Почему сказка «падчерица» является примером бытовой литературы и в чем ее особенности

Почему сказка «падчерица» относится к бытовым

Содержание

  • Слайд 1

    Сказки народов России.
    «Падчерица»

    (5 класс)

  • Слайд 2

    Цели:

    — выявление нравственной основы сказок о падчерице и мачехе, значения понятия «бродячий сюжет», отличий народной и литературной сказки;

    — формирование навыков художественного пересказа, чтение по ролям, работа с иллюстрациями;

    — формирование нравственно-эстетических представлений учащихся в ходе выявления смысла понятия «духовное богатство» и определения идеи народных и литературных сказок о мачехе и падчерице.

  • Слайд 3

    Подумай и ответь…

    — Как относится мачеха к падчерице?

  • Слайд 4

    Выразительное чтение фрагмента

    от слов «Во времена давно прошедшие была одна злая-презлая женщина…» до слов «Мачеха рассердилась и выбросила клубок».

  • Слайд 5

    Подумай и ответь…

    — О чем нам говорит имя героини? Каков ее характер?

    — Каков характер дочери мачехи?

    — Почему Гульбика не может вернуться домой к мачехе?

  • Слайд 6

    Выразительное чтение фрагмента

    от слов «Наконец настал вечер…» до слов «Девушка распрощалась с нею, взяла сундучок и, радуясь подарку, пошла домой».

  • Слайд 7

    Подумай и ответь…

    — Можно ли говорить о том, что Гульбика несколько раз ослушалась приказаний старушки, или поведение девочки можно охарактеризовать иначе? Как?

    — За что старушка наградила Гульбику?

    — За что наказана мачеха и её дочка?

  • Слайд 8

    Выразительное чтение фрагмента

    от слов «Девушка вошла в дом, сломала замок на совеем сундучке…» до конца сказки.

  • Слайд 9

    Подумай и ответь…

    — Кем же была та старушка, которая помогла падчерице и наказала за нерадивость дочку мачехи?

    — К какому виду сказок относится «Падчерица»: к волшебным сказкам или бытовым? Свой ответ объясните и докажите примерами.

    — Знаете ли вы сказки других народов, сюжет которых схож с сюжетом этой народной сказки? Назовите эти произведения.

  • Слайд 10

  • Слайд 11

    Бродячие сюжеты

    1. Героические — повествующие о славных подвигах героев, витязей, богатырей.

    2. Волшебно-сказочные – в основу которых легли предания о змеях, волшебных птицах, скатерти-самобранке.

    3. Сказочно-бытовые – повествующие о бытовых явлениях, нашедших отражение в сказке (это сюжеты о мачехе и падчерице, о попе и мужике, о похищении жен и девушек).

  • Слайд 12

    Иван Яковлевич Билибин
    (1876 – 1942)

  • Слайд 13

    Репродукция картины И.Я.Билибина «Морозко»

  • Слайд 14

  • Слайд 15

  • Слайд 16

    Отличия народной и литературной сказок
    Герои – яркие индивидуальности
    В.Ф.Одоевский
    В названии дана характеристика героя. Автор называет его уважительно Мороз Иванович
    За основу берётся народная сказка

  • Слайд 17

    Самостоятельная работа
    1 задание
    Соедините каждое из приведённых слов с подходящим определением:

  • Слайд 18

    Самостоятельная работа
    2 задание
    Вместо точек вставьте сравнения:

  • Слайд 19

    Самостоятельная работа
    3 задание
    Вместо точек вставьте пропущенные гиперболы:

  • Слайд 20

    Домашнее задание

    Стр. 54 – 61 – прочитать.

    Индивидуальное задание:
    1. Сообщение о первой печатной книге и создателях славянской азбуки.

    2. Пересказ отрывка «Повести временных лет» «Кий, Щек и Хорив».

    3. Сообщение «Происхождение имен и названий легенды о Кие, Щеке и Хориве».

    4. Пересказ отрывка «Повести временных лет» «Дань хазарам».

Посмотреть все слайды

Почему сказка «Падчерица» отражает бытовую реальность

В сказке «Падчерица» главной героине приходится столкнуться с неприязнью и жестокостью своей мачехи и ее дочерей, которые незаслуженно нагружают ее работой и насмехаются над ней. Такие ситуации отражают характерные проблемы бытового уклада, включая неправедное отношение к бедным и несчастным. В сказке показаны сложности, с которыми сталкиваются различные слои населения, и недостаток справедливости в обществе.

Также в сказке «Падчерица» ярко представлены бытовые обычаи и ритуалы того времени. Например, героиня Падчерица приходит на бал, чтобы показать себя принцу, как это было обычно на балах и вечеринках. Это отличный пример того, как сказка отражает социальные нормы и ожидания, которые существовали в то время.

Ответы на вопрос

Отвечает Трофимова Мария.
24.11.2023 в 14:21

Сказка «Падчерица» относится к бытовому жанру. В ней рассказывается история о девушке, ставшей падчерицей у злой мачехи. Основное содержание сказки заключается в том, как падчерица, несмотря на притеснения и обиды, сохраняет свою доброту и добродетельность. В конце сказки она приходит к счастью и получает заслуженное вознаграждение.
При составлении плана к сказке «Падчерица» следует учитывать следующую структуру:
1. Введение:
— Представление героев: падчерицы, злой мачехи и сестер-стервятниц.
— Установка к дальнейшему развитию сюжета: плохое отношение к падчерице со стороны мачехи и сестер.
2. Развитие событий:
— Описать повседневную жизнь падчерицы и ее проблемы.
— Показать трудности, с которыми она сталкивается по воле злой мачехи (запреты, тяжелые работы).
— Определить перипетии сказки, например, возникновение магического помощника или появление возможности изменить свое положение.
3. Кульминация:
— Описать главный поворот событий, который приводит к изменению положения падчерицы.
— Показать ее смелость, мудрость или другие положительные качества, благодаря которым она побеждает злую мачеху и ее сестер.
4. Развязка:
— Описать, как падчерица достигает своего счастья.
— Показать ее вознаграждение и те изменения, которые произошли в ее жизни.
Теперь рассмотрим способы пересказа сказки «Падчерица»:
1. Исторический пересказ: расскажите сказку, сохраняя историческую атмосферу и детали.
2. Современный пересказ: поместите героев в современное время, добавьте элементы современности, чтобы сказка была ближе и понятнее для современных детей.
3. Пересказ с помощью иллюстраций: создайте книжку с иллюстрациями, которые помогут визуализировать историю и сделают ее более доступной для детей.
Главная мысль сказки «Падчерица» заключается в том, что доброта и добродетельность награждаются. Героиня сказки не теряет веру в себя и свои добрые намерения, несмотря на притеснения и несправедливость. В итоге она получает счастье и вознаграждение за свою добродетельность и труды. Поэтому, главная мысль сказки заключается в том, что доброта и постоянство преодолевают преграды и приводят к счастью.

Топ вопросов за вчера в категории образование

Образование 16.11.2023 07:16 1333 Карпов Андрей.

Чем искусство связано с моралью?

Ответов: 1

Образование 31.08.2023 01:19 696 Романенкова Маша.

«Со своей стороны» выделяется запятыми или нет?

Ответов: 1

Образование 06.09.2023 11:36 2100 Петрина Макс.

Как пишется: «средне-техническое» или «средне техническое » образование?

Ответов: 1

Образование 01.09.2023 05:01 2148 Зонова Виктория.

Какие фрукты начинаются на букву «Д»?

Ответов: 1

Образование 09.09.2023 09:10 2020 Дианочка Диана.

Какие фрукты начинаются на букву «Ф»?

Ответов: 1

Образование 16.09.2023 23:41 2174 Ткачёв Витя.

Какое проверочное слово к слову ОГОРОД?

Ответов: 1

Образование 06.09.2023 22:23 2076 Кудрявцева Аня.

Какие фрукты начинаются на букву «Ю»?

Ответов: 1

Образование 26.09.2023 09:48 1436 Сапроненков Евгений.

Какое проверочное слово к слову «облегчить» (облегчение)?

Ответов: 1

Образование 07.11.2023 10:30 276 Ширяев Данил.

Какое проверочное слово к слову СОСТАВЛЯТЬ?

Ответов: 1

Образование 20.08.2023 17:20 774 Плотникова Юля.

Как правильно: «не подходит» или «неподходит»?

Ответов: 1

Роль сказки «Падчерица» в бытовой литературе

Сказка «Падчерица» имеет особое значение в рамках бытовой литературы. Этот жанр литературы отражает различные аспекты повседневной жизни и обычаев народа, а также учит детей на примере героев находить выход из трудных ситуаций.

«Падчерица» является классической сказкой, описывающей судьбу девочки, оставшейся без матери. В сказке освещается тема семейных отношений, проблемы смерти родителя, жестокости отчима и зависти сводной сестры. Такие сюжеты традиционны для бытовой литературы, поскольку отражают наиболее распространенные вопросы и проблемы, с которыми сталкиваются герои и читатели.

Сказка «Падчерица» также подчеркивает важность доброты, справедливости и милосердия в повседневной жизни. Главная героиня проходит через множество испытаний, но она остается верна своим принципам и после многих трудностей находит свое счастье

Этот мотив в контексте бытовой литературы имеет глубокий символический смысл — он показывает детям, что доброта и справедливость всегда будут вознаграждены, а злоба и эгоизм — наказаны.

Сказка «Падчерица» часто описывает процессы и проблемы, с которыми дети сталкиваются в повседневной жизни. Это может быть отчима или нового родного отца, с которыми ребенок должен научиться наладить отношения, или же зависти и недружелюбия сводной сестры или брата. Такие проблемы позволяют детям понять, как справиться с трудностями, а также найти решения и выходы из сложных ситуаций.

Итак, сказка «Падчерица» играет важную роль в бытовой литературе, обучая детей различным аспектам семейных отношений и наставляя их на примере героев находить выход из трудных ситуаций

Этот жанр литературы помогает детям лучше понять и справиться с повседневными проблемами, а также развивает в них понимание важности доброты и справедливости

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Притча о двух волках- Когда-то давно старый индеец открыл своему

внуку одну жизненную истину:- В каждом человеке идет борьба, очень

похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло, зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь… Другой волк представляет добро ― мир, любовь, надежду, истину, доброту,верность…

Слайд 2«Сказки народов России. Падчерица». Сегодня на уроке я хочу…Выяснить как

раскрываются понятия «добро» и «зло» в сказке «Падчерица»)Сегодня на уроке

мне надо..

выявить нравственную основу сказок о падчерице и мачехе, значение понятия «бродячий сюжет», отличие народной и литературной сказки

Чтобы достичь поставленные цели я смогу…

Слайд 3Как звали главную героиню сказки «Падчерица»?Вставьте пропущенное слово. Вынес тут

Морозко большой … сундучокНазовите цвет сундучка, который дала бабушка падчерице.Вставьте

прилагательное Здравствуй, … девица.

Из какой крупы бабушка просила сварить кашу?

Вынес тут Морозко большой кованый сундучок. Назовите цвет сундучка, который

дала бабушка падчерице. (Зеленый).

Вставьте прилагательное Здравствуй, красная девица.

Слайд 6ВЕРЮ – НЕ ВЕРЮНародна сказка «Падчерица» относится к бытовым сказкам.В

сказке главной героиней является Ленивица и Рукодельница.Главная мысль сказки выражена

пословицей: Добро не умрет, а зло пропадет.

Слайд 7ПОДУМАЙТЕ И ОТВЕТЬТЕ:Как относится мачеха к падчерице? Выразительное чтение от

слов «Во времена давно Прошедшие была одна злая-презлая женщина…» до

слов «Мачеха рассердилась и выбросила клубок».

Слайд 9ПОДУМАЙТЕ И ОТВЕТЬТЕ:О чем нам говорит имя героини?Каков ее характер?

Письменно ответьте на вопрос в тетради: Характер героини проявляется в

ее поступках. Гульбика…

Каков характер дочери мачехи? Зачитайте из текста.

чтение от слов «Наконец настал вечер…» до слов «Девушка распрощалась

с нею, взяла сундучок и, радуясь подарку, пошла домой».

Слайд 11ПОДУМАЙТЕ И ОТВЕТЬТЕ:За что старушка наградила Гульбику?За что наказана мачеха

и ее дочка?Выразительное чтение от слов «Девушка вошла в

дом, сломала замок на совеем сундучке…» до конца сказки

Кем же была та старушка, которая помогла падчерице и наказала за нерадивость дочку мачехи?

1 вопрос или не ответил(а)

Слайд 13ПОДУМАЙТЕ И ОТВЕТЬТЕ:К какому виду сказок относится «Падчерица»: к волшебным

сказкам или бытовым? Свой ответ объясните и докажите примерами. Назовите

сказки других народов, сюжет которых схож с сюжетом этой народной сказки?

схожа с «Падчерицей»?

Актуальные моральные уроки

1. Благодарность и щедрость
Одной из главных моральных уроков сказки является благодарность и щедрость. Герои сказки показывают, что добрые дела и щедрость никогда не останутся без вознаграждения.

2

Оценка качеств личности
Сказка подчеркивает важность оценки человека не по его внешности, а по его добрым и благородным поступкам. Главный герой сказки, несмотря на свою внешность, побеждает зло и заслуживает уважение и признание.

3

Важность честности и правды
Сказка «Падчерица» напоминает о необходимости быть честным и правдивым в любой ситуации. Честность и правда помогают одерживать победы, обретать счастье и заслуживать доверие окружающих.

4. Сила добрых дел
Сказка учит нас, что маленькие добрые дела могут изменить мир к лучшему. Герои сказки показывают, что небольшие поступки добра могут принести большую радость и благополучие.

5. Важность веры в лучшее
Сказка напоминает о необходимости верить в лучшее и не терять надежду даже в самых трудных ситуациях. Главный герой справляется со своими проблемами благодаря своей вере и находчивости.

6. Уважение и забота о старших
Сказка Падчерица подчеркивает важность уважения и заботы о старших. Героиня сказки поступает благородно и заботится о своей мачехе и сводной сестре, несмотря на их неприязнь.

Сцены из повседневной жизни

Одна из наиболее ярких сцен — это забота матери о своих детях. В сказке описывается, как материальные трудности оказываются на плечах женщины-матери, которая борется за благополучие своих детей и делает все возможное, чтобы они имели лучшую жизнь. Эта сцена является классическим примером бытовых проблем и забот матерей в наше время.

Еще одна сцена, которая не может оставить равнодушным, — это сцена ревности и соперничества между братьями и сестрами. В сказке изображены различные ситуации, когда отношения детей претерпевают испытания из-за различных причин. Эта сцена отражает реальные проблемы, с которыми сталкиваются многие дети и родители в повседневной жизни.

Кроме того, сказка «Падчерица» отражает тему справедливости и неправильного обращения с людьми. Главная героиня, падчерица, сталкивается с жестоким обращением и несправедливым отношением отчима и сводной сестры. Эта сцена показывает, как людям приходится справляться с неправильным поведением окружающих и бороться за свои права.

Все эти сцены автор описывает с помощью ярких и запоминающихся образов, делая сказку «Падчерица» настолько реалистичной и приближенной к повседневной жизни. Это помогает читателям легче сопрягаться с героями и узнавать в них отдельные эпизоды из своей собственной жизни.

Популярность жанра

Жанр бытовой сказки, к которому относится и сказка «Падчерица», имеет широкую популярность среди читателей всех возрастных категорий. Многочисленные издания и экранизации сказок данного жанра говорят о его значимости в современной культуре.

Одной из причин популярности жанра бытовой сказки является его доступность и простота. В таких сказках часто рассказываются о повседневных жизненных ситуациях, с которыми многие читатели могут легко идентифицироваться. Такие сказки близки каждому человеку и могут быть восприняты как своего рода моральное пособие для различных ситуаций.

Также значительное влияние на популярность жанра было оказано народной традицией рассказывать и передавать сказки из поколения в поколение. Сказки были и остаются одним из ключевых элементов народного фольклора и источником развлечения для детей и взрослых.

Сказки также не теряют актуальности и в современном мире. Моральные уроки и ценности, на которых основаны бытовые сказки, остаются важными и значимыми для людей всех возрастов. Кроме того, многие сказки адаптируются под современную культуру и содержат элементы современной жизни, что делает их еще более интересными и понятными для современных читателей.

Таким образом, популярность жанра бытовой сказки объясняется его доступностью, народной традицией и актуальностью в современном мире. Этот жанр продолжает радовать читателей своими простыми историями и важными жизненными уроками.

Бытовые сказки: характеристика

Бытовые сказки описывают различные ситуации из повседневной жизни, реальные события, которые могут случиться с любым человеком. В этом виде фольклора не бывает чудес или фантастических, вымышленных персонажей. Героями являются люди с разным социальным положением и разными характерами. Очень часто в таких сказках описывается быт и семейный уклад персонажей, что очень ценно. Ведь благодаря этому люди нашего поколения могут узнать о народных обычаях прошлых времен.

Бытовая сказка – это короткое сатирическое произведение, в котором положительные герои побеждают благодаря смекалке, находчивости и уму.

Писателями, которые создавали бытовые сказки в русской литературе можно считать Л. Толстова и М. Салтыкова-Щедрина

Рис. 1. Салтыков-Щедрин.

Народные бытовые сказки представляют интерес для детей в возрасте 3-7 лет. Они ассоциируют себя со сказочными героями, представляют, как бы они поступили на месте главных действующих лиц. Такие сказки могут научить детей, как действовать в той или иной ситуации, предвидеть последствия своих поступков.

Бытовые сказки можно разделить на три подгруппы:

  • социально-бытовые («Болтливая старуха»);
  • сатирико-бытовые («Барин и мужик»);
  • волшебно-бытовые («Морозко»).

В волшебно-бытовых сказка присутствует элемент фантастики, как, например, в сказке «Морозко», однако главными в таких произведениях все равно остается человек со своим набором положительных качеств

Основная идея бытовых сказок – умение быть честным, смелым и умелым. Главными героями часто становятся бедняки и крестьяне, которые несмотря на свою тяжелую жизнь не растеряли свою добродетель и способны благодаря своей смекалке помочь себе и окружающим.

Что мы узнали?

Данная статья поможет школьникам изучить вопрос такого жанра фольклора, как народные бытовые сказки. Здесь представлена информация, чем эти сказки отличаются от других видов сказок, в чем заключается идея бытовых сказок, и на какие подгруппы они распределяются.

  1. /5

    Вопрос 1 из 5

    Какие три вида сказок существуют?

    • сказки о супергероях, о чудищах, о волшебниках
    • сказки о животных, волшебные сказки, фантастические сказки
    • бытовые сказки, сказки о супергероях, сказки о животных
    • сказки о животных, бытовые сказки, волшебные сказки

Уместность в бытовом контексте

В сказке представлены герои, с которыми каждый из нас может легко идентифицироваться. Это отчим, новая жена, старшая дочь, падчерица. Они становятся персонажами, отражающими различные аспекты современной жизни: сложности семейных отношений, противостояние детей и взрослых, несправедливость. Все эти моменты нередко встречаются в мышлении и среди наших привычек.

Также сказка «Падчерица» описывает бытовые проблемы и ситуации, с которыми сталкиваются персонажи. Это материальные трудности, сложности адаптации в новой семье, проблемы взаимодействия с окружающими. Читатели с легкостью могут узнать в них ситуации и проблемы, которые им знакомы, и найти в них понимание и сочувствие.

Бытовой контекст сказки «Падчерица» делает ее близкой и понятной для каждого читателя. В сказке мы видим реалистичные ситуации и персонажей, что делает ее актуальной и интересной. Она дает нам возможность увидеть отражение себя и нашей жизни через символические образы персонажей и их истории.

Плюсы Минусы
Сказка отражает бытовые проблемы и ситуации, с которыми каждый может столкнуться в повседневной жизни Местами слишком прямолинейное повествование может показаться некоторым читателям упрощенным
Герои сказки легко идентифицируются с реальными людьми и проблемами Некоторые читатели могут считать сюжет избитым и предсказуемым
Сказка позволяет находить понимание и сочувствие к проблемам героев Многие аспекты сказки могут быть различно восприняты и интерпретированы

Бытовые сюжеты в сказке «Падчерица»

Сказка «Падчерица» относится к жанру бытовых сказок, которые описывают повседневные ситуации и проблемы обычных людей. В сказке рассказывается история о девочке-падчерице, которая живет со своей злой мачехой и ее собственными дочерьми.

Главный бытовой сюжет сказки связан с неравноправием отношений между падчерицей и ее злобными родственницами. Персонажи сталкиваются с такими проблемами, как нищета, жестокость, зависть и несправедливость. Злобная мачеха и ее дочери издеваются над падчерицей, лишают ее счастливой и беззаботной жизни.

Однако, несмотря на все испытания, падчерица остается доброй и добросердечной. Она выполняет все задания, которые ей поставили, включая сбор огня в холодной ночи и нахождение изумрудных бабочек. Благодаря своей неукоснительной вере и стараниям, падчерица в конце концов находит свое счастье и встречает настоящую любовь.

Таким образом, сказка «Падчерица» показывает, что несмотря на трудности и несправедливость, добро всегда побеждает зло. Она учит нас, что справедливость и доброта могут преодолеть любые преграды. Бытовые сюжеты в этой сказке позволяют нам лучше понять и оценить повседневные проблемы и борьбу людей с ними.

Краткий анализ и размышления

Современному читателю известны несколько интерпретаций этой сказки. Существует народная версия и её обработка такими авторами, как Толстой и Афанасьев. При оформлении читательского дневника будет считаться верным любой из представленных вариантов авторства, так как нет сильных отличий в сюжете.

Если сделать краткий анализ произведения, используя сухие литературные термины, он будет выглядеть следующим образом:

  1. Год написания — неизвестен.
  2. Автор — народ (Афанасьев, Толстой)
  3. Жанр — сказка.
  4. Композиция — последовательная (развязка, основной сюжет, развязка).
  5. Тема — доброта́, вежливость, сочувствие.
  6. Основная мысль — добро всегда побеждает зло.
  7. Главные герои — падчерица, Морозко, мачеха.

В сказке можно проследить 2 плана: сюжетный и метафорический. Основной сюжет прост и понятен, а метафорический подтекст помогает глубже понять смысл сказки, проанализировать действия и поступки героев, перенести их в реалии современной жизни.

История вынуждает читателя анализировать собственные поступки, учит отличать добро от зла. Неслучайно произведение предлагается для изучения школьникам младших классов. В этом возрасте дети уже должны различать хорошее и плохое, разбираться с отрицательными чертами характера, уметь выделять их.

Безусловно, изучение произведений, основанных на фольклоре, очень важно для детей младшего школьного возраста. В эти сказки заложена мудрость веков и вечные истины, которые остаются актуальными даже спустя столетия

Отражение семейных отношений

Роль Характеристика
Мачеха Негативный персонаж, представленный как жестокая и завистливая женщина, которая обижает свою падчерицу.
Падчерица Основной героиня сказки, представленная как добрая и трудолюбивая девушка, которая несправедливо страдает от жестокости мачехи.
Отечество В сказке часто упоминается отец героини, отношения с которым отсутствуют. Это указывает на отсутствие семейного единства и отрыв падчерицы от своего настоящего отца.
Сестры-героини Мачеха обижает падчерицу ради своих собственных дочерей, которые являются противоположностью главной героини — ленивыми и злыми девочками.

Таким образом, сказка «Падчерица» через отражение семейных отношений показывает часто встречающуюся проблему в бытовой жизни — недружественные отношения внутри семьи и неправедное обращение с падчерицами, которые страдают от завистливых мачех и их дочерей

Эта сказка является важным напоминанием о важности справедливости и доброты внутри семьи

Читательский дневник по сказке «Кошкин дом» Самуила Маршака

Название: «Кошкин дом»

Число страниц: 24

Жанр: сказка в стихах

Главные герои: Кошка, котята, Василий.

Второстепенные герои: козёл, коза, свинья, грачи, бобры, петух, курица.

Характеристика главных героев:

Кошка — Модница. Хвастливая аристократка.

Презрительно относится к бедным родственникам.

Любит пускать пыль в глаза.

Смогла понять свои ошибки только после пожара.

Стала примерной кошкой.

Котята — Бедные родственники, племянники.

Голодные, несчастные, одинокие.

Добрые, отзывчивые и незлопамятные.

Василий — Кот. Слуга.

Верный и сильный. Надёжный.

Суровый.

Характеристика второстепенных героев:

Козёл и Коза, Петух и Курица, Свинья — хорошо отдыхали, гуляли, приглашали в гости.

Отказали в трудную минуту

Грачи и Бобры — решительные пожарные.

Краткое содержание сказки «Кошкин дом»

Модница кошка построила новый красивый дом, но не пускает на порог бедных сирот-котят.

Она приглашает в гости разных зверей, которые ведут себя очень некрасиво.

Но кошка довольна роскошным приёмом, и вновь прогоняет котят.

Хозяйка провожает гостей до ворот, а в это время в доме начинается пожар.

Грачам нечем тушить дом, и бобры разбирают его.

Бездомная кошка и Василий идут по вчерашним гостям, но повсюду получают отказ.

Только котята прощают тётю и приглашают её в свой неказистый домишко.

Основная мысль произведения «Кошкин дом»

Главная мысль сказки в том, что настоящий друг в любой беде поможет.

Основная идея сказки в том, что отзывчивость и доброта обязательно вернутся к человеку.

Чему учит сказка

Сказка учит не кичиться своим достатком, модными платьями и дорогими украшениями.

Учит не презирать бедность.

Учит милосердию и отзывчивости.

Учит уметь прощать.

Учит ценить семью и быть в хороших отношениях с родственниками.

Краткий отзыв по сказке «Кошкин дом» для читательского дневника

Прочитав эту сказку, я подумала о том, что настоящий друг познаётся в беде.

Можно сколько угодно говорить о дружбе и уважении, но пока не случится беда, ты не узнаешь, есть ли в этих словах правда.

Кошка привечала гостей, угощала, но все они прогнали её, когда пришла беда.

Это интересная и поучительная сказка.

Автору удалось показать, как важно проявлять сочувствие и милосердие к другим людям. Мне очень понравились маленькие котята. Их было жалко, ведь они оказались несчастными и голодными

Их было жалко, ведь они оказались несчастными и голодными

Мне очень понравились маленькие котята. Их было жалко, ведь они оказались несчастными и голодными.

Но котята были добрыми и великодушными.

Они умели прощать.

Я всем советую прочитать эту сказку и подумать о том, как важно проявлять милосердие. И как важно хранить тёплые отношения в семье. И как важно хранить тёплые отношения в семье

И как важно хранить тёплые отношения в семье

Пословицы к сказке

  • Дорога помощь вовремя.
  • Дорого на пожаре и ведро воды.
  • Друг познаётся в беде.
  • Добро творить — себя веселить.
  • За добро добром и платят.

Ещё читательские дневники по произведениям Самуила Маршака

  • «Дождь»
  • «Кот и лодыри»
  • «Хороший день»
  • «Двенадцать месяцев»
  • «Двенадцать месяцев»
  • «Весёлые чижи»
  • «Кольцо Джафара»
  • Краткая биография Самуила Яковлевича Маршака для презентации

Библиотека произведений автора пополняется.

Морозко русская народная сказка

Живало-бывало, – жил дед да с другой женой. У деда была дочка и у бабы была дочка. Все знают, как за мачехой жить: перевернешься – бита и недовернешься – бита. А родная дочь что ни сделает – за все гладят по головке: умница. Падчерица и скотину поила-кормила, дрова и воду в избу носила, печь топила, избу мела еще до свету… Ничем старухе не угодить – все не так, все худо.

Ветер хоть пошумит, да затихнет, а старая баба расходится – не скоро уймется. Вот мачеха и придумала падчерицу со свету сжить.

– Вези, вези ее, старик, – говорит мужу, – куда хочешь, чтобы мои глаза ее не видали! Вези ее в лес, на трескучий мороз.

Старик затужил, заплакал, однако делать нечего, бабы не переспоришь. Запряг лошадь: – Садись, милая дочь, в сани. Повез бездомную в лес, свалил в сугроб под большую ель и уехал.

Девушка сидит под елью, дрожит, озноб ее пробирает. Вдруг слышит – невдалеке Морозко по елкам потрескивает, с елки на елку поскакивает, пощелкивает. Очутился на той ели, под которой девица сидит, и сверху ее спрашивает:

– Тепло ли тебе, девица?

– Тепло, Морозушко, тепло, батюшка.

Морозко стал ниже спускаться, сильнее потрескивает, пощелкивает:

– Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная?

Она чуть дух переводит:

– Тепло, Морозушко, тепло, батюшка.

Морозко еще ниже спустился, пуще затрещал, сильнее защелкал:

– Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная? Тепло ли тебе, лапушка?

Девица окостеневать стала, чуть-чуть языком шевелит:

– Ой, тепло, голубчик Морозушко!

Тут Морозко сжалился над девицей, окутал ее теплыми шубами, отогрел пуховыми одеялами. А мачеха по ней уж поминки справляет, печет блины и кричит мужу:

– Ступай, старый хрыч, вези свою дочь хоронить!

Поехал старик в лес, доезжает до того места, – под большою елью сидит его дочь, веселая, румяная, в собольей шубе, вся в золоте, в серебре, и около – короб с богатыми подарками.

Старик обрадовался, положил все добро в сани, посадил дочь, повез домой. А дома старуха печет блины, а собачка под столом:

– Тяф, тяф! Старикову дочь в злате, в серебре везут, а старухину замуж не берут. Старуха бросит ей блин:

– Не так тявкаешь! Говори: «Старухину дочь замуж берут, а стариковой дочери косточки везут…»

Собака съест блин и опять:

– Тяф, тяф! Старикову дочь в злате, в серебре везут, а старухину замуж не берут. Старуха блины ей кидала и била ее, а собачка – все свое…

Вдруг заскрипели ворота, отворилась дверь, в избу идет падчерица – в злате-серебре, так и сияет. А за ней несут короб высокий, тяжелый. Старуха глянула и руки врозь…

– Запрягай, старый хрыч, другую лошадь! Вези, вези мою дочь в лес да посади на то же место…

Старик посадил старухину дочь в сани, повез ее в лес на то же место, вывалил в сугроб под высокой елью и уехал.

Старухина дочь сидит, зубами стучит. А Морозко по лесу потрескивает, с елки на елку поскакивает, пощелкивает, на старухину дочь поглядывает:

– Тепло ли тебе, девица?

А она ему:

– Ой, студено! Не скрипи, не трещи, Морозко…

Морозко стал ниже спускаться, пуще потрескивать, пощелкивать:

– Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная?

– Ой, руки, ноги отмерзли! Уйди, Морозко…

Еще ниже спустился Морозко, сильнее приударил, затрещал, защелкал:

– Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная?

– Ой, совсем застудил! Сгинь, пропади, проклятый Морозко!

Рассердился Морозко да так хватил, что старухина дочь окостенела. Чуть свет старуха посылает мужа:

– Запрягай скорее, старый хрыч, поезжай за дочерью, привези ее в злате-серебре… Старик уехал. А собачка под столом:

– Тяф! Тяф! Старикову дочь женихи возьмут, а старухиной дочери в мешке косточки везут.

Старуха кинула ей пирог: – Не так тявкаешь! Скажи: «Старухину дочь в злате-серебре везут…»

А собачка – все свое: – Тяф, тяф! Старухиной дочери в мешке косточки везут…

Заскрипели ворота, старуха кинулась встречать дочь. Рогожу отвернула, а дочь лежит в санях мертвая. Заголосила старуха, да поздно.

Илл. Г. Пономаренко, Краснодарское книжное издательство, 1990 г.

Главные герои

Несмотря на то что роли всех персонажей важны для общего развития сюжета, и почти все они равноценны по значимости, всё же можно выделить трёх главных героев сказки:

  1. Мачеха.
  2. Падчерица.
  3. Морозко.

Именно вокруг их действий и поступков развивается всё повествование, раскрывается полная картина сказки и проявляется её мораль.

Злая мачеха

С первых строк понятно, что она яркий отрицательный персонаж в этой сказке. Старуха вынуждена жить под одной крышей с дочкой своего мужа от первого брака. А так как у неё имеется собственная дочь, нетрудно представить, кого пожилая женщина любит больше.

Видимо, пока девочки были маленькими, мачеха могла как-то держать себя в руках. Она хоть и обижала падчерицу, но понимала, что та делает всю грязную работу по дому, поэтому использовала девочку как бесплатную служанку.

Но когда девочки подросли, и пришла пора выдавать их замуж, старуха поняла, что её родная дочь сильно проигрывает в плане привлекательности для женихов, своей старшей сестре. Девушка была:

  • груба;
  • избалована;
  • ленива.

Красотой родная дочка тоже не отличалась, поэтому было очень сложно подыскать ей хорошую партию. Тем более, когда рядом постоянно крутилась красавица и умница старшая сестра.

С одной стороны, материнские чувства понять можно, но с другой — непонятно почему обязательно нужно было отправлять старшую девочку на верную смерть. Можно было бы избавиться от неё более гуманным образом, например, выдать замуж.

Послушная падчерица

Качество жизни первой дочери старика вряд ли можно назвать приемлемым. С детства девочку использовали в качестве служанки для грязной и тяжёлой работы по дому. Несмотря на это девушка выросла:

  • доброй;
  • скромной;
  • любящей.

Природа не обделила героиню красотой и прилежностью. Она была хорошей хозяйкой и умной девушкой. Возможно, что падчерица давно бы ушла от мачехи, но боялась за своего старика-отца. Без её помощи старуха переложила бы на него всю работу. Это говорит о привязанности девушки к своему единственному родителю, любви к нему и жалости.

Справедливый Морозко

В фольклоре этот персонаж часто упоминается под именем «Морозка». Этот хозяин зимы представлялся в образе вполне реального героя, обладающего волшебной силой и несметными богатствами.

В сказке он описывается как нечто среднее между духом и реальным существом. Нет описания его внешности, поэтому непонятно как он выглядит. Дать чёткую характеристику этому главному герою очень сложно. С уверенностью можно сказать, что он был:

  • справедливым;
  • щедрым;
  • умным.

Он щедро одаривает подарками старшую сестру, потому что ему понравились её речи и покорность судьбе. Но не задумываясь, лишает жизни младшую только потому, что ему не понравился грубый тон девушки.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
ГДЗ 8 класс
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: