Эпоха просвещения

Достижения эпохи просвещения кратко. наука, техника, литература, антропогенез.

↑мНБШИ БГЦКЪД МЮ ВЕКНБЕЙЮ

дКЪ УПХЯРХЮМЯЙНЦН ЛХПНБНГГПЕМХЪ УЮПЮЙРЕПЕМ ДБНИЯРБЕММШИ БГЦКЪД МЮ ВЕКНБЕЙЮ: Х ЙЮЙ МЮ БЕМЕЖ РБНПЕМХЪ, Х ЙЮЙ МЮ МНЯХРЕКЪ ОЕВЮРХ ОЕПБНПНДМНЦН ЦПЕУЮ. щРН БНЯОПХЪРХЕ ВЕКНБЕЙЮ ЙЮЙ МНЯХРЕКЪ ДБСУ ЯНЯРНЪЫХУ Б ЕДХМЯРБЕ ОПНРХБНОНКНФМНЯРЕИ: РЕКЕЯМНЦН Х ДСУНБМНЦН. мН ЕЯКХ УПХЯРХЮМЯРБН ДЕКЮКН ЮЙЖЕМР МЮ ДСУНБМНЛ, РН оПНЯБЕРХРЕКХ, БДНУМНБКЪЕЛШЕ СЯОЕУНЛ АХНКНЦХХ Х ЛЕДХЖХМШ, МЕПЕДЙН ОЕПЕМНЯХКХ ЖЕМРП РЪФЕЯРХ МЮ РЕКЕЯМНЕ, АХНКНЦХВЕЯЙНЕ МЮВЮКН. бНГМХЙЮЕР ХДЕЪ «ВЕКНБЕЙЮ-ЛЮЬХМШ» (ЙЮЙ ОХЯЮК ф.н. кЮЛЕРПХ); ВЕКНБЕЙЮ-ФХБНРМНЦН, БКЕЙНЛНЦН ЯБНХЛХ АХНКНЦХВЕЯЙХЛХ ОНРПЕАМНЯРЪЛХ, НЯБНАНДХБЬЕЦНЯЪ НР КНФМШУ МЮЯКНЕМХИ ЛНПЮКХ, ЙЮЙ С ЛЮПЙХГЮ ДЕ яЮДЮ; ВЕКНБЕЙЮ, ЙНРНПШИ ОЕПЕЯРЮЕР АШРЭ БЕМЖНЛ РБНПЕМХЪ, ЙЮЙ С бНКЭРЕПЮ.

мНБШИ БГЦКЪД МЮ НАЫЕЯРБН. оПНЯБЕРХРЕКХ Б НЯМНБМНЛ ЯУНДХКХЯЭ Б РНЛ, ВРН ОНЪБКЕМХЧ НАЫЕЯРБЮ ОПЕДЬЕЯРБНБЮКН «ЕЯРЕЯРБЕММНЕ ЯНЯРНЪМХЕ», Б ЙНРНПНЛ КЧДХ ОНДВХМЪКХЯЭ РНКЭЙН «ЕЯРЕЯРБЕММШЛ ГЮЙНМЮЛ», ГЮЙНМЮЛ ОПХПНДШ. бШЪБКЕМХЧ Х ОНГМЮМХЧ ЩРХУ ГЮЙНМНБ СДЕКЪЧР АНКЭЬНЕ БМХЛЮМХЕ ЛМНЦХЕ ТХКНЯНТШ ЩРНЦН БПЕЛЕМХ.

б НЯМНБЕ ФЕКЮМХЪ НАЗЕДХМХРЭЯЪ Б НАЫЕЯРБН КЕФХР «НАЫЕЕ АКЮЦН», КЧДХ ЯРПЕЛЪРЯЪ ФХРЭ Б НАЫЕЯРБЕ, ОНРНЛС ВРН ЯВХРЮЧР, ВРН РЮЙ ХЛ АСДЕР КСВЬЕ. нЯМНБМНИ ОПХМЖХО ВЕКНБЕВЕЯЙНЦН НАЫЕФХРХЪ ЯТНПЛСКХПНБЮМ Б «щМЖХЙКНОЕДХХ»: «ъ УНВС АШРЭ ЯВЮЯРКХБШЛ, МН Ъ ФХБС Я ДПСЦХЛХ КЧДЭЛХ, ЙНРНПШЕ, ЙЮЙ Х Ъ, ЙЮФДШИ ЯН ЯБНЕИ ЯРНПНМШ УНРЪР АШРЭ ЯВЮЯРКХБШЛХ; АСДЕЛ ФЕ ХЯЙЮРЭ ЯПЕДЯРБН НАЕЯОЕВХРЭ МЮЬЕ ЯВЮЯРЭЕ, ДНАШБЮЪ РЕЛ ЯЮЛШЛ ЯВЮЯРЭЕ ДПСЦХЛ Х СФ БН БЯЪЙНЛ ЯКСВЮЕ МХЙНЦДЮ МЕ БПЕДЪ ХЛ». хМШЛХ ЯКНБЮЛХ, ОПХМЪРХЕ ЙНМЖЕОЖХХ НАЫЕЦН АКЮЦЮ ДНКФМН ГЮЯРЮБХРЭ КЧДЕИ МЕ ХЯЙЮРЭ КХВМНИ БШЦНДШ Б СЫЕПА ДПСЦХЛ.

Конец абсолютизма в Европе

Основательно подкосила эту политику революция во Франции. Правительства всех европейских стран были чрезвычайно напуганы, многие даже частично или полностью закрыли свои границы для революционной заразы. И всё равно к концу восемнадцатого века время просвещенного абсолютизма практически закончилось. Жить по-старому, держать ситуацию под контролем стало чрезвычайно сложно. Ни разросшийся до невероятных размеров государственный аппарат, ни льготы, которыми покупалась лояльность аристократии, ни увеличение армии — ничто не могло остановить хода истории.

Денег требовалось всё больше, и обеспечить их приток могла только развитая экономика с рыночными принципами, а мелочность старого порядка никак не могла обеспечить скачок к социально-экономическому благополучию. Отдельные реформы просвещенного абсолютизма не принесли желаемого результата. Однако было политизировано общественное сознание, что способствовало революционным настроениям.

Годы века Просвещения

Просвещение – это значимый период в истории развития европейского общества, который стал продолжением гуманистических идей эпохи Возрождения. Просветители – это выдающиеся ученые, мыслители и писатели своего времени, которые всячески способствовали распространению просветительских идей в народе.

Идеи просвещения зародились в конце XVII века в Англии, под влиянием научной революции. Основателем этого течения стал английский мыслитель Джон Локк, который в своих трудах освещал права человека на жизнь, свободу, частную собственность. Будучи педагогом, он придавал большое значению образованию и воспитанию каждого человека.

Рис. 1. Джон Локк.

Наибольший расцвет эпоха Просвещения достигла во Франции в XVIII веке, и ее идеи очень быстро распространились по странам Европы и в России. Данное течение стало ответной реакцией на углубляющийся кризис абсолютной монархии и феодализма, которые уже не могли удовлетворять потребности общества.

В каждой стране движение просветительства имело свои особенности, но задачи его были для всех общими:

ТОП-4 статьи

которые читают вместе с этой

  • Борьба против феодализма и его основной концепции.
  • Борьба против церкви – важнейшей опоры феодального строя.
  • Создание идеальной модели общества, в основе которой лежали бы принципы буржуазии.

Эпоха Просвещения и ее элементы сказались и на истории России. Екатерина II вела переписку с французскими просветителями, заимствовала их идеи и предложения и внедряла в свои реформы. Поэтому период правления императрицы назван в истории “Просвещенный абсолютизм”. В духе просвещения Екатерина воспитала своего любимого внука Александра, который в 1801 году станет императором. В 1802 году Александр I создаст Министерство народного просвещения. Основной его задачей было проведение реформ в образовательной системе, обновление всех этапов учебного процесса.

Рис. 2. Министерство народного просвещения.

Общие задачи просветителей

Течение Эпохи просвещения для каждого народа имело свои особенности и различия, но истоки движения и основные принципы были идентичны, независимо от национальности.

Борьба с феодализмом

Просвещение ознаменовывает переход общества от феодализма к капитализму и, сопряженными с этими изменениями, выступлениями буржуазии и народных масс против феодализма. Критика феодального строя, системой сословных привилегий и неравенства была краеугольным камнем просветительской концепции. Философы просвещения проповедовали политическую свободу и гражданское равенство. Считая феодализм «неразумным», они противопоставляли ему рационалистические теории морали, общества и религии.

Мыслители просвещения отрицали божественное происхождение феодально-абсолютистского государства, аргументируя его теорией общественного договора. Согласно этому, государство представлялось как социальный институт, который возник в результате заключения соглашения между людьми. Эта теория позволяла народу лишать государя власти, если он нарушает условия соглашения. Окончательный и решающий удар феодальному устройству нанесла Французская буржуазная революция, которая опиралась на идеи просвещения.

Борьба против церкви

С началом просветительского движения начался радикальный пересмотр идей и догм официального христианства и церкви. Абсолютная вера в человеческий разум подорвала авторитет и позиции церкви.

«Естественная» религия разума, к которой причисляли себя просветители, стала называться деизмом, что в переводе с латинского означит «Бог». Последователи деизма признавали существование Бога, но отрицали сверхъестественную природу религиозных воззрений.

К тому времени позиции католической церкви были уже ослаблены под давлением протестантской критики и, в значительной степени, в результате научно-технического прогресса. Духовенство не было готово к таким потрясениям эпохи, и немалая часть церковных служителей поддержала идеи просветителей.

Идеальная модель общества

Просветители выступали не только против феодального устройства, но и против монархического правления. Некоторые мыслители рассчитывали на «просвещенного монарха», независимого от феодального сословия, другая часть представляла интересы простого населения и выступала за народный суверенитет и переход к демократическому правлению. Обе тенденции имели сходные представления об идеальном обществе, среди них:

  • равная ценность каждой личности, независимо от происхождения;
  • гуманизм и человеколюбие, служение всех людей на благо общества;
  • отказ от любых форм принуждения;
  • свобода вероисповедания;
  • единство морального закона для всех;
  • отказ от теологии из интерпретации исторического процесса;
  • осмысление средних веков в резко негативном ключе;
  • подражание идеалам античности.

Реформы просвещённого абсолютизма[править | править код]

Все реформы просвещённого абсолютизма, стремившиеся разрушить церковно-феодальные отношения, совершались не только ввиду государственных соображений, но и содействовали эмансипации личности. Всё зависело от абсолютного монарха или его министра. Реформы захватывали область администрации, финансов, суда, интеллектуальной жизни, церкви, наконец — область сословных отношений и крестьянского быта.

В области администрации просвещенный абсолютизм стремился к бюрократической централизации, к вытеснению чиновничеством общественных сил и к подавлению интересов дворянства, был враждебен народному представительству и старался уничтожить местный партикуляризм.

Громадную услугу оказал просвещенный абсолютизм судебному устройству и законодательству. «Один закон для всех» — таков принцип, которым руководствовался просвещённый абсолютизм. В уголовном процессе были уничтожены пытки, ограничена смертная казнь. В Австрии уже при Марии-Терезии судебная часть была отделена от администрации. Иосиф II весьма энергично работал над составлением свода законов, издал несколько частных уставов

Свод законов, изданный в Португалии Помбалем, привлёк внимание тогдашнего учёного мира

Просвещённый абсолютизм представляет собой эпоху сильного антагонизма между духовной и светской властью. Вместе с «просвещением» абсолютизм относился отрицательно к традициям католицизма, защищая права светского государства от клерикальной опеки и видя опасного врага в римской курии и клире. Борьба против католицизма (в католических странах) велась упорно и часто жестоко.

В области сословных отношений вообще и крестьянского вопроса в частности просвещенный абсолютизм тоже оказал значительное влияние. И здесь во имя государственной пользы правители боролись с остатками феодализма, старались сократить аристократические привилегии и ограничить права дворян и духовенства.

В эту же эпоху впервые был поставлен на очередь крестьянский вопрос. Этому значительно способствовали физиократы, которые по своим политическим взглядам были на стороне просвещённого абсолютизма, и многие деятели просвещённого абсолютизма были сторонниками физиократов. Осуждая феодальные права, тяготевшие над землевладельцами, литература XVIII в. требовала уничтожения рабства и прекращения крепостных отношений

Вследствие этого в эпоху просвещенного абсолютизма было обращено внимание на положение сельской массы, от которой зависит обогащение казны, и рядом с покровительством обрабатывающей промышленности просвещённый абсолютизм покровительствует и крестьянскому труду.

Просвещенный абсолютизм

Со второй половины XVIII века, под влиянием идей просветителей, европейские монархи стали придерживаться нового направления политики – Просвещенного абсолютизма.

Политика Просвещенного абсолютизма строилась на нескольких принципах:

  • Устранении пережитков средневекового строя – феодальной раздробленности, крепостничества, феодальных монополий.
  • Проведении реформ, защищающих естественные права человека (реформы, уничтожавшие некоторые сословные привилегии и прочие).
  • Проведении церковных реформ, с помощью которых церковь переходила в подчинение государству, передавала в государственную собственность церковные земли и богатства.
  • Смягчении цензуры.

Центральную роль в политике Просвещенного абсолютизма играл образ «просвещенного монарха»- правителя, способного править своим государством разумно, на благо всего народонаселения.

Политики Просвещенного абсолютизма придерживались Фридрих II (Пруссия), Карл III (Испания), Иосиф II (Австрия), Густав III (Швеция), Екатерина II (Россия). Однако эта политика была больше направлена на создание благоприятного имиджа монарха, нежели на исправление реальных проблем общества. Поэтому большинство идей Просвещенного абсолютизма, так и остались на страницах книг, не были преобразованы в реформы.

Словарь

1. Правовое государство — это государство, в котором провозглашено и реализуется на практике верховенство права.

2. Присяжные – судебные заседатели, отобранные путем случайного выбора.

3. Социальное неравенство — неравное положение людей в обществе, при котором люди отличаются уровнем дохода, образования, наличием или отсутствием власти.

4. Цензура – это контроль над содержанием печатной продукции, театральных постановок, произведений искусства.

Французская революция — вершина Позднего Просвещения

Великая французская революция, начавшаяся в 1789 году, стала кульминацией Позднего Просвещения. Проходившая под девизом «Свобода, равенство, братство», она привела не только к смене старого порядка, но и к массовому террору, который показал несовершенство идей Просвещения. И всё же главная цель революции — эгалитаризм — вызывала восхищение (например, у матери писательницы «Франкенштейна» Мэри Шелли феминистки Мэри Уолстонкрафт) и вдохновляла страны на борьбу за независимость.

18-й век уступил место веку 19-му. Просвещённый рационализм сменился необузданным романтизмом, который, как и другие течения, либерализм, классицизм, модернизм, в большом долгу перед мыслителями эпохи Разума.

Философы

Просветительская идеология господствовала в философских предпосылках к абсолютизму, когда были сформулированы главные положения этой концепции в общественном развитии.

  • Англичанин Томас Гоббс предъявил миру собственную теорию, по его гипотезе, государство возникало как исполнитель общественного договора, который призван защищать людей в агрессии конкурентной борьбы.
  • Жан-Жак Руссо был уверен в том, что граждане государства, которое защищает их права, должны содействовать его благу, подчинять собственные интересы всеобщим законам, а также он обосновал теорию превосходства республиканского государства над монархическим, поскольку первое обеспечивает управление по демократическим постулатам.
  • Шарль Монтескье обрисовал черты просвещенного абсолютизма по принципу разделения властей. Он же сформулировал постулат о сохранении свободы, которая зиждется на основе закона, это было совершенно новое для того времени понятие. Просвещенный абсолютизм предполагал разделение судебной, исполнительной и законодательной власти, их полную независимость.
  • Дени Дидро всю жизнь боролся с засильем церкви, поскольку считал её требования к человеку не слишком разумными, а следовательно, недостаточно справедливыми.
  • Джон Локк обосновал важнейшие права человека: право на собственность (результат труда), право на свободу и право на жизнь.

Идеи просвещенного абсолютизма, присутствовавшие во всех теориях, были основаны на вере во всесилье разума: равенство перед законом всех граждан без исключения, вне зависимости от положения в обществе, право обращаться в органы управления любого уровня, лишение прав церкви на управление светской властью, гуманное уголовное право, неприкосновенность собственности, поддержка науки и техники со стороны государства, свобода печати, аграрные реформы, справедливое налогообложение. Философы уповали на мудрецов, сидящих на тронах. Это и было главной ошибкой просветителей.

Истоки

Для начала ответим на вопрос: что такое просвещенный абсолютизм? .

Причины Просвещенного абсолютизма как исторического явления заключается в новом витке развития общества. Это означает, что на смену феодальной психологии, феодальному устройству общества пришла капиталистическая формация. Хотя в общественной структуре общества Западной Европы этот переход был значительно раньше — примерно к середине XVII века. Ментальное развитие общества шло медленнее. 

В сфере культуры активно шел процесс секуляризации светской культуры от религии и церкви. Это начало происходить еще в эпоху Ренессанса. В результате появляется Теория общественного договора Дж. Локка и Т. Гоббса. Эта теория стала основой для философских построений французских Просветителей.

Эпоха Просвещения — это вся вторая половина XVIII века. Идеи Вольтера, Дидро, Монтескье, Гельвеция и прочих философов были крайне популярны. Почему? Да и в чем, собственно, они заключались?

Ключевые идеи и признаки

  • Дуальность устройства мира. Практически все просветители были адептами деизма — философского течения, основным положением которого было то, что Бог создал мир, а затем самоустранился, послав все на «самотек». В результате в мире осталось две ключевые силы: сознание и материя. Вследствие влияния сознания на материю и рождается то устройство общество, которое сейчас и есть.
  • Общество глубоко погрязло в пороках, потому что оно невежественно. Государствами управляют люди, подверженные алчности, мздоимству, казнокрадству, лиходейству и прочим порокам. Именно поэтому в обществе множество недостатков: нищета, неравенство, насилие и пр.
  • Чтобы преодолеть такое общественное устройство достаточно, чтобы государство возглавил философ, мудрец. Этакий мудрец на троне, который, имея неограниченную власть, сможет устроить общества на началах разумности, рациональности и справедливости.
  • Все люди равны. Идея равенства почерпнута просветителями из Теории общественного договора. Однако, если Локк и Гоббс считали людей от природы злыми, то Жан-Жак Руссо, наоборот, настаивал на доброй сущности человека. 
  • Рационализм. Общество должно быть устроено рационально, по закону. А в закона просвещенный монарх пропишет разумные основы существования государства и общества.
  • Отрицание греховности. Вопреки религиозной картине мира, просветители признавали, а не отрицали чувственную природу человека. Именно поэтому они признавали за человеком стремление к счастью и удовольствиям и к избеганию страданий.

Направления Просвещения

Различают несколько направлений просвещения. Данными направлениями присуще определённые аспекты, которые основываются на знаниях, где данные знания являются основой к достижению понимания сущности того или иного направления.

Направления просвещения:

  • культурное просвещение,
  • санитарное просвещение,
  • психологическое и педагогическое просвещение,
  • половое просвещение,
  • политическое просвещение.

Культурное просвещение — это то просвещение, которое характеризуется идейными просветительскими понятиями и знаниями в культуре отдельной страны, народности или целого мирового сообщества такого, как мировая культура.

Санитарное просвещение — это та просветительская деятельность, цель которой донести до людей определённые медицинские знания в сфере здравоохранения.

Психологическое просвещение особенно важно в настоящее время, когда человек благодаря быстрому течению модернизации, подвержен психологическим стрессам и депрессиям, это то просвещение, которое направлено на формирование у людей отсутствия страха к психологической помощи со стороны профессиональных специалистов. Педагогическое просвещение — одна из форм взаимодействия обучающего персонала с родительским составом семьи

Педагогическое просвещение — одна из форм взаимодействия обучающего персонала с родительским составом семьи.

Половое просвещение — органичное воздержание.

Политическое просвещение — знания и аспекты с содержанием политической тематики, которая доносится до широкой публики, либо в узком понимании, компетентность политического деятеля в вопросах политики и политического мышления.

Замечание 2

Данные виды направления были сформированы на основе просветительских мыслей великих деятелей эпохи Просвещения. К философам-просветителям относят Джорджа Локка (Англия), Вольтера, Ж.Ж. Руссо, Ш. Монтескье, Д. Дидро (Франция). Также просветительской мыслью наделены произведения Г. Э. Лессинга, Ф. Шиллера, И.В. Гёте (Германия), Т. Джефферсона, Б. Франклина (США), Н.И. Новикова, А. Н. Радищева (Россия).

Просвещенный абсолютизм: что это?

Просвещенный абсолютизм – это одна из форм политического управления, проводимого в основном во второй половине 18 века. Основная территориальная локализация просвещенного абсолютизма – ряд европейских стран с монархической формой управления.

Замечание 1

Основная цель идей и реформ просвещенного абсолютизма – это устранение мешающих полноценному развитию пережитков средневекового строя в пользу капиталистических отношений.

Автором идей просвещенного абсолютизма является Томас Гоббс (1588-1679 гг.). Он одним из первых начал разработки по идеям просвещенного абсолютизма, а также занимался активным поиском способов их реализации, что привело бы к ускоренному развитию общества, его выводу на качественно новый уровень. По сути, те государства, которые стали проводить реформы под эгидой идей просвещенного абсолютизма, учились на примере тех государств, которые уже были обновлены и испробовали на практике идеи просвещенного абсолютизма, разрешили проблемы и противоречия, столкнулись с новыми потребностями. Таким образом, разнообразные устаревшие социальные института, цензурные запреты, подчиненные государству, роль церкви в каждой сфере жизнедеятельности человека постепенно меняли свой облик, приводя государства к новым потребностям и высотам.

Получи помощь с рефератом от ИИ-шки

ИИ ответит за 2 минуты

Руками монархов идеи просвещенного абсолютизма видоизменяли качественно и количественно различные сферы жизни человека. В них вошло судопроизводство, образование, роль церкви в жизни человека и ее влияние на его мировоззрение и идеологию. По сути, человек обрел больше возможностей, а вместе с ними и свободу действий и мышления. Одна из ключевых идей также – повышение грамотности и образованности населения, поскольку в то время практически все люди были неграмотными, не умели читать и писать, а их основная деятельность заключалась в преимущественно физическом труде, а не интеллектуальном.

Основы просвещённого абсолютизма[править | править код]

Теория «просвещённого абсолютизма», родоначальником которой считается Томас Гоббс, вполне проникнута рационалистической философией века «просвещения». Сущность её заключается в идее светского государства, в стремлении абсолютизма поставить выше всего центральную власть. До XVIII века государственная идея, выразителем которой был абсолютизм, понималась узкопрактически: понятие о государстве сводилось к совокупности прав государственной власти.

В литературе «просвещённый абсолютизм» был встречен восторженно. Наиболее яркий пример просвещённого абсолютизма — политическое миросозерцание Вольтера, этой же точки зрения держалась и школа физиократов с Кенэ, Мерсье-де-ла-Ривьером и Тюрго во главе. «Просветительская» литература XVIII века не только ставила задачу критики старых порядков: стремления философов и политиков того времени сходились в том, что реформа должна совершиться государством и в интересах государства. Поэтому характерная черта просвещённого абсолютизма — союз монархов и философов, которые желали подчинить государство чистому разуму.

Характерные черты просвещенного абсолютизма:

  • идея равенства всех людей, государство создается в результате общественного договора, следствием которого являются взаимные обязательства монарха и подданных;
  • именно государство есть главное средство создания общества всеобщего благоденствия;
  • все реформы, основывающиеся на справедливых законах, должны идти сверху, от государства, в основе деятельности которого лежит принцип: «Все для народа, и ничего — посредством народа»;
  • просвещение — одна из важнейших функций государства и одновременно способ воспитания из подданных сознательных граждан;
  • признание свободы слова, мысли, самовыражения.

Проведенные реформы

Все правители европейского просвещенного абсолютизма проводили в своих странах целый ряд разных реформ, направленных на развитие и модернизацию общества с одной стороны, и на изживание старых феодальных, средневековых порядков, с другой. Так во многих странах:

Это интересно: есть одна поучительная история об английском короле Генрихе VIII. Генрих VIII был одним из самых жестоких королей Англии, но одновременно одним из первых, кто сумел действительно оценить могущество знания. Однажды советники предложили королю сократить средства, которые государство отпускало университетам. Генрих VIII ответил: «Господа, мы с вами умрем, и даже наши кости истлеют, а университеты будут управлять Англией. И гораздо лучше, чем мы». Сегодня английские университеты лучшие в мире, а прозорливость короля и его политика в отношении образования как нельзя лучше передают дух европейского просвещенного абсолютизма.

Проявление космополитизма

Несмотря на широкую распространенность взглядов Просвещения, в разных странах оно утверждалось по-разному, имея определенные традиции. Для Гоббса и Локка огромное значение имели события революции в Англии в XVII в., а также жестокие противостояния на религиозной основе.

При этом французы расставляли акценты на:

  • поиске границ власти;
  • проявлении законности;
  • необходимости ограничивать власть монарха и реализовывать реформы.

Общим тенденциям соответствовала и германская просветительская мысль. И. Кант и другие просветители надеялись, что государство со своими функциями и полномочиями сможет провести необходимые людям реформы.

А вот итальянские деятели стремились найти пути преодоления отсталости общественных отношений в стране

Поэтому для них важно было сформулировать принципы для общественного переустройства. В труде Ч

Беккариа «О преступлениях и наказаниях» прозвучал призыв к отмене смертной казни и к отказу от пыток. Этот деятель обосновал острую потребность общества в человечном отношении к осужденным.

Эпоха Просвещения была связана с существованием множества национальных путей. Однако известные представители были признаны не только в каждой отдельной стране, но и на территории всего Старого Света. Именно на этот период приходится расцвет космополитизма – идеологии, представлявшей человека как гражданина мира.

Все люди выступали частью целостного человечества, поэтому национальные интересы всегда подчинялись общечеловеческим. Просветители считали, что озвучиваемые ими законы присущи всем обществам и государствам. Поэтому в XVIII в. особую популярность обрели рассказы о жизни неевропейцев. В них звучали слова критики в адрес европейского общества.

Космополитизм был реакцией на тенденции, присущие Европе XVII в., когда между государствами искусственно создавались преграды:

  • национальные;
  • языковые;
  • религиозные.

Поэтому и была востребована идея космополитизма, связанная с братством и равенством народов, появлением единого интеллектуального пространства. Европа стала постепенно покрываться паутиной культурных и экономических связей.

В этот период фактические не имели границ такие сферы:

  • музыка;
  • научные открытия;
  • религиозные образования;
  • путешествия;
  • общение;
  • торговля.

В XVIII в. изменения коснулись и политических мировоззрений. Стало господствующим представление об отсутствии различий у людей, поскольку общества руководствуются одними и теми же законами. Следствием этого могло стать формирование всемирной республики. Не удивительно, что большой успех имел «Проект вечного мира» Ш. де Сен-Пьера. Единая Европа с равными европейскими народами становилась ориентиром для просветителей.

С другой стороны, космополитизм и интернационализм находились в противостоянии с тенденциями к упрочению национальных идей. В конце столетия настроения национального и патриотического типа существенно окрепли.

Европейская цивилизация

В странах Европы начали изменяться взгляды на сущность государства, интересы их с середины семнадцатого века подвергались жёсткой критике, и в процессе формирования новой концепции укреплялись системные начала международных отношений, сплачивались отдельные страны в один комплекс, вырабатывавший общие нормы и укреплявший правовые начала. Идеи просвещенного абсолютизма гибко использовали лозунги просветителей и социальную демагогию, но стояли на страже сохранения прежних порядков, то есть послужили одним из этапов эволюции монархии, который привёл Европу к созданию единой цивилизационной системы.

Результат Просвещения в России

Лучше всего суть просвещения, как его понимала сама Екатерина II, выражает наказ Уложенной комиссии, принадлежащий перу императрицы.

Рис. 4. Екатерина пишет наказ

Основными идеями наказа были:

  • самодержавие — единственная форма правления в России;
  • «естественное» деление на тех, кто правит, и тех, кем управляют;
  • главенство закона над всем сословиями;
  • свобода для всех, разрешено все, что не запрещено законом, воля монарха направляет подданных в нужном направлении;
  • долг государя заботиться о подданных.

В основном эти идеи остались только на бумаге. 90% подданных реформы вообще не коснулись — крестьянство осталось в крепостной зависимости, которое только усилилось.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
ГДЗ 8 класс
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: