«Бабочка» А.Фет
Раннее творчество Афанасия Фета многие критики сравнивают с импрессионизмом в живописи. И в этом нет ничего удивительного, потому что стихи этого поэта, датированные 1838-1856 годами, отличаются удивительной метафоричностью, изяществом и чистотой
Действительно, до определенного момента Афанасий Фет видел мир под особым углом зрения, обращая внимание на каждую мелочь и восхищаясь такими простыми вещами, как шепот листьев, теплый дождь и зеленая трава. Именно к этому периоду творчества относится его стихотворение «Бабочка», которое по праву считается одной из наиболее запоминающихся и удачных зарисовок с натуры
Правда, следует отметить, что Фет, как и многие его предшественники, очень часто наделял окружающие предметы и явления чертами человеческого характера. Героиня его произведения – обычная бабочка. Однако по стечению обстоятельств она ведет с поэтом диалог и отвечает на вопросы, которые так и не были озвучены.
«Ты прав. — Одним воздушным очертаньем я так мила», — утверждает бабочка и при этом признается, что все ее очарование скрывается в двух хрупких крылышках, бархатных и удивительно нежных. При помощи нескольких изящных штрихов воссоздав образ восхитительной бабочки, автор постепенно подводит читателей к мысли о том, что это неземное существо своей красотой напоминает женщин. Однако это сравнение было бы неполным без дополнительных аргументов, и поэт с легкостью приводит их, утверждая, что жизнь бабочки, как и светской львицы, полна новых впечатлений и развлечений.
«Не спрашивай: откуда появилась? Куда спешу?», — эти слова, приписанные бабочке, с равным успехом могли произнести и юная девушка, которую постигли первые жизненные разочарования, и записная кокетка, флиртующая на балу с очередным поклонником. Действительно, внутренний мир женщины весьма переменчив и непредсказуем, что отражается и на ее поступках. Поэтому неудивительно, что Фет видит отчетливую взаимосвязь между двумя этими существами. Практически каждая представительница слабого пола время от времени задается вопросом: «На долго ли без цели, без усилья, дышать хочу?». То есть, жизнь женщин, по мнению автора, также пуста и необременительна, как и существование бабочки. Но при этом поэт отдает должное тому, что именно женщины являются украшением любого общества, так же, как и бабочки придают цветку особую изысканность и романтичность. Но все меняется, и пройдет совсем немого времени, как женское непостоянство даст о себе знать: «Вот-вот сейчас, сверкнув, раскину крылья и улечу».
История создания
Для Афанасия Афанасьевича еще со студенческих лет существовало 3 главные ценности: природа, любовь и поэзия. Фет считал, что только эти темы следует поднимать в творчестве, а на все остальные он сам для себя поставил табу. Природу автор всегда описывал посредством личного восприятия
Для него было важно зафиксировать в ней все, даже самые незначительные перемены. Фет в своем творчестве не просто описывал пейзажи, что относились к какому-то определенному времени года, а старался запечатлеть более короткие промежуточные состояния природы
Так и в этом стихотворении Афанасий Афанасьевич описывает природу, что вот-вот проснется от зимней спячки. Он постарался зафиксировать тот короткий момент, когда весна еще полностью не наступила, но уже ощущается, что холода скоро уйдут. Существенных изменений в природе при этом не наступает — снег все также лежит и все вокруг замерзшее, но подсознательно человек чувствует, что скоро потеплеет. А от этого и душа его начинает радоваться.
«Ещё весны душистой нега» поэт написал в 1954 году. Несколькими месяцами позже его и другие свои стихотворения Фет отдал в печать литературному журналу «Современник». На момент публикации Афанасий уже успел стать знаменитым и заработать себе доброе имя.
Изучение поэтического произведения в начальных классах: Поурочные разработки
А.А. Фет
Анализ стихотворения А.А. Фета «Бабочка»
Афанасий Афанасьевич Фет стремился запечатлеть в своих стихах прекрасное и исчезающее. В этом смысле он похож на художников-импрессионистов.
Тема стихотворения «Бабочка» — недолговечная и мимолетная красота бабочки. Чтобы ее разглядеть, нам даны мгновения: бабочка улетит. Своеобразие стихотворения в том, что оно написано от лица бабочки, которая знает о своей красоте и гордится ею. Она обращается к читателю:
Ты прав. Одним воздушным очертаньем
Я так мила.
Бабочка осознает бесцельность своей, очень короткой, жизни поэтому просто летает, чтобы насладиться мгновением и показать свою красоту:
Не спрашивай: откуда появилась?
Куда спешу?
Здесь на цветок я легкий опустилась,
И вот — дышу.
Передать изящный и легкий полет бабочки помогает рифма миЛА — крыЛА. Мужская открытая рифма спеШУ— дыШУ, хоЧУ— леЧУ позволяет представить, что бабочка улетает все дальше и дальше, к другим цветам: спешу — дышу, хочу-у — лечу-у…
Легкость полета бабочки подчеркивает поэт и лексически. Слова воздушное очертанье, живое миганье, на цветок я легкий опустилась, без усилья подчеркивают изящество и невесомость бабочки.
Читая стихотворение, невольно представляешь, как она складывает крылышки и раскрывает их. Этого ощущения поэт добился благодаря необычному ритму, чередованию длинной и короткой строк, пятистопного и двустопного ямба.
Повторение звуков Ш и С помогает представить почти неслышимый шелест крыльев бабочки.
Не спраШивай: откуда появилась?
Куда спеШу?
ЗдеСЬ на Цветок я легкий опуСтилаСЬ
И вот дыШу.
Анализ стихотворения А.А. Фета «Зреет рожь над жаркой нивой…»
Это стихотворение Афанасия Афанасьевича Фета не случайно включено в программу для изучения в начальной школе. Оно очень выразительно и особенно хорошо звучит при чтении вслух.
Первое, что обращает на себя внимание, — «густота» стиха, которая достигается внутренней вязкой звуковой инструментовкой. В стихотворении три строфы, в каждой из них преобладает один гласный звук
В первой строфе — И: нивой, от нивы до нивы, гонит, прихотливый, переливы. Во второй строфе — О: робко, смотрит, очи, но, широко, область, ночи, в третьей — А: над (безбрежней), (жатвй) хлеба, заката, (встока), на, смежает, (неб)> (гнедышащее), (ок). У этого благозвучного стихотворения, наполненного музыкальными фигурами, определенными звуковыми «ходами», есть своя внутренняя механика.
Вообще, для поэзии Фета не характерно расслабленное повествование, в каждой его строке спрятана «пружина». Есть она и в этом стихотворении: все глаголы, за исключением одного, настоящего времени: зреет, гонит, смотрит, смежает. И только один — раскинул — является глаголом прошедшего времени, совершенного вида. Он отличается от всех остальных не только временем, грамматическими признаками, но и динамичностью. В нем взлет, рывок. Именно здесь и сокрыта та самая «пружина», что «движет» стих.
Автор сумел передать не только динамику природы, но и ощущения, которые испытывает человек, наблюдающий эту картину — поздний летний закат. Первая строфа как будто погружает нас в атмосферу зноя, жары. Повторение согласных 3 и Ж в первой и последней строках создает ощущение звенящего зноя. Повторение НИВ, ЛИВ не только передает плавное движение колосьев под ветром, но и усиливает впечатление — читатель физически чувствует тягучесть зноя летнего вечера. Даже ветер, который гонит золотые переливы, не в силах тут что-то изменить:
Зреет рожь над Жаркой НИВой,
И от НИВы и до НИВы
ГоНИт Ветер прихотЛИВый
Золотые переЛИВы.
Но наступление вечера, появление месяца, который робко, но все же смотрит в очи, как бы готовит нас к взрыву, снимающему напряжение: день объятия раскинул. Этот взрыв происходит в последних двух строках:
…Но широко в область ночи
День объятия раскинул.
В последней строфе слышится усталость, усиливающаяся повторением гласной А. Как человек, который устал и хочет спать, небо смежает… око, но лишь на миг, — чтобы утром встретить новый день. И в третьей строфе есть та же широта, безбрежность меж заката и востока, будто движение гой самой «пружины» породило эту бездну:
Над безбрежной жатвой хлеба
Меж заката и востока
Лишь на миг смежает небо
Огнедышащее око.
Цветовая гамма на протяжении всего стихотворения меняется от золотисто-желтого до огнедышащего, то есть красного.
Несмотря на гармонию, равновесие, это стихотворение Фета, как и многие другие его стихи, эскизно, как бы не закончено, оставляет впечатление нарочитой оборванности, спрятанной в слова лишь на миг. Такая эскизность письма роднит поэзию А.А. Фета с живописью импрессионистов начала XX века.
ПредыдущаяСтраницаСледующаяСтраница
Оглавление
Популярные темы анализов
- Анализ стихотворения Лермонтова Листок 6 класс «Листок, гонимый бурей» всегда символичен в русской поэзии. Вот и М. Ю. Лермонтов решил увековечить этот образ в своём стихотворении, написанном в 1841 году. Аллегорична вся описываемая поэтом ситуация, за природой кроется общество,
- Полонский
- Анализ стихотворения Анненского Снег Иннокентий Федорович Анненский долго не мог определиться с вариантом стихотворения Снег, который хотел бы напечатать, так как их было целых пять.
- Анализ стихотворения Гиппиус Мудрость Стихотворение Зинаиды Гиппиус «Мудрость» состоит из пятнадцати катренов, каждый из которых имеет свою насыщенность в духе пакетики символизма. Повествование начинается с встречи разных представителей нечисти, которые в преддверии ночи решили
- Анализ стихотворения Фета Дул север плакала трава На этот раз мы рассмотрим довольно печальное, но спокойное произведение, принадлежащее перу А. Фета, «Дул север, плакала трава». В непривычно грустном для Фета стиха, буквально с первых строк можно почувствовать грусть, печаль, тоску.
Анализ стихотворения «Бабочка» Фета
Стихотворение «Бабочка» относится к раннему периоду творчества Фета. В сознании молодого поэта будущее представлялась открытой книгой, он был полон радужных надежд. Трудности жизни еще не успели наложить свой отпечаток на его душу. Поэтому произведения Фета этого периода очень чисты и радостны. Они написаны под влиянием непосредственных наблюдений и ощущений.
В основе стихотворения лежит монолог бабочки, ее ответы на предполагаемые вопросы лирического героя. В будущем Фету предстоит оттачивать свое мастерство в таком художественном приеме. В большинстве произведений поэта наличие человека только угадывается по косвенным признакам
В стихотворении также проявился талант поэта обращать пристальное внимание на любую, самую незначительную деталь
Центральный персонаж произведения — представительница живой природы. Природный мир Фет ставит вровень, а порою даже выше человеческого. Бабочка подтверждает мнение наблюдателя, что она представляет собой само совершенство. Если человек прикладывает множество усилий, для того чтобы выглядеть лучше, то бабочка прекрасна с самого момента своего появления на свет. Эта прирожденная красота слагается из минимума деталей: «воздушное очертанье», «бархат» и «два крыла». К идеальному образу больше нечего прибавить или отнять.
Бабочка подобна неуловимому мгновению. Она просто внезапно появилась без какой-либо определенной цели и смысла. Ее переполняет радость от собственного существования. Возможность дышать и наслаждаться цветочным нектаром — предел желаний бабочки. Для нее не существует понятий времени и пространства. «Надолго ли… дышать хочу?» — бессмысленный для прекрасной бабочки вопрос. Ей достаточно одной возможности взлететь и вновь продолжать полет в любом направлении. Запечатленное мгновение — еще одна характерная особенность лирики Фета.
В стихотворении «Бабочка» заложены центральные воззрения автора на природу. Поэт боготворил животный и растительный мир, потому что они развиваются по естественным законам. Жизнь человека трудна, так как люди сами создают себе проблемы. Фет призывает научиться у природы жить в радости и не заботиться ни о чем. Конечно, это чересчур идеалистический и наивный взгляд, но, согласно поэту, он может служить ориентиром для человеческого самосовершенствования.
Композиция
Произведение состоит из трех пятистрофных строчек. Первые две составляют первую часть произведения, они объединяются одной темой – описанием зимнего пейзажа. При этом автор делает акцент на слове “еще”, показывая, что это временное состояние природы и в то же время намекая на вторую, завершающую часть.
В ее основе лежит противопоставление: если первые две показывают зиму, то в третьей Фет дает возможность проявиться ноткам весенней природы, таким как пролетающие с юга журавли.
«Птичка» анализ стихотворения Державина по плану кратко – рифма, разбор, главная мысль, эпитеты
При этом сюжет стиха – это сменяющие друг друга, полные естественной красоты картины, причем кажется, что автор объединил две в одну: первая – это зима, в которой не чувствуется и намека на те метаморфозы, которые проявляют себя весной. Есть только предвкушение лирического героя. Фет показывает, что зима не вечна, более того, весна придет ей на смену совсем скоро.
Во второй части сюжет развивается так, что в нем появляется человек – женщина, наблюдающая за природными явлениями. Она видит пролетающих журавлей и понимает, что скоро весна.
Таким образом, композиция построена таким образом, чтобы показать синтез природы и человека, их родство и близость, основанные на многолетнем наблюдении.
Популярные темы анализов
- Анализ стихотворения Гиппиус Любовь одна
Зинаида Николаевна Гиппиус родилась в семье служащего, они постоянно переезжали, поэтому у них не было постоянного жилья. Когда отец умер от туберкулеза, они вынуждены были переехать в Крым, ведь у Зинаиды тоже оказался туберкулез.
- Анализ стихотворения Некрасова Утро
«Последние песни» — самый мрачный и самый жуткий поэтический цикл, написанный Некрасовым. Он был создан великим поэтом перед смертью, и можно сказать, что в последние дни ему жилось несладно. Некрасов был презираем при жизни,
- Анализ стихотворения Брюсова Кинжал
После публикации стихотворения «Кинжал» в 1903 году, в литературном обществе возникло много споров, касающихся данного произведения. В начале двадцатого века, уже окрепший в поэтическом слове Брюсов постепенно отстраняется от юношеских
- Анализ стихотворения Жуковского Море 9 класс
Романтизм в литературе в России всегда будет ассоциироваться с Василием Андреевичем Жуковским и с его излюбленным жанром элегии. Стихотворение «Море» полностью подходит под эти данные и является классическим примером
- Анализ стихотворения Брюсова Первый снег
Знаменитый и многими любимый поэт Александр Брюсов с самой юности был ярким сторонником символизма. Именно это направление привлекало поэта больше всех других. Поэтому вовсе не удивительно, что самые первые произведения
Литературоведы называют все творчество А. А. Фета импрессионистическим. Фетовские стихи отличаются яркими и удачными сравнениями, а также чуткими описаниями природы. Поэт всегда тонко чувствует переломный момент и очень точно его описывает. Таким образом, Фета можно назвать одним из лучших лириков природы.
Стихотворение «Бабочка» написано ранней весной, когда все оживает и появляются первые зеленые краски на черной земле. В этот момент расцветают первые цветы и личинки превращаются в прекрасных бабочек.
Стихотворение построено в форме диалога между лирическим героем и одной из бабочек. Герой интересуется у бабочки, откуда она родом, как появилась на свет и куда торопиться. Если внимательно читать стихотворение, то можно подметить, что это всего, лишь риторические вопросы, ответ на которые знать необязательно. И на самом деле лирический герой не стремится выслушать бабочку, ведь он отлично знает, откуда она взялась и куда направляется.
Литературоведы, в сравнении с творчеством других поэтов сравнивают «Бабочку» Фета со «Стрекозой» Крылова. Отмечая, что бабочку никто не будет критиковать за ее «беззаботность», как это делает Муравей в басни «Стрекоза». Беззаботность и легкомыслие бабочки можно сравнить с поведением ребенка, который просто живет этим моментом и мало о чем заботится.
Возникает логический вопрос: «А почему Фет выбрал именно бабочку, ведь «беззаботных» насекомых и животных предостаточно?». Все очень просто: бабочка – насекомое, которое оживает только в весенний период и живет очень недолгую, но беззаботную жизнь.
Возможно, А. А. Фет хотел сравнить с появлением бабочек наступление первых весенних дней, когда вся земля просыпается от зимней спячки. Кроме этого, лирический герой видит прекрасную бабочку лишь мгновение, тем самым подчеркивая короткий отрезок пробуждения, недоступный для занятого человека.
Глаголы «дышу» и «дышать хочу» символизируют момент насыщения организма чистым и свежим воздухом весны. Но лирический герой боится испортить момент, поэтому сидит неподвижно, чтобы случайным взмахом руки не прогнать необычного чувства.
Форма стиха, как и его замысел, весьма необычны: короткие строки заменяются длинными, как бы символизируя хаотические движения бабочки и переменчивое дыхание лирического героя. Таким образом, Фету удалось передать удивительное чувство беззаботности и краткость момента наступления весны в своем небольшом стихотворении «Бабочка».