«метель» — краткое содержание повести а. с. пушкина

Повесть а. с. пушкина «метель» для читательского дневника

Краткое содержание

В повести рассказывается романтическая, но очень необычная история любви. Главные герои «Метели»:

  • Марья Гавриловна, дочь зажиточного помещика, мечтательная и сентиментальная барышня.
  • Владимир Николаевич, бедный армейский прапорщик, романтичный, порывистый и не всегда благоразумный.
  • Бурмин, гусарский полковник, умный, импульсивный, но довольно беспечный.

В качестве эпиграфа автор выбрал отрывок популярного произведения русского романтизма — баллады В. А. Жуковского «Светлана». В дальнейшем повесть тесно перекликается с ней, имеет похожий мистический настрой и развязку-толкование. Полный текст не разбит на главы, но в нём можно чётко увидеть, как одна сюжетная линия перетекает в другую.

Несостоявшаяся свадьба

Непосредственные события начинаются в 1811 году. Автор представляет читателю зажиточного помещика, Гаврилу Гавриловича Р. Он является любезным хозяином, часто принимает гостей ко двору, а ещё у него есть семнадцатилетняя красавица-дочь, Марья.

Девушке пророчат блестящую партию, но она влюбляется в бедного прапорщика Владимира. Гавриле Гавриловичу и его жене не нравится выбор дочери, но, несмотря на недовольство родителей, она ведёт с возлюбленным переписку и встречается с ним тайком от всех. И вскоре пара решается сбежать и обвенчаться.

https://youtube.com/watch?v=MYnGoLRsdjE

Новая любовь

Дальше повествование переносится в дом помещика. Утром из своей комнаты выходит Марья, и жизнь семьи течёт по старому укладу. Однако вечером девушке становится плохо, она заболевает и бредит возлюбленным. Испуганные родители понимают, что их дочь страдает из-за любви и ради неё решаются дать согласие на неравный брак. Об этом извещают Владимира, но в ответ он пишет, что никогда не переступит порог их дома.

Тем временем происходит вторжение французской армии в Россию. Прапорщик уходит в армию и участвует в Бородинском сражении, где его ранят, и он умирает. Марья безутешна, к тому же она теряет отца, и они с матерью переезжают.

Соседом в их новом доме оказывается молодой полковник Бурмин. Он прошёл всю Отечественную войну, был награждён орденом и является завидным женихом. Он влюбляется в Машу, и та отвечает взаимностью, но с женитьбой, несмотря на ожидания всех окружающих, молодые не торопятся.

Своё поведение Бурмин решает объяснить любимой и оказывается, что полковник женат, но супруги своей не знает. Несколько лет назад он решился выехать в дальнюю дорогу в метель, но заблудился и оказался у церкви. Люди рядом с ней как будто уже давно ждали молодого человека и завели внутрь. В слабоосвещённой церкви стоял священник, а перед ним девушка. Когда Бурмин приблизился, прочитали молитву, и незнакомка обернулась, но увидев его, ахнула, произнесла: «Не он!» — и упала без чувств.

Бурмин посчитал случай забавным и уехал, но теперь очень раскаивается в опрометчивом поступке. Марья же от услышанного меняется в лице и спрашивает, не узнал ли он её. И только тогда молодые люди всё понимают.

Сочинение по произведению Барышня крестьянка Пушкина

Мне эта история немного напоминает «Ромео и Джульетту». Тут тоже две семьи, хотя и неполные (нет ни мам, ни братьев или сестёр), не ладят. Берестовы, точней глава семейства – Иван Петрович, критикует соседа, ведь сам считает себя умнейшим человеком. Автор же указывает, что Берестов почти ничего не читает, кроме одной газетки. Критикует гордец соседа – Григория Муромского за его попытку устроить жизнь на английский манер, а это ведь в наших русских условиях и так не просто! Григорий Иванович просто хочет навести порядок, сделать всё четким и логичным. Дети не очень разделяют взгляды родителей, но они не могут не учитывать их интересы. И ещё до них долетает критика соседей. То есть раз Муромский такой глупый и вредный, то дочь Лиза у него такая же. Раз уж старший Берестов такой упрямый и недалекий, то и младший не лучше.

Но Алексеем Берестовым всё-таки интересуются местные невесты. Он приехал после университета, хорош собой, вот только холоден… Лиза идет на всю эту историю с переодеванием, запутывает уже своего поклонника, даже после его визита к ним он не заметил обмана. И нет, он не глупый, просто она очень ловко всё делает!

Эта забавная милая история. Нельзя сказать, что это прямо такой страшный обман, но это игра. Лиза ведь не смеялась над Алексеем, не пыталась от него поучить деньги или семейные секреты. На самом деле она просто была очень любопытна и хотела познакомиться, не наткнувшись на его холодность и враждебность. Думаю, в итоге Алексей сам рад, что его обманули. Иначе так и остался бы в плену своих предубеждений. Влюбился бы просто в какую-нибудь крестьянку, был бы скандал… А Лиза тогда как – без жениха совсем? Нет, тут и родители практически помирились из-за романа своих детей, хотя они помирились даже раньше, но это дела не меняет. Наоборот, ещё смешней получилось! Они решили поженить своих детей (за них решили), Алексей думает, что любит Акулину, но она оказывается Лизаветой Григорьевной. А та бедная дочь кузнеца совсем не при чём! Надеюсь, она и не узнала, что её именем так воспользовались. Ей могло бы быть обидно, ведь говорится, что она ещё толстая и рябая. А так в этой истории всё очень даже хорошо!

Сочинение Гордость — это хорошо или плохо? 5 класс

Очень часто в жизни мы можем услышать слово «гордость». Что же это такое? Гордость – это яркая эмоция человека, показывающая его отношение к своим успехам и успехам других. При этом, гордость, как я считаю

Сочинение Маленький человек в пьесе Бесприданница Островского

Многие русские писатели в своих произведениях отводили важную роль изображению « маленьких людей» в обществе, чтобы ярче показать аморальные устои высшего общества того времени, а также и беспринципность их взглядов

Анализ рассказа Пастух Шолохова

В произведении Шолохова «Пастух» главным героем является молодой и очень красивый парень по имени Гриша. У него на руках осталась маленькая девочка Дуня. Несколько лет назад их родители погибли, и брат сказал о том, что никуда не отдаст свою сестру

На уроке используется прием развития творческих способностей личности – с помощью маски. Маска
как яркий, материально ощутимый элемент маскировки, преображая внешность человека, способствует к познанию его мира. Маска сильна своей наглядностью, очевидной материальностью и формой, вызывающей у носителя маски определенный эмоциональный отклик. Маска сложна своей многофункциональной направленностью. Она может являться одновременно произведением искусства, культурным знаком, игровым инструментом, частью ритуала. Дети с легкостью воспринимают и играют маскированных героев мифов, сказок, фильмов, мультфильмов. Взрослые связывают с игрой в маске розыгрыш, ребячество, юмор, но серьезно относятся к дериватам маски – психологическим маскам – имиджам. Имиджу свойственны элементы маскировки – прическа, макияж, костюм, детали туалета, не говоря о языке тела – пластике, манере держаться и стиле поведения. Маскировка разнообразна и универсальна как один из способов познания мира. На уроке используются элементы работы с маской в качестве стимуляции творческой активности учащихся.

Владимир: нераскаявшийся эгоист

Два мужских персонажа: Владимира и Бурмина, женихов Маши, описывает Пушкин. Метель сыграла судьбоносное значение в их жизни.

Первый — Владимир, прапорщик, в которого влюблена Маша. Пушкин всячески намекает читателю, что вряд ли Владимиром движет любовь к Маше: «разумеется, молодой человек питал равные чувства», «разумеется, … счастливая мысль (о свадьбе — прим.) пришла в голову молодому человеку», «умолял в каждом письме … венчаться тайно». Владимир — эгоист, думающий только о своей выгоде. В отличие от Маши, он не испытывает сожаления по поводу того, что родители будут обмануты, нет у него чувства вины, что забирает у них дочь. Все приготовления к венчанию молодой человек откладывает на последний день, что говорит читателю о том, что свадьба для него не сакральный момент — она нужна как факт.

В отличие от Маши, «соучастницы» преступления, Владимир не испытывает никаких чувств раскаяния и сожаления. Единственное — отчаяние от того, что свадьба не состоялась. Интересно появление Владимира во сне Маши: раненый, окровавленный, он просит ее поскорее обвенчаться. Опять писателем делается упор на его эгоизм: обвенчаться несмотря на чувства девушки — во что бы то ни стало нужно выполнить задачу.

Судьба наказывает Владимира — он умирает от полученных под Бородино ран. Пушкин подчеркивает неотвратимость кары.

История создания цикла «Повести Белкина» и особенности композиции

А. С. Пушкин проводил осень 1830 года в Болдине и был вынужден задержаться там из-за вспышки холеры. Поэта всегда вдохновляла осенняя пора. По признанию Пушкина, ему всегда лучше всего писалось осенью в деревне. Проведенное в Болдино время оказалось очень плодотворным. За эти три месяца поэт закончил работу над «Евгением Онегиным», написал «Домик в Коломне», более тридцати стихотворений и драматических сцен.

В этот же период был написал цикл «Повести Белкина», куда вошло пять произведений:

  • «Метель»,
  • «Выстрел»,
  • «Гробовщик»,
  • «Станционный смотритель»,
  • «Барышня-крестьянка».

Получи помощь с рефератом от ИИ-шки

ИИ ответит за 2 минуты

Замечание 1

Материалом для написания повестей стали воспоминания А. С. Пушкина, народные предания и бытовые эпизоды, подмеченные им.

Для своего первого прозаического сборника поэт умышленно отказывается от авторства и передает его Ивану Петровичу Белкину, вымышленному человеку. Якобы именно покойный Белкин собрал эти повести, которые записывал от разных рассказчиков, и по своему усмотрению их обработал. Имена рассказчиков указываются в предисловии. Здесь Пушкин скрывается за двойной цепочкой рассказчиков, что дает писателю большую свободу повествования. А за мнимым авторством Ивана Петровича видна простонародная Россия.

Все повести цикла, несмотря на разнообразие тем, имеют схожую композицию.

Автор сосредотачивает внимание читателя на основных эпизодах, не загружая повествование второстепенными сюжетными линиями, подробными описаниями и длинными отступлениями. Общей характеристикой всех произведений цикла является элемент недосказанности

Пушкин везде, где возможно, недоговаривает, предоставляет читателю возможность использовать собственную фантазию.

В построении повестей есть и другие схожие мотивы. Например, их объединяют такие особенности как:

  • смена рассказчиков,
  • перемена внимания то к одному персонажу, то к другому;
  • неожиданные повороты в судьбах героев.

Такие приемы придают повестям стремительность и напряженность, удерживая интригу. При этом произведения остаются простыми и понятными по сюжету.

Место природной стихии в сюжете

Описанию природной стихии, сыгравшей решающую роль в повествовании, уделяет особое внимание Пушкин. Метель является таким же действующим лицом повести, как и Маша, Владимир и Бурмин

Действительно, она пытается остановить Машу от неверного шага, препятствует Владимиру добраться до церкви, приводит Бурмина к Маше, находящейся в полуобморочном состоянии перед алтарем.

Интересно, что отношения со стихией и ее восприятие у героев разное. Что касается Марии Гавриловны, то метель просто пытается не выпустить ее на улицу, буран кажется дурным знаком. Владимира же, напротив, метель сбивает с пути. Именно его восприятие снежной бури, плутания по заснеженному лесу занимают весомую часть повести. Владимир больше всех заинтересован в браке с Машей, он действует в пылу своего эгоизма, поэтому метели необходимо больше времени, чтобы отвести его в сторону, не дать осуществиться планам. Примечательно, что Пушкин, описывая восприятие Владимиром метели, использует слова, обозначающие время: «В одну минуту дорогу занесло», «поминутно был по пояс в снегу», «не прошло и минуты». Это показывает нам, как герой спешит

Он не думает о Маше, как там она, не переживает ли — ему важно успеть заключить брак

Если Владимира метель отводит от церкви, то Бурмина, наоборот, приводит туда. Он говорит Маше: «казалось, кто-то меня так и толкал». Бурмин признает, что им двигала какая-то неведомая сила.

И хоть восприятие метели у всех трех героев разное — их роднит одно: все отмечают неумолкающий характер стихии. Судьбоносный случай — вот что такое метель. Пушкин, герои повести которого ощутили на себе действие стихии, всегда верил, что именно случай играет основополагающую роль в жизни человека. Именно поэтому метель писатель выносит в название повести — так еще раз подчеркивается ее решающая роль в описываемых событиях и судьбах героев.

«Метель», анализ повести Пушкина

Одна из самых поэтичных повестей, вошедших в сборник «Повести покойного Ивана Петровича Белкина», «Метель» была написана Пушкиным в 1830 году. Она стала последней в цикле. Местом написания стало Болдинское имение поэта. Именно на этот период творчества, именуемый Болдинской осенью, приходится самая творчески активная пора в жизни Пушкина. В это время он находится вдали от дома, улаживая финансовые вопросы перед свадьбой с Натальей Гончаровой, но заставшая деревню эпидемия холеры продлила пребывания поэта в имении.

Издана повесть была в 1831 году. Цикл «Повести Белкина» был опубликован не под именем Пушкина. Скорее всего, причиной было предположение поэта о том, что написанное будет принято публикой холодно. Тогда так не писали – просто и ясно, без «романтического тумана». Однако в своем письме, адресованном Плетневу Александр Сергеевич просит «Смирдину шепнуть мое имя, чтобы он перешепнул покупателям». В тексте предисловия художник оставил опознавательные знаки, по которым можно было угадать истинного автора повестей.

Критика была разнообразная. Чернышевский высказывался о том, что цикл уступает другим его прозаическим произведениям, а Дружинин пишет: «Повестей Белкина», по нашему мнению, не должен проходить молчанием ни один человек, интересующийся русскою прозою. Влияние, ими произведенное, отчасти выразилось чуть ли не на всех наших романах и повестях». Толстой позже скажет о творении Пушкина: «Давно ли вы перечитывали Пушкина? Сделайте мне дружбу — прочтите сначала все «Повести Белкина». Их надо изучать и изучать каждому писателю».

Сюжетная линия, образы

Название повести сразу настраивает читателя на атмосферу произведения. В названии читатель может увидеть предвкушение острого, динамичного, тревожного действа, драматического развития, непредсказуемости сюжетной линии. Подтверждает драматические упования читателя эпиграф, представляющий собой фрагмент из поэмы Жуковского «Светлана». Он продолжает развивать заявленную в названии тревожную, динамичную тему, настраивает на романтический лад. Интенсивное движение, пульс поэтических строк носит смятенный, вихревой характер.

С эпиграфом резко контрастирует начало повести, где царит эпическое спокойствие и подчеркнутая обыденность. Читателя сразу знакомят с главным персонажем. В описании Марьи Гавриловны прослеживается легкая ирония от лица повествующего, заключенная в союзе «и»: «стройной, бледной и семнадцатилетней девицы». Молодая девушка, живущая в уездном повести, воспитана на французских романах. Она нежная, любящая, романтическая натура, влюбленная в бедного прапорщика Владимира Николаевича, который гостил у них в деревне по соседству. Тот искренне и пылко влюблен в Марью. Девушка понимает, что родители не позволят ей выйти замуж за несостоятельного человека, потому решается на рискованный шаг – тайное венчание.

Внезапная метель, занесшая деревенские дороги, сыграла в повести одну из главных ролей. Именно разбушевавшаяся стихия стала причиной того, что Марья была обвенчана с другим мужчиной, а ее возлюбленный заблудился по дороге и отыскал церковь только на утро. Им овладевает отчаяние, когда он понимает, что не может найти дорогу до церкви. Это стечение обстоятельств ничто иное, как неизбежный рок, что понимает читатель в конце произведения. Узнав о том, что избранница обвенчана с другим, Владимир возвращается в полк. Вскоре поступает известие о том, что прапорщик погиб в Бородинском сражении.

Тем временем Марья остается с богатым наследством от умершего отца. Она отказывает всем женихам, которые частенько сватаются к ней, храня, казалось бы, верность бывшему возлюбленному. Никто не знает, что она была по ошибке обвенчана с неизвестным ей человеком.

Когда война заканчивается, в деревню приезжает полковник по фамилии Бурмин, чтобы погостить. Они с Марьей нравятся друг другу, но между героями есть какая-то неловкость. Полковник рассказывает девушке о той ситуации, в которой во время сильного ненастья он был обвенчан с неизвестной девушкой. Он не знает ничего о своей «случайной» жене. Оказывается, что обвенчаны были Марья и Бурмин. Героев ожидает счастливый финал.

Проблематика, литературное направление

Литературное направление повести – сентиментализм. Центральной темой являются взаимоотношения человеческой личности и Судьбы, ее каприза, значения в жизни каждого, ее непредсказуемой воли. Необдуманное согласие на женитьбу одного, опоздание на венчание другого решило судьбу Марьи Гавриловны. Тема судьбы, рока всецело раскрыта в самом конце повести, ведь сама судьба свела двух случайно обвенчанных молодых людей.

Жанр, направление, смысл названия

Жанр «Выстрела» определяется по-разному, так как авторское его определение не совпадает с тем, как его обозначают критики. С одной стороны, книга Пушкина названа «Повести Белкина», то есть «Выстрел» является повестью, но некоторые филологи назвали ее новеллой. Однако, принято считать правильным авторское определение, поэтому «Выстрел» является повестью.

Название само за себя говорит о том, какая тема будет центральной в произведении. Сам выстрел преследует читателя с первых строчек рассказа: стены в комнате Сильвио изрешечены следами от выстрелов, он стреляет каждое утро в карту, а диалог графа и рассказчика начинается с того, что офицер замечает простреленную картину. То есть название связано не только с главным событием, вокруг которого разворачивается сюжет (дуэлью). Его смысл проходит через всю повесть красной нитью.

Направление, характерное для повести, называется «реализм». Все герои и события являются жизненными и вполне реалистичными в той среде, где вращался Пушкин. Однако в нем прослеживаются и черты романтизма — образ главного героя типичен для романтического мировоззрения. Он ценит идеалы чести и гордости выше реалий своей жизни и живет эмоциями.

Образ метели

Проблема взаимоотношений человека и природы

Образ метели присутствует во многих произведениях Пушкина. Он олицетворяет собой небесную стихию, роковое вмешательство в жизни людей помимо их воли. Метель аллегорично символизирует некую неподвластную человеку силу, способную нарушить планы, изменить жизнь. Стихия, вторгшаяся в жизнь молодых людей, разметала их в разные стороны, их судьбы переменились после роковой ночи.

На главных героев повести метель производит противоречивые впечатления, каждый стихию представляет и чувствует по-своему. Марьей Гавриловной метель воспринималась как дурной знак, она словно отражала душевное смятение девушки и неразбериху в мыслях. Покидавшей родительский дом Маше чудились в непогоде вокруг «угроза и печальное предзнаменование»: «ветер выл», «словно силясь остановить молодую преступницу», «ставни тряслись и стучали», «метель не утихала».

Для Владимира метель стала непреодолимой внешней силой, с которой он не в силах бороться. Пушкин рисует небольшую по размеру, но емкую по сути картину пространства, в котором Владимир из-за метели внезапно потерял все ориентиры: дороги замело за минуту белыми хлопьями снега, ничего не было видно «во мгле мутной и желтоватой», «небо слилось с землею».

Бурминым среди метели овладело «непонятное беспокойство», нетерпение, словно кто-то его подталкивал ехать в бурю, которая не утихала. Фамилия героя созвучна слову «буря», Бурмин испытывает стихийные, необъяснимые чувства, склонен к бездумным и разрушительным порывам, не думает о последствиях своих поступков, проявляет холодный эгоизм. Образ метели связан и со стихийной силой войны. На войне героически погиб Владимир, война шаловливого эгоистичного юнца Бурмина превратила в настоящего мужчину.

Особенности прозы Пушкина

Пушкин создал художественную прозу принципиально нового, реалистического характера. Это особенно видно, если сопоставить ее с предшествующими и современными поэту произведениями. Русская литература XVIII — начала XIX веков была преимущественно стихотворной. Проза воспринималась, как низкий жанр. В центре литературы стояла ода — торжественная стихотворная форма. Первым, кто вывел прозу как жанр, сопоставимый по значимости со стихотворной формой, был Карамзин. Но все-таки прозаический слог его был искусственный, слишком художественный, усложненный метафорами и другими оборотами.

Уже в 1822 году Пушкин отмечает большой вклад Карамзина в становление русской прозы, однако отмечает, что, в отличие от стихотворных форм, язык прозы беден и не развит должным образом. Пушкин хочет добиться простоты и естественности в повествовании. Восполнить этот пробел были призваны «Повести Белкина», где писатель блестяще справляется с поставленными задачами.

История создания

Осень 1830 года Александр Сергеевич проводил в селе Болдино и из-за вспышки холеры был вынужден задержаться здесь. Осенняя пора всегда вдохновляла поэта, дарила прилив творческих сил. По его признанию, лучше всего ему всегда писалось осенью в деревне.

Три месяца, проведённые Пушкиным в Болдино, оказались весьма плодотворными: он закончил роман «Евгений Онегин», написал поэму «Домик в Коломне», несколько драматических сцен, более 30 стихотворений. В этот же период Пушкиным был написан цикл под названием «Повести Белкина», в который вошло пять небольших произведений: «Выстрел», «Метель», «Станционный смотритель», «Гробовщик», «Барышня-крестьянка».

Материалом для повестей послужили воспоминания писателя, предания, бытовые эпизоды, подмеченные им из жизни приятелей и совершенно незнакомых людей.

Смысл названия сборника достаточно прост – для своего первого прозаического произведения Пушкин намеренно отказывается от авторства этих повестей и передаёт его Ивану Петровичу Белкину, человеку вымышленному, да ещё и покойному. Он якобы собрал эти «простые» повести, причем записал их от разных рассказчиков, которые названы в предисловии, обработал их по своему усмотрению. Пушкин здесь скрывается за двойной цепочкой простодушных рассказчиков, и это даёт ему большую свободу повествования. За этим мнимым авторством Белкина видна простонародная Россия.

Посмотрите, что еще у нас есть:

для самых нетерпеливых —

Очень краткое содержание «Повести Белкина»

для самых компанейских —

Главные герои «Повести Белкина»

для самых занятых —

Читательский дневник «Повести Белкина»

для самых крутых —

Читать «Повести покойного Ивана Петровича Белкина» полностью

История создания

Осень 1830 года Александр Сергеевич проводил в селе Болдино, и из-за вспышки холеры был вынужден задержаться здесь. Осенняя пора всегда вдохновляла поэта, дарила прилив творческих сил. По его признанию, лучше всего ему всегда писалось осенью в деревне.

Три месяца, проведенные Пушкиным в Болдино, оказались весьма плодотворными: он закончил роман «Евгений Онегин», написал поэму «Домик в Коломне», несколько драматических сцен, более 30 стихотворений. В этот же период Пушкиным был написан цикл под названием «Повести Белкина», в который вошло пять небольших произведений: «Выстрел», «Метель», «Станционный смотритель», «Гробовщик», «Барышня-крестьянка».

Материалом для повестей послужили воспоминания писателя, предания, бытовые эпизоды, подмеченные им из жизни приятелей и совершенно незнакомых людей.

Смысл названия
сборника достаточно прост — для своего первого прозаического произведения Пушкин решил взять псевдоним, выбрав для этого образ несуществующего помещика Ивана Петровича Белкина. Благодаря такому решению Александру Сергеевичу удалось избежать лишних хлопот с критикой и цензурой.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
ГДЗ 8 класс
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: