Самостоятельная работа с ответами к учебнику О.С. Габриеляна
Основания, их классификация и химические свойства
Выберите верный вариант ответа
Вопрос 1. В названии какого основания обязательно указывается валентность металла, входящего в его состав?
Cu(OH)2 Zn(OH)2 Ca(OH)2 Al(OH)3Вопрос 2. Какое свойство не характеризует водные растворы щелочей?
разъедают кожу и ткань при нагревании разлагаются с образованием оксидов изменяют окраску индикаторов мылкие на ощупь
Вопрос 3. Какое основание не растворяется в воде?
гидроксид аммония гидроксид марганца(II) гидроксид лития гидроксид калия
Вопрос 4. Какое из перечисленных оснований имеет одну гидроксогруппу?
гидроксид кальция гидроксид натрия гидроксид бария гидроксид магния
Вопрос 5. Какой признак реакции наблюдается при взаимодействии сульфата меди(II) с гидроксидом калия?
изменение цвета вещества свечение образование осадка выделение газа
Вопрос 6. Какие вещества образуются при взаимодействии нерастворимых оснований с кислотами?
металл и вода нерастворимые соли соли, которые растворяются в воде газообразный водород и кислород
Вопрос 7. Как получают щелочи в лаборатории?
действием кислорода на металл гидролизом солей взаимодействием оксидов с кислотами растворением металла в воде
Вопрос 8. Из каких веществ можно получить нерастворимые основания?
из оксидов соответствующих металлов из металлов из кислот из соответствующих солей
Вопрос 9. Какое вещество образуется при взаимодействии гидроксида кальция с углекислым газом?
карбонат кальция углерод оксид кальция металлический кальций
Отметьте верные утверждения
Все основания взаимодействуют с кислотными оксидами Кислотность оснований определяется числом групп OH в их составе Нерастворимые основания называются щелочами При длительном хранении все основания разлагаются с образованием газов Валентность металла определяет количество гидроксогрупп в составе основания Все основания имеют в своем составе одну или несколько гидроксогрупп Реакция между щелочью и кислотой называется реакцией нейтрализации Все основания взаимодействуют с кислотами Все основания взаимодействуют с солямиОтметьте верные варианты ответов !Правильные ответы доступны при прохождении теста на сайте !
О структуре решебника
Рабочая тетрадь предлагает ученикам задания различного уровня сложности. Издание достаточно обширно – его объем свыше двухсот страниц. Темы упражнений располагаются в соответствии со структурой основного учебника химии для восьмых классов:
- Составить схемы образования веществ с ионной и ковалентной полярной химической связью.
- Распределить соли, названные в условии задания по группам (средние, кислые).
- Объяснить причины возрастания от йода к фтору окислительной активности галогенов.
Все упражнения сопровождаются не просто детальными ответами, а подробным объяснением, позволяющим ученику понять теоретическую основу работы.
Химические свойства оснований
Для оснований характерны реакции обмена с кислотами и солями, реакции соединения с кислотными оксидами и реакции термического разложения.
Изменение окраски индикаторов
Вы уже знаете, что такое индикаторы и для чего они используются. Вспомните, в какие цвета окрашиваются лакмус, метилоранж и фенолфталеин в растворах щелочей.
Взаимодействие с кислотами
Практически все основания реагируют с кислотами с образованием солей по общей схеме:
Пример реакции, протекающей в соответствии с указанной схемой:
В результате реакции между щелочью и кислотой образуется раствор соли, в котором уже нет ни щелочи, ни кислоты. Такой раствор называется нейтральным. Слово «нейтральный» происходит от греческого «нейтер», что в переводе на русский язык означает «ни тот ни другой».
Напомним, что реакция между щелочью и кислотой, в результате которой образуется нейтральный раствор, называется реакцией нейтрализации.
Взаимодействие с кислотными оксидами
Все щелочи реагируют с кислотными оксидами по общей схеме:
Например, если в реакцию вступает кислотный оксид CO2, которому соответствует кислота H2CO3 (указана в квадратных скобках), то в состав соли будет входить остаток этой кислоты — CO3, валентность которого, как вы уже знаете, равна II:
Если же в реакцию вступает кислотный оксид P2О5, которому соответствует кислота H3PO4 (указана в квадратных cкобках), то в составе образующейся соли будет остаток этой кислоты — PO4 с валентностью, равной III:
Взаимодействие с солями
Все щелочи реагируют с солями по общей схеме:
Реакции этого типа относятся к реакциям обмена, поскольку в процессе взаимодействия исходные вещества — щелочь и соль — обмениваются своими составными частями. При этом валентность атомов металлов и кислотных остатков не изменяется.
Термическое разложение
Все нерастворимые основания при нагревании разлагаются по общей схеме:
Краткие выводы урока:
- Основания делятся на растворимые в воде (щелочи) и нерастворимые.
- Все основания реагируют с кислотами. Растворимые основания реагируют с кислотными оксидами и солями. Нерастворимые основания подвергаются термическому разложению.
Надеюсь урок 37 «Основания» был понятным и познавательным. Если у вас возникли вопросы, пишите их в комментарии.
Строение
Основания могут содержать одну или несколько гидроксо-групп. Общая формула оснований – Ме(ОН)х. Атом металла всегда один, а количество гидроксильных групп зависит от валентности металла. При этом валентность группы ОН всегда I. Например, в соединении NaOH валентность натрия равна I, следовательно, присутствует одна гидроксильная группа. В основании Mg(OH)2 валентность магния – II, Al(OH)3 валентность алюминия – III.
Количество гидроксильных групп может меняться в соединениях с металлами с переменной валентностью. Например, Fe(OH)2 и Fe(OH)3. В таких случаях валентность указывается в скобках после названия – гидроксид железа (II), гидроксид железа (III).
ГДЗ к тетради Габриеляна на страже знаний
Кажется, что на восьмом году обучения школьники должны обладать полноценными навыками по химии. Но многие ребята не дотягивают до требований, предъявляемых учебной программой. Это вызвано тем, что ранее были допущены какие-то пробелы в знаниях, которые мешают подросткам свободно ориентироваться в текущем материале. Если не устранить эти недопонимания, то дальнейшее освоение предмета станет весьма проблематичным. Для этой цели командой специалистов был разработан сборник «ГДЗ по рабочей тетради Габриеляна, Сладкова, Остроумова за 11 класс (Просвещение)». Решебник написан в соответствии с ФГОС опытными преподавателями и проверен модераторами.
В этом году изучению подлежат следующие разделы:
- Первоначальные химические понятия.
- Важнейшие представители неорганических веществ. Количественные отношения в химии.
- Основные классы неорганических соединений.
- Периодический закон и периодическая система Д. И. Менделеева. Строение атома.
- Химическая связь. Окислительно-восстановительные реакции.
В пособии представлены подробные пояснения по каждой теме, которые позволят учащимся пополнить лучше разобраться в заданиях. Это особенно актуально ввиду того, что преподаватели на данном этапе задают больше упражнений для домашнего выполнения. В случае затруднений ученики вынуждены искать непроверенную информацию в Интернете или списывать у одноклассников. Чтобы не попасть при этом впросак, лучше воспользоваться решебником.
Определение амфотерных гидроксидов
Амфотерные гидроксиды проявляют свойства как основных, так и кислотных гидроксидов в зависимости от среды.
Гидроксид алюминия как кислота и как основание
Большинство металлов периодической системы могут образовывать амфотерные гидроксиды, чаще всего это гидроксиды металлов в степени окисления «+2» и «+3», а также, теоретически, гидроксиды металлов в степени окисления «+4», хотя большинство из них не выделены (для них существуют только соответствующие соли). Подробнее о классификации гидроксидов можно прочитать в статье «Классификация гидроксидов и оснований»
Химические свойства амфотерных гидроксидов
- Как уже было сказано выше, амфотерные гидроксиды ведут себя как типичные основания при реакции с кислотами:
Be(OH)2 + 2HBr = BeBr2 + 2H2O
Al(OH)3 + 3HI = AlI3 + 3H2O
Zn(OH)2 + 2HNO3 = Zn(NO3)2 + 2H2O
2Fe(OH)3 + 3H2SO4 = Fe2(SO4)3 + 6H2O
Cr(OH)3 + 3HClO4 = Cr(ClO4)3 + 3H2O
- Амфотерные гидроксиды реагируют с твёрдыми щелочами при сплавлении и с растворами концентрированных щелочей:
При сплавлении:
Be(OH)2 + 2NaOH(тв) = Na2BeO2 + 2H2O
Zn(OH)2 + Ca(OH)2(тв) = CaZnO2 + 2H2O
Al(OH)3 + KOH(тв) = KAlO2 + 2H2O
2Fe(OH)3 + Ba(OH)2(тв) = Ba(FeO2)2 + 4H2O
В растворах щелочей:
Be(OH)2 + 2NaOH(тв) = Na2[Be(OH)4]
Zn(OH)2 + Ca(OH)2(тв) = Ca[Zn(OH)4]
Al(OH)3 + KOH(тв) = K[Al(OH)4]
2Fe(OH)3 + 3Ba(OH)2(тв) = Ba3[Fe(OH)6]2
О том, какие анионы характерны для амфотерных оксидов и гидроксидов, Вы можете прочитать в статье «Амфотерные оксиды. Получение, химические свойства, образование средних и комплексных»
- Амфотерные гидроксиды взаимодействуют с солями, образованными щелочным металлом и анионом, с которым «амфотерный металл» не может образовать существующую или устойчивую соль (для алюминия это сульфиты, сульфиды, карбонаты, нитриты, ацетаты и силикаты). Информация о том, существует ли соль или мгновенно разлагается в водных растворах, можно получить из таблицы растворимости:
Al(OH)3 + Na2S + H2O = Na[Al(OH)4] + NaHS
Cr(OH)3 + Na2SO3 + H2O = Na[Cr(OH)4] + NaHSO3
Fe(OH)3 + Na2CO3 + H2O = Na[Fe(OH)4] + NaHCO3
- Амфотерные гидроксиды разлагаются при нагревании на воду и соответствующих оксид (степень окисления металла в исходном гидроксиде и в полученном оксиде одинаковая):
2Al(OH)3 = Al2O3 + 3H2O
Zn(OH)2 = ZnO + H2O
Be(OH)2 = BeO + H2O
2Fe(OH)3 = Fe2O3 + 3H2O
Получение амфотерных гидроксидов
Напрямую, растворением соответствующего оксида в воде, амфотерный гидроксид получить нельзя из-за низкой растворимости в воде амфотерных оксидов. Поэтому амфотерные гидроксиды получают в основном из солей.
- Действием раствора щелочи на растворимую соль, содержащую металл, соединения котного могут проявлять амфотерность:
AlCl3 + 3NaOH = Al(OH)3↓ + 3NaCl
Fe2(SO4)3 + 6KOH = 2Fe(OH)3↓ + 3K2SO4
Be(NO3)2 + Ba(OH)2 = Be(OH)2↓ + Ba(NO3)2
ZnBr2 + Ca(OH)2 = Zn(OH)2↓ + CaBr2
В этих реакциях не используют концентрированный раствор щелочи и большие избытки растворов щелочи, иначе образуются не амфотерные гидроксиды, а комплексные соединения:
AlCl3 + 4NaOH(конц) = Na[Al(OH)4] + 3NaCl
Fe2(SO4)3 + 12KOH(конц) = 2K3[Fe(OH)6] + 3K2SO4
Be(NO3)2 + 2Ba(OH)2(конц) = Ba[Be(OH)4] + Ba(NO3)2
ZnBr2 + 2Ca(OH)2(конц) = Ca[Zn(OH)4] + CaBr2
Зависимость продукта от количества взятой щелочи можно выразить следующей схемой:
- Амфотерные гидроксиды получают действием на растворы солей, содержащих «амфотерный» металл аммиака:
AlCl3 + 3NH3 + 3H2O = Al(OH)3↓ + 3NH4Cl
Fe2(SO4)3 + 6NH3 + 6H2O = 2Fe(OH)3↓ + 3(NH4)2SO4
Be(NO3)2 + 2NH3 + 2H2O = Be(OH)2↓ + 2NH4NO3
ZnBr2 + 2NH3 + 2H2O = Zn(OH)2↓ + 2NH4Br
- Амфотерные гидроксиды получают действием на раствор соли, содержащей «амфотерный» металл растворов солей, содержащих анион, с которым амфотерный металл не образует существующих солей или соли гидролизуются в водной среде:
AlCl3 + Na2SiO3 + H2O = Al(OH)3 + NaCl + H2SiO3↓
- Амфотерные гидроксиды можно получить действием разбавленных кислот на гидроксокомплексы:
Na[Al(OH)4] + HCl = NaCl + H2O + Al(OH)3↓
K3[Fe(OH)6] + 3HBr = 3KBr + 3H2O + Fe(OH)3↓
Na2[Be(OH)4] + H2SO4 = Na2SO4 + 2H2O + Be(OH)2↓
Ca[Zn(OH)4] + 2HClO4 = Ca(ClO4)2 + 2H2O + Zn(OH)2↓
Если использовать избыток кислоты, то образуется не амфотерный гидроксид, а соль, так как избыток кислоты растворяет гидроксид:
Na[Al(OH)4] + 4HCl = NaCl + 4H2O + AlCl3
K3[Fe(OH)6] + 6HBr = 3KBr + 6H2O + FeBr3
Na2[Be(OH)4] + 2H2SO4 = Na2SO4 + 4H2O + BeSO4
Ca[Zn(OH)4] + 4HClO4 = Ca(ClO4)2 + 4H2O + Zn(ClO4)2
- Амфотерные гидроксиды можно получить действием газа на гидроксоалюминаты, гидроксоферриты и гидроксохромиты:
2Na[Al(OH)4] + CO2 = Na2CO3 + 2Al(OH)3↓ + H2O
2Na3[Fe(OH)6] + 3CO2 = 3Na2CO3 + 2Fe(OH)3↓ + 3H2O
Строение
Основания могут содержать одну или несколько гидроксо-групп. Общая формула оснований — Ме(ОН) х. Атом металла всегда один, а количество гидроксильных групп зависит от валентности металла. При этом валентность группы ОН всегда I. Например, в соединении NaOH валентность натрия равна I, следовательно, присутствует одна гидроксильная группа. В основании Mg(OH) 2 валентность магния — II, Al(OH) 3 валентность алюминия — III.
Количество гидроксильных групп может меняться в соединениях с металлами с переменной валентностью. Например, Fe(OH) 2 и Fe(OH) 3 . В таких случаях валентность указывается в скобках после названия — гидроксид железа (II), гидроксид железа (III).
Наши пожелания
Химия – это не только школьный предмет, но и важный элемент нашей жизни. Знание и понимание химических процессов могут пригодиться в будущем, как в профессиональной деятельности, так и в повседневной жизни. Поэтому, мы надеемся, что наше ГДЗ поможет вам получить большие результаты в изучении химии. Развивайте свои навыки и уверенность в своих силах, и вы сможете успешно справляться с любыми трудностями, сопутствующими изучению этого предмета. Желаем вам успехов в учебе и уверены, что наш сборник ответов станет надежным помощником на вашем пути к знаниям и пониманию химических процессов.
Как определить, является ли основание растворимым, то есть щелочью, если его нет в таблице растворимости?
В состав щелочей входят металлы IА-группы Периодической Системы Д. И. Менделеева, а также кальций, стронций и барий.
Полный список щелочей:
NaOH – гидроксид натрия, едкий натр, гидроокись натрия, каустическая сода
KOH – гидроксид натрия, едкое кали, гидроокись калия
LiOH – гидроксид лития, гидроокись лития
CsOH – гидроксид цезия, гидроокись цезия
FrOH – гидроксид франция, гидроокись франция
RbOH – гидроксид рубидия, гидроокись рубидия
Ba(OH)2 – гидроксид бария, едкий барий, баритовая вода
Ca(OH)2 – гидроксид кальция, гашеная известь, известковое молоко, известковая вода.
Sr(OH)2 – гидроксид стронция
Остальные основания считаем нерастворимыми (кроме аммиака, образующего гидрат аммония, являющегося хоть и растворимым, но нестойким соединением). Гидроксид аммония, образующийся при пропускании аммиака через воду, можно представить в виде формулы NH4OH (лучше NH3·H2O – гидрат аммония) является растворимым (раствор называют нашатырным спиртом), однако щелочью это вещество не является.
Гидроксид лития и гидроксид кальция растворяются не так хорошо, как другие основания, но все равно считаются щелочами.
Задание в формате ЕГЭ с ответом:
- Ga(OH)3
- RbOH
- Cr(OH)2
- щелочь
- нерастворимое основание
- амфотерный гидроксид
Ответ:
А | Б | В |
---|---|---|
Ответить
Комментарий к заданию: Галлий, в представленном гидроксиде, имеет степень окисления +3, поэтому он относится к группе амфотерных гидроксидов. Гидроксид рубидия – щелочь, так как рубидий – элемент IА-группы. Гидроксид хрома – нерастворимое основание, так как хром в степени окисления +2 не является амфотерным, и не относится к щелочным или щелочноземельным металлам, поэтому не может образовать щелочь.
Пример задания из КИМ ЕГЭ:
- Sr(OH)2
- Zn(OH)2
- Fe(OH)2
- щелочь
- нерастворимое основание
- амфотерный гидроксид
Ответ:
А | Б | В |
---|---|---|
Ответить
Комментарий к заданию: Стронций является щелочноземельным металлом (металлы IIА-группы, кроме магния и бериллия, образуют растворимые гидроксиды), поэтому образует щелочь. Гидроксид цинка вместе с гидроксидом бериллия входят в группу исключений и, несмотря на вторую валентность, образуют амфотерные гидроксиды. Гидроксид железа нерастворим и не входит в группу амфотерных веществ, он является нерастворимым основанием.
Щёлочи, являясь сильными основаниями, диссоциируют в воде очень быстро, тогда как нерастворимые основания диссоциируют медленно, ступенчато:
Диссоциация щелочей |
Диссоциация слабых оснований |
Ca(OH)2 = Ca2+ + 2OH‒ |
Fe(OH)2 = FeOH+ + OH‒ (I ступень) FeOH+ = Fe2+ + OH‒(II ступень) |
Диссоциация настолько быстрая, что ступенчатостью процесса можно пренебречь |
Диссоциация очень медленная, быстрее идет по первой ступени, по второй ступени практически не идёт |
Как правильно работать с ГДЗ
Безусловно, если ученик решит переписывать готовый ответ из решебника, просто копируя непонятные ему слова – это станет не просто бесполезной тратой времени, но и создаст угрозу всей дальнейшей успеваемости по предмету. Какую помощь обеспечивает пособие:
- объясняет алгоритм выполнения упражнений;
- подсказывает образец верной записи решения;
- позволяет надежно подготовиться к урокам.
Издание принесет пользу не только в текущем учебном году, но и в дальнейшей учебе, поскольку повторение пройденного материала – очень важная часть работы.
Страница
4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205
Страница: 4
Страница
4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205
Химические свойства
Основные химические свойства оснований описаны в таблице.
Реакции |
Что образуется |
Примеры |
С кислотами |
Соль и вода. Нерастворимые основания взаимодействуют только с растворимыми кислотами |
Cu(OH)2↓ + H2SO4 → CuSO4 +2H2O |
Разложение при высокой температуре |
Оксид металла и вода |
2Fe(OH)3 → Fe2O3 + 3H2O |
С кислотными оксидами (реагируют щёлочи) |
Соль |
NaOH + CO2 → NaHCO3 |
С неметаллами (вступают щёлочи) |
Соль и водород |
|
Обмена с солями |
Гидроксид и соль |
Ba(OH)2 + Na2SO4 → 2NaOH + BaSO4↓ |
Щелочей с некоторыми металлами |
Сложная соль и водород |
С помощью индикатора проводится тест на определение класса основания. При взаимодействии с основанием лакмус становится синим, фенолфталеин – малиновым, метилоранж – жёлтым.
Рис. 3. Реакция индикаторов на основания.
Что мы узнали?
Из урока 8 класса химии узнали об особенностях, классификации и взаимодействии оснований с другими веществами. Основания – сложные вещества, состоящие из металла и гидроксильной группы ОН. Они делятся на растворимые или щёлочи и нерастворимые. Щёлочи – более агрессивные основания, быстро реагирующие с другими веществами. Основания получают при взаимодействии металла или оксида металла с водой, а также в результате реакции соли и щёлочи. Основания реагируют с кислотами, оксидами, солями, металлами и неметаллами, а также разлагаются при высокой температуре.
-
/10
Вопрос 1 из 10
Из чего состоят основания?
- Из неметалла и гидроксильной группы
- Из металла и гидроксильной группы
- Из неметалла и оксидной группы
- Из металла и оксидной группы
Виды
Основания классифицируются по двум признакам:
- по количеству групп ОН – однокислотные и многокислотные;
- по растворимости в воде – щёлочи (растворимые) и нерастворимые.
Щёлочи образуются щелочными металлами – литием (Li), натрием (Na), калием (K), рубидием (Rb) и цезием (Cs).
- LiOH;
- NaOH;
- KOH;
- RbOH;
- CsOH;
- Ca(OH)2;
- Sr(OH)2;
- Ba(OH)2.
Все остальные основания, например, Mg(OH)2, Cu(OH)2, Al(OH)3, относятся к нерастворимым.
По-другому щёлочи называются сильными основаниями, а нерастворимые – слабыми основаниями. При электролитической диссоциации щёлочи быстро отдают гидроксильную группу и быстрее вступают в реакцию с другими веществами. Нерастворимые или слабые основания менее активные, т.к. не отдают гидроксильную группу.
Рис. 2. Классификация оснований.
Особое место в систематизации неорганических веществ занимают амфотерные гидроксиды. Они взаимодействуют и с кислотами, и с основаниями, т.е. в зависимости от условий ведут себя как щёлочь или как кислота. К ним относятся Zn(OH)2, Al(OH)3, Pb(OH)2, Cr(OH)3, Be(OH)2 и другие основания.
Химические свойства
Химические свойства оснований с точки зрения теории электролитической диссоциации обусловлены наличием в их растворах избытка свободных гидроксид – ионов ОН — .
фенолфталеин – малиновый
лакмус – синий
метиловый оранжевый – желтый
Фенолфталеин придаёт раствору щёлочи малиновую окраску
2KOH + H 2 SO 4 → K 2 SO 4 + 2H 2 O,
растворимое
Mg(OH) 2 + 2HCI → MgCI 2 + 2H 2 O.
нерастворимое
2KOH + SO 3 → K 2 SO 4 + H 2 O
а) при плавлении:
2NaOH + AI 2 O 3 → 2NaAIO 2 + H 2 O,
NaOH + AI(OH) 3 → NaAIO 2 + 2H 2 O.
б) в растворе:
2NaOH + AI 2 O 3 +3H 2 O → 2Na,
NaOH + AI(OH) 3 → Na.
2NaOH + Zn + 2H 2 O → Na 2 + H 2
2NaOH + Si + H 2 O → Na 2 SiO 3 + 2H 2
2NaOH + CuSO 4 → Cu(OH) 2 + Na 2 SO 4 ,
Ba(OH) 2 + K 2 SO 4 → BaSO 4 + 2KOH.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Основаниями
называются электролиты, при диссоциации которых из отрицательных ионов образуются только ионы OH — :
Fe(OH) 2 Fe 2+ + 2OH — ;
NH 3 + H 2 O NH 4 OH NH 4 + + OH — .
Все неорганические основания классифицируют на растворимые в воде (щелочи) – NaOH, KOH и нерастворимые в воде (Ba(OH) 2 , Ca(OH) 2). В зависимости от проявляемых химических свойств среди оснований выделяют амфотерные гидроксиды.
Химия в 8 классе
Химия – это важная наука, которая исследует строение вещества, его свойства и превращения. Она является одним из предметов школьной программы и представляет интерес для множества учащихся. Однако, как и любой другой научный предмет, химия может вызывать определенные сложности у школьников.
Часто ученики сталкиваются с затруднениями в понимании основных принципов решения химических задач или в поиске подхода к уравнениям. Не все имеют возможность получить полноценное образование в этой науке из-за разных причин, таких как недостаток времени или несовершенство методов преподавания.
Основания, их классификация и химические свойства
Выберите верный вариант ответаВопрос 1. В названии какого основания обязательно указывается валентность металла, входящего в его состав?
Cu(OH)2 Zn(OH)2 Ca(OH)2 Al(OH)3Вопрос 2. Какое свойство не характеризует водные растворы щелочей?
разъедают кожу и ткань при нагревании разлагаются с образованием оксидов изменяют окраску индикаторов мылкие на ощупь
Вопрос 3. Какое основание не растворяется в воде?
гидроксид аммония гидроксид марганца(II) гидроксид лития гидроксид калия
Вопрос 4. Какое из перечисленных оснований имеет одну гидроксогруппу?
гидроксид кальция гидроксид натрия гидроксид бария гидроксид магния
Вопрос 5. Какой признак реакции наблюдается при взаимодействии сульфата меди(II) с гидроксидом калия?
изменение цвета вещества свечение образование осадка выделение газа
Вопрос 6. Какие вещества образуются при взаимодействии нерастворимых оснований с кислотами?
металл и вода нерастворимые соли соли, которые растворяются в воде газообразный водород и кислород
Вопрос 7. Как получают щелочи в лаборатории?
действием кислорода на металл гидролизом солей взаимодействием оксидов с кислотами растворением металла в воде
Вопрос 8. Из каких веществ можно получить нерастворимые основания?
из оксидов соответствующих металлов из металлов из кислот из соответствующих солей
Вопрос 9. Какое вещество образуется при взаимодействии гидроксида кальция с углекислым газом?
карбонат кальция углерод оксид кальция металлический кальций
Отметьте верные утверждения
Общие методы получения оснований
1.
Взаимодействие щелочного или
щелочноземельного металла с водой,
например:
2Na
+ 2H 2 O
= 2NaOH
+ H 2
2.
Взаимодействие оксидов щелочных и
щелочноземельных металлов с водой:
CaO
+ H 2 O
= Ca(OH) 2
3.
Электролиз водных растворов солей
щелочных или щелочноземельных металлов:
эл.ток
2NaCl
+ 2H 2 O
= 2NaOH + H 2
+ Cl 2
катод
анод
4.
Нерастворимые в воде основания получают
взаимодействием растворимых солей
металлов с растворами щелочей:
CuCl 2
+ 2NaOH
= Cu(OH) 2
+ 2NaCl
5.
Необратимый гидролиз солей также может
быть использован как метод получения
малорастворимых оснований, например:
2AlCl 3
+ 3Na 2 CO 3
+ 3H 2 O
= 2Al(OH) 3
+ 6NaCl + 3CO 2
Общие
химические свойства оснований
.
Малорастворимые
в воде слабые основания термически
неустойчивы и при нагревании легко
отщепляют воду, образуя оксид металла:
Cu(OH) 2
CuO
+ H 2 O
Основания,
содержащие металл в промежуточной
степени окисления, могут окисляться
кислородом или другими окислителями,
например:
4Fe(OH) 2
+ O 2
+ 2H 2 O
= 4Fe(OH) 3
Некоторые
неметаллы (хлор, сера, фосфор) в водных
растворах щелочей подвергаются
диспропорционированию:
Cl 2
+ 2KOH = KClO + KCl + H 2 O;
3S
+ 6KOH
2K 2 S
+ K 2 SO 3
+ 3H 2 O
Металлы,
образующие амфотерные оксиды и гидроксиды,
а также кремний, растворяются в водных
растворах щелочей с выделением водорода:
2Al
+ 6KOH + 6H 2 O
= 2K 3
+ 3H 2 ;
Si
+ 2NaOH + H 2 O
= Na 2 SiO 3
+ 2H 2
Основания,
как основные гидроксиды, реагируют с
кислотами и с кислотными оксидами с
образованием солей:
Сa(OH) 2
+ 2HCl = CaCl 2
+ 2H 2 O;
Ca(OH) 2
+ CO 2
= CaCO 3
+ H 2 O
Основания,
растворимые в воде (щелочи), реагируют
с солями с образованием малорастворимых
гидроксидов, например:
FeCl 2
+ 2NaOH = Fe(OH) 2
+ 2NaCl
Ещё со школы нам известно, что основаниями называют соединения, где атомы металла связаны с одной или несколькими гидроксогруппами
— KOH, Ca(OH) 2 и т. п. Однако понятие «основания» на самом деле шире, и существует две теории оснований — протонная (теория Брёнстеда — Лоури) и электронная (теория Льюиса). мы рассмотрим в отдельной статье, поэтому возьмём определение из теории Брёнстеда (далее в данной статье — только основания Брёнстеда): Основания (гидроксиды) — это вещества или частицы, способные принимать (отщеплять) протон от кислоты.
Согласно такому определению, свойства основания зависят от свойств — например, вода или уксусная кислота ведут себя как основания в присутствии более сильных кислот:
H 2 SO 4 + H 2 O ⇄ HSO 4 — + H 3 O + (катион гидроксония)
H 2 SO 4 + CH 3 COOH ⇄ HSO 4 — + CH 3 COOH 2 +
Классификация оснований
По растворимости в воде основания делятся на растворимые и нерастворимые. К растворимым основаниям относятся NaOH, KOH, Ba(OH)2, Ca(OH)2. Они имеют общее название — щёлочи. При обычных условиях это твердые вещества белого цвета. Нерастворимыми являются основания Mg(OH)2, Al(OH)3, Zn(OH)2, Fe(OH)2, Fe(OH)3 и некоторые другие. Они также представляют собой твердые вещества, многие из которых окрашены в разные цвета (рис. 120).
Термин «щёлочь» происходит от старорусского слова «щёлок», обозначавшего отвар чего-либо в воде. Этим словом называли, например, жидкость, которая получается при кипячении смеси воды с золой растений. Вещество, содержащееся в золе, реагирует с водой и превращается в гидроксид калия KOH. Это соединение, содержащееся в щёлоке, назвали «щёлочь». Впоследствии данный термин стали использовать для всех растворимых оснований.