произведении Гоголь создал уникальный мир, который отличается от реальности, но при этом остается достаточно реалистичным и правдоподобным

Оценка роли Заколдованного места в творчестве Гоголя является важной задачей для понимания его творческой концепции и стиля

Заколдованное место – это произведение, которое отличается от других произведений Гоголя своей мистической атмосферой и необычным сюжетом. В этом произведении Гоголь создал свой собственный мир, который отличается от реальности, но при этом остается достаточно реалистичным и правдоподобным. В Заколдованном месте Гоголь использовал множество символов и образов, которые помогают читателю понять глубинный смысл произведения.

Одной из главных тем произведения является тема человеческой жизни и смерти. Гоголь показывает, что жизнь человека – это нечто непостоянное и неустойчивое, что может закончиться в любой момент. В произведении присутствует множество образов, которые символизируют жизнь и смерть, например, образы деревьев, которые растут и умирают, или образы птиц, которые летят в небо и падают на землю.

Также в Заколдованном месте Гоголь обращается к теме человеческой одиночества и отчуждения. Главный герой произведения, Игорь, чувствует себя одиноким и никому не нужным, он не может найти свое место в жизни. Гоголь показывает, что человек может чувствовать себя одиноким даже в окружении других людей, если он не находит себе места в этом мире.

Таким образом, Заколдованное место является одним из наиболее значимых произведений Гоголя, которое отличается своей мистической атмосферой и глубоким смыслом. В этом произведении Гоголь создал свой собственный мир, который помогает читателю лучше понять человеческую жизнь и ее смысл

Оценка роли Заколдованного места в творчестве Гоголя является важной задачей для понимания его творческой концепции и стиля

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
ГДЗ 8 класс
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: