Краткое содержание
Во время путешествия на одном из волжских пароходов поручик знакомится с прекрасной незнакомкой, которая возвращается домой после отдыха в Анапе. Она не раскрывает своего имени новому знакомому, и на его настойчивые просьбы каждый раз отвечает «простым прелестным смехом
».
Поручик поражен красотой и природным очарованием своей попутчицы. В его сердце разгораются пылкие, страстные чувства. Не в силах сдерживать их в себе, он делает женщине весьма недвусмысленное предложение сойти на берег. Неожиданно она легко и непринужденно соглашается.
На первой же остановке они спускаются по трапу теплохода и оказываются на пристани небольшого провинциального городка. Молча едут в местную гостиницу, где снимают «страшно душный, горячо накаленный за день солнцем номер
».
Не сказав друг другу ни слова, они «так исступленно задохнулись в поцелуе
», что в дальнейшем еще много лет будут вспоминать это сладкое, захватывающее дух мгновение.
На следующее утро «маленькая безымянная женщина
», быстро одевшись и вернув утраченную было рассудительность, собирается в дорогу. Она признается, что ранее никогда не оказывалась в подобной ситуации, и для нее эта внезапная вспышка страсти, словно затмение, «солнечный удар
».
Женщина просит, чтобы поручик не садился вместе с ней на теплоход, а дождался следующего рейса. В противном случае «все будет испорчено
», а она хочет сохранить в памяти только эту нечаянную ночь в провинциальной гостинице.
Мужчина с легкостью соглашается и провожает свою спутницу на пристань, после чего возвращается в номер. Однако в этот миг он понимает, что что-то в его жизни кардинально изменилось. Пытаясь отыскать причину этой перемены, он постепенно приходит к выводу, что влюблен в женщину, с которой провел ночь, что мир без неё опустел.
Он мечется, не зная, чем себя занять в захолустном городишке. В его памяти еще свеж звук голоса незнакомки, «запах ее загара и холстинкового платья
», очертания ее крепкого упругого тела. Чтобы немного отвлечься, поручик отправляется на прогулку, но это не успокаивает его. Неожиданно он принимает решение написать телеграмму своей возлюбленной, но в последний момент вспоминает, что не знает «ни фамилии, ни имени ее
». Все, что ему известно о незнакомке, так это то, что у нее есть муж и трехлетняя дочь.
Изможденный душевными муками, поручик садится на вечерний теплоход. Он удобно размещается на палубе и любуется речными пейзажами, «чувствуя себя постаревшим на десять лет
».
И что в итоге?
Поручик – понимает, что влюбился в незнакомку, но не знает ни её имени, ни адреса; уезжает на вечернем теплоходе, чувствуя себя постаревшим.
Незнакомка – уезжает на теплоходе и просит поручика не ехать с ней.
Заключение
В своем произведении Бунин описывает разные стороны любви, которая может приносить не только радость и отраду, но и глубокие страдания.
Рекомендуем не ограничиваться пересказом «Солнечного удара», а прочесть рассказ в полном варианте.
-
/10
Вопрос 1 из 10
Конек-Горбунок для читательского дневника краткое содержание
Жили три брата, умными были старшие, а самый младший слыл дураком. И вот, однажды, братья заметили, что кто-то топчет пшеницу на поле. Решили братья выяснить, кто занимается таким вредительством. Выяснил это младший, Иван. Оказалось, что поле топтала кобылица, Ивану удалось прыгнуть ей на спину. Кобылица, чтобы ее отпустили, дает обещание родить двух скакунов и одного с двумя горбами. Так и получилось. Спустя два года, увидели старшие братья коней, которые были так прекрасны, что братья решили их продать в тайне от Ивана. Но, младший брат замечает пропажу, садится на Горбунка и догоняет старших братьев, тем удается уговорить Ивана на продажу красавцев коней. По дороге Данило видит вдалеке огонь, к нему отправляется Иван и понимает, что нашел перо, которое уронила Жар-птица. Иван забирает себе перо. Братья продают коней, да ни кому-нибудь, а царю, но кроме Ивана, кони не подпускают к себе никого. И обязывает тогда царь Ивана служить ему и ухаживать за скакунами.
У Ивана был начальник – Спальник, который ему завидовал и доложил царю, что Иван любуется красивым пером. Тогда царь приказывает Ивану найти Жар-птицу и принести ему во дворец. Иначе не миновать Ивану смертной казни. Горбунок, как верный друг, помог Ивану в этом. Но, Спальник опять не может успокоится и докладывает царю, что Иван похваляется Царь-девицей, дочерью Месяца и сестрой Солнца. Тогда царь приказывает Ивану доставить к нему прекрасную девушку. Горбунок обещает Ивану помочь выполнить задание, так и получилось. Царь был сражен ее красотой и желает на ней жениться. Красавица ставит условие – нужно перстень достать из океана, царь опять поручает это задание Ивану, а Царь-девица обращается с просьбой – заехать к Солнцу и Месяцу.
Иван добрался до океана и увидел большого кита, на спине которого растут густо деревья. Просит кит замолвить слово за него перед Месяцем и Солнцем. Иван выполняет просьбу кита и докладывает родственникам девицы, что дочь Месяца жива и здорова. Киту нужно выпустить из себя корабли, которые он когда-то проглотил, только в этом случае он будет свободен. Кит выпускает корабли и исполняет просьбу Ивана – достать перстень.
Задание Царь-девицы выполнено, она соглашается на свадьбу, но с одним условием – просит царя искупаться в двух котлах с водой кипяченой и холодной, затем в кипящем молоке. И опять царь обращается к Ивану, которому помог это сделать Горбунок, махнув хвостом и свистнув. Иван окунулся в котлах и стал молодцем, сильным и красивым. После него полез в котлы царь, но у него не получилось омолодиться, он просто сварился. На этом история заканчивается, Иван и Царь-девица женятся, а красавица становится царицей.
Солнечный удар-краткое содержание
Поручик целует её руку, а сердце его блаженно и страшно замирает.
Пароход подходит к пристани, поручик умоляет её сойти. Через минуту они едут в гостиницу и снимают большой, но душный номер. Как только лакей закрывает за собой дверь, оба так исступлённо сливаются в поцелуе, что потом много лет вспоминают эту минуту: никто из них никогда ничего подобного не испытал.
Солнечный удар краткое содержание Бунин И.А.
https://www.youtube.com/watch?v=vLz_4woRV6M
А утром эта маленькая безымянная женщина, шутя называвшая себя «прекрасной незнакомкой» и «царевной Марьей Моревной», уезжает. Несмотря на почти бессонную ночь, она свежа, как в семнадцать лет, немного смущена, по-прежнему проста, весела, и уже рассудительна: просит поручика остаться до следующего парохода.
И поручик как-то легко соглашается с нею, довозит до пристани, садит на пароход и при всех целует на палубе.
Легко и беззаботно возвращается он в гостиницу, но номер кажется поручику каким-то другим. Он ещё полон ею — и пуст. Сердце поручика вдруг сжимается такой нежностью, что нет сил смотреть на неубранную постель — и он закрывает её ширмой. Он думает, что это милое «дорожное приключение» окончено. Не может же он «приехать в этот город, где её муж, её трёхлетняя девочка, вообще вся её обычная жизнь».
Солнечный удар краткое содержание Бунин И.А.
Эта мысль поражает его. Он чувствует такую боль и ненужность всей своей дальнейшей жизни без неё, что его охватывает ужас и отчаяние. Поручик начинает верить, что это действительно «солнечный удар», и не знает, «как прожить этот бесконечный день, с этими воспоминаниями, с этой неразрешимой мукой».
Поручик идёт на базар, в собор, потом долго кружит по заброшенному садику, но нигде не находит успокоения и избавления от этого непрошенного чувства.
Возвратясь в гостиницу, поручик заказывает обед. Все хорошо, но он знает, что не задумываясь умер бы завтра, если бы можно было каким-нибудь чудом вернуть «прекрасную незнакомку» и доказать, как он мучительно и восторженно любит её. Он не знает, зачем, но это для него необходимее жизни.
Поняв, что избавиться от этой неожиданной любви невозможно, поручик решительно отправляется на почту с уже написанной телеграммой, но у почты в ужасе останавливается — он не знает ни её фамилии, ни имени! Поручик возвращается в гостиницу совершенно разбитый, ложится на кровать, закрывает глаза, чувствуя, как по щекам катятся слезы, и, наконец, засыпает.
Просыпается поручик вечером. Вчерашний день и нынешнее утро вспоминаются ему как далёкое прошлое. Он встаёт, умывается, долго пьёт чай с лимоном, расплачивается за номер и едет к пристани.
Пароход отчаливает ночью. Поручик сидит под навесом на палубе, чувствуя себя постаревшим на десять лет.
Вариант 2
Идея повести «Тимур и его команда» была предложена Аркадию Петровичу Гайдару первопроходцами, более того, в прошлом он сам имел возможность создать подобный коллектив, действуя под своим руководством. В 1939 году автор приступил к работе над сценарием фильма, а во время съемок Гайдар приступил к написанию самого произведения, которое было опубликовано в августе 1940 года в газете «Пионерская правда». В 1941 году вышло несколько выпусков этого произведения, фильм также вышел на экраны. Книга и фильм помогли советским детям накануне Великой Отечественной войны, герои рассказа стали достойным примером для миллионов детей.
Соответствующее произведение — это рассказ. Аркадий Петрович выбрал именно этот жанр, так как по объему рассказ превосходит обычный рассказ, но не достигает уровня романа
Именно так Гайдар смог полностью выразить свою позицию, уделив особое внимание главному герою повести Тимуру. Для автора главной задачей было привить юным читателям потребность помогать другим людям, умение ценить и уважать других, не переходить безразлично к чужим несчастьям и проблемам
События, описанные в сюжете, происходят в подмосковном дачном поселке, куда на летние каникулы приезжают сестры Женя и Ольга, дочери полковника. Тринадцатилетняя Женя обнаруживает некий штаб и знакомится со своим ровесником Тимуром, который возглавляет группу мальчиков, которые делают добрые дела в деревне и противостоят головорезам, которые пытаются причинить вред всем под командованием своего лидера Михаила Квакина.
При этом взрослые родственники пионеров совершенно не одобряют их деятельность, считая, что дети занимаются обычными играми и шалостями. Дядя Тимура Георгий Гараев и сестра Жени Ольга всячески пытаются разрушить дружбу между мальчиком и девочкой, только в финале рассказа Ольга убеждается в порядочности и незаинтересованности Тимура, и Георгий тоже начинает смотреть на племянника и его товарищи совершенно по-другому.
Среди центральных персонажей произведения — Тимур, заботливый, смелый и принципиальный подросток, который создал команду среди сверстников, который следит за всем, что происходит в деревне на даче, и мальчишки сразу приходят на помощь тем, кто находит сами в сложной ситуации. Немаловажную роль в сюжете играет Женя Александрова, которая случайно познакомилась с Тимуром и его друзьями на праздниках, девушка также старается принимать участие в делах коллектива.
Старшая сестра Евгении Ольга, напротив, категорически против общения Жени с Тимуром, считая, что это оказывает на нее негативное влияние. Георгий, дядя Тимура, придерживается тех же взглядов и по ходу повествования постепенно заводит с Ольгой романтические отношения. В истории также действуют помощники Тимура Гейка, Коли, Симы, Нюрка, искренне стремясь помочь сельчанам и искренне любя свою Родину. Ребятам противостоит хулиган Мишка Квакин и его друзья, с которыми не перестают драться Тимур и его товарищи.
В основу композиции сюжета положены конфликты между группой главного героя и сообществом квакинов, а также между детьми и взрослыми членами их семей. В то же время Гайдар говорит лишь о некоторых добрых делах, совершенных командой, имея в виду, что Тимур и его друзья, вероятно, совершили много других замечательных подвигов, думая в основном о благополучии и спокойствии других людей.
Тема
В «Солнечном ударе», анализ произведения следует начать с характеристики главных проблем. В рассказе отобразился мотив, очень распространенный как в мировой, так и в отечественной литературе. Тем не менее, автор сумел раскрыть его оригинально, углубившись в психологию героев.
В центре произведения тема искренней, пылкой любви, в контексте которой развиваются проблемы взаимоотношений между людьми, разлуки влюбленных, внутреннего противоречия, вызванного несовместимостью чувств и обстоятельств. Проблематика произведения основана на психологизме
Система образов неразветвленная, поэтому внимание читателя постоянно сконцентрировано на двух героях – поручике и прекрасной незнакомке
Главные герои «Теплый хлеб» характеристика персонажей сказки Паустовского
Начинается рассказ описанием обеда на палубе корабля. Именно в таких условиях познакомились молодые люди. Между ними сразу же пробежала искра. Мужчина предложил девушке сбежать от посторонних. Сойдя с корабля, они направились в гостиницу. Когда молодые люди остались наедине, пламя страсти сразу же охватило их тела и разум.
Время в гостинице пролетело незаметно. Утром поручик и прекрасная незнакомка вынуждены были расстаться, но сделать это оказалось очень сложно. Молодые люди раздумывают, что же с ними произошло. Они предполагают, что это был солнечный удар. В этих рассуждениях кроется смысл названия произведения. Солнечный удар в данном контексте – символ внезапного психического потрясения, любви, затмевающей разум.
Возлюбленная уговаривает поручика проводить ее на палубу. Здесь мужчина, кажется, снова поражается солнечным ударом, ведь позволяет себе поцеловать незнакомку при всех. Герой долго не может оправиться после разлуки. Его терзают мысли о том, что у его возлюбленной, скорее всего, есть семья, поэтому им не суждено быть вместе. Мужчина порывается написать возлюбленной, но потом понимает, что не знает ее адреса. В таком мятежном состоянии герой проводит еще одну ночь, недавние события понемногу отдаляются от него. Тем не менее, они не проходят бесследно: поручику кажется, что он постарел лет на десять.
В произведении автор реализовал идею о том, что настоящая любовь может прийти внезапно. Это чувство дарит миг счастья, за который приходится платить страданиями.
История создания
«Солнечный удар» был написан И. Буниным в 1925 году. Стоит отметить, что год написания совпал с периодом, когда писатель работал над рассказами, посвящёнными теме любви. Это один из факторов, объясняющий психологическую глубину произведения.
Об истории создания И. Бунин рассказывал Г. Кузнецовой. После разговора женщина написала в своём дневнике следующее: «Говорили вчера о писании и о том, как рождаются рассказы. У И.А. (Ивана Алексеевича) это начинается с природы, какой-нибудь картины, мелькнувшей в мозгу, часто обрывка. Так солнечный удар явился от представления о выходе на палубу после обеда, из света во мрак летней ночи на Волге. А конец пришел позднее»
Посмотрите, что еще у нас есть:
- для самых рациональных — Краткое содержание «Солнечный удар»
- для самых крутых — Читать «Солнечный удар» полностью
Описание
Тараканище – сказка в стихах Корней Чуковского. О зверях, которые весело проводили время, пока не появился таракан. Он хоть и маленький, но всех сильно перепугал. Разбежались звери по углам. Хотели некоторые с ним разобраться, да не сумели. Однажды прискакала кенгуру и застыдила зверей. Стоило ли им бояться маленького тараканчика?
Часть первая
Ехали медведи На велосипеде.
А за ними кот Задом наперёд.
А за ним комарики На воздушном шарике.
А за ними раки На хромой собаке.
Волки на кобыле. Львы в автомобиле.
Зайчики В трамвайчике.
Едут и смеются, Пряники жуют.
Вдруг из подворотни Страшный великан, Рыжий и усатый Та-ра-кан! Таракан, Таракан, Тараканище!
Он рычит, и кричит, И усами шевелит: «Погодите, не спешите, Я вас мигом проглочу! Проглочу, проглочу, не помилую»
Звери задрожали, В обморок упали.
Волки от испуга Скушали друг друга.
Бедный крокодил Жабу проглотил.
А слониха, вся дрожа, Так и села на ежа.
Только раки-забияки Не боятся бою-драки; Хоть и пятятся назад, Но усами шевелят И кричат великану усатому:
«Не кричи и не рычи, Мы и сами усачи, Можем мы и сами Шевелить усами!» И назад ещё дальше попятились.
И сказал Гиппопотам Крокодилам и китам:
«Кто злодея не боится И с чудовищем сразится, Я тому богатырю Двух лягушек подарю И еловую шишку пожалую!» —
«Не боимся мы его, Великана твоего: Мы зубами, Мы клыками, Мы копытами его!»
И весёлою гурьбой Звери кинулися в бой.
Но, увидев усача (Ай-яй-яй!), Звери дали стрекача (Ай-яй-яй!).
По лесам, по полям разбежалися: Тараканьих усов испугалися.
И вскричал Гиппопотам: «Что за стыд, что за срам! Эй, быки и носороги, Выходите из берлоги И врага На рога Поднимите-ка!»
Но быки и носороги Отвечают из берлоги: «Мы врага бы На рога бы, Только шкура дорога, И рога нынче тоже не дёшевы».
И сидят и дрожат под кусточками, За болотными прячутся кочками.
Крокодилы в крапиву забилися, И в канаве слоны схоронилися.
Только и слышно, как зубы стучат, Только и видно, как уши дрожат,
А лихие обезьяны Подхватили чемоданы И скорее со всех ног Наутёк.
И акула Увильнула, Только хвостиком махнула.
А за нею каракатица — Так и пятится, Так и катится.
Часть вторая
Вот и стал Таракан победителем, И лесов и полей повелителем. Покорилися звери усатому (Чтоб ему провалиться, проклятому!). А он между ними похаживает, Золочёное брюхо поглаживает: «Принесите-ка мне, звери, ваших детушек, Я сегодня их за ужином скушаю!»
Бедные, бедные звери! Воют, рыдают, ревут! В каждой берлоге И в каждой пещере Злого обжору клянут.
Да и какая же мать Согласится отдать Своего дорогого ребёнка — Медвежонка, волчонка, слонёнка,— Чтобы несытое чучело Бедную крошку замучило!
Плачут они, убиваются, С малышами навеки прощаются.
Но однажды поутру Прискакала кенгуру, Увидала усача, Закричала сгоряча:
«Разве это великан? (Ха-ха ха!) Это просто таракан! (Ха-ха-ха!)
Таракан, таракан, таракашечка, Жидконогая козявочка — букашечка.
И не стыдно вам? Не обидно вам? Вы — зубастые, Вы — клыкастые,
А малявочке поклонилися, А козявочке покорилися!»
Испугались бегемоты, Зашептали: «Что ты, что ты! Уходи-ка ты отсюда! Как бы не было нам худа!»
Только вдруг из-за кусточка, Из-за синего лесочка, Из далёких из полей Прилетает Воробей. Прыг да прыг Да чик-чирик, Чики-рики-чик-чирик!
Взял и клюнул Таракана — Вот и нету великана. Поделом великану досталося, И усов от него не осталося.
То-то рада, то-то рада Вся звериная семья, Прославляют, поздравляют Удалого Воробья!
Ослы ему славу по нотам поют, Козлы бородою дорогу метут, Бараны, бараны Стучат в барабаны! Сычи-трубачи Трубят!
Грачи с каланчи Кричат! Летучие мыши На крыше Платочками машут И пляшут.
А слониха, а слониха Так отплясывает лихо, Что румяная луна В небе задрожала И на бедного слона Кубарем упала.
Вот была потом забота — За луной нырять в болото И гвоздями к небесам приколачивать!
Вернуться Назад в категорию Сказки для 1 класса
Краткий анализ
Рассказ «Солнечный удар» написан в 1925 году. На его создание автора вдохновили прекрасные Альпы. Когда Иван Алексеевич отдыхал в горах, он написал целый цикл историй, посвящённых любви. Тема высоких отношений — главная в рассказе под названием «Солнечный удар». Идея произведения состоит в том, что страсть может вспыхнуть внезапно, она не подчиняется разуму. Герой полюбил прекрасную даму, хотя у этого чувства не могло быть будущего. Переживая разлуку, он чувствует, что в один миг постарел на несколько лет.
Своеобразие композиции проявляется в том, что рассказ начинается и заканчивается описанием моря. В остальном структура произведения стандартная: есть завязка, кульминация и развязка. Литературное направление, к которому относят исследователи этот рассказ, — реализм. У автора не было цели придать сюжету оттенок трагизма. Аргументами в пользу этого могут служить цитаты:
- «сильный, мягкий ветер»;
- «горячий морской песок»;
- «странное приключение»;
- «легко, беззаботно»;
- «безмерный волжский простор»;
- «волжская прелесть».
О чем рассказ «Солнечный удар»?
Произведение Бунина «Солнечный удар» рассказывает о неожиданной любви, которая настигает главных героев (поручика и незнакомку) во время путешествия на корабле. Они оба не готовы к появившемуся чувству.
Мало того, у них совершенно нет времени в этом разбираться: есть только один день, который и решает исход событий. Когда наступает время прощаться, поручик не может и подумать о том, какие муки ему доведется испытать после того, как молодая женщина покинет его уютный номер. Точно перед глазами у него проходит целая жизнь, которая и измеряется, оценивается теперь с высоты вчерашней ночи и того чувства, которое околдовало поручика.
Композиция и жанр
Выполняя анализ «Солнечного удара» Бунина, следует обратить внимание на композиционную особенность. Она состоит в том, что автор, минуя экспозицию, начинает повествование с завязки
Далее события излагаются в логической последовательности. Читатели узнают подробности о главных героях уже после того, как состоялось их знакомство. Развитие сюжета происходит в гостинице. Утром действие подходит к кульминации: дама и поручик беседуют, а затем расстаются.
Развязка — постепенное возвращение поручика к реальной жизни. Мужчина вспоминает счастливые мгновения, проведённые в компании смеющейся незнакомки.
Основная задача
Тимуровское движение широко распространено и по сей день, только сегодня вместо пионеров работают добровольцы. Возможно, поэтому рассказ так близок по духу даже современному читателю. Она учится по программе литературного образования в средней школе. Студенты пишут сочинения и сочинения на тему «Тимур и его команда», анализируют характеристики и образы каждого из героев.
Писатель своим творчеством стремился проанализировать мировоззренческую систему общества своего времени. Передать читателям основную мысль о том, что добро можно делать разными способами
Неважно, сколько лет человеку и где он сейчас находится
Главное — это его внутренние качества:
- реактивность;
- доброта;
- честность.
Недаром автор наделил своих героев реалистичными персонажами. Это нормальные дети со своими достоинствами и недостатками. Немного смешно и неловко, но в то же время добро и честно. Тимур, описанный в рассказе как умный лидер, тоже попадает в неловкие ситуации. Например, по ошибке срывает с пожилого человека одеяло и принимает мальчика за вора:
Гайдар как бы хочет показать читателям, что герой — человек несовершенный во всех отношениях. Он тоже может ошибиться, главное — признать и вовремя исправить.
Через юмор можно прийти к глубокому пониманию того, что только совместная приверженность советских людей честности и справедливости поможет сделать страну сильным и великим государством. Эти качества каждый человек должен развивать в себе с детства, их нельзя приобрести в одночасье.
Дополнительные материалы к тексту
Рассказ И.А. Бунина «Солнечный удар» был написан в начале XX века. Многие явления и предметы того времени уже исчезли из нашей жизни, но понять их помогут разделы Словарь и Исторический фон.
Если хотите подумать о проблемах, которые затрагивает автор в рассказе и которые волнуют человечество на протяжении веков, загляните в Вопросы для дискуссии.
Рассказ о случайной, внезапно вспыхнувшей любви и перевороте в человеческом восприятии не оставляет равнодушным ни современников писателя, ни нас, живущих сто лет спустя. В разделе Мнения о произведении мы предлагаем вам узнать, что думают о «Солнечном ударе» критики и филологи. Эти материалы помогут вам для ответа на уроке, при написании сочинения, будут полезны при подготовке к экзаменам и, конечно, дадут вам ключи к пониманию текста. Также рекомендуем передачу Игоря Волгина «Игра в бисер» (о сборнике «Тёмные аллеи»), где собеседники ведущего обсуждают цикл рассказов и бунинскую концепцию любви. Увидеть, как идея рассказа передается средствами кинематографа, вы сможете, перейдя во вкладку Отражение в искусстве.
Главные герои и их характеристика
- Поручик — ничем не примечательный офицер с «выгоревшими от солнца усами» и голубыми глазами. Этого мужчину нельзя назвать покорителем женских сердец. Испытав «солнечный удар», он умоляет попутчицу сойти на берег, а не следующий день покорно соглашается с ее требованием.
- «Прекрасная незнакомка» — так главная героиня в шутку называет себя. Эта женщина намного рассудительнее и тверже характером, чем ее случайный любовник. Она замужем, имеет трехлетнюю дочь. «Солнечный удар» она переносит легко и почти не испытывает стыда за эту мимолетную связь. Даже под влиянием страсти «незнакомка» не раскрывает своего имени. Она твердо уверена, что ничего подобного никогда больше не повторится. Муж ее ни о чем не узнает.
Второстепенные герои
Извозчик — безымянный герой, который доставляет пару в гостиницу, а на следующий день увозит мужчину одного обратно на пристань. Для поручика он является последним напоминанием о прекрасной попутчице.
Неожиданная встреча
Они знакомятся поздним летом на большом волжском теплоходе. Мужчина является поручиком. Девушка невысокого роста, загорелая особа, которая возвращается обратно домой после долгого отдыха в Анапе. Поручик страстно целует ее ручку, после чего его сердце будто замирает в блаженстве.
Пароход приближается к пристани, и мужчина просит женщину сойти вместе с ним на берег. Через некоторое время они едут в небольшую гостиницу, в которой снимают огромный душный номер. Прислуга закрывает массивную дверь и пара жадно сливается в поцелуе. Впоследствии они еще долгие годы вспоминают этот момент, потому что никто из них больше такого не испытывал.
Наутро эта миниатюрная безымянная девушка, шутя именующая себя красивой незнакомкой и царицей, уходит. Несмотря на практически бессонную ночь, женщина очень свежо выглядит, словно ей всего 17 лет. Она сильно смущена и весела, однако теперь уже рассудительна. Молодая особа просит персонажа остаться в городе до следующего парохода. Мужчина легко на это идет, проводит ее до теплохода и в присутствии большого количества людей страстно целует девушку.
Поручик беззаботно и весело возвращается в небольшую гостиницу, однако уютный номер кажется ему уже абсолютно другим. Он наполнен воспоминаниями о незнакомке. Мужское сердце начинает трепетать от нежности так, что просто не может смотреть на скомканную постель, поэтому закрывает ее широкой ширмой.
Короткий пересказ «Солнечного удара» Бунина
«Солнечный удар» Бунин краткое содержание рассказа:
Они знакомятся летом, на одном из волжских пароходов. Он — поручик, Она — прелестная, маленькая, загорелая женщина, возвращающаяся домой из Анапы.
Я совсем пьяна, — смеялась она. — Вообще я совсем с ума сошла. Три часа тому назад я даже не подозревала о вашем существовании.
Поручик целует её руку, а сердце его блаженно и страшно замирает.
Пароход подходит к пристани, поручик умоляет её сойти. Через минуту они едут в гостиницу и снимают большой, но душный номер. Как только лакей закрывает за собой дверь, оба так исступлённо сливаются в поцелуе, что потом много лет вспоминают эту минуту: никто из них никогда ничего подобного не испытал.
А утром эта маленькая безымянная женщина, шутя называвшая себя «прекрасной незнакомкой» и «царевной Марьей Моревной», уезжает. Несмотря на почти бессонную ночь, она свежа, как в семнадцать лет, немного смущена, по-прежнему проста, весела, и уже рассудительна: просит поручика остаться до следующего парохода.
Никогда ничего даже похожего на то, что случилось, со мной не было, да и не будет больше. На меня точно затмение нашло… Или, вернее, мы оба получили что-то вроде солнечного удара…
И поручик как-то легко соглашается с нею, довозит до пристани, садит на пароход и при всех целует на палубе.
Легко и беззаботно возвращается он в гостиницу, но номер кажется поручику каким-то другим. Он ещё полон ею — и пуст. Сердце поручика вдруг сжимается такой нежностью, что нет сил смотреть на неубранную постель — и он закрывает её ширмой. Он думает, что это милое «дорожное приключение» окончено. Не может же он «приехать в этот город, где её муж, её трёхлетняя девочка, вообще вся её обычная жизнь».
Эта мысль поражает его. Он чувствует такую боль и ненужность всей своей дальнейшей жизни без неё, что его охватывает ужас и отчаяние. Поручик начинает верить, что это действительно «солнечный удар», и не знает, «как прожить этот бесконечный день, с этими воспоминаниями, с этой неразрешимой мукой».
Поручик идёт на базар, в собор, потом долго кружит по заброшенному садику, но нигде не находит успокоения и избавления от этого непрошенного чувства.
Как дико, как нелепо всё будничное, обычное, когда сердце поражено этим страшным «солнечным ударом», слишком большой любовью, слишком большим счастьем.
Возвратясь в гостиницу, поручик заказывает обед. Все хорошо, но он знает, что не задумываясь умер бы завтра, если бы можно было каким-нибудь чудом вернуть «прекрасную незнакомку» и доказать, как он мучительно и восторженно любит её. Он не знает, зачем, но это для него необходимее жизни.
Поняв, что избавиться от этой неожиданной любви невозможно, поручик решительно отправляется на почту с уже написанной телеграммой, но у почты в ужасе останавливается — он не знает ни её фамилии, ни имени! Поручик возвращается в гостиницу совершенно разбитый, ложится на кровать, закрывает глаза, чувствуя, как по щекам катятся слезы, и, наконец, засыпает.
Просыпается поручик вечером. Вчерашний день и нынешнее утро вспоминаются ему как далёкое прошлое. Он встаёт, умывается, долго пьёт чай с лимоном, расплачивается за номер и едет к пристани.
Пароход отчаливает ночью. Поручик сидит под навесом на палубе, чувствуя себя постаревшим на десять лет.
Вариант №2
Свой рассказ «Солнечный удар» Бунин представил на суд читателям в 1925 году. Данное произведение было написано в эмиграции и главной его темой стала любовь.
Бунин долгое время не мог определиться с названием для повести. В рабочем режиме были использованы два названия, но оба казались автору слишком очевидными и примитивными. Одно прямо указывало на событийный ряд, а второе предположительно было именем героини. Через какое-то время произведение были названо «Солнечный удар» и такое название, как нельзя лучше отражало все то чувство, которое мгновенно поражает человека.
В данном рассказе автор не наделяет своих героев ни именами, ни возрастной характеристикой. Благодаря такому подходу писателя его герои живут будто вне времени и условия. Главными персонажами в произведении фигурируют поручик и случайно встреченная им попутчица. Между совершенно незнакомыми героями возникает сильное чувство влюбленного порыва, подобно солнечному удару. Но героиня утром вынуждена отправляться назад и их счастье так же быстро заканчивается. Таким резким расставанием и невозможностью героев идти дальше вместе Бунин показывает, что не стоит в любовь впускать серые бытовые будни, они лишь способны все испортить.
Бунин, яркой вспышкой пронес через все повествование этот мимолетный роман. Автору удалось очень тонко описать всю страсть между героями, которые проведя совместную ночь, даже не успели узнать имени друг друга.
По поведению героини можно предположить, что скорее всего она не нуждалась в продолжении, для неё это была скорее игра. Она специально не называет своего имени и даже не пытается узнать имя своего попутчика. Все, что знает поручик после расставания, это то, что она замужем и имеет трехлетнюю дочь. Утром и весь день герой чувствует внутреннюю опустошенность, точно такую же какой наполнилась их каюта. Он будто постарел сразу на десять лет. Его состояние гнетет чувство неизвестности, он хочет увидеться снова, но не имеет ни доли информации о том, где искать свою незнакомку. Его жизнь теряет всякий смысл.
О героине автор больше ничего не упоминает и читателю остаётся только предполагать, что испытывает она.
История создания
Наравне со сборником рассказов о любви «Тёмные аллеи», созданный Иваном Алексеевичем в середине 1920-х г. «Солнечный удар» является одной из жемчужин его творчества. Трагизм и сложность того времени, в течение которого жил и писал И. Бунин, в полной мере были воплощены писателем в образах главных героев этого произведения.
Произведение было опубликовано в «Современных записках» в 1926 году. Критики приняли работу настороженно, скептически подмечая акцент на физиологической стороне любви. Однако не все рецензенты были столь ханжески настроены, среди них нашлись и те, кто горячо приветствовал литературный эксперимент Бунина. В контексте поэтики символистов его образ Незнакомки воспринимался, как мистическое таинство чувства, облаченное в плоть и кровь. Известно, что автор, создавая свой рассказ, находился под впечатлением от творчества Чехова, поэтому вычеркнул вступление и начал свою историю со случайного предложения.
Основная мысль и идея
При изучении произведения стоит обратить внимание детей на рисунки к сказке, которые позволяют всё представить и домыслить. Но обязательно следует сделать анализ произведения и понять, какова его основная мысль. Композиция представляет собой несколько забавных телефонных разговоров, которые между собой связаны рассказчиком, отвечающим на звонки
Композиция представляет собой несколько забавных телефонных разговоров, которые между собой связаны рассказчиком, отвечающим на звонки.
Сказка учит, что нужно знать правила поведения в обществе и не звонить постоянно человеку. Нельзя это делать поздно вечером и ночью, когда люди уже могут спать. Корней Иванович настолько просто построил своё произведение, что ребёнок познаёт этикет, не осознавая того, что его чему-то учат. Приятно жить в воспитанном обществе, где соблюдаются правила поведения.