Краткое содержание
Людмила томится в ожидании своего возлюбленного. Девушка переживает, что он позабыл о ней или же «в далёкой стороне
» нашёл свой последний приют.
Стоя на распутье, Людмила наблюдает за тем, как к своим возлюбленным возвращаются воины, но среди них нет её суженого — «всё погибло: друга нет
». Людмила решает, что он умер, и сама готова умереть, так как не способна полюбить другого человека.
Дома мать, встревоженная отрешённым видом Людмилы, пытается узнать, о чём она горюет. Девушка плачет и признается, что не хочет больше жить, ведь Бог совсем позабыл о ней.
Мать успокаивает Людмилу и учит её со смирением принимать все испытания, которые посылают ей небеса. Она напоминает дочери, что «Рай — смиренным воздаянье, Ад — бунтующим сердцам
», и просит быть покорной воле Господа. Однако Людмила считает иначе. Она уверена, что «С милым вместе — всюду рай; С милым розно — райский край Безотрадная обитель
».
Наступает ночь, и Людмила слышит, как кто-то поднялся на крыльцо и постучал в дверь. Она узнает знакомый голос — это её возлюбленный пришёл за ней. Людмила хочет отложить поездку до утра — «Ветер встал от полуночи; Хладно в поле, бор шумит; Месяц тучами закрыт
», но жених поторапливает её, и они отправляются в путь.
Воин рассказывает Людмиле, что его дом находится очень далеко, в Литве — «Хладен, тих, уединённый, Свежим дёрном покровённый; Саван, крест, и шесть досток
». Влюблённые скачут всю ночь и к утру прибывают на место. За воротами оказываются не хоромы, а могилы и кресты. Неожиданно конь с седоком падает в могилу, и Людмила вместо жениха «Видит труп оцепенелый; Прям, недвижим, посинелый, Длинным саваном обвит
».
При виде мёртвого жениха Людмила «Каменеет, Меркнут очи, кровь хладеет
». Бездыханная, она падает в могилу к жениху, а мертвецы с жутким воем окружают свежую могилу.
Заключение
В поэме «Людмила» автор поднимает темы любви, смерти и судьбы. Он указывает на неотвратимость рока, который так или иначе настигает всех людей, и противиться которому просто бессмысленно.
После ознакомления с кратким пересказом «Людмила» рекомендуем прочесть произведение в полной версии.
-
/9
Вопрос 1 из 9
Краткое содержание поэмы «Людмила» подробно
Юная красавица Людмила ждет суженого с войны. Он отчаянный предводитель славянской рати. Девушка боится, что ее возлюбленный погиб или изменил ей с очаровательной иностранкой.
Спустя какое-то время полк возвращается. Часть рати пала в бою. Людмила выбегает навстречу, войско расходится, но их командир не появляется.
Девушка понимает, что любимый погиб. Она каждый день молилась Богу за душу суженого, но безвозвратно его потеряла. Теперь девушка ни жена, ни вдова и глубоко возмущена несправедливостью. Она хочет умереть, жизнь без любимого потеряла всякий смысл.
Мать Людмилы беспокоится за душевное состояние дочери. Она заявляет, что нужно принять свою судьбу. Только покорным уготован Рай после смерти. Но героиню не влекут райские кущи. Нет смысла в Рае, если рядом нет милого сердцу человека. Матери не удается переубедить убитую горем Людмилу.
В ту же ночь героиню будит шум. Часы бьют полночь, за окном затишье, на пороге гость. Людмила слышит шепот и узнает голос погибшего жениха. Он спрашивает, помнит ли она его, ждала ли?
Девушка потрясена, спешит навстречу любимому. Он предлагает ей бежать. На краю Латвии у него есть «темный тесный домик». Надо спешить, пока не занялась заря. Люда колеблется, но дает согласие. Пара запрыгивает на коня и во всю прыть мчится в далекую страну.
В пути их преследуют голоса призраков. Невеста осознает, что жених – покойник. Но ее не страшит участь забвения. Она прижимается к спине любимого и жаждет скорее добраться до «дома».
На рассвете конь приносит героев к церквушке. Врата распахнулись. Пара оказалась на кладбище у свежей могилы. Лошадь со всадником исчезают, перед Людмилой открывается гроб. В нем лежит ее суженый в белом саване, бледный, с мутными невидящими глазами.
Вдруг мертвец оживает, садится и протягивает руку. Людмила бездыханная падает к нему в объятия. Гроб становится их общим домом. Скелеты громко шумят в своих могилах. Они кричат о том, что Бог справедлив и исполнил желание невесты быть навеки с любимым.
Краткое содержание для читательского дневника
1. Красавица Людмила пропала с собственной свадьбы, тогда ее отец Киевский князь пообещал руку дочери и половину царства любому, кто ее найдет.
2. На поиски отправились не только молодой супруг, но и влюбленный в Людмилу Рогдай, Ратмир и Фарлаф.
3. От старца Финна Руслан узнает, что его возлюбленную похитил злой чародей Черномор.
4. Прежде, чем Руслан обнаружит свою Людмилу, его ждет много испытаний: поединок с Рогдаем, сражение с Головой, бой с Черномором, предательство Фарлафа, победа над печенегами и собственная смерть.
5. Однако мудрый волшебник Финн окропил Руслана живой и мертвой водой, воскресил его и дал кольцо, способное снять заклятье с Людмилы.
6. Счастливые молодожёны Руслан и Людмила простили Фарлафа и даже взяли карлика к себе во дворец.
Завязка истории
Опираясь на немецкий первоисточник, очень легко проводить анализ баллады Жуковского. Людмила в оригинальном произведении носила имя Ленора. Место действия автор переносит на славянские земли. Время не имеет значения. Читая балладу, аудитория может легко представлять события, поскольку они не привязаны к определенным годам.
Главная героиня — девушка. Сюжет начинается с того, что молодая женщина ждет своего любимого, который воюет в далеком краю. Стоя на распутье и высматривая солдата, Людмила думает: возможно, любимый ее забыл, изменил, или еще хуже — погиб. Затем на горизонте появляется войско. Оно идет домой с победой. Однако среди солдат нет ее любимого.
С этих событий начинается баллада «Людмила». Краткое содержание первой части и знакомство читателей с главной героиней нагоняет тревожные чувства.
Звукопись
Послушайте, как автору удаётся создать ощущение зловещей тишины:
«Избушка та на курьих ножках…»
Повторение шипящих звуков уже создаёт ощущение шепота. Перед вами особый приём, который называется звукопись. Это очень похоже на живопись, только эффект создаётся не при помощи красок, а при помощи особым образом подобранных звуков. Эти звуки как бы имитируют звуки окружающей действительности, они создают то или иное впечатление по ассоциации:
«Там лес и дол видений полны…»
Гласные звуки о как бы раздвигают пространство, и мы видим, какое оно широкое и безграничное. Звук л (плавный, один из самых красивых русских звуков) создаёт ощущение гармонии, и мы чувствуем, как по этому пространству бежит лёгкий ветер.
«…Там о заре прихлынут волны…»
Повторяются те же самые звуки.
«…На брег песчаный и пустой…»
Сначала читатель чувствует, что волна прибывает, чувствует её напор, а потом она уходит и оставляет за собой пустой песок.
Аллитерация
Звукопись – это особый инструмент, при помощи которого автор усиливает то или иное впечатление, он создаёт особую музыку текста.
Аллитерация – повторение одинаковых или однородных согласных в стихотворении, придающее ему особую звуковую выразительность.
Ассонанс – повторение гласных звуков – в отличие от аллитерации.
Поищите аллитерации и ассонансы в стихах Пушкина. Старайтесь замечать не просто звуки с определённой, немножко неестественной частотой, но и попытайтесь почувствовать, какое при этом создаётся впечатление.
Характеристика текста
Когда Жуковский начинал свой творческий путь, он часто подражал английским и немецким писателям. Василий Андреевич всегда считал, что отечественным литераторам есть чему поучиться у коллег за границей. Несмотря на это, писатель в своих творениях использовал исключительно русский менталитет и темы были соответствующие. В результате такой манеры письма даже переделанные стихотворения удивляли своей самобытностью.
Одним из таких произведений стала баллада Жуковского «Светлана». Краткое содержание для читательского дневника дает возможность понять, что это необычное творение, открывающее дверь в сказочный мир легенд и поверий. Основой этого сочинения послужил первоисточник немецкого поэта Бюргера «Ленора».
Это мистическое произведение Жуковский посвятил своей крестнице Протасовой. Свое сочинение поэт преподнес, как свадебный подарок ведь на тот момент она выходи́ла замуж за Воейкова.
Композиционная структура текста представляется как антитеза. На протяжении всего произведения происходит борьба ночи и дня, любви и смерти, фантазии и реальности. Это и есть главная проблема повествования. Отличительная черта композиции заключена в ее построении, например:
- Экспозиция — описание процедуры гадания.
- Завязка — обращение жениха к героине.
- Развитие событий — дорога к церкви.
- Кульминация — сон Светланы.
- Развязка — пробуждение девушки и встреча с суженым.
- Эпилог — пожелания автора.
Если разбираться в том, какой характер носит сюжет баллады «Светлана», то становится ясно, что это мелодичное произведение, которое часто путают с поэмой
Но стоит обратить внимание на то, что лиричность и напевность придает размер стихотворения. Такой же стиль написания присутствует в произведении «Людмила»
Именно в этом стихотворении все действия начинают развиваться в той же последовательности.
Краткий анализ текста
На создание произведения Пушкина вдохновили русские былины, легенды и повести. Многие критики и литературоведы утверждают, что работа является пародией на романтические романы Жуковского.
Если читать краткое содержание «Руслана и Людмилы», то сразу станет ясен основной смысл, а также то, что это уникальное произведение. В нем автор по максимуму раскрывает свою фантазию и дает волю творческой свободе. Эта поэма остается актуальной уже много лет, свою популярность она приобрела за счет оригинальности и нестандартности.
Сюжетная линия поэмы содержит в себе сказочность и волшебство. В произведении повествуется о похищении девушки и о том, как ее ищут. Кроме этого, в тексте можно заметить соперничество. В любой сказке всегда присутствует счастливый конец, «Руслан и Людмила» не стала исключением.
Оригинальностью творения Пушкина является использование сказочного и обыденного быта. В каждом предложении прослеживается ирония автора. Многие критики дают поэме высокие оценки, отмечают, что она необычная, и именно это цепляет читателя.
Если говорить кратко, то поэма — это мнение автора о любви. Он хотел показать, что чувства неподвластны времени, и их не могут разрушить даже самые сильные чары. Самое главное, по мнению автора, никогда не сдаваться, и тогда счастье настигнет в самый неожиданный момент.
Это оригинальное произведение не похоже на другие работы автора. После прочтения сразу становится ясно, кто написал «Руслана и Людмилу».
Только Пушкин мог в разных главах объединить сразу несколько главных тем:
- сказочные и исторические события;
- любовь и ненависть;
- борьбу и отчаяние.
Вариант 2
Одним из главных шедевров А.С. Пушкина является произведение «Руслан и Людмила». Читая поэму, читатель попадает в сказочный мир. Эта сказка захватывает и завораживает. «Руслан и Людмила» — это поэма, былина и сказка в одном произведении.
Пушкин взял всего по не многу из русских народных сказок и соединил все в одном произведении. У поэта имеется своя оригинальная и особенная манера изложения мыслей.
Руслан подобен богатырю, он совершает огромный подвиг. Парень борется с Черномором, что бы спасти свою любимую Людмилу. Князь Владимир выступает в роли мудрого и справедливого правителя. Руслан по описанию очень похож на легендарного Илью Муромца. Он большой, сильный и могучий. Людмила же представляет собой настоящую женщину. Она легкомысленна, красива, элегантная, нежная с утонченными чертами. Она любит кокетничать. Она живет беспечно.
Поэма написана простым и красочным языком. В произведении много лирики. Суть сказки проста. Автор хотел показать читателям то, что добро намного сильнее зла, а гуманизм способен подавит коварство и ложь.
Автор написал стихотворение в необычной манере. Раньше подобные произведения писали с использованием высокопарных слов и замысловатых предложений. Но, А.С. Пушкин сделал поэму мягкой, простой, легкой и плавной. Ее легко и приятно читать.
Автор мастерски собрал в одном произведении несколько видов сказок. Поэма выглядит целостной и полноценной. Много интересных деталей и мелочей присутствует в стихотворении. А.С. Пушкин применил свою поэтическую фантазию в полной мере. В произведении можно встретить волшебника, волшебный меч-кладинец, магическую шапку – невидимку, мертвую и живую воду. Все это переплетается в поэме и делает ее более интересной и захватывающей.
В произведении можно увидеть патриотический посыл. Все это заметно в поведении и словах героев. Главной идеей стиха является любовь к родине. В действиях и речах персонажей поэмы отчетливо виден русский характер. Поэт использовал много простонародных выражений, понятных каждому речевых оборотов.
Главной особенностью сказки является то, что А.С. Пушкин использовал лирические отступления. Это придает изюминку произведению и показывает чувства поэта, который всей душой переживает за сказочных персонажей.
Произведение «Руслан и Людмила» это жемчужина русской литературы. Это наша гордость. Сказка не имеет больше аналогов.
Образ героини в произведении
Людмила предстает перед читателем еще очень юной девушкой, в чью размеренную жизнь внезапно вторгается смерть. Людмила уже планирует свадьбу, даже не задумываясь, что существуют обстоятельства, которые могут помешать ее замыслам. Реальность же шокировала девушку. Смерть любимого жениха она встретила с отчаянием, проклиная свою неудавшуюся жизнь.
Мать не раз пыталась поддержать неразумную дочь, убеждая не роптать на Бога и не пытаться противостоять случившемуся. Однако Людмила, не слушая мудрых советов, зовет и свою смерть, убеждая мать, что никакое райское блаженство, обещанное таким жестоким Богом, ей не нужно. Она говорит, что предпочтет умереть, чем жить дальше.
В произведении явно прослеживаются религиозные убеждения автора. Симпатия Жуковского явно на стороне матери, убеждающей свою дочь, смириться с обстоятельствами, в которых уже ничего нельзя поделать. Однако Людмила, противопоставляя себя Божественному замыслу, требует смерти. Ее слабость, нежелание взглянуть на положение дел трезво и приводят к плачевным последствиям.
Очень краткий пересказ поэмы «Людмила»
С войны в родные пенаты возвращается войско славян. Часть могучей рати сгинула, а вместе с ней пал и предводитель – возлюбленный главной героини Людмилы. Девушка усердно молилась, пока суженный сражался на поле брани. Молитвы не были услышаны, и несчастная невеста теряет веру в Бога. Мать Людмилы – верующая женщина. Она просит дочь смириться с участью, уготованной свыше. Но убитая горем девушка бунтует, она не видит смысла жить дальше без милого сердцу возлюбленного. Ночью под бой часов на пороге появляется призрак предводителя. Он обещает любимой жизнь в далекой Латвии в маленьком уютном доме. Девушка, не раздумывая соглашается, и уезжает с женихом в непроглядную тьму.
Лошадь привозит девушку на кладбище. Дымка рассеивается, она видит открытый гроб и покойного возлюбленного. Он протягивает к ней руки, она без тени сомнения опускается в могилу.
Скелеты возвещают, что Бог справедлив и исполнил желание убитой горем невесты.
Кратко о балладе и авторе
Василий Андреевич Жуковский известен современному читателю как талантливый поэт и автор многих баллад. Однако это не все его заслуги перед отечественной литературой. Для своих современников он был:
- воспитателем детей в царской семье;
- переводчиком;
- редактором.
Его вклад в развитие русской культуры поистине огромен. Благодаря его переводам и великолепной редактуре русские читатели смогли ознакомиться со многими рассказами и поэтическими произведениями зарубежных авторов. Однако из-под пера самого поэта выходили не менее захватывающие баллады и стихотворения.
Некоторые особо критичные ценители поэзии, прочитав краткое содержание «Людмилы», Жуковского начинали обвинять в сходстве его поэмы с зарубежным произведением. Речь идёт о «Леноре» немецкого писателя Готфрида Бюргера. Содержание обеих поэм действительно похожи. Но ведь и сам Бюргер позаимствовал сюжет в немецком фольклоре, а он так же богат на мистику и всякую чертовщину, как и русский.
Хотя произведение увидело свет в далёком 1808 году, оно по сей день пользуется популярностью у ценителей поэзии и обычных читателей. Наверное, всё дело в мистической атмосфере и таланте автора. Так или иначе, но «Людмила» заслуживает того, чтобы её прочитали не только в сокращении, но и в оригинальном изложении.
Образ героини в произведении
Людмила предстает перед читателем еще очень юной девушкой, в чью размеренную жизнь внезапно вторгается смерть. Людмила уже планирует свадьбу, даже не задумываясь, что существуют обстоятельства, которые могут помешать ее замыслам. Реальность же шокировала девушку. Смерть любимого жениха она встретила с отчаянием, проклиная свою неудавшуюся жизнь.
Мать не раз пыталась поддержать неразумную дочь, убеждая не роптать на Бога и не пытаться противостоять случившемуся. Однако Людмила, не слушая мудрых советов, зовет и свою смерть, убеждая мать, что никакое райское блаженство, обещанное таким жестоким Богом, ей не нужно. Она говорит, что предпочтет умереть, чем жить дальше.
В произведении явно прослеживаются религиозные убеждения автора. Симпатия Жуковского явно на стороне матери, убеждающей свою дочь, смириться с обстоятельствами, в которых уже ничего нельзя поделать. Однако Людмила, противопоставляя себя Божественному замыслу, требует смерти. Ее слабость, нежелание взглянуть на положение дел трезво и приводят к плачевным последствиям.
Сюжетная линия
Когда наступила крещенская ночь, девушки собрались погадать. Они перебрасывали за ворота собственные сапоги, топили воск, кормили курицу пересчитанным зерном. Весь вечер девушки веселились и хохотали. Среди них выделялась только Светлана. Она весь вечер сидела с задумчивым видом. Уже прошел целый год, как ее возлюбленный уехал. Кроме того, он никак не дает о себе знать, за все время не прислал ни одного письма. Заметив это, подружки посоветовали Светлане погадать этой ночью на суженого.
Ужасные виде́ния
Девушке приснился кошмар. Во сне она видела, как в комнату вошел ее возлюбленный и предложил обвенчаться в церкви, там их уже якобы ждал священник. Молодая пара вышла на улицу и села в сани. Пока они ехали, Светлана заметила, что парень, сидевший рядом с ней, был бледным и молчаливым. Вскоре они подъехали к церкви, двери были открыты. Там стояли люди около гроба. Девушка сильно испугалась, но возлюбленный в это время даже не попытался ее утешить.
В это время неожиданно поднялся сильный ветер, закружила метель и сквозь снег Светлана увидела маленькую избушку, в которой горел свет. Неожиданно храм, который стоял перед ней, ее возлюбленный и сани исчезли. Сквозь метель девушка пошла к хижине. Когда она оказалась внутри, то увидела стол, накрытый белой накрахмаленной скатертью, а на нем стоял гроб с покойником. В этот миг героине стало не на шутку страшно, она сжала в кулак нательный крестик, забилась в угол, где висели иконы и начала молиться.
Появление ангела
Ветер стих, перестал идти снег и неожиданно в распахнутые двери влетел белый голубок, который сел на грудь героини и обнял ее своими крыльями. В какой-то момент труп, лежавший в гробу начал стонать и шевелиться. Он хотел выбраться, но голубь резко сел ему на грудь и тот затих. Девушка с ужасом заметила, что покойник — это ее возлюбленный. От этого она дернулась и проснулась. Оказалось, уже было утро.
Кошмар, который привиделся девушке накануне, не давал ей покоя. Она постоянно вспоминала его, и боялось, что он станет реальностью. Как-то сидя у окна, героиня заметила возле калитки молодого парня, оказалось, что это ее суженый. Светлана выбежала на улицу крепко обняла его, а парень предложил ей стать его женой. После этого пара жила очень сча́стливо, а сон остался лишь дурным воспоминанием.
Темы
Основными темами произведения являются любовь и вера.
Любовь – это основа сюжета, то, что его движет. Набожная Светлана решается на гадание, которое не одобряется Церковью, именно из-за своих чувств к возлюбленному.
Вера же выступает как спаситель девушки, которая не отдает ее в руки зловещего мертвеца, в объятия тьмы. И любовь, и вера даруют ей силы бороться за свое счастье.
Традиции Руси
Нельзя не отметить в сюжете важность гадания: на Руси для девушек оно было излюбленным развлечением. Жуковский с его помощью показывает жизнь русского народа. Подобным образом построена сцена в поэме «Евгений Онегин» — сначала Татьяна гадает с подружками, а потом видит страшный сон.
Подобным образом построена сцена в поэме «Евгений Онегин» — сначала Татьяна гадает с подружками, а потом видит страшный сон.
Начало поэмы
Действие начинается с описания переживаний девушки Людмилы, которая ждёт своего жениха из военного похода. Она тоскует и страдает. Постепенно тоска переходит в волнение, когда девушка видит из своего окна дружины, которые одна за другой возвращаются из похода.
Когда она понимает, что все воины вернулись, а её любимого нет, то тревога превращается в боль. Девушка знает, что винить в смерти жениха ей некого, поэтому обращает свой гнев на Всевышнего. Её общение с Господом условно можно разделить на три части:
- мольбы и просьбы вернуть любимого домой живым;
- гнев и отречение от Бога за то, что он не может выполнить её просьбу;
- отчаянное желание быть вместе с любимым, даже если ей придётся для этого умереть.
В таком состоянии её застаёт старушка-мать. Услышав, что дочь проклинает Господа, та пытается повлиять на Людмилу. Не одобряет девушку за то, что она противится Божьей воле, просит смириться и принять утрату как испытание. Но слова матери не находят в сердце и душе дочери отклика.
Роль образа природы в произведении
Читателю сразу становится понятно, что не узнает счастья без любимого Людмила. Баллада постоянно держит в напряжении. Такого эффекта автор добился и благодаря образам природы. Когда девушка поделилась горем с матерью, то день уже заканчивался. Василий Андреевич придал этому событию особое значение. Он отметил, что солнце село за горы, а долины и рощи погрустнели. Месяц то прятался, то выглядывал из-за туч, а тени были длинными и страшными. Леса в его стихах дремучие, зеркала воды трагически шаткие и холодные, а небо одето в печаль.
Поддерживает природа и тогда, когда едет в чужой край с любимым Людмила. Баллада окутана мистикой, которую читатель чувствует даже через строки. Листья шумят, в глуши слышен свист и чувствуется движение теней. Также писатель использует сравнения. Например, шепот травы очень похож на голос мертвых.
Василий Андреевич на протяжении всего произведения отлично поддерживает одну ноту чувств. Его стихотворение полно грусти и тоски. Читатель невольно проникается мистической энергией.
В 1808 г. Жуковский пишет балладу «Людмила» — оригинальное переложение «Леноры» немецкого поэта Р.А. Бюргера (своеобразный вариант немецкой легенды о «мертвом женихе»). Позже Жуковский создаст точный перевод «Леноры», а пока «Людмилу» он назовет «подражанием»).
Ставя своей целью создать «русскую балладу» (подзаголовок «Людмилы»), Жуковский переносит действие в допетровскую Русь.
Дав героине русское имя, Жуковский вводит в язык баллады песенные обороты, фольклорные мотивы («борзый конь», «ветер буйный», «пышет конь, земля дрожит»), просторечие («все в ней жилки задрожали», «едва прискорбны очи не потухнули от слез»), придает обстановке некоторые исторические черты (Нарва, близ которой сражается «грозная рать славян»). В «Людмиле» раскрывается неведомый ранее читателю романтический мир с его необыкновенными картинами романтической природы:
Вот и месяц величавыйВстал над тихою дубравой:То из облака блеснет,То за облако зайдет;С гор простерты длинны тени,И лесов дремучих сени…Чу!.. полночный час звучит.
В «Людмиле» Жуковский затрагивает одну из вечных тем русской литературы: любовь — смерть. Людмила — милая и добрая девушка. Она искренне любит жениха, долго ждет его с войны («Возвратится ль он, — мечтала -// Из далеких чуждых стран // С грозной ратию славян?») и горько переживает его гибель («С милым вместе //- всюду рай, // С милым родно — райский край // Безотрадная обитель»). В Людмиле столько чистоты, обаяния и очарования, что смерть ее вызывает у читателя сострадание. Людмила, утратив веру в земное счастье («что прошло — невозвратимо»), теряет веру в Бога:
Царь небесный нас забыл…Где ж обетов исполненье?Где святое провиденье?Нет, немилостив творец…Так Людмила жизнь кляла, Так творца на суд звала.
Героиня не верит в вечную любовь и призывает смерть, но это от полной безысходности:
Расступись моя могила;Гроб, откройся; полно жить;Дважды сердцу не любить.
Мать героини напрасно предостерегает ее от ропота на горькую судьбу («Зла Создатель не творит // Будь послушна небесам»). О том же говорит и автор («Смертных ропот безрассуден; // Царь всевышних правосуден»). Людмила желает смерти и получает ее:
Твой услышал стон творец;Час твой бил, настал конец.
И в этом своеобразное возмездие. Под видом жениха к ней является мертвец (это страшное воплощение злых сил, само наказание), и Людмила соглашается на венчание. Дьявольский конь мчит их к могильному ложу, где Людмилу и ее жениха судьба навек соединяет в холодном гробу:
Что же, что в очах Людмилы?Ах, невеста, где твой милый?Где венчальный твой венец?Дом твой — гроб; жених — мертвец.
Героиня не верит в вечную силу любви, изменяет романтическому идеалу. «Верь тому, что сердце скажет», — призывает автор. Но для Людмилы это невозможно. «Сердце верить отказалось», — с горечью отвечает героиня.
Удивительная мелодика баллады достигается с помощью повторений, синтаксических параллелизмов: «Мрачен дол и мрачен лес», «Спят пригорки отдаленны, // Бор заснул, долина спит»; месяц «То из облака блеснет, // То за облако зайдет».
Постоянны рефрены, подчеркивающие драматическую напряженность повествования: «Все погибло: друга нет», «Все прости; всему конец»; «Час твой бил, настал конец»; «Едем, едем час настал»; «Едем, едем путь далек»; «Мертвый с девицею мчится».
История создания
Поэма написана в 1818—1820, после окончания Лицея; Пушкин иногда указывал, что начал писать поэму ещё в Лицее, но, по-видимому, к этому времени относятся лишь самые общие замыслы, едва ли текст. Ведя после выхода из Лицея в Петербурге жизнь «самую рассеянную», Пушкин работал над поэмой в основном во время болезней.
Пушкин ставил задачей создать «богатырскую» сказочную поэму в духе известного ему по французским переводам «Неистового Роланда» Ариосто (критики называли этот жанр «романтическим», что не следует путать с романтизмом в современном понимании). Он вдохновлялся также Вольтером («Орлеанская девственница», «Что нравится дамам») и русскими литературными сказками (такими, как лубочная повесть о Еруслане Лазаревиче, «Бахарияна» Хераскова, «Илья Муромец» Карамзина или особенно «Альоша[sic
] Попович» Николая Радищева). Непосредственным стимулом к началу работы над поэмой стал выход в феврале 1818 года первых томов карамзинской «Истории государства российского», откуда заимствованы многие подробности и имена всех троих соперников Руслана (Рагдай, Ратмир и Фарлаф).
Поэма написана астрофическим четырехстопным ямбом, который, начиная с «Руслана», стал господствующей формой романтической поэмы.
Поэма содержит элементы пародии по отношению к балладе Жуковского «Двенадцать спящих дев». Пушкин последовательно иронически снижает возвышенные образы Жуковского, насыщает сюжет шуточными эротическими элементами, гротескной фантастикой (эпизод с Головой), употребляет «простонародную» лексику («удавлю», «чихнула»). Пушкинское «пародирование» Жуковского изначально не имеет негативного оттенка и носит скорее дружеский характер; известно, что Жуковский «сердечно радовался» пушкинской шутке, а после выхода поэмы подарил Пушкину свой портрет с надписью «Победителю-ученику от побеждённого учителя». Впоследствии, в начале 1830-х годов, зрелый Пушкин, склонный критически переоценивать свои юношеские опыты, сокрушался, что пародировал «Двенадцать спящих дев» «в угоду черни».
«У лукоморья дуб зеленый…» |
Отрывок из поэмы «Руслан и Людмила» |
Помощь по воспроизведению |
Сюжет баллады «Людмила» с цитатами
Краткое содержание «Людмила» Жуковский с цитатами из произведения:
Людмила ожидает своего возлюбленного из военного похода. Стоя на распутье, девушка наблюдает, как мимо неё проходят оставшиеся в живых воины, но любимого среди них нет. Людмила решает, что её любимый умер. Идя домой она думает о нём и о своих чувствах к нему; ей кажется, что она не может без него жить.
Расступись, моя могила;
Гроб, откройся; полно жить;
Дважды сердцу не любить.
Дома перепуганная мать пытается выяснить, о чём так горюет дочь. Людмила отвечает, что не хочет больше жить, а Бог забыл про неё. Мать отвечает, что надо быть смиренной, принимать и стойко переживать то, что посылает Бог, тогда душа непременно попадёт в рай. Но девушка считает, что с любимым рай везде, а без него везде ад.
С милым вместе — всюду рай;
С милым розно — райский край
Безотрадная обитель.
Ночью жених предстаёт перед Людмилой и забирает её к себе. Они держат путь в его холодный и тесный дом. Целую ночь они скачут и под утро приезжают к воротам, за которыми кресты и могилы. Конь вместе с седоком падают в свежую могилу. Людмила видит своего жениха мёртвым — синим и страшным, он зовёт её к себе. Испугавшись, окаменевшая Людмила замертво падает в могилу к возлюбленному. Мёртвые толпой выходят из могил, их страшный хор воет:
Смертных ропот безрассуден;
Царь всевышний правосуден;
Твой услышал стон творец;
Час твой бил, настал конец.
Это интересно: Баллада «Светлана» Жуковского, написанная в 1812 году, является одним из ярких образцов раннего романтизма в русской литературе. Предлагаем прочитать краткое содержание «Светланы» для читательского дневника и анализа книги. В основе произведения лежит поэма немецкого писателя Готфрида Бюргера «Ленора».
Употребление древних коротких слов
Обратите внимание, что дуб опоясан не золотой цепью, а златой. Это необычное слово. Волны прибывают не на берег, а на брег
Такие короткие древние слова, как правило, являются церковнославянскими по происхождению
Волны прибывают не на берег, а на брег. Такие короткие древние слова, как правило, являются церковнославянскими по происхождению.
Церковнославянский язык – это язык древней письменности. Уже во времена Пушкина он воспринимается как нечто архаичное, то есть древнее, связанное с глубоким прошлым. Пушкин включает эти слова в свой текст, чтобы усилить ощущение старины, которое возникает у читателей.
«И там я был, и мёд я пил…»
Такими строчками обычно заканчиваются народные сказки. Но в данном случае автор приглашает читателей с собой. Он включает нас в круг тех, кому будет рассказано о древних тайнах, мы становимся сопричастными к сказочным событиям.