«листок» (анализ стихотворения лермонтова)

Стихи михаила лермонтова для школьников

Взгляд на мир через призму художественного восприятия

Главная мысль, которую передает Лермонтов в своем стихотворении «Листок», заключается в том, что идея произведения заключается в том, чтобы учить людей видеть и понимать мир через призму художественного восприятия.

В стихотворении Лермонтова мы видим, что автор описывает природу в уникальном свете, с помощью образов и метафор, создавая особую атмосферу и передавая свои эмоции и чувства. Таким образом, Лермонтов показывает, что художественное восприятие мира может раскрыть его глубину и красоту, которую обычно упускают из виду.

Идея произведения «Листок» заключается в том, чтобы учить людей обращать внимание на простые и незаметные вещи в окружающем мире, которые могут быть источником вдохновения и удивления. Лермонтов показывает, что наблюдение за природой и восприятие ее красоты и спокойствия может принести внутреннюю гармонию и покой

Основная мысль, которую нам передает Лермонтов, состоит в том, что художественное восприятие мира может зрительно расширить границы нашего понимания и помочь нам увидеть красоту и глубину в простых и повседневных вещах. Идея произведения «Листок» заключается в том, чтобы учить нас ценить и наслаждаться миром через призму художественного восприятия.

Упрощение мира, выделение его красоты

Главная идея в стихотворении «Листок» Лермонтова заключается в том, что человек может преобразовать и упростить сложный мир, выделить его красоту и гармонию. Поэт передает свою мысль о возможности восприятия мира с помощью простых и доступных средств.

В стихотворении «Листок» Лермонтова изображается листок, который вертится в воздухе и падает на землю. Однако, на протяжении всего стихотворения, этот простой предмет становится символом некой гармонии и божественной сущности, которая пронизывает все. Автор призывает нас увидеть законы и красоту природы, которые доступны для всех, и способны упростить наше восприятие мира.

Идея произведения состоит в том, чтобы упростить мир, выделить его красоту и гармонию через взгляд на окружающую природу. Лермонтов делает акцент на простоте и доступности этой концепции. Автор показывает, что красота и гармония мира находятся везде, главное – научиться видеть и ценить их.

Призыв воспринимать мир как произведение искусства

В стихотворении «Листок» Лермонтова главная идея произведения заключается в том, что автор призывает нас воспринимать мир как произведение искусства. Он учит нас видеть красоту и глубину в окружающем нас мире, а также понимать его скрытые смыслы и символику.

Идея произведения заключается в том, что каждый листок на дереве имеет свою собственную историю и красоту, которые не всегда заметны на первый взгляд

Лермонтов призывает нас обратить внимание на эти незаметные детали и насладиться их прекрасным и уникальным миром

Основная идея «Листка» заключается в том, что искусство находится везде вокруг нас — в природе, в людях, в мелочах жизни. Автор призывает нас не пропускать мимо таких маленьких моментов, а воспринимать их как произведения искусства и наслаждаться ими.

Таким образом, главная идея стихотворения «Листок» Лермонтова заключается в призыве воспринимать мир как произведение искусства, находить красоту в мелочах и наслаждаться ею, не пропуская мимо глаз скрытые смыслы и символику окружающего нас мира.

Рецензия на стихотворение «Листок» Лермонтова

Последние произведения Лермонтова чаще всего автобиграфичны и посвящены его непростой судьбе. Таким же стало стихотворение «Листок», написанное поэтом за несколько месяцев до гибели. Образ листка, оторванного бурей, был очень популярен в европейской и русской поэзии начала XIX века. Непосредственным источником для Лермонтова стало одноименное стихотворение французского поэта Арно. Существенным отличием было добавление к сюжету просьбы листка о пристанище и полученный на это отказ. Благодаря этому произведение Лермонтова приобретает гражданское значение, а листок символизирует изгнанника по политическим мотивам.

В образе листка отчетливо прослеживается судьба самого Лермонтова, в частности, его две кавказские ссылки. Поэт отправлялся на Кавказ не по собственной воле. Его принуждала к тому царская власть («жестокою бурей гонимый»). В самой России автор также не находил понимания, поэтому вся его жизнь представляла собой сочетание «холода, зноя и горя». Устав от длительных странствий и скитаний в поисках покоя, автор находит временное пристанище у «Черного моря».

Во время первой ссылки Лермонтов был очарован своеобразной красотой Кавказа. «Неведомая страна» влекла к себе творческую душу поэта, в ней он хотел найти успокоение и новый источник вдохновения. Лермонтов восхищался богатым культурным наследием Востока, которое еще было малоизвестно для европейцев.

Обращение листка к чинаре символизирует попытку Лермонтова найти на Кавказе приют и защиту от жестокой царской воли. Листок, как и поэт, измучен своим неприкаянным положением. «Отчизна суровая» отвергла его поэтический дар, что лишило его жизнь цели и смысла. Лермонтов чувствовал в себе огромный запас творческих сил, но не мог его в полной мере реализовать. Поэтому листок говорит, что знает множество «рассказов мудреных и чудных», которыми готов поделиться с чинарой. Но гордое южное дерево также отвергает пришельца. Его «небылицы» совершенно никому не нужны. Они несут в себе горечь и боль от всех пережитых страданий.

Лермонтов считался в обществе замкнутым и нелюдимым человеком. Эта репутация была вполне заслуженной. Богатый внутренний мир поэта никого не интересовал, а его произведения не пользовались популярностью. Такое отношение обостряло одиночество поэта. Он сам невольно подстраивался под сложившееся мнение и уже не мог себя изменить. Во время первой ссылки он пытался войти в местное общество. Но там действовали свои законы. Русское общество в окружении кавказцев смогло приспособиться к восточной культуре, а поэту уже было слишком поздно менять свой характер. Он воспринимался в качестве странного чужака.

Гордый и независимый характер Лермонтова привел к тому, что он уже нигде не мог чувствовать себя как дома. Поэтический образ оторванного бурей листка удивительно точно подходил для описания трагического положения поэта.

Проведение анализа

Для грамотного построения сочинения, посвященному анализу стихотворения «Листок», необходимо составить план. Такая тактика поможет последовательно изложить мысли и избежать повторов:

  1. Первая часть — небольшое введение, раскрывающее историю написания стихотворения, а также период творчества автора, в который было создано произведение.
  2. Следующий этап — необходимо, сосредоточившись, прослушать текст, проникнуться чувствами, настроением, производимым творением на слушателя. Во время чтения нужно голосом передать все тонкости и глубину чувств и событий, поэтому декламировать следует с интонацией и выразительно.

Литературные критики подробно проанализировали особенности произведения, поэтому можно составить конспект-перечень источников. Также желательно выписать идеи и основные мысли, которые впоследствии рекомендуется использовать во время работы над сочинением. Основное правило — не переборщить с цитатами, их не должно быть слишком много, отбирать следует лишь содержательные, писать кратко, емко.

Выбирая образные средства, нужно делать упор не на количество, а на качество. Вписывать все стоящие в ряд прилагательные, выдавая их за эпитеты, недопустимо. Достаточно привести 2−3 самых захватывающих из них, которые действительно иллюстрируют значимые идеи поэта, чем простое перечисление.

При написании сочинения необходимо апеллировать не только к исследованиям литературных критиков, опираясь на их теоретическую базу, следует выражать собственные размышления и соображения относительно прочитанного стихотворения. Только так можно создать образцовый анализ произведения.

Анализ Стихотворения Лермонтова «Листок»

Восприятие, толкование, оценка

Стихотворение «Листок» было написано М.Ю. Лермонтовым в 1841 году. Образ листка, гонимого бурей, был широко распрос­транен в русской и европейской литературе, разрабатывался в творчестве А. Арно, В. А. Жуковского, И.И. Козлова.

Тема стихотворения — бесприютность одинокой души в жес­током, враждебном мире. Мы можем отнести стихотворение к философской лирике, с элементами пейзажа.

Стихотворение несет в себе символ-аллегорию. Судьба лист­ка, оторвавшегося от «ветки родимой», — судьба странника, по­терявшего Родину. Мотив странника, изгнанничества всегда был характерен для творчества Лермонтова (стихотворения «Тучи», «Ветка Палестины», «Парус»). Образы природы в этих произве­дениях аллегоричны и Символичны, с их помощью раскрывается внутренний мир лирического героя. То же самое мы видим и в стихотворении «Листок».

Дубовый листок у Лермонтова оторвался «от ветки родимой», стал жертвой жестокой бури, испытал много горя на своем пути и вот, наконец, докатился до Черного моря. Он видит моло­дую, прекрасную чинару, пытается обрести кров и пристани­ще, однако все попытки его тщетны. Чинара пресыщена жиз­ненными впечатлениями, она очень дорожит своим покоем, она проникнута чувством собственного превосходства, испол­нена самолюбования. Судьба несчастного листка оставляет ее безучастной. В сердце ее нет места жалости, сочувствию. Рас­сказ листка о его суровой Отчизне, о беспокойной судьбе и чуд­ных скитаниях по свету не рождает в душе ее ни интереса, ни любопытства. Чинара враждебно настроена по отношению к усталому путнику:

Иди себе дальше, о странник! тебя я не знаю!

Я солнцем любима, цвету для него и блистаю;

По небу я ветви раскинула здесь на просторе,

И корни мои умывает холодное море.

Образы листка и чинары в этом произведении антитетичны. В аллегорической форме, используя прием олицетворения, М.Ю. Лермонтов передает основную мысль стихотворения: в этом мире нет места жалости и состраданию, одинокая душа нигде не сможет найти себе приюта, благополучие и счастье глу­хи к бедам, горестям и одиночеству.

Стихотворение написано пятистопным амфибрахием. Поэт использует различные средства художественной выразительнос­ти: эпитеты («с тоскою глубокой», «меж листьев своих изумруд­ных», «рассказов мудреных и чудных»), олицетворение («с ней шепчется ветер»), инверсию («Один и без цели по свету ношуся давно я»). На фонетическом уровне мы находим аллитерацию («У Черного моря чинара стоит молодая») и ассонанс («Дубовый листок оторвался от ветки родимой»).

Главные герои и их характеристика

Мне нравитсяНе нравится

Главные герои стихотворения “Листок” М. Лермонтова олицетворяют противоположные качества и символизируют различные аспекты человеческой судьбы и окружающего мира.

  • Лирический герой, дубовый листок, представлен как слабый и немощный. Он является символом странствующего и гонимого человека, лишенного своего родного дома и пристанища. Его образ вызывает чувство сочувствия у читателя, так как он бродит по миру, лишенный опоры и покровительства. Листок беспомощно просит у чинары пристанища и сострадания, словно молитвенно просит милостыни. Его характер характеризуется как скромный и униженный.
  • С другой стороны, “Младая чинара” олицетворяет собой символ счастья, благополучия и любви. Она изображена как красивое и гордое дерево, окруженное восхищением и уважением. У нее “зеленые ветви”, она “солнцем любима”, ее красота цветет и прекрасна. Она олицетворяет успешных и удачливых людей, которые пользуются благополучием и не испытывают лишений. Ее характер характеризуется гордостью и некоторой безразличностью к страданиям других. Краткое содержание стихотворения «Листок» Сухой листок дуба, выброшенный бурей, оказался на берегу Черного моря. Ему больше не суждено было зеленеть, и он искал приют у ног высокомерной чинары, платана. Но для этого запыленного странника, всего лишь маленькой пылинки на фоне чудесной красоты чинары, не нашлось места в мире гордой дамы.

Мне нравитсяНе нравится

Чинара не была готова слушать истории из тяжкой жизни листочка, ни ради развлечения, ни для того, чтобы извлечь уроки из его страданий. Для нее “суровая отчизна” бродяги казалась выдумкой. Даже пение райских птиц, населяющих ее ветви, наскучило молодой чинаре. Ей представлялось, что солнце восходит только для того, чтобы согревать ее своими лучами, а море существует лишь для того, чтобы омывать ее корни. Чинара отвергла бедного странника и прогнала его прочь.

Таким образом, стихотворение “Листок” М. Лермонтова выражает тему безразличия и гордости, иллюстрируя контраст между главными персонажами, листком и чинарой. Этот контраст помогает автору выразить свое видение неравенства и безразличия в обществе.

Тематика и проблематика

Ключевая тема стихотворения «Листок» — это одиночество, мотив, который был близок Лермонтову на протяжении всего его творческого пути. Несчастный дубовый листок оторвался от родной ветки порывом ветра и направился в путь. Здесь намечена тематика фатума, рока, главный «герой» не сам сделал свой выбор, не сам решился покинуть родину и пуститься в поиски приключений.

Это уже не романтизм, скорее, поэт рисует трагическую историю одинокого человека, который волей всевышнего попадает в мир, где никто не готов протянуть ему руку помощи. Не зря в тексте нет классического противопоставления, поэт не рисует перед читателем картины того, как именно проходило мирное существование листка до судьбоносного порыва ветра.

Следующий важнейший мотив — странствование, бродяжничество, скитание по миру в поисках пристанища. Но если в романтической лирике Михаила Юрьевича оно было добровольным, герои сами жаждали познать мир, найти свое место в нем, пережить приключения, то «Листок» — пример того, что странствовать персонажу приходится порой без собственного желания.

Но чинара не готова принять листок у своих корней, его беда оставляет ее равнодушной и безучастной, таковы и иные сильные люди — наделенные всем, о чем только можно мечтать, они не готовы протянуть руку помощи нуждающимся, одиноким и гонимым. Становится очевидно и то, какой принцип положен в сюжет стихотворения «Листок»: антитеза, противопоставление образов прекрасной чинары и несчастного дубового листка.

Однако можно посмотреть и более глубоко. Листок — это часть могучего дуба, дерева мощного, которое ничем не хуже экзотической чинары. Это символ родины. Несчастный же лист оказался лишенным родной страны и против своей воли оказался за ее границами, далеко от своей земли, где никто не готов его понять и принять. Мотив разочарования далекими странами, свойственный поздней лирике Лермонтова, звучит здесь особенно ярко и мощно.

Краткая справка

Первый шаг в проведении анализа стихотворения — краткие сведения об авторе и история написания. Не следует углубляться в биографию Михаила Юрьевича Лермонтова, вполне достаточно написать, что это великий поэт-романтик XIX века, автор многочисленных стихотворных произведений, в которых он размышляет о смысле жизни и предназначении человека, поэта. Многие тексты Лермонтова дышат трагизмом, пронизаны ощущением безнадежности.

Литературоведы относят «Листок» к позднему периоду лирики поэта, поскольку написан текст в последние месяцы жизни Лермонтова и представляет собой своеобразное поэтическое завещание. Основной мотив, несмотря на то что он близок автору, представляет собой заимствование из одноименной элегии Арно, которую русский читатель сумел изучить благодаря переводам Жуковского, Давыдова.

Нередко даже сам поэтический текст Лермонтова называют вольным переводом, поскольку ключевой образ баллады — листок, оторванный от родного дерева и безжалостно брошенный в пучину жизни — полностью перешел из произведения Арно. Однако русский поэт меняет размер и ритм стиха, а также вводит дополнительный образ.

Поэтому большая часть исследователей сходится во мнении, что это самостоятельное произведение, которое стоит на одном уровне с «Тремя пальмами» и «Выхожу один я на дорогу». Эти тексты способны произвести гнетущее впечатление, помогают понять разочарование и боль поэта, могут побудить читателя сопереживать его лирическому герою.

https://youtube.com/watch?v=ouUfKTygSNQ

Тема и идея

Тема этого стихотворения – неприятие чинарой засохшего, измученного листка. Основная идея – одиночество и никому-не-нужность присутствует и в других его произведениях:

  • «Парус» (Белеет парус одинокий…)»
  • «И скучно и грустно»;
  • «Утес».

Лермонтов чувствовал себя одиноким и ненужным. Эта мысль разъедала его, отсюда происходила его желчность и неспособность ладить с людьми.

Лермонтов был не угоден императору своей прямолинейностью, и возможно, он рассчитывал обосноваться на Кавказе, подальше от императорской фамилии и шефа жандармов Бенкендорфа. Но здесь он также не находил духовного родства. Более того, не зная языков, он не мог общаться с местным разнородным населением – грузинами, осетинами, кавказскими татарами (азербайджанцами).

Тема

  • Одиночество относится к доминирующим мотивом лирики М.Ю. Лермонтова. Именно эта тема является главной в стихотворении «Листок», а в роли побочной выступает линия бродяжничества. Лирический герой оказывается совершенно один в незнакомых краях, вдали от родины. Эту внутреннюю драму усиливает отказ надменной чинары приютить бедного странника. В листе воплощён образ бродяги, со всеми характерными чертами: он не имеет гордости, готов жаловаться, если бы он мог, наверное, упал бы на колени, только бы получить «приюта на время».
  • Мотив экзотической страны, к которой стремится герой, свойственен для романтизма. Но стоит учитывать, что написано это уже в поздний период эпохи и зрелым автором, который знает, что такое разочарование.

Краткий рассказ о жизни поэта

Жизнь Михаила Юрьевича Лермонтова была короткой, а судьба трагической. Мальчик появился на свет в Москве 3 октября 1814 г. в семье Юрия Петровича Лермонтова, офицера в отставке, и его жены Марии Михайловны, единственной наследницы состоятельного дворянского рода. После рождения сына семья переехала в поместье Тарханы Пензенской губернии. Детство Лермонтова было не совсем счастливым, хотя он и рос в роскоши родового имения бабушки Елизаветы Алексеевны Арсеньевной. Мальчику было три года, когда не стало его матери, которая скончалась от туберкулеза, не дожив до 22 лет. Бабушка настояла на опеке над внуком, принудив его отца отказаться от своих родительских прав. Смерть матери, разлука с отцом развили в мальчике задумчивость, мечтательность, стали причиной глубоких размышлений о семейной драме. С детства он привык чувствовать себя одиноким, жил в мире фантазий и грез. Детские переживания нашли отражение в лирике Лермонтова.

В детстве Михаил Лермонтов много болел, бабушка возила внука на Кавказ в Пятигорск, чтобы на минеральных источниках укрепить его слабое здоровье. Поездка в 1825 г. на десятилетнего Михаила произвела неизгладимое впечатление. Величественные горы Кавказа, самобытная культура горных народов, рассказы о войне с горцами русских офицеров, лечившихся в Пятигорске,– все это осталось в памяти впечатлительного ребенка. После этой поездки Лермонтов запишет в своем дневнике: «Кавказские горы для меня священны».  После возвращения в Тарханы здоровье мальчика значительно улучшилось.

Лермонтов в детстве

Бабушка, хотя любила и баловала внука, старалась дать ему достойное образование и аристократическое воспитание. Елизавета Алексеевна Арсеньева не жалела средств на различные занятия ребенка. Множество талантов Лермонтов обнаружил уже в очень раннем возрасте: прекрасно рисовал, неплохо играл на музыкальных инструментах: скрипке, флейте, фортепиано. С легкостью давались Михаилу иностранные языки: к 12 годам он превосходно говорил и читал на французском, немецком, английском языках, неплохо знал латынь. В юности Лермонтов пользовался обширной домашней библиотекой в имении, самостоятельно изучал западноевропейскую и античную литературу, читая произведения на языке авторов.

После домашнего образования Лермонтов продолжил учебу в пансионе Московского университета в 1828 г. Спустя два года его зачислили в студенты университета, сначала он учился на нравственно-политическом отделении, после на словесном. В 1832 г. юноша перешел в Школу гвардейских подпрапорщиков в Петербурге, которую закончил, получив чин корнета.

С юности Лермонтов писал стихи, но свои сочинения не печатал, изредка читал только в своем ближайшем окружении. Кумиром молодого поэта был Пушкин, с которым он не был знаком лично. После гибели Пушкина на дуэли Лермонтов написал полное негодования стихотворение «Смерть поэта». Это произведение тоже могло остаться неизвестным, если бы Лермонтов не дал его прочитать своему другу Святославу Раевскому, который стал делать копии стихотворения и раздавать своим друзьям, те же переписывали текст для своих знакомых. Стихотворение «Смерть поэта» за несколько часов разошлось по Петербургу. Это стихотворение не только принесло поэту настоящую славу, но и сыграло роковую роль в судьбе Лермонтова.

За крамольное стихотворение, которое в списках стремительно распространялось в обществе, Лермонтов был сослан на Кавказ.

Спустя несколько месяцев Лермонтову разрешили вернуться в Петербург благодаря связям влиятельной Елизаветы Алексеевны. Теперь никому ранее не известный молодой гусарский офицер был уже знаменитым поэтом, его стихи стали печатать. Спустя два года он повторно был сослан на Кавказ за дуэль с сыном французского посланника, хотя поединок был бескровным: Лермонтов выстрелил в воздух, а его противник промахнулся. Но дуэль стала поводом для удаления неугодного властям поэта из столицы. Ему снова предстояла служба в действующих войсках. Лермонтов участвовал в боевых сражениях, но продолжал заниматься литературным творчеством.В 1840 г. вышел его первый поэтический сборник. Лермонтов был очень требователен к своему творчеству. Для сборника он выбрал только 2 поэмы из 36 написанных и 26 стихотворений из 400.

Погиб Лермонтов на дуэли в 1941 г. возле Пятигорска. Он снова благородно выстрелил в сторону, но его соперник Николай Мартынов, обиженный на шутки друга, от своего выстрела не отказался и смертельно ранил поэта в грудь. Погребен Лермонтов в родовом имении Тарханы.

Вариант №2

Лермонтов был великим поэтом и писателем, хотя прожил не много. Если бы жизнь подарила ему шанс пожить ещё на этом свете, то вероятно, что он написал бы ещё много прекрасных произведений.

В последние годы своей жизни, Лермонтов написал стихотворение «Листок». Здесь фигурируют два образа, листок и чинара. Старый листок, который уже упал с дерева, и гоним ветром, странствовал по свету с маленькой надеждой обрести новый дом. Это образ путника, который покинул свою родину, не по своей воле. Кинуться в странствия его заставили важные и жестокие обстоятельства. И вот после долгих путешествий по холодной и мокрой, а главное, чужой земле, его поток судьбы принесло к новому райскому уголку, в котором он бы мог найти покой.

Но прекрасный новый мир, только на первый взгляд оказывается таким красивым и радушным. Но молодая и нежная чинара, не считает, что такой старый, грязный листок, может остаться здесь, вместе с ними. Ведь зачем он здесь? Её молодым и зелёным листикам, не интересно будет слушать рассказы старого листика о жизни. Чинара не понимает, что именно он им может дать, и не хочет чтобы он надолго оставался рядом с ней. Ведь её здесь хорошо, её корни омывают морские воды, на зелёные листья светит тёплое солнце, и компания старого потрепанного листка не приходилась ей по душе. Для развлечений у неё есть разноцветные птички, что сидят на её ветвях и поют ей весёлые песни. И не смотря на мольбу листка о теплом уголке и небольшой капли любви в чужом мире, рядом с Чёрным морем.

Образ Чёрного моря, усиливает впечатление ещё большей отдаленности от родных краёв. И последнее слово осталось за чинарой, после её отказа, нет больше смысла просить приюта. И все сладкие мечты листка, разрушились в один миг. Ведь теперь ему опять предстоит податься в путь, и никто не знает, когда он сможет найти то место, в котором сможет чувствовать себя так, как на своей родине. С помощью этого перевоплощения самого себя в листок, автор пытается передать свои чувства изгнания в художественном виде. А образ чинары, это новое общество, новые земли, все то, что относится с пренебрежением и отчужденностью ко всему новому, в том числе и к нему.

Ведущие темы в лирике Лермонтова

Тема одиночества в лирике поэта-изгнанника. Стихотворение «Парус»

Лирика Лермонтова весьма многогранна. У него есть стихотворения любовной, пейзажной, философской, гражданской тематики. Большинство его лирических произведений, даже посвященных Родине, природе, любви пронизаны мотивами одиночества, печали и разочарования.

Перед поступлением в Школу гвардейских подпрапорщиков семнадцатилетний Лермонтов,гуляя по берегу Финского залива, увидел вдалеке парусник, который вдохновил его на написание стихотворения «Парус». Конец лета 1832 г. был временем перемен для поэта: он переехал в Петербург, решил сменить учебное заведение.Главной в стихотворении стала тема одиночества,поиска себя и выбора жизненного пути. «Парус» – это лирическая новелла с философским подтекстом, имеющая черты элегии. Композиция стихотворения состоит из трех четверостиший, в которых пейзажи морских просторов перекликаются с душевными переживаниями героя.

Реально существующий парус, белеющий «в тумане моря голубом», является олицетворением сущности человека и его судьбы. Образ «мятежного» паруса – символ мятущейся одинокой души поэта. Символичен и образ морской стихии: играющие волны, бескрайние просторы аллегорически представляют жизнь с ее волнениями, безграничными возможностями, неизвестностью, переменчивостью.Огромное море «играет волнами», его воды «светлей лазури», солнце освещает парус золотыми лучами. Но парус затерялся в «тумане моря», его мачта гнется от ветра. Парусу поэт приписывает стремления собственной души, задает вопросы, на которые сам ищет ответы: «Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном?» Метания души переданы в строках про счастье, которого он не избегает, но и не ищет. Цель не счастье, а сам путь. Несомненно, что он в поисках не тихой гавани, а бури, словно буря может помочь обрести покой мятущейся душе.Для лирического героя покой не бездействие, буря олицетворяет бурную деятельность, придающую смысл жизни. Он романтический бунтарь, который стремится окунуться в глубину жизни.

Это самое знаменитое пейзажно-философское стихотворение Лермонтова сам автор не считал значимым и не включил «Парус» в свой поэтический сборник 1840 г. Образ паруса изображен Лермонтовым в акварельной работе.

Композиция стихотворения Лермонтова «Листок»

Стихотворение «Листок» состоит из шести катренов, написанных пятистопным амфибрахием со смежной рифмовкой по схеме ААВВ. Рифмы женские. При помощи данных приемов достигается плавность, неторопливость, даже некоторая монотонность повествования, соответствующие эмоциональному состоянию лирического героя. Литературное направление – романтизм, для которого характерны темы одиночества и изгнанничества. По смыслу можно разделить стихотворение на две части. В первой поэт повествует о путешествиях листика, оторвавшегося от родного дерева и скитающегося по свету. Вторая часть представляет собой диалог лирического героя с чинарой. Листок – это аллегория на самого Лермонтова. Поэт обнажает свой внутренний мир, показывая, как он глубоко тоскует по родственной душе, взаимной любви. Произведение построено на антитезе, подчеркивающей конфликт двух героев. Чинара – статична, равнодушна, зелена. Она бережно хранит свой душевный покой, и ей нет дела до собеседника. Ей никогда не понять страждущий, мятущийся, одинокий желтый листок.

Сюжет

Сюжетная линия стихотворения связана с основными персонажами.

Вначале читатель знакомится с дубовым листком, который не может противостоять жестокой буре. Он скитается по свету, ищет приюта, терпит лишения.

Оказавшись на берегу Черного моря, листок надеется, что, наконец, отдохнет и согреется «меж листьев…изумрудных» красавицы чинары.

Однако его мечтам не суждено было сбыться. Молодая чинара не желает видеть рядом собой убогий засохший листок. «Иди себе дальше, о странник! Тебя я не знаю!», — отвечает она на мольбы о помощи и сострадании.

Открытый финал повествования передает чувство обреченности дубового листка. Последние слова произносит чинара, которая не желает нарушать свой уютный мир. Дубовый листок остается одиноким как прежде.

«Листок», анализ стихотворения Лермонтова

Стихотворение «Листок» было написано М. Лермонтовым весной 1841 года, после возвращения на Кавказ из двухмесячного отпуска, проведенного в Петербурге. Последние месяцы жизни были временем поэтического расцвета Лермонтова: глубокое переосмысление им своей жизни и его размышления нашли отражение в произведениях последнего периода. Впервые стихотворение было опубликовано уже после смерти поэта, в 1843 году, в журнале «Отечественные записки».

В центре произведения – судьба одинокого, не находящего покой человека. Образ листка как символа изгнанника был широко распространен в европейской литературе эпохи романтизма. Основной темой стихотворения, относящегося к философской лирике. являются поиски одинокой душой спокойствия и душевного тепла в реальном мире. На автобиографичность произведения указывают направление движения листка на юг (для Лермонтова это был Кавказ) и тот факт, что листок, оторвавшись «от ветки родимой» отправился скитаться не по собственной воле, а «жестокою бурей гонимый». Листок символизирует трагически одинокого человека, оторванного от своих корней, в чужом мире.

Стихотворение является элегией по жанру; в нем отчетливо звучат мотивы личных переживаний лирического героя – тоски, страдания и одиночества.

Произведение сюжетно. в нем раскрывается история странствующего вдали «от отчизны суровой» листка. Композиция «Листка» построена на противопоставлении центральных образов – дубового листка и чинары. Прием антитезы усиливает конфликт между ними: листок – желт и засох, а чинара – изумрудного цвета и свежа; он подвижен, а она статична; он пылен, а чинара чиста (ее корни омывает море). Листок представлен странником, чинара же нигде не была. Чинара дружит с окружающим миром, живя в гармонии с морем, солнцем и ветром. Для листка окружающий мир враждебен: солнце сушит его, ветер несет, а море сулит гибель.

В стихотворении ярко прослеживается романтический конфликт реальности, столь суровой для листка, с теплым, почти сказочным миром чинары. Много повидавший на своем веку («Немало я знаю рассказов мудреных и чудных» ) лирический герой («бедный дубовый листочек» ), стремясь избавиться от мучительного одиночества и тоски, просит принять его таким, какой он есть, молит чинару о сострадании: «Прими же пришельца…» .

В образе «младой» чинары Лермонтов аллегорически выразил тему любви. Красивая внешне — высокая, с изумрудными листьями — чинара живет в своем самодостаточном мирке, не желая знать ничего, что происходит за его пределами: «Да к чему мне эти небылицы?». Поэт противопоставляет внешнюю красоту чинары ее бездушному внутреннему миру: эгоистичная и равнодушная чинара глуха к страданиям других и неспособна на сопереживание.

Кульминация стихотворения – крушение надежды героя на обретение покоя и счастья: «Иди себе дальше, о странник!». Последнее слово в диалоге героев остается за чинарой, что усиливает ощущение безысходности судьбы листка. Хотя финал стихотворения открыт, в нем отчетливо звучит чувство обреченности не находящего покоя вдали от родины героя. Герой обречен или на неминуемую смерть, или на бесконечные мучительные скитания.

Синтаксическая организация стихотворения также усиливает главный конфликт. Образу листка посвящены три первые строфы, представляющие собой бессоюзные сложные предложения. Образ чинары раскрывается в двух последних строфах, выраженных пятью предложениями. Вопросительные и восклицательные интонации передают такие чувства чинары, как возмущение и гнев.

Стихотворение состоит из пяти строф: четыре представляют собой четверостишия, а заключительная строфа – восьмистишие. Лермонтов использовал для написания «Листка» редко встречающийся трехсложный размер – пятистопный амфибрахий и два способа рифмовки – смежную и перекрестную (в четвертой строфе). Особенностью ритмической организации является употребление парной женской рифмы, придающей стихотворению особую напевность.

Произведение насыщено средствами художественной выразительности. эпитетами (холодное море, в отчизне суровой, ветки родимой, младая чинара ), метафорами (сынам свежим, засох я без тени, увял я без сна ), олицетворениями (докатился до Черного моря, приюта молит, с ней шепчется ветер, зеленые ветви лаская ). Использование такого стилистического приема, как ассонанс (повтор гласных «о» и «а») передает минорное настроение героя и делает стихотворение удивительно мелодичным.

Конфликт мечты и реальности в стихотворении «Листок» отражает парадоксальный синтез избытка чувств и неверия в человеческие чувства самого поэта.

6 класс кратко по плану

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
ГДЗ 8 класс
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: