Анализ рассказа «человек на часах» (н. с. лесков)

Главная основная мысль рассказа человек на часах лескова

Человек ** часах Н.С.Лесков краткое содержание и главные герои

Думаю, Лесков затрагивает многие важные вопросы своей истории. Все заставляют меня много думать. Что случилось? Ночью на посту стоял постников. И вдруг он понял, что человек упал в полынь и тонет. У часового проблема. Подумайте, спасти ли утопающего или остаться на его месте. В конце концов, Постников солдат. Это означает, что он не должен нарушать присягу. Он присягнул императору, он поклялся перед русским флагом на Библии. Лесков заставляет задуматься, что важнее: жизнь человека или верность присяге. Но Постников знал, что если они узнают о его нарушении, то у него будет много проблем. Этого героя могли отправить на принудительные работы и даже расстрелять. Однако Постников решил спасти утопающего. Я думаю, он очень хорошо справился. Мне кажется, что жизни людей — самое главное. И военное руководство должно ценить тех солдат, которые жертвуют собой ради спасения других людей. Этот поступок Постникова показывает, что герой умеет принимать решения, умеет действовать в соответствии с ситуацией.

Но военное руководство не оценило героический поступок часового. Он не только посадил Постникова в карцер, но и признал его виновным в нарушении устава. На героя «осыпали» двести ударов прутьями. Сам подполковник Свинин (фамилия очень значимая!) Приехал, чтобы убедиться, что «нервный Постников» сделан правильно. «После порки герой лежал в лазарете. Но самое удивительное, что он был благодарен судьбе и своему начальству, которым это легко сошло с рук!

Их начальство несет большую ответственность за притеснение солдат. И Лесков нам это ясно показывает. Узнав о подвиге Постникова, все военное руководство встревожилось. Но по какой причине? Чтобы правителю императора не дошло, что солдат нарушил клятву. Подполковник Свинин опасается, что это повлияет на его карьеру. Генералу Кокошкину это просто безразлично, потому что это происшествие его не касается. Устраивает «дело» генерал. Ложный спаситель получит медаль за спасение утопающего, а спаситель получит двести розыгрышей.

Лесков показывает, что руководители армии — «мертвые» люди. Вся их жизнь подлежит присяге. Для них это дороже живых людей. Офицеры вроде Миллера — редкое исключение. Но их не любят и не критикуют за «гуманизм» .

Но не только жизнь армии пронизана несправедливостью, бесчувственностью и злом. Жизнь в целом подчиняется одним и тем же законам. В конце рассказа писатель показывает его нам. Священник, пришедший к рассказу Постникова, подробно обо всем расспросил Свинина. Но никого из активистов не осудил, Постникова не пожалел. Этот джентльмен отделался «обманчивыми» фразами. Думаю, он просто удовлетворил свое любопытство, услышав о «мирских делах» .

Рассказ Лескова «Человек на вахте» заставил меня задуматься о многом. Я решил, что человеческая жизнь дороже слов, даже если их произносит сам король. Вы должны делать то, что считаете необходимым, и не сожалеть об этом. Вы должны нести ответственность за свои действия. Я также считаю, что нельзя мириться с несправедливостью и жестокостью. Вы не можете превратиться в «мертвых» людей. Мы всегда должны помогать другим, быть к ним внимательными и чуткими.

“Человек на часах” – краткое содержание рассказа Н.С. Лескова

Николай Семёнович Лесков считается самым народным писателем. В своём творчестве он пытался раскрыть душу простого человека, способного на бескорыстное самопожертвование.

В данной статье можно найти пересказ произведения «Человек на часах», составленный по плану для внеклассного чтения. Краткое содержание поможет подготовиться к выступлению в классе, сделать запись в читательском дневнике или просто вспомнить, о чем это произведение.

История создания рассказа Н. С. Лескова

Своё творение Лесков написал по мотивам услышанного от генерал-лейтенанта Н. И. Миллера рассказа.

Эта история случилась на самом деле. Прототипы героев произведения – реальные люди. Сначала автор назвал своё повествование «Спасение погибавшего», но потом изменил его.

Проблематика

  • Основная проблема — гуманизм и долг как составляющие воинской службы, конфликт этих двух начал . Рано или поздно перед военным человеком возникает нравственная дилемма: слушать внутренний голос или же безропотно следовать уставу. На этот вопрос сложно найти ответ, и Н. С. Лесков показывает, насколько труден и драматичен этот выбор.
  • Еще одна проблема — взаимоотношения солдат и офицеров . Многие военнослужащие рассматривают нижние чины в роли слепых исполнителей распоряжений. Но встречаются исключения, как капитан Миллер, «болеющий» душой за своих подчиненных. Такие командиры становятся для солдат справедливыми наставниками. Приказы в армии не обсуждаются, но рядовому составу необходимо взаимопонимание и поддержка со стороны «старших» товарищей.
  • Проблема подлости на пути к цели . На что можно пойти ради медали и общественного признания? Малодушно ведет себя офицер инвалидного полка. Он присваивает себе подвиг часового и заявляет во всеуслышание, что спасение утопающего — его заслуга. Обер-полицмейстер скрывает проступок Постникова, следствием чего является получение медали обманщиком.
  • Проблема лжи и неполной истины. Свиньин беседует с владыкой и вынужден признаться, что в истории с Постниковым было допущено множество недосказанности и обмана.
  • Проблема влияния алкоголя на сознание человека . Лесков упоминает о том, что утопающий был «выпимши» и хотел сократить путь, перейдя через лёд, однако сбился и попал в воду. Если бы рассудок был чист, не затуманен, то и проблемы бы не возникло.

Смысл

Военная служба – дело непростое. Сложно осуждать командира, который наказывает нарушившего устав солдата. Всегда надо помнить о том, что за рамками документа должно лежать уважение к личности. Жизнь на земле невозможна без людей с искренним сердцем, иначе мир погрязнет во лжи, лицемерии, приспособленчестве и корысти. Основная мысль произведения состоит в том, что человек должен ставить соблюдение формальностей выше жизни и здоровья других людей.

Кроме того, главная идея произведения заключается в осознании того, что добро необходимо творить во имя самого добра, не дожидаясь при этом каких-то наград. Так поступают надежные и совестливые люди, готовые прийти на помощь нуждающимся.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Честь и достоинство

Офицер – звание, которое предполагает высшее проявление чести. Но в произведении все оказалось совсем наоборот. Человек, совершивший подвиг, спасший жизнь оказался выпорот розгами. А офицер, который ничего не сделал для спасения, присвоил его заслуги себе, был приставлен к ордену.

Данная статья поможет написать краткое сочинение на тему «Главная мысль «Человека на часах».

Посмотрите, что еще у нас есть:

Тест по произведению

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Саша Данилов

    10/10

  • Варвара Турлаева

    10/10

  • Юлия Прокопенко

    7/10

  • Марат Сафаев

    8/10

  • Татьяна Шеменева

    9/10

  • Вадим Кучеров

    9/10

  • Александр Дрожжин

    10/10

  • Юлия Афонина

    10/10

  • Алексей Иванов

    8/10

  • Мариам Бабаян

    10/10

Караульня

Защищать его нельзя никому, ни офицеру, ни солдату, так как в таких случаях нельзя ни оправдываться, ни возражать, чтобы не нарваться на большие неприятности. Миллер тотчас докладывает батальонному командиру Свиньину о случившемся и просит подсобить в этом щекотливом деле. И тот сразу прибывает в караульню Зимнего дворца. После некоторых разбирательств попадает и Миллеру и арестовывают Постникова. Утром обер-полицмейстер Кокошкин готовит доклад государю обо всех делах.

Свиньин был сильно обеспокоен и поэтому сразу отправился к Кокошкину, который тут же собрал у себя всех, кто был причастен к этому делу. Допросив каждого, он выносит свой вердикт, так как утопающий был выпивший, плохо помнил своего спасителя и в растерянности показал на офицера, который привез его в участок, то первого отпускают, а второго будут представлять к награде.

Темы

Основная тема — любовь и сострадание к ближнему. Услышав изможденные, полные отчаяния крики, часовой старается пересилить свое бешено бьющееся сердце. Он понимает, что не имеет права покинуть свой пост. Но как же страшно слышать стоны погибающего и при этом оставаться равнодушным! Зов о помощи преодолевает боязнь за себя. Постников мчится к полынье и спасает утопающего, тем самым подписывая себе приговор.
Через весь рассказ красной нитью проходит тема российского произвола и беззакония николаевского режима. Служаки, боясь за свою карьеру, суетятся: лишь бы об их промахах не узнал император. И Свиньин, и Кокошкин готовы довести дело до абсурда, изловчиться, «выйти сухими из воды». При таком подходе крайними оказываются рядовые. И здесь уж надо уповать на удачу: либо человека спокойно отпускают, либо награждают двумястами розгами, либо расстреливают.

Тема праведности звучит на протяжении всего повествования. Солдат Постников не заботится о том, чтобы его благородство было как-то отмечено. Часовой не гонится за славой, в отличие от офицера инвалидного полка

Он незримо совершает подвиг человеколюбия ради добра и спокойствия души.
Тема духовного безразличия занимает немаловажное место. Спасенному все равно, кто его вытащил из полыньи

Возможно, он был в состоянии аффекта и никого не запомнил. Позже этот «братец» даже не сказал ни единого слова благодарности своему спасителю. Он просто «выкатился» от обер-полицмейстера, безмерно довольный, что его отпустили. И ради этого субъекта солдат Постников рисковал жизнью?

Очень краткий пересказ рассказа «Человек на часах».

Автор описывает один исторический факт, который в действительности произошел в Петербурге, в тридцатых годах XIX века.

Рота Измайловского полка дежурила на караульных постах в Зимнем дворце. Военные исправно несли службу. Чрезвычайный случай произошел в ночь караульной очереди офицера Н.И. Миллера, командира роты.

Около трех часов ночи Миллеру доложили, что караульный Постников нарушил устав и ушел с поста.

Постников стоял на часах, как вдруг до него донеслись отчаянные крики с Невы. Неподалеку от того места, где стоял часовой, тонул человек. Невзирая на то, что караульным запрещено оставлять пост при любых обстоятельствах, Постников отважился на героический поступок: он спустился к реке и вытянул пострадавшего из полыньи. Офицер дворцовой инвалидной команды проезжал по набережной в тот момент, когда Постников выводил пострадавшего на берег. Офицер остановился, чтобы разобраться, что здесь произошло. Сообразив, что дело может принять выгодный для него оборот, он повез пострадавшего в съезжий дом Адмиралтейской части.

По приезду дворцовый офицер уверял пристава, что погибающего спас именно он. Дежурный записывал протокол со слов самозванца, а пристав выяснял, как герою удалось остаться сухим.

В караульне дворца не знали о намерении инвалидного офицера, здесь было известно только то, что Постников оставил свою будку, ради спасения человека. Если государь узнает об этом происшествии, то провинившемуся часовому грозит каторга или расстрел, а его начальникам не избежать неприятностей. Н.И. Миллер выяснил у часового все подробности дела и послал записку батальонному командиру подполковнику Свиньину с просьбой о помощи.

Батальонный командир допросил Постникова и посадил под арест. Нужно было предпринимать меры, чтобы скрыть преступление, которое бросало тень на репутацию подполковника. Но это не представлялось возможным. Подполковник решился ехать к обер-полицеймейстеру Кокошкину и доложить все, как есть.

Кокошкин внимательно выслушал подполковника и потребовал к себе дворцового офицера, пострадавшего и пристава.

Когда явились все приглашенные, Кокошкин допросил вначале спасенного человека, затем придворного офицера. Оказалось, что пострадавший не разглядел в темноте, кто помог ему выбраться, тем более он был выпивши, а офицер по-прежнему настаивал, что спас именно он. Кокошкин проявил свойственную ему тактичность: он сделал так, что никто не пострадал, а наглый офицер был награжден медалью.

Подполковник Свиньин был рад благополучной развязке, но чувствовал некоторую незавершенность. Он приказал ротному капитану наказать Постникова розгами со всей строгостью. Часовой был доволен, что дело закончилось телесным наказанием, его не станут судить и не пошлют на каторжные работы.

По столице разошлись слухи о славном офицере, который героически спас утопающего человека. Имя Постникова было забыто. Эти слухи дошли до подворья, где жил проницательный владыко, интересовавшийся мирскими событиями. Этот священнослужитель благоволил к семье Свиньиных. Однажды, когда батальонный командир прибыл к своему духовному наставнику, чтобы получить благословение, владыко спросил у него, что в действительности случилось в ночь спасения утопающего? Свиньин честно рассказал о служебном происшествии. Владыко сказал, что в этом деле, часть истины была скрыта, и караульный солдат не получил заслуженной награды. Однако, неполная истина – это не ложь, а Постников просто выполнял свой долг. Владыко остался доволен исходом дела, но посоветовал никому больше не рассказывать всей правды.

Нравственные проблемы в рассказах Н.С. Лескова презентация к уроку (6 класс) по теме

Тема: «Нравственные проблемы рассказа Н.С. Лескова «Человек на часах» (1887 г.)»

Цели:

· Разобрать с учащимися основные проблемы рассказа Лескова

· Определить идею произведения

· Установить связь данного рассказа с ранее изученным сказом о тульском Левше

· Развивать навык работы с текстом художественного произведения

· Развивать умения учащихся определять позицию автора в произведении, роль иронии в раскрытии идеи

· Обогащать лексикон учащихся (знакомство с новыми словами «гуманизм», «либерализм»)

· Воспитывать чувство истинного патриотизма на примерах классической литературы

· Воспитывать культуру речи

· Воспитывать умение слушать ответы одноклассников, давая им возможность высказать свою мысль.

Оборудование:

· Конспект урока, текст рассказа, портрет писателя (на доске), доска с ключевыми датами эпохи 20-30-х годов Х1Х века, мультимедийный проектор, экран, компьютер, дискета с фотографией памятника Лескову

· Текст рассказа, письменные принадлежности, тетрадь, дневник

Конспект урока

Этапы урока

Примерные ответы

учащихся

Примечание

Не забудьте приготовить тетради, дневники, текст рассказа «Человек на часах»

Постановка целей урока

Вы к сегодняшнему уроку должны были прочитать рассказ Лескова «Человек на часах». Цель нашего занятия – выявить основные проблемы рассказа, определить идею рассказа.

Рассказ «Человек на часах» был опубликован в 1887 году в журнале «Русская мысль под названием «Спасение погибавшего». Позже название было изменено. Почему автор изменил название – попробуем ответить в конце урока.

Определение темы урока

Запишем в тетрадях тему урока: «Нравственные проблемы рассказа Н.С. Лескова «Человек на часах»

Создание проблемной ситуации

Вы прочитали рассказ. Кратко ответьте, о чём рассказ?

Каждый герой в этом рассказе стоит перед проблемой выбора, назовите героев.

Поступок каждого героя характеризует его с нравственной точки зрения. Попробуем разобраться в причинах поступков каждого героя, но прежде познакомимся с характерными чертами той исторической эпохи, о которой идёт речь в рассказе.

О том, как караульный спас утопающего посредством нарушения приказа.

Постников, офицер инвалидной службы, Миллер, Свиньин, Кокошкин, владыка.

Вступительное слово учителя

Знакомство с исторической эпохой:

Как вы думаете, почему автор указывает точную дату?

Докажите текстом: когда и где произошёл рассказанный автором случай?

Есть ли ещё в тексте ссылки на то, что повествование претендует на реальность изображаемого?

Какие события совершались в непосредственной близости от этой даты?

Наступила эпоха всеобщего страха. Жандармы держали под наблюдением всю страну, большинство боялось хоть чем-нибудь разгневать царя. Провинившихся хоть в чём-нибудь солдат избивали палками, прогоняя сквозь строй, а офицеры следили, чтобы солдаты били своего товарища изо всех сил. Часто после таких наказаний человек умирал. Простой человек чувствовал своё полное бесправие.

В основе рассказа лежат действительные события.

«Зимою, около Крещения. »

В 1839 году, в Петербурге

Да, в рассказе упоминаются исторические персонажи:

Миллер Николай Иванович – генерал-лейтенант, директор Александровского лицея в период царствования Николая 1.

Кокошкин Сергей Александрович – в 1830 году был петербургским обер-полицмейстером, потом сенатором.

Упоминание о великом князе и императоре.

1825 год – смерть Александра 1, восстание декабристов

1826 год – коронация Николая 1 (организован постоянный надзор за недовольными царской властью, ужесточение цензорской службы, организация третьего отделения полиции, следившее за простыми людьми)

1837 год – смерть Пушкина, стихотворение «Смерть поэта» Лермонтова, ссылка Лермонтова

1841 год – смерть Лермонтова

Даты заранее написаны на доске, дети называют события

Глава первая

Метель и завируха господствовали на улице заволжского города в Васильев вечер. Из-за непогоды многим путникам пришлось просить пристанище на постоялом дворе. Собрала немилостивая зима здесь всех: и купцов, и крестьян, и русских, и чувашей. Людей было столько, что свободного пространства не оставалось. Сердитый хозяин закрыл двери на замок и сказал, что больше никого не пустит. И тут раздался стук в дверь. Это были торговцы «шкурьем», которые сильно замерзли и умоляли пустить их на ночлег. Но хозяин сдержал слово и не открыл дверь бедолагам.

Один из постояльцев начал обвинять хозяина в жестокости – оставил людей в такую погоду на улице. Вскоре к разговору приобщился еще один гость – бывший старообрядец Марк Александров. Он поведал о том, что лично видел ангела. Все попросили гостя рассказать эту историю.

Главные герои и их характеристика

Хотя рассказ начинается со слов автора – рассказчика (повествователя), главный герой здесь – актриса Любовь Онисимовна.

  1. Любовь Онисимовна – «художник», как и Аркадий, но только в актерском мастерстве. Это талантливая и красивая девушка, которая могла бы многого добиться в жизни. Судьбы тетушки Дросиды и Любви Онисимовны – схожи (обе пострадали из-за несчастной любви). Жизнь героини чем–то напоминает житие святой. Многое испытав и познав горе, она так и не смогла обрести счастье с любимым, но зато сохранила удивительную красоту, подобную святой: «Любовь Онисимовна тогда была еще не очень стара, но бела как лунь; черты лица ее были тонки и нежны, а высокий стан совершенно прям и удивительно строен, как у молодой девушки».
  2. Имя Аркадий в переводе означает «житель страны Аркадии», то есть исторической области Греции, где преобладало скотоводство; в переносном значении переводится как «пастух». Таким образом, получаем отсылку к буколикам, идиллическим произведениям. Имя Любовь означает светлое, искреннее чувство любви. Аркадий жертвует собой ради любимой, а это большая цена за счастье. Ко всему прочему Аркадий – смельчак (не боится смерти от пуль графа Сергея, поскольку жизнь его возлюбленной в опасности, и ему самому не страшно умереть). Быть может, если бы Аркадий и Любовь признались в своей любви графу, все вышло бы иначе, и их бы помиловали? Увы, мы этого не можем знать. Действия Аркадия с точки зрения графа бессмысленны и противозаконны, но с точки зрения фольклорной традиции «умыкания невесты» в краже девушки «тупейным художником» нет ничего предосудительного.
  3. Роль автора также немаловажна, но оценить ее мы можем только после прочтения всего произведения целиком. Повествователь говорит нам, что не всех мастеров в свое время признавали, и особенно не любили тех, кто совершал нечто нечестное (такова история «художника, который «работал над мертвыми»), хотя придание лицу банкира «выражения блаженного собеседования с богом» было совершено без злого умысла, а лишь по приказанию его «осчастливленных наследников». Он страдает от рук народа, так как пошел вразрез с их интересами и не учел, что банкир «обобрал весь город». Мы видим, что, украв Любу, Аркадий также нарушил устоявшийся закон жизни и вышел из подчинения. Его действия можно понять и оправдать, но в то же время очевидно, что, избрав для себя собственное благополучие, он мог тем самым возмутить своих братьев по несчастью, таких же крепостных, которые и хотели бы сбежать, но не могли (вспомним несчастных, посаженных на цепи в подвале вместе с медведями), и поэтому он невольно обрекает себя и свою возлюбленную на страдания.
  4. Графы Николай и Сергей Каменские – представители знати и, соответственно, власти в рассказе. Из роль в произведении далеко не последняя. Оба они жестоки и любят держать людей в страхе (Николай держит крестьян в подвалах, а Сергей пугает их пистолетами, которые явно свидетельствуют о том, что в случае чего граф может вызвать нечаянного обидчика на дуэль).
  5. Тетушка Дросида, вероятно, тоже прожила несчастливую жизнь, раз пристрастилась к «плакону» с водкой. О ней нам мало что известно, она сама не хочет говорить о былом: «Я тебе, девушка, все открою. Будь что будет, если ты меня выскажешь, а я тоже такая, как и ты, и не весь свой век эту пестрядь носила, а тоже другую жизнь видела, но только не дай бог о том вспомнить, а тебе скажу: не сокрушайся, что в ссыл на скотный двор попала, — на ссылу лучше, но только вот этого ужасного плакона берегись…». Она добрая женщина, поскольку старалась как можно дольше уберегать Любовь Онисимовну от злого зелья, поддерживала ее, но как только выяснилось, что Аркадий убит, то после его похорон Дросида позволила девушке «облить уголь».

Главные герои Человек на часах

Итак, перед непосредственным хронологическим изложением событий, обратимся – коротко – к характеристике персонажей этого произведения.

Образ Постникова

Главный герой произведения представлен солдатом, который служит в Измайловском полку. Несмотря на то что Постников – военный, дозорный, натура молодого человека – как у японского поэта Рюноске Акутагавы – нервная, чувствительная, совершенно не вписывающаяся в окружающий мир. Военный должен руководствоваться уставом, приказом, но для Постника главным выступает все же веление сердца, совесть, приказ души. Это пример гуманизма, сострадательного отношения к людям. За благородное дело героя «наградили» двумястами ударами розгами, но Постников все равно не поступил бы иначе, если бы удалось вернуть время назад и изменить свое решение.

Образ Николая Ивановича Миллера

Капитан – воплощение натуры тонкой, образованной и доброжелательно настроенной по отношению к людям. Это благородный и хорошо воспитанный офицер, который ценит хорошую литературу. Ответственность за тех, кто находится у него в подчинении, мягкость души, умение проявить жалость – вот характерные черты личности этого героя. При этом, такие положительные характеристики заставляют окружающих офицеров ненавидеть Миллера, осуждать героя. Герой – перфекционист, педантичный и аккуратный исполнитель своего долга.

Образ Свиньина

Подполковник – негативный персонаж этого произведения. Свиньина вполне можно окрестить «службистом», который считает, что мотивы солдат – дело двадцать пятое. Главное – устав, приказ

Если нарушил устав – неважно, из-за каких причин, – значит неси наказание. И, как правило, Свиньин выбирал самые строгие наказания

Подполковник не знает жалости и сострадания, ценит лишь собственное реноме и служебные перспективы. Свиньин готов на любое выслуживание, лишь бы поместить свою персону в ряд исторических деятелей России. Нет, нельзя сказать, что Свиньин совершенно бездушный мужчина, просто этот герой – чрезмерно строг, а работа, время, может быть, душевные травмы, сделали Свиньина черствым. Это тоже, безусловно, свидетельствует о слабости натуры.

Образ Кокошкина

Писатель представляет обер-полицмейстера как удивительно тактичного человека. При этом, у Кокошкина есть способность «делать из мухи слона». С одной стороны (по мнению окружения), это требовательный, строгий начальник. Однако, с другой стороны, Кокошкин проявляет себя порой и мягким, и усердным, и покровительственным другом. Герой способен защищать товарища и ближнего. Для мужчины характерный чрезмерный трудоголизм, часто идущий в ущерб состоянию здоровья. Способности и воля для Кокошкина – залог достижения небывалых высот.

«Человек на часах» читательский дневник

«Человек на дежурстве» — это история простого солдата-охранника, который на свой страх и риск покинул свой пост и бросился на помощь утопающему.

Время и место сюжета

Действие происходит в Санкт-Петербурге в 1839 году, незадолго до Крещения Господня. По словам самого автора, этот рассказ, основанный на реальных фактах, является отражением обычаев 30-х годов XIX века в России.

Главные герои

Постников — рядовой Измайловского полка, охранник, добрый, отзывчивый, респектабельный, человек долга.

Миллер Николай Иванович — капитан Измайловского полка, молодой образованный офицер, гуманист.

Свинин — подполковник Измайловского полка, добрый и праведный человек, для которого служба была прежде всего.

Кокошкин — генерал, начальник милиции, сумевший исправить сложную ситуацию.

Офицер — дворцовый офицер, трусливый, лживый, лицемерный, честолюбивый.

Обратите внимание, у нас также есть:

Несколько интересных сочинений

Що таке краса душі людини? Цим питанням задається кожний хто вперше почув цю фразу або скоріше прочитав її у книжці. Є звичайна краса, видима неозброєним оком як тільки ми вперше побачили людину

Комедия «Ревизор» — произведение написанное Николаем Васильевичем Гоголем в первой половине девятнадцатого века. Вот уже долгое время произведение ставится на сценах больших и малых театров нашей родины.

Анализ рассказа Лескова Человек на часах 6 класс

Рассказ иллюстрирует прядки в России времен правления Николая I, когда дисциплина и «порядок ради порядка» могли в любой момент сломать жизнь любого, а также методы, благодаря которым подданным империи удавалось ослабить ее давление на себя.

Образ и характеристика Веры Ростовой в романе Война и мир Толстого сочинение

Вера Ростова, героиня романа-эпопеи Льва Николаевича Толстого «Война и мир», является одним из наиболее интересных второстепенных персонажей произведения.

Евгений Онегин — лишний человек сочинение 9 класс

Онегин представляется читателю как молодой человек дворянского происхождения. Он имеет поверхностное образование, поскольку гувернер, обучавший юного Евгения, был учителем не самой высокой квалификации

Смысл

Военная служба – дело непростое. Сложно осуждать командира, который наказывает нарушившего устав солдата. Всегда надо помнить о том, что за рамками документа должно лежать уважение к личности. Жизнь на земле невозможна без людей с искренним сердцем, иначе мир погрязнет во лжи, лицемерии, приспособленчестве и корысти. Основная мысль произведения состоит в том, что человек должен ставить соблюдение формальностей выше жизни и здоровья других людей.

Кроме того, главная идея произведения заключается в осознании того, что добро необходимо творить во имя самого добра, не дожидаясь при этом каких-то наград. Так поступают надежные и совестливые люди, готовые прийти на помощь нуждающимся.

Второстепенные герои рассказа Лескова «Человек на часах»

Владыка епископ. Этот священник также в курсе того, что происходило на Неве перед его крещением. Однако он категорически отказывается что-либо понимать и даже оправдывает все происходящее торжеством Божьей праведности.Образ епископа олицетворяет всю ту самоправедную и ложную веру, которая пронизывала церковь и дворянство.
Миллер — капитан Измайловского полка. Именно от него Лесков узнает историю, случившуюся с Постниковым. В отличие от Свинина, он способен на милосердие в лучшем виде. Однако, к сожалению, ничего нельзя сделать против вопиющей несправедливости, царящей в обществе.
Кокошкин — начальник полиции. Не желая столкнуться с трудностями и объясниться, он награждает Миллера и Свинина и оставляет Постникову в тюрьме. Правда, кажется, не совсем удобна для других и поэтому лучше ее отрицать. Лесков показывает, как быстро можно предать благородную идею ради лицемерия и благосклонности важных людей.

Темы

Основная тема — любовь и сострадание к ближнему. Услышав изможденные, полные отчаяния крики, часовой старается пересилить свое бешено бьющееся сердце. Он понимает, что не имеет права покинуть свой пост. Но как же страшно слышать стоны погибающего и при этом оставаться равнодушным! Зов о помощи преодолевает боязнь за себя. Постников мчится к полынье и спасает утопающего, тем самым подписывая себе приговор.
Через весь рассказ красной нитью проходит тема российского произвола и беззакония николаевского режима. Служаки, боясь за свою карьеру, суетятся: лишь бы об их промахах не узнал император. И Свиньин, и Кокошкин готовы довести дело до абсурда, изловчиться, «выйти сухими из воды». При таком подходе крайними оказываются рядовые. И здесь уж надо уповать на удачу: либо человека спокойно отпускают, либо награждают двумястами розгами, либо расстреливают.

Тема праведности звучит на протяжении всего повествования. Солдат Постников не заботится о том, чтобы его благородство было как-то отмечено. Часовой не гонится за славой, в отличие от офицера инвалидного полка

Он незримо совершает подвиг человеколюбия ради добра и спокойствия души.
Тема духовного безразличия занимает немаловажное место. Спасенному все равно, кто его вытащил из полыньи

Возможно, он был в состоянии аффекта и никого не запомнил. Позже этот «братец» даже не сказал ни единого слова благодарности своему спасителю. Он просто «выкатился» от обер-полицмейстера, безмерно довольный, что его отпустили. И ради этого субъекта солдат Постников рисковал жизнью?

Главные герои (персонажи) и их характеристика

  1. Постников – солдат Измайловского полка, часовой. Из дворовых господских людей. Послушный, дисциплинированный, ответственный. Эмоциольнальный, чувствительный, с большим воображением. «сердце у Постникова очень непокорное: так и ноет, так и стучит, так и замирает… Хоть вырви его да сам себе под ноги брось, — так беспокойно с ним делается от этих стонов и воплей…»
  2. Свиньин – подполковник, батальонный командир. Реальная историческая личность. Исполнительный, усердный, настойчивый, педантичный. Не склонен к поиску оправданий и рассуждениям. «Свиньин отличался строгостью и даже любил щеголять требовательностью дисциплины. Он не имел вкуса ко злу и никому не искал причинить напрасное страдание; но если человек нарушал какую бы то ни было обязанность службы, то Свиньин был неумолим».
  3. Кокошкин – обер-полицмейстер, генерал. Реальная историческая личность. Умный, склонный анализировать и делать собственные выводы. Хитрый, с убедительной речью. «Кокошкин в самом деле был очень суров и очень грозен и внушал всем большой страх к себе, но он иногда мирволил шалунам и добрым весельчакам из военных, а таких шалунов тогда было много, и им не раз случалось находить себе в его лице могущественного и усердного защитника.

Время и место действия рассказа «Человек на часах» — Петербург, начало января, 1839 год.

Суть

Как же непроста и драматична дорога к обретению земного предназначения. Солдат Постников, оставляя свой пост, помогает незнакомцу выбраться из полыньи. Неужели человеческая жизнь этого не стоит? К сожалению, так считают единицы. А подполковник Свиньин и обер-полицмейстер Кокошкин делают все возможное, чтобы об этом проступке молодого солдата не узнал государь, иначе «шапки полетят у всех».

В итоге сложившуюся ситуацию доводят до абсурда, героизм же Постникова остается в тайне. Часовому назначают двести розог; вместо медали за спасение он получает фунт сахару и четверть фунта чаю.

Смысл произведения «Человек на часах» Н.С. Лескова

Рождаясь, человек совсем не понимает своего предназначения. Это долгая осмысленная дорога к своему счастью. Нередко у человека уходит вся жизнь на поиск смысла своего существования. Мы ищем, анализируем, сомневаемся, выбираем. От некоторых наших шагов зависит не только наша жизнь, но и окружающих.

Н.С. Лесков в своём рассказе «Человек на часах» постарался создать собирательные образы героев, чтобы показать, какими разными бывают люди. В произведении затронуто несколько тем.

Тема сострадания к ближнему

Военнослужащий поступил так, как велела его совесть. Да, он оставил свой пост. Однако от его выбора, действий зависела человеческая жизнь. Мог ли он поступить иначе? Стал ли он героем в глазах окружающих? Постников спас человека, но тем самым подписал себе приговор. Герой не стал равнодушно слушать стоны попавшего в беду. Оставив свой пост, он побежал на помощь. Сложная ситуация. С одной стороны, военный устав. С другой — жизнь человека. Выбор очевиден для тех, кто обладает большим искренним сердцем.

Смысл произведения «Человек на часах» в том, чтобы показать великодушие и самопожертвование простого военнослужащего. Постников не мог слушать крики о помощи, ничего не предпринимая. Он не думал о своей дальнейшей участи. Герой внезапно осознал, что человеческая жизнь бесценна.

Тема произвола и несправедливости

Высшие военные чины боялись за свою дальнейшую карьеру. Геройский поступок Постникова служаки старались замять. Их абсолютно не интересовала жизнь человека. Персонажи думали только о себе. Они готовы были обвинить кого угодно, но самим остаться безнаказанными. Крайними при таком подходе к руководству всегда становились рядовые. Вся ответственность за содеянное падала на плечи простых военнослужащих.

Тема безразличия

Оценил ли поступок Постникова спасённый утопающий, ведь персонаж даже не сказал военнослужащему слов благодарности? Он просто был рад, что его отпустили. Ради этого персонажа Постников поставил крест на своей дальнейшей карьере. Однако если бы герой знал о таком исходе, он бы все равно не поменял своего решения.

Тема нравственности

Эта тема проходит через весь рассказ. Постников не гонится за славой. Ему не нужно, чтобы о его героическом поступке говорили все вокруг. Герой поступил по совести, он не мог по-другому. Он не считает содеянное чем-то благородным. Для Постникова очевидно, что любой честный и порядочный человек поступил бы так же. В душе героя спокойствие и умиротворение, ведь он спас жизнь утопающему.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
ГДЗ 8 класс
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: