Рассказ об августе
Третьим и последним рассказом в цикле является «Севастополь в августе». Очерк отличается естественностью языка. В нем автор не пытается использовать литературные приемы и описывать интриги. Он просто показывает быт защитников Севастополя, рассказывает, что обычные люди не рискуют своей жизнью ради тщеславия, но и не берегут ее в критические моменты. В третьей части рассказывается следующая история:
- У офицера Володи Козелкова есть только один страх — струсить. Утром 27 августа парень снова погружается в свои мысли, боится, что его одолеет чувство страха и он станет предателем. Юноше очень не хочется умирать, ведь впереди у него вся жизнь.
- В конце августа офицер встречается со своим братом Михаилом, который уже давно являлся защитником города, но находился в отпуске из-за ранения.
- Володя приехал в Севастополь вместе с братом. Козельцов пребывает в ужасном настроении, в голове у него возникает странная картина. Ему видится, что брат погибает на поле боя, а он бросается отомстить за его кончину и умирает рядом с ним. Скоро мысли Володи станут реальностью. Его брата действительно ранят и он погибает во время перевязки. Козельцов же умирает на мортирной батарее.
- Повествование завершается тем, что русские переходят через бухту на Северную сторону.
Боевые действия велись практически год, но Толстой описал только три истории. Однако они позволяют понять полную картину происходящего. Читая краткое содержание и проводя анализ, стоит отметить, что от рассказа к рассказу все больше усиливается критический пафос, Лев Николаевич обличает героев произведения. Он все сильнее проводит черту между простыми, искренними солдатами и тщеславными офицерами.
«Севастопольские рассказы» изучают в старших классах и пишут по ним конспекты, поскольку истории содержат в себе множество ценных уроков. Произведение заложило основу реалистичному изображению войны. Писатель описывает события глазами простых людей. Этот опыт пригодился Толстому для написания романа «Война и мир». Можно с уверенностью сказать, что литератор всегда интересовался внутренним миром людей, попавших на войну, и стремился показать правдивую картину происходящего.
Анализ произведения
«Севастопольские рассказы» создавались по свежим следам военных событий. Сюжет развивается в период Крымской войны. В это время Севастополь был во власти французов.
Краткое содержание
Сборник состоит из трех рассказов: «Севастополь в декабре месяце», «Севастополь в мае», «Севастополь в августе 1855 года».
В первой части описывается спокойный город, где люди занимаются своими каждодневными делами. Никто бы не поверил, что совсем скоро все изменится. Неподалеку происходили жестокие бои, где гибли люди в огромных количествах.
Писатель описал бессмысленность войны, ведь люди умирают, а власть все никак не договаривается между собой. Это жестоко по отношению к своему народу. Госпитали были переполнены ранеными солдатами, многим ампутировали конечности.
Рассказчик узнал о существовании 4-го бастиона, о нем ходили легенды. Он решил посетить его. Автор нашел командира, поговорил с ним. Это происходило прямо недалеко от вражеского войска.
Солдаты умирали во время военных действий, они повиновались своим военачальникам, а в период перемирия русские и французы разговаривали друг с другом как ни в чем не бывало. Ведь они были обычными людьми, которые не понимали, ради чего их заставили воевать между собой. Но в отличие от них начальство преувеличивает «свои» заслуги и победы друг перед другом. Не исключением был и капитан Михайлов. Он жаждал наград, признания и славы. Мужчина был ранен в голову, но несмотря на это продолжил воевать. Им двигало тщеславие.
В третьем рассказе показан Севастополь, где происходят сражения. Иногда случаются перемирия, но очень редко. В город приехали два брата — Михаил Козельцов (старший) и Володя (младший). Они не понимали, как можно было добровольно оставить свою спокойную, сытую и мирную жизнь ради того, чтобы убивать друг друга. Братья погибли в сражении, армии пришлось отступать. Через некоторое время город был во власти французов.
Действующие лица
В произведении дана характеристика основным и второстепенным персонажам.
Среди главных героев выделяют следующих:
Рассказчик — человек, который побывал в осажденном Севастополе, писал свои мысли о войне.
Защитники города — обычные люди, которые отважно и героически защищали Родину и верили в победу русской армии.
Михайлов — это штабс-капитан. Он был рассудительным, тщеславным и амбициозным человеком
Искал славы и признания.
Михаил и Владимир Козельцовы — братья, которые были патриотами, отважными и смелыми людьми.
Основная мысль
Лев Николаевич рассуждал о бесчеловечности и бессмысленности войны.
Такое решение спасло бы много людей. Автор полагал, что война — это признак неразумности общества. Это и есть основная идея произведения.
Вот цитата, характеризующая мысли писателя: «Одно из двух: или война есть сумасшествие, или ежели люди делают это сумасшествие, то они совсем неразумные создания, как у нас почему-то принято думать».
Рассказ учит следующему:
- всегда правильно и достойно воспринимать происходящее;
- видеть только положительное во всем;
- не быть безучастным по отношению к чужим страданиям;
- взаимопомощи.
Сейчас читают
В небольшой городок Сновск, прямиком из Швейцарии прибыл знаменитый в Базели доктор Леон Ивановский со своим сыном Яковом. Леон вырос в Сновске и желает чтобы его сын увидел место, в котором провел детство его отец.
Васека был не такой, как все. Молодой высокий парень с утиным носом и невозможным характером, он резко отличался от остальных молодых людей. Деньги его не интересовали, работой не увлекался – не видел ни в какой деятельности «души»
Сказочная повесть «Старик Хоттабыч», созданная советским писателем Лазарем Иосифовичем Лагиным в сороковых годах прошлого века, актуальна и для современных читателей.
Произведение берёт своё начало в четырнадцатом веке в Англии. Первая сцена произведения начинается в трактире под названием
Как-то в сибирской глуши стая волков напала на людей в санях. Одним из пассажиров был князь Гордов. Он ехал к своему другу вместе с девятимесячной дочуркой, чтобы хоть немного развеяться после смерти жены
-
Кто такая вера николаевна с цитатами
-
Бобер цитаты из фильма
-
Добрый человек из сезуана цитаты
-
Жизнь всего лишь миг цитата
- Разговор в трактире преступление и наказание цитаты
Севастополь в мае
Автор рассуждает о бесцельности кровопролития, которое не могут решить ни оружие, ни дипломатия. Он считает верным, если бы сражались только по одному солдату с каждой стороны – один оборонял бы город, а другой – осаждал, говоря, что так «логичнее, потому что человечнее».
Читатель знакомится со штабс-капитаном Михайловым, некрасивым и нескладным, но производящим впечатление человека «чуть повыше» обыкновенного пехотного офицера. Он размышляет о своей жизни до войны и находит свой прежний круг общения куда изысканнее нынешнего, вспоминая друга-улана и его жену Наташу, которая с нетерпением ждет новостей с фронта о героизме Михайлова. Он погружается в сладостные мечты о том, как получит повышение, мечтает быть вхожим в высшие круги. Штабс-капитан стесняется своих нынешних товарищей, капитанов его полка Сусликова и Обжогова, желая подойти к «аристократам», гуляющим по пристани. Он не может заставить себя сделать это, но, в конце концов, присоединяется к ним. Выходит так, что каждый из этой группы считает кого-либо «большим аристократом», чем он сам, каждый преисполнен тщеславия. Ради шутки князь Гальцин берет Михайлова под руку во время прогулки, считая, что ничего не принесет ему большего удовольствия. Но через некоторое время с ним перестают беседовать, и капитан направляется к себе домой, где вспоминает, что вызвался идти вместо заболевшего офицера на бастион, гадая, убьют его, или просто ранят. В конце концов, Михайлов убеждает себя, что поступил верно, и его в любом случае наградят.
В это время «аристократы» беседуют у адъютанта Калугина, но делают это без прошлой манерности. Однако это длится лишь до появления офицера с посланием генералу, чьего присутствия они демонстративно не замечают. Калугин сообщает своим товарищам, что им предстоит «жаркое дело», на бастион отправляются барон Пест и Праскухин. Гальцин тоже вызывается идти в вылазку, в душе зная, что никуда не пойдет, а Калугин отговаривает его, при этом понимая, что тот испугается идти. Через некоторое время Калугин сам выезжает на бастион, а Гальцин на улице опрашивает раненых солдат, и сначала возмущается тому, что они «просто так» покидают поле боя, а потом начинает стыдиться своего поведения и поручика Непшитшетского, кричащего на раненых.
Тем временем Калугин, показывая напускную храбрость, сначала гонит уставших солдат по их местам, а затем направляется к бастиону, не пригибаясь под пулями, и искренне расстраивается, когда бомбы падают слишком далеко от него, но падает в страхе на землю, когда рядом с ним разрывается снаряд. Он поражается «трусости» командира батареи, настоящего храбреца, полгода по факту жившего на бастионе, когда тот отказывается сопровождать его. Калугин, движимый тщеславием, не видит разницы между временем, проведенным капитаном на батарее, и его несколькими часами. Тем временем Праскухин прибывает на редут, на котором нес службу Михайлов с поручением от генерала идти к резерву. По дороге они встречают Калугина, браво идущего по окопу, снова чувствующего себя храбрецом, однако, не решившегося идти в атаку, не считая себя «пушечным мясом». Адъютант же находит юнкера Песта, который рассказывает историю о том, как заколол француза, приукрашивая ее до неузнаваемости.
Калугин, возвращаясь домой, мечтает о том, что его «героизм» на бастионе заслуживает золотой сабли. Неожиданная бомба убивает Праскухина и легко в голову ранит Михайлова. Штабс-капитан отказывается идти на перевязку, и хочет узнать, жив ли Праскухин, считая это «своим долгом». Удостоверившись в смерти товарища, он догоняет свой батальон.
На следующий вечер Калугин с Гальциным и «каким-то» полковником гуляют по бульвару и разговаривают о вчерашнем. Адъютант спорит с полковником о том, кто был на более опасном рубеже, на что второй искренне удивляется, что не погиб, ведь из его полка погибло четыреста человек. Повстречав раненого Михайлова, они ведут себя с ним так же надменно и пренебрежительно, как и прежде. Рассказ заканчивается описанием поля боя, где под белыми флагами стороны разбирают тела погибших, а простые люди, русские и французы, стоят вместе, разговаривают и смеются, несмотря на вчерашний бой.
За минуту
Сборник состоит из 3 рассказов. Каждый из них посвящен отдельной теме.
Декабрь. Севастополь, несмотря на осаду французов, живет будничной жизнью. Но стоит присмотреться, и видна война. Но не с бравурными маршами, а страшная.
В госпитале врачи постоянно ампутируют конечности, раненные дожидаются своей очереди. Особо страшен 4-й бастион – там каждый день гибнет 7-10 человек.
Май. Штабс-капитан Михайлов очень хочет добиться повышения. Тщеславный военный гуляет по бульвару в надежде встретить аристократов. Он отваживается познакомиться с Праскухиным.
Тот – трус, но ради бравады гарцует на коне на поле битвы. И он, и Михайлов словно состязаются друг с другом, кто выглядит более геройски. Праскухин убит, Михайлов ранен в голову.
Август. Михаил Козельцов возвращается из госпиталя. Под Севастополем он встречает своего брата Владимира. Тот приехал, чтобы доказать свою храбрость.
Прибыв в город, братья расходятся по своим полкам. На следующий день оба погибают. Русские отходят от Севастополя.
Тесты по предметам
- Тест по обществознанию
- Тест по истории
- Тест на грамотность по русскому
- Тест по литературе
- Тест по биологии
- Тест по географии
Другие тесты
- Короткий тест по обществознанию
- Тест по терминам в обществознании
- Тест на перенос слов по русскому
- Тест по Второй мировой войне
- Тест по истории СССР
- Тест по Всемирной истории
- Тест по Царской Руси
- Тест по Удельной Руси
- Тест по современной истории России
Классы
- 11 класс
- 10 класс
- 9 класс
- 8 класс
- 7 класс
- 6 класс
- 5 класс
- 4 класс
- 3 класс
- 2 класс
- 1 класс
Предметы
- Русский
- Общество
- История
- Математика
- Физика
- Литература
- Английский
- Информатика
- Химия
- Биология
- География
- Экономика
Сервисы
- Математические калькуляторы
- Демоверсии ЕГЭ по всем предметам
- Демоверсии ОГЭ по всем предметам
- Списки литературы онлайн
- Расписание каникул
Онлайн-школы
- Умскул
- Фоксфорд
- Тетрика
- Skypro
- Учи Дома
Становимся грамотнее за минуту
- Проверка орфографии онлайн
- Топ-100 слов, где все делают ошибки
- 25 слов, которые всегда пишутся раздельно
- 20 слов, которые всегда пишутся слитно
- 20 слов, которые пишутся только через дефис
- 15 слов, которые всегда пишутся слитно с «не»
- Слова-паразиты, о которых тебе нужно забыть
- Топ-20 длинных и сложных слов
- 9 новых слов, в которых все делают ошибки
- Словарь паронимов
- Орфоэпический словник
Главные герои и их характеристика
Система образов отражена Многомудрым Литреконом в формате таблицы:
герои рассказа «судьба человека» | характеристика |
андрей соколов | ничем не примечательный гражданин советского союза. шофёр. до войны был порядочным человеком и семьянином: любил жену и детей, работал ради них. обладает сильным чувством долга: повёз снаряды для артиллерии, несмотря на вражеский обстрел, а сразу же после побега из плена попросил зачислить его в стрелковую часть. благодаря огромной силе духа, выдержал все жизненные испытания, не уронив достоинства, но полученные раны едва ли когда-то полностью затянутся. любит родину и готов погибнуть за нее, ведь отказывается от тоста за победу германии, рискуя жизнью. это собирательный образ всего советского народа. |
мюллер | комендант лагеря, в котором держали соколова. властолюбивый садист, регулярно избивающий пленных. отлично говорит по-русски. презирает советских людей. однако, желая доказать слабость соколова, предложив ему перед расстрелом выпить за победу немецкого оружия, потерпел неудачу и даже проникся уважением к герою, сохранив ему жизнь. |
иван | обычный мальчик 5-6 лет. во время войны потерял родителей, однако сохранил в себе детскую жизнерадостность. |
Севастополь в декабре месяце
Рассказчик прибывает в осажденный Севастополь и описывает свои впечатления, совмещая описания самых, казалось бы, будничных вещей, и перечисление ужасов войны, проникающих повсюду – смешение «городской жизни и грязного бивуака».
Он попадает в залу Собрания, в которой устроен госпиталь для раненых солдат. Каждый солдат по-разному описывает свое ранение – кто-то не чувствовал боли, потому что не заметил ранения в пылу боя, и жаждет выписки, а умирающий, уже «пахнущий мертвым телом» мужчина уже ничего не видит и не понимает. Женщина, носившая своему мужу обед, от снаряда потеряла ногу по колено. Чуть дальше автор попадает в операционную, которую описывает как «войну в настоящем ее выражении».
После госпиталя рассказчик попадает в резко контрастирующее с госпиталем место – трактир, где рассказывают друг другу различные истории моряки и офицеры. Например, один молодой офицер, несущий службу на самом опасном, четвертом бастионе, хорохорится, делая вид, что больше всего его заботит грязь и непогода. По пути к четвертому бастиону попадается все меньше невоенных людей, и все больше вымотанных солдат, в том числе раненых на носилках. Солдаты, давно привыкшие к грохоту выстрелов, спокойно гадают, куда попадет следующий снаряд, а офицер-артиллерист, увидев тяжелое ранение одного из солдат, невозмутимо комментирует: «Это вам каждый день эдак человек семь или восемь».
Севастополь в декабре месяце
С зарей первые лучи солнца появились над Сапун-Горою и всё ещё чёрным морем. Бухта покрылась густым туманом. Снега нет, но очень морозно. Вокруг тишина и безмолвие, прерываемые шумом морских волн и выстрелами из Севастополя. От осознания, что вы в Севастополе, сердце переполняет гордость. Военные действия не смогли нарушить привычный уклад жизни города: то там, то тут снуют торговцы. Лагерная и мирная жизнь причудливо слились воедино, ощущение, что жители обеспокоены и напуганы, но это не так. Умы большинства из них заполнены обыденными заботами, будто они вовсе и не замечают взрывов.
В городской больнице тем временем лежат раненые солдаты, занимая себя разговорами. В одной из палат проводятся операции, и стоящие в очереди на процедуры наблюдают ужасающие картины ампутации и выбрасывания отрезанных конечностей. Именно тут война предстает в своём истинном, неприглядном свете. Она вовсе не торжественна и блестяща, а полна крови, боли и мучений. Молодой офицер, сражавшийся на самом опасном участке, сетует не на смертельную опасность, нависшую над всеми ними, а на самую обычную грязь. Все понимают, что таким образом он защищается от панического страха, сидящего внутри.
По дороге к четвертому бастиону всё чаще видишь раненых и покалеченных солдат, и всё реже – мирных жителей. Несмотря на свистящие над головой пули и содрогающуюся от взрывов землю, привыкший ко многому артиллерист спокоен. Он пережил штурм с одним боевым оружием и малочисленным составом. Артиллерист вспоминает бомбу, убившую в землянке одиннадцать солдат.
Человек испытывает страх вперемешку со сладким и томительным ожиданием взрыва, видя стремительно приближающееся к нему ядро.
Все убеждены, что невозможно сломить ни Севастополь, ни русского человека. Ни религия, ни опасность не дают силы для выживания в адских условиях. Лишь любовь к родине, пусть и редко проявляющаяся в душе, способна на это.
Май
Второй рассказ повествует о действиях, которые происходят в мае.
Севастополь подвержен осаде уже шесть месяцев. Бойцы двух армий внимательно следят друг за другом. Дипломаты никак не могут решить свои вопросы, а война ничего не решает.
Офицер по фамилии Михайлов прогуливается по бульвару. Он вспоминает о своих приятелях из аристократического круга, здесь ему не просто, а с простыми солдатами он не видит смысла общаться.
Михайлов мечтает о высоких чинах и наградах, он хочет, чтобы о его подвигах писали в газетных изданиях, чтобы им гордились.
Вдруг неподалеку Михайлов видит круг аристократов, но по началу смущается к ним подойти, затем пересиливает себя и идет. Он был рад общению с ними, даже несмотря на то, что они смотрели на него свысока.
Среди этих аристократов были Праскухин, Гальцин и Калугин. Они не спешили идти под обстрел. Их также интересовали награды, но свои жизни подставлять под удар они не желали. Аристократы очень любят хвалиться своим героизмом.
Объявлено перемирие. Но ненадолго, как только белые флаги убраны, борьба начинается вновь.
Толстой Лев. Все произведения
- Акула
- Алёша Горшок
- Альберт
- Анна Каренина
- Аустерлицкое сражение в романе Война и мир
- Бедные люди
- Бешеная собака
- Бородинское сражение в романе Война и мир
- Булька
- Власть тьмы
- Война и мир по томам
- Воскресение
- Глава Наталья Савишна из повести Детство
- Два брата
- Два гусара
- Два товарища
- Детство
- Дьявол
- Живой труп
- Именины у Ростовых в романе Война и мир
- Исповедь
- Кавказский пленник
- Казаки
- Как гуси Рим спасли
- Как мужик гусей делил
- Косточка
- Котенок
- Крейцерова соната
- Лебеди
- Лев и собачка
- Липунюшка
- Люцерн
- Набег
- Ореховая ветка
- Отец Сергий
- Отрочество
- Петя Ростов
- Плоды просвещения
- Пожар
- После бала
- Праведный судья
- Прыжок
- Севастополь в декабре месяце
- Севастопольские рассказы
- Семейное счастие
- Смерть Ивана Ильича
- Старый дед и внучек
- Три медведя
- Три смерти
- Утро помещика
- Филипок
- Хаджи-Мурат
- Холстомер
- Царь и рубашка
- Чем люди живы
- Шенграбенское сражение в романе Война и мир
- Юность
История сборника
Анализ «Севастопольских рассказов» показывает, что личное участие автора в обороне этого города позволили полно и объективно изобразить и происходящие события, и человеческие характеры. Толстой находился на службе, когда началась война Турции и России. Толстой получил разрешение перевестись в Севастополь. С ноября 1854 года по ноябрь 1855-го он находился в окрестностях Севастополя.
Попав в осажденный город, писатель был потрясен героизмом простого населения и солдат. Свой первый рассказ он начал писать под грохот орудий. Под гениальным пером мастера оборона оживает героическая защита Севастополя. Даже самый беглый анализ «Севастопольских рассказов» позволит отметить, что это не только художественное произведение, но и исторический документ, столь драгоценное для историков свидетельство участника.
Севастополь в декабре месяце помогите пожалуйста пересказ
Начало рассказа Льва Толстого «Севастополь в декабре», как и все повествование, выполнено хмурыми красками. С бухты под Сапун-горою тянет холодом, туманом, море чернеет, слышен неумолкаемый гул.
То и дело накатывает грохот выстрелов. Город воюет. Автор замечает сразу, какой гордостью и каким мужеством наполняется сердце каждого, кто попадает даже в страшное и тяжелое время в Севастополь.
Этот город – живая легенда еще с той, далекой войны.
Несмотря на бой орудий, в Севастополе идет какая-то жизнь. Торговки предлагают пирожки и выпивку, люди приспособились к осаде города и занимаются ежедневными делами, без которых просто не выжить. А на бастионах в это время происходит что-то невыразимо ужасное, бередящее кровь.
Как великий мастер детали, Лев Толстой потрясает описанием того, как военфельдшеры складывают в углу в полевом госпитале отрезанные части тела раненых. Здесь лежит ампутированная нога женщины, которую оторвало снарядом, пока жена носила мужу обед на бастион. Здесь руки только что державших орудие солдат, которым война навсегда перечеркнула жизнь.
Автор приводит рассказ молодого офицера, которого якобы антисанитария достала больше, чем бомбы, летящие на голову. Но этот всего лишь показная развязность, на самом деле молодому человеку очень страшно.
Самый опасный четвертый бастион предстает в рассказе как скопище носилок с умирающими ранеными, Здесь мазками рисуется оценка ситуации опытным артиллеристом. Рядом полегла вся батарея, но бастион, где остался один артиллерист за орудием, все палила и палила.
Бомба в матросской землянке раскромсала одиннадцать человек. Упорство и героизм воинов не поддаются передаче.
Автор восхищается чувством пренебрежения опасностью и высоким чувствам защитников. В конце зарисовки он делает вывод: несмотря на суровый декабрь, любому, кто побывал в Севастополе, понятно: город врагу не взять.
Декабрь
В первом рассказе автор повествует о действиях, которые происходят зимой, в декабре месяце.
Толстой пишет о событиях в городе Севастополе, которые разворачивались во времена Крымской войны. Город усиленно осаждали французы, но даже этот факт не выбил его из колеи. В городе можно было встретить и солдат, и гражданских жителей. Каждый шел по своим делам. На первый взгляд казалось, что в городе всё хаотично, но это никого не смущало. Все, кто здесь находились — привыкли к непрекращающимся обстрелам.
Госпитали переполнены, проходя по ним можно встретить множество военнослужащих. Бойцы рассказывают друг другу о том, как было получено очередное ранение. Можно легко подойти к раненому и начать разговор, даже несмотря на смущение.
Самая страшная картина предстает в операционной. На глазах у остальных врач ампутирует не способную к жизни руку или ногу. Ужасное зрелище. Каждый боец это видит и ждёт, пока подойдет его очередь. Война в этом месте предстает в самом неприглядном и страшном свете.
Все, кому довелось быть в осажденном городе, переполнены смелостью и гордостью. Настроение людей будничное, все заняты делами, никто не собирается умирать. Жизнь течет своим чередом.
В трактире можно прислушаться к разговорам военнослужащих, они обсуждают последние известия с фронта
Особым вниманием пользуются бойцы четвертого бастиона. Они обсуждают каждодневные проблемы: каково в землянках, сыро или нет, много ли грязи
Все, кто не служат в этом бастионе уверены, что самое страшное место в городе.
На пути к бастиону встречаются только солдаты, здесь редко бывают гражданские. Место страшное, много разрушенных и поврежденных сооружений. Здесь всё время слышен свист пуль и грохот снарядов. Но это только редут под названием Язоновский. Солдаты говорят, что это еще безопасное место.
На этом бастионе ежедневно гибнет около восьми бойцов. Кругом взрываются бомбы. Раненый солдат с грустью смотрит на однополчан и просит прощения за то, что больше не может им помочь. Покидая бастион, человек чувствует уверенность, что город не сдастся и будет биться до конца.
Севастополь в декабре месяце
«Утренняя заря только что начинает окрашивать небосклон над Сапун-горою; тёмно-синяя поверхность моря уже сбросила с себя сумрак ночи и ждёт первого луча, чтобы заиграть весёлым блеском; с бухты несёт холодом и туманом; снега нет — всё черно, но утренний резкий мороз хватает за лицо и трещит под ногами, и далёкий неумолкаемый гул моря, изредка прерываемый раскатистыми выстрелами в Севастополе, один нарушает тишину утра… Не может быть, чтобы при мысли, что и вы в Севастополе, не проникло в душу вашу чувство какого-то мужества, гордости и чтоб кровь не стала быстрее обращаться в ваших жилах…» Несмотря на то, что в городе идут боевые действия, жизнь идёт своим чередом: торговки продают горячие булки, а мужики — сбитень. Кажется, что здесь странно смешалась лагерная и мирная жизнь, все суетятся и пугаются, но это обманчивое впечатление: большинство людей уже не обращает внимания ни на выстрелы, ни на взрывы, они заняты «будничным делом». Только на бастионах «вы увидите… защитников Севастополя, увидите там ужасные и грустные, великие и забавные, но изумительные, возвышающие душу зрелища».
В госпитале раненые солдаты рассказывают о своих впечатлениях: тот, кто потерял ногу, не помнит боли, потому что не думал о ней; в женщину, относившую на бастион мужу обед, попал снаряд, и ей отрезали ногу выше колена. В отдельном помещении делают перевязки и операции. Раненые, ожидающие своей очереди на операцию, в ужасе видят, как доктора ампутируют их товарищам руки и ноги, а фельдшер равнодушно бросает отрезанные части тел в угол. Здесь можно видеть «ужасные, потрясающие душу зрелища… войну не в правильном, красивом и блестящем строе, с музыкой и барабанным боем, с развевающимися знамёнами и гарцующими генералами, а… войну в настоящем её выражении — в крови, в страданиях, в смерти…». Молоденький офицер, воевавший на четвёртом, самом опасном бастионе, жалуется не на обилие бомб и снарядов, падающих на головы защитников бастиона, а на грязь. Это его защитная реакция на опасность; он ведёт себя слишком смело, развязно и непринуждённо.
По пути на четвёртый бастион всё реже встречаются невоенные люди, и всё чаще попадаются носилки с ранеными. Собственно на бастионе офицер-артиллерист ведёт себя спокойно (он привык и к свисту пуль, и к грохоту взрывов). Он рассказывает, как во время штурма пятого числа на его батарее осталось только одно действующее орудие и очень мало прислуги, но всё же на другое утро он уже опять палил из всех пушек.
Офицер вспоминает, как бомба попала в матросскую землянку и положила одиннадцать человек. В лицах, осанке, движениях защитников бастиона видны «главные черты, составляющие силу русского, — простоты и упрямства; но здесь на каждом лице кажется вам, что опасность, злоба и страдания войны, кроме этих главных признаков, проложили ещё следы сознания своего достоинства и высокой мысли и чувства… Чувство злобы, мщения врагу… таится в душе каждого». Когда ядро летит прямо на человека, его не покидает чувство наслаждения и вместе с тем страха, а затем он уже сам ожидает, чтобы бомба взорвалась поближе, потому что «есть особая прелесть» в подобной игре со смертью. «Главное, отрадное убеждение, которое вы вынесли, — это убеждение в невозможности взять Севастополь, и не только взять Севастополь, но поколебать где бы то ни было силу русского народа… Из-за креста, из-за названия, из угрозы не могут принять люди эти ужасные условия: должна быть другая высокая побудительная причина — эта причина есть чувство, редко проявляющееся, стыдливое в русском, но лежащее в глубине души каждого, — любовь к родине… Надолго оставит в России великие следы эта эпопея Севастополя, которой героем был народ русский…»
Заключение
В своем произведении Толстой разрушает романтические представления о войне, демонстрируя ее во всей правдивой неприглядности. Отбросив ложный пафос и героизм, он описывает будни военных сражений в виде подчеркнуто простого и несколько отстраненного рассказа очевидца.
После ознакомления с кратким пересказом «Севастопольских рассказов» рекомендуем прочесть сборник в полном варианте.
Главы 1-3
Война за Севастополь длится уже полгода. За это время « тысячи людских самолюбий успели оскорбиться, тысячи успели удовлетвориться, надуться, тысячи — успокоиться в объятиях смерти ». Дипломаты не в состоянии решить конфликт, но уладить его при помощи военных действий гораздо сложнее. Люди, поддерживающие и разжигающие войну, не могут считаться разумными созданиями, поскольку « война есть сумасшествие ».
По городу прогуливается штабс-капитан Михайлов, на лице которого читается « тупость умственных способностей, но притом рассудительность, честность и склонность к порядочности ». Помимо денег и наград он страстно мечтает войти в круг военной аристократии и быть на короткой ноге с ротмистром Праскухиным и подполковником Нефердовым.
Подойдя к павильону с музыкой, Михайлов хочет поздороваться с представителями высшего военного общества, но не решается сделать это. Он боится, что «аристократы» попросту проигнорируют его, и тем самым нанесут болезненный укол его самолюбию. Воздух в Севастополе буквально звенит от тщеславия: оно повсюду – « даже на краю гроба и между людьми, готовыми к смерти из-за высокого убеждения ».
Главы 4-9
Придя домой, Михайлов принимается « писать прощальное письмо отцу »: вскоре ему придется идти на бастион, уже в тринадцатый раз. Его терзают дурные предчувствия, и он невольно срывается на старом слуге Никите, которого « любил, баловал даже и с которым жил уже двенадцать лет ».
« Уже сумерками подходя с ротой к бастиону », штабс-капитан успокаивает себя тем, что, если повезет, его только ранят и он останется жив.
Главы 10-14
Михайлов командует ротой и вскоре получает от генерала приказ о передислокации, который ему передает Праскухин. Во время перемещения роты Михайлов и Праскухин заботятся только о том впечатлении, которое они производят друг на друга.
Во время сильнейшей бомбардировки Праскухин убит « осколком в середину груди », Михайлов же « камнем легко ранен в голову ». Понимая, что с « раной остаться в деле — непременно награда », Михайлов отказывается от госпитализации.
После сражения цветущая долина покрыта сотнями трупов.
Главы 15-16
На следующий день после битвы военные аристократы, как ни в чем не бывало, прогуливаются по бульвару, похваляясь друг перед другом своим героизмом.
Между враждующими армиями « выставлены белые флаги », простые солдаты общаются друг с другом без ненависти. Но, как только прячут белые флаги, « снова свистят орудия смерти и страданий, снова льется невинная кровь и слышатся стоны и проклятия ».