Анализ стихотворений для 9 классов (а.с.пушкин)

Анализ стихотворения лермонтова поэт 9 класс

Сюжет и композиция

Не все стихи имеют сюжет. В «Зимнем утре» все построено на созерцании белого убранства наступающей зимы, вызывая радостные эмоции. От восторга перед природой и воспоминаний автор переходит к описанию домашней обстановки, приносящей тепло и уют. Последовательность переходов предполагает линейную композицию, написанную ямбическим четверостишием. Образцовый анализ стихотворения должен помочь выделить смысловые части и художественный аппарат, позволяющий им гармонично объединиться.

«Зимнее утро» разделено автором на пять строф по шесть строк (секстин), каждая из которых рисует отдельную картину, богатую выразительными деталями:

  • Восторг от солнечного морозного утра и желание разделить его со спящим другом.
  • Воспоминание о вчерашней метели.
  • Описание природной красоты за окном.
  • Презентация дизайна интерьера комнаты.
  • Мотивация для прекрасного времяпрепровождения на природе.

Антитеза — главное художественное и композиционное средство, связывающее произведения воедино. Она присутствует уже в первом стихотворении: «мороз и солнце», а затем через контраст вчерашнего дня («вечор») и утра («сегодня») он пронизывает всю ткань стихотворения.

Шаблоны для анализа произведения

Образец, как проанализировать текст по литературе, должен предоставить учитель. Он должен полностью отражать правильный разбор художественного произведения. Для упрощения задачи можно использовать шаблоны:

В предоставленном тексте содержится информация о…(пересказ в 3−5 предложениях)
Автор (ФИО) хочет привлечь внимание читателя к проблеме…(указать проблему, которая поднимается в тексте). Это помогает раскрыть следующие темы… .
Чтобы утвердить основную мыль произведения…(назвать ее), автор использует следующие средства художественной выразительности… (перечислить их, к каждому приводить примеры)
Кроме этого, дополняет картину композиция (линейная, зеркальная и т. п. ).
В тексте несколько (или один) действующих лиц. Главные из них …, второстепенная роль отведена…

Отношение автора к персонажам неоднозначно (оно может быть и очевидным, важно доказать свои мысли текстом).
Говоря о герое, невольно вспоминается другой персонаж произведения (назвать ФИО автора и название). Сходство улавливается в том, что… .
Важную роль в отрывке играют пейзажные зарисовки

Они отражают (основную мысль, характер героев и проч.)

Стихи по литературе для школьников 9 класса

М. Ю. Лермонтов «Поэт»

Отделкой золотой блистает мой кинжал;

Клинок надежный, без порока;

Булат его хранит таинственный закал —

Наследье бранного востока.

Наезднику в горах служил он много лет,

Не зная платы за услугу;

Не по одной груди провел он страшный след

И не одну прорвал кольчугу.

Забавы он делил послушнее раба,

Звенел в ответ речам обидным.

В те дни была б ему богатая резьба

Нарядом чуждым и постыдным.

Он взят за Тереком отважным казаком

На хладном трупе господина,

И долго он лежал заброшенный потом

В походной лавке армянина.

Теперь родных ножон, избитых на войне,

Лишен героя спутник бедный,

Игрушкой золотой он блещет на стене —

Увы, бесславный и безвредный!

Никто привычною, заботливой рукой

Его не чистит, не ласкает,

И надписи его, молясь перед зарей,

Никто с усердьем не читает…

В наш век изнеженный не так ли ты, поэт,

Свое утратил назначенье,

На злато променяв ту власть, которой свет

Внимал в немом благоговенье?

Бывало, мерный звук твоих могучих слов

Воспламенял бойца для битвы,

Он нужен был толпе, как чаша для пиров,

Как фимиам в часы молитвы.

Твой стих, как Божий дух, носился

над толпой;

И, отзыв мыслей благородных,

Звучал, как колокол на башне вечевой,

Во дни торжеств и бед народных.

Но скучен нам простой и гордый твой язык,

Нас тешат блестки и обманы;

Как ветхая краса, наш ветхий мир привык

Морщины прятать под румяны…

Проснешься ль ты опять, осмеянный

пророк?

Иль никогда, на голос мщенья,

Из золотых ножон не вырвешь свой клинок,

Покрытый ржавчиной презренья?..

М. Ю. Лермонтов «Пророк»

С тех пор как вечный судия

Мне дал всеведенье пророка,

В очах людей читаю я

Страницы злобы и порока.

Провозглашать я стал любви

И правды чистые ученья:

В меня все ближние мои

Бросали бешено каменья.

Посыпал пеплом я главу,

Из городов бежал я нищий,

И вот в пустыне я живу,

Как птицы, даром Божьей пищи;

Завет предвечного храня,

Мне тварь покорна там земная;

И звезды слушают меня,

Лучами радостно играя.

Когда же через шумный град

Я пробираюсь торопливо,

То старцы детям говорят

С улыбкою самолюбивой:

«Смотрите: вот пример для вас!

Он горд был, не ужился с нами:

Глупец, хотел уверить нас,

Что Бог гласит его устами!

Смотрите ж, дети, на него:

Как он угрюм, и худ, и бледен!

Смотрите, как он наг и беден,

Как презирают все его!»

М. Ю. Лермонтов «И скучно и грустно»

И скучно и грустно, и некому руку подать

В минуту душевной невзгоды…

Желанья!.. что пользы напрасно и вечно

желать?..

А годы проходят — все лучшие годы!

Любить… но кого же?., на время — не стоит

труда,

А вечно любить невозможно.

В себя ли заглянешь? — там прошлого нет

и следа:

И радость, и муки, и все там ничтожно…

Что страсти? — ведь рано иль поздно их

сладкий недуг

Исчезнет при слове рассудка;

И жизнь, как посмотришь с холодным

вниманьем вокруг —

Такая пустая и глупая шутка…

* * *

1-е января

Как часто, пестрою толпою окружен,

Когда передо мной, как будто бы сквозь

сон,

При шуме музыки и пляски,

При диком шепоте затверженных речей,

Мелькают образы бездушные людей,

Приличьем стянутые маски,

Когда касаются холодных рук моих

С небрежной смелостью красавиц

городских

Давно бестрепетные руки, —

Наружно погружась в их блеск и суету,

Ласкаю я в душе старинную мечту,

Погибших лет святые звуки.

И если как-нибудь на миг удастся мне

Забыться, — памятью к недавней старине

Лечу я вольной, вольной птицей;

И вижу я себя ребенком; и кругом

Родные всё места: высокий барский дом

И сад с разрушенной теплицей;

Зеленой сетью трав подернут спящий

пруд,

А за прудом село дымится — и встают

Вдали туманы над полями.

В аллею темную вхожу я; сквозь кусты

Глядит вечерний луч, и желтые листы

Шумят под робкими шагами.

И странная тоска теснит уж грудь мою:

Я думаю об ней, я плачу и люблю,

Люблю мечты моей созданье

С глазами, полными лазурного огня,

С улыбкой розовой, как молодого дня

За рощей первое сиянье.

Так царства дивного всесильный

господин –

Я долгие часы просиживал один,

И память их жива поныне

Под бурей тягостных сомнений и страстей,

Как свежий островок безвредно средь морей

Цветет на влажной их пустыне.

Когда ж, опомнившись, обман я узнаю,

И шум толпы людской спугнет мечту мою,

На праздник незванную гостью,

О, как мне хочется смутить веселость их,

И дерзко бросить им в глаза железный стих,

Облитый горечью и злостью!..

Русская литература для внеклассного чтения, 9 класс

А.С. Пушкин. «Арап Петра Великого». «Песни западных славян». Письма

М.Ю. Лермонтов. «Княгиня Лиговская». «Маскарад»

Н.В. Гоголь. «Женитьба». «Игроки». «Невский проспект». «Записки сумасшедшего»

П.Я. Чаадаев. «Философическое письмо»

Лирика Е.А. Боратынского, К.Ф. Рылеева

М.Н. Загоскин. «Юрий Милославский»

И.И. Лажечников. «Ледяной дом»

В.Ф. Одоевский. «Русские ночи»

О. Сулейменов. «Аз и Я»

И.В. Можейко. «1185 год»

Ю.М. Лотман. «Сотворение Карамзина»

В.Ф. Ходасевич. «Державин»

Ю.Н. Тынянов. «Кюхля». «Смерть вазир-мухтара». «Подпоручик Киже»

И.А. Ефремов. «На краю Ойкумены». «Таис Афинская».

Р. Штильмарк. «Наследник из Калькутты»

А.Н. и Б.Н. Стругацкие. «Пикник на обочине»

Литература по школьной программе, 9 класс

В.А. Жуковский. «Светлана», «Невыразимое», «Море», «Вечер»

К.Ф. Рылеев. «Гражданин»

А.С. Грибоедов. «Горе от ума»

А.С. Пушкин. Лирика («Вольность», «Деревня», «К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Поэт», «Поэту», «Анчар», «Во глубине Сибирских руд…», «Свободы сеятель пустынный…», «Погасло дневное светило…», «Арион», «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я вас любил: любовь еще, быть может…», «Я помню чудное мгновенье…», «19 октября», «Разговор книгопродавца с поэтом», «Поэт и толпа», «Осень», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…», «Если жизнь тебя обманет…», «Пора, мой друг, пора…», «Брожу ли я вдоль улиц шумных…», «Дар напрасный, дар случайный…», «Телега жизни», «Вновь я посетил…», «Бесы», «Элегия» (1828), «Из Пиндемонти»), поэмы «Цыганы» и «Медный всадник», роман «Евгений Онегин».

М.Ю. Лермонтов. Лирика («Смерть Поэта», «Парус», «И скучно и грустно…», «Дума», «Поэт», «Родина», «Пророк», «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Н.Ф.И.», «Нищий», «Нет, я не Байрон, я другой…», «Молитва», «Из-под таинственной холодной полумаски…», «Как часто, п?строю толпою окруж?н…», «Выхожу один я на дорогу…», «Гляжу на будущность с боязнью…», «Когда волнуется желтеющая нива…», «Сон»), роман «Герой нашего времени», драма «Маскарад»

Н.В. Гоголь. «Мертвые души»

И.А. Гончаров. «Мильон терзаний»

Ю.М. Лотман. Комментарий к роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин».

В.Г. Белинский. «Сочинения Александра Пушкина» (статьи 8, 9), статьи «Герой нашего времени», «Стихотворения М. Лермонтова», «Похождения Чичикова, или Мертвые души»

К.С. Аксаков. «Несколько слов о поэме Гоголя: Похождения Чичикова, или Мертвые души».

Анализ стихотворения Тютчева «Весенняя гроза» | Литерагуру

Поэт золотого века русской поэзии Фёдор Иванович Тютчев смотрел на природу через призму философии, мастерски перенося мистическую многогранность пейзажей в текстовую форму.

Стихотворение «Весенняя гроза» стало неким каноном изображения природных явлений.

В нём присутствует эта глубокая концептуальность, гармонично вплетённая в образы, порожденные, пожалуй, самым вдохновляющим временем года.

История создания

Данное лирическое произведение имеет интересную судьбу: появившись в чужом краю, но воспевая прелесть российской весны, оно возникло в сознании юного поэта-дипломата и переродилось через четверть века.

Фёдор Иванович написал «Весеннюю грозу», будучи в Германии на дипломатической службе в 1828 году.

На тот момент поэту было всего 25 лет, однако, будучи даже в другой стране, он так ярко и точно описал великолепие российской природы, будто видел всё это воочию.

Впервые произведение появилось в московском журнале «Галатея». Впрочем, самое удивительное, что Тютчев вновь обратился к данному стихотворению в 1854 году, через 26 лет, переписав начальное четверостишье и дополнив его вторым.

Жанр, направление и размер

«Весенняя гроза» – лирическое произведение, оно ёмко, мелодично и изящно, в нём сконцентрировалось обширная палитра настроений, здесь чувствуется и мощь, и лёгкость, и игривость. Такая динамичность непривычна для пейзажной лирики.

Интересно то, как увеличивается темп по ходу прочтения стихотворения, меняется интонация. Это достигается за счёт стихотворного размера – четырёхстопного ямба и перекрёстной рифмовки.

Смысл названия

На первый взгляд название стихотворения понятно и однозначно, однако Тютчев озаглавил это произведение не просто «гроза», а подчеркнул, что данное явление относится именно к весеннему периоду, и это очень важная деталь, раскрывающая глубинный замысел поэта.

После суровой и беспощадной зимы, наступает, наконец, пробуждение, происходят перемены, всё обновляется, закладывается новое начало для жизни. А первые весенние грозы – предвестники этой зарождающейся силы, несущей радость. Настроение стихотворение может быть понято аллегорически: его ощущает всякий человек на пороге внушительных перемен.

Образы и символы

Данное стихотворение предстаёт перед читателем в виде чувств лирического героя, выражающего их в монологе, он сообщает нам о потаенных символах, заложенных в природе, а именно — в весенней грозе.

Это самый яркий и главенствующий образ произведения.

Интересно то, что автор превозносит и воспевает это явление, наделяя его не просто человеческими качествами, а некой божественной силой, что ясно проглядывается в заключительной строфе, где фигурируют герои из мифологии Древней Греции.

Лирический герой общается с окружающим миром, посылающим ему весточки через раскаты грома, пение птиц, лучи света, шумные потоки ручьёв, прохладные капельки дождя.

Темы и настроение

Основная тема «Весенней грозы» заключается в самом названии. Кроме того, здесь присутствует философский подтекст – единство природы и человека, отождествление мира внутреннего и окружающей реальности.

Жизнерадостность — квинтэссенция настроения стихотворения. Триумф весны, врывающейся шумным громом в унылый мир, в закостеневшие души людей с целью оживить и исцелить то, что было уничтожено холодами, тяготами и невзгодами. Каждая строка стихотворения словно кричит нам: «Живи! Радуйся каждому дню! Стремись вперёд! У тебя столько лет впереди!».

Стихотворение Тютчева – это тёплый бальзам, согревающий заледеневшее сердце, яркий мотив неугомонных звуков, призыв к переменам, стимул идти вперёд и наслаждаться моментами мощной бури, поднимающейся в душе.

Идея

В стихотворении Тютчева два параллельных мира, реальный и идеальный, сосуществуют рядышком и находят отголоски друг друга в проявлении своей энергии. Сплетение этих начал порождают новую стихию.

Здесь очевидна идея — запечатлеть живую картину, звучащую в унисон с внутренним «я», его желаниями, его мечтами, порывами, стремлениями и душевным состоянием. Весенняя буря – это отражение переживаний и надежд лирического героя.

Он ждет перемен и радуется их вестнику – грому, изменяющему все вокруг.

Автор показал, что нерушимая связь природы и человека рождает мировую гармонию.

Весенний пейзаж предстаёт перед нашими глазами как нечто мимолетное, меняющееся каждое мгновение, но при этом он застыл на века, чтобы потомки могли видеть ту первую и пленительную тютчевскую грозу, способную всколыхнуть потаённые чувства, оживить в памяти юность, беззаботность, радость. Стихотворение заставляет задуматься о месте человека в этом громадном, бушующем и неподвластном мире.

Анализ стихотворения №3

Стихотворение «Поэт» одно из ярких произведений в творчестве М.Ю. Лермонтова, оно было написано в 1838 году. Относится оно к гражданской лирике, в нем описаны личные переживания и стремления автора, здесь он представлен как главный герой. Как гражданина, Лермонтова волновала судьба своей страны, ее будущее и ее отношение к своим подданным, что привыкли уповать на оплот и защиту со стороны Отчизны.

Основной составляющей данного поэтического текста является его особенное композиционное построение, что помогает принять ему глубокую смысловую нагрузку. Первая часть стихотворения посвящена кинжалу, его описанию и предназначению. Судьба этого, некогда славного орудия, трагична. Погибает его владелец, тогда сам кинжал видится автору заброшенным и ненужным, пока не попадает на стену, и становится обычным украшением.

Вторая часть произведения более понятна в свете описания участи кинжала. Она посвящена поэту и его дальнейшей роли в жизни общества. Сравнивая былую славу могучих слов поэта, автор показывает, что современный поэт утратил свое назначенье и силу.

Эпитеты, точно справляются со своей ролью передавать тягостное настроение, сравнимое со смертью. Поэт мертв не физически, а духовно, он уже не служит той возвышенной цели, которая у него первоначально была. Мечтая о возрождении роли поэта, Лермонтов для усиления своих чувств, использует ряд ярких эпитетов и точных сравнений. В конце автор задает вопросы, которые смело можно назвать риторическими, и это дает возможность понять всю тщетность его желаний. Еще один прием использует поэт для того, чтобы ясно выказать свою обеспокоенность обсуждаемой в стихотворении темой, это – горький пафос.

Легкость и плавность речи Лермонтова достигается тем, что он написал свое произведение взлетающим ритмом ямба с изящным вкраплением пиррихия.

В стихотворении «Ласточки» А.Н. Майкова говорится о родной природе, а

Анализ лирического стихотворения >>

В стихотворении «Ласточки» А.Н. Майкова говорится о родной природе, а точнее об осени. Стихотворение пронизано настроениями грусти, печали, раздражения. вызванные картинами увядающей природы. Стихотворение можно разделить на две части, так как здесь есть и теплое воспоминание о лете и ласточках. Образ ласточек, хлопочущих над гнездом, вызывает чувство радости и умиления. Звучание стихотворению придаёт плавный ритм. Длинные строки подчёркивают унылость и серость осени. Когда же речь идет о ласточках, мы словно слышим их веселое щебетание. Но ласточки улетели в дальние края, и настроение стихотворения вновь меняется. Это уже не только грусть, но и желание перемен, стремление вырваться от скуки осени. «О, если бы крылья и мне!»- восклицает лирический герой. Он мне представляется человеком уже немолодым. который устал от одинаковых серых дней в его жизни и разлюбил осень. Мне это стихотворение напомнило о холодных, дождливых осенних днях, когда уже ждешь скорого наступления зимы или же вспоминаешь о ярком лете…

Слайд 13 из презентации «Анализ лирического стихотворения»

Размеры: 720 х 540 пикселей, формат. jpg. Чтобы бесплатно скачать слайд для использования на уроке, щёлкните на изображении правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как. ». Скачать всю презентацию «Анализ лирического стихотворения.ppt» можно в zip-архиве размером 3614 КБ.

«Русский рок» — С 3 по 7 июня выступление на V Питерском рок-фестивале, где получил приз: «Надежда». О России… Что, снаружи все еще пусто, А внутри по-прежнему тесно? Ценил и берег русское слово… Рок-культура уже давно и прочно вошла в нашу жизнь. Выкатим кадушку капусты, Выпечем ватрушку без теста. «Бронзовый век» русской рок-поэзии.

«Анализ лирического стихотворения» — Виды лирических стихотворений. Лист золотой. Впечатления от прогулки. Природа. Начало осени. Ф.И. Тютчев. Стихотворение. Анализ лирического произведения. Нога шумит. Осинник желтый. Олицетворение. А.А.Фет. Мох не приподнят. Солнце раз еще взглянуло. Лес зелёный. Вихрем пыль летит с полей. А.Н. Майков.

«Оружие в поэме Беовульф» — Шлем из захоронения Вендель-14. Оружие и вооружение вендельской эпохи. Оружие и вооружение воина вендельской эпохи. Цель работы: Оружие и предметы культуры вендельской эпохи. Трубниковой Варвары ученицы 10 «А» класса средней школы №27. Англосаксонская поэма «Беовульф». Термин «вендельский период» был введен в обиход шведскими учеными.

«Хокку» — Анализ содержания хокку. Бонсай. Растение. Литература Японии. Композиция хокку. Редкостный свиток. Как же это, друзья. Японские танка. Бусон. Ханами. Танка. Культура Японии. Иссё. Сад камней. Демонстрационный материал к уроку. Лошадь. Хокку как основной жанр японской поэзии. Анализ формы хокку. Сакура.

«Стихи про демонов» — Я опущусь на дно морское, я полечу за облака. Памяти М.Врубеля. Два «Демона» Александра Блока. В пространстве синего эфира, один из ангелов святых. Иллюстрации Михаила Врубеля к поэме Михаила Лермонтова «Демон». Небывалый закат озолотил небывалые сине-лиловые горы. Демон. Несется конь быстрее лани, храпит и рвется, будто к брани.

«Любовь» — 1. Любовь как музыка без слов, Здесь громких фраз совсем не надо, Чтоб люди поняли любовь, Достаточно всего лишь взгляда. Спасать и братьев, и сестер, И крылья юности расправить.

Всего в теме «Стихи» 32 презентации

Анализ Стихотворения Лермонтова «Отделкой золотой блистает мой кинжал…»

Стихотворение «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кин­жал…») было написано М.Ю. Лермонтовым в 1838 году. В 1839 го­ду оно было напечатано в журнале «Отечественные записки». В этом произведении автор размышляет о состоянии русской поэзии послепушкинского периода. И в этом плане стихотворе­ние представляет собой литературную декларацию Лермонтова.

Произведение мы можем отнести к гражданской лирике. Ос­новная тема его — гражданская миссия поэта.

Стихотворение построено с помощью развернутого сравне­ния. Поэт сопоставляется у Лермонтова с кинжалом, некогда верно служившим своему владельцу, а затем ставшим бесполез­ной и бесславной игрушкой. Эта сопоставление лирического ге­роя с кинжалом мы уже встречали в стихотворении Лермонтова «Кинжал». Только в этом стихотворении это сопоставление име­ло позитивную окраску: герой обещал сохранить душевную твер­дость, подобно своему «светлому и холодному товарищу». В сти­хотворении «Поэт» это сопоставление имеет более пессимистич­ную окраску.

Композиционно мы можем выделить в произведении две части, каждая из которых выстроена на основе антитезы. В пер­вой части представлено описание славной воинской судьбы кинжала:

Наезднику в горах служил он много лет,

Не зная платы за услугу,

Не по одной груди провел он страшный след И не одну порвал кольчугу.

Теперь же верный спутник героя стал золотой игрушкой, бли­стающей на стене. Такова же, по мысли автора, и судьба поэта в современном мире:

В наш век изнеженный не так ли ты, поэт,

Свое утратил назначенье,

На злато променяв ту власть, которой свет Внимал в немом благоговенье?

Исследователи отмечали здесь перекличку тематики первой и второй частей: «Игрушкой золотой он блещет на стене» — «На злато променяв ту власть….»; «молясь между зарей» — «как фи­миам в часы молитвы». Все эти параллели способствуют как бо­лее образному сопоставлению двух частей стихотворения, так и более острой антитезе внутри каждой из них. Внутри второй части мы видим противопоставление роли поэта в прошлом и в настоящем времени. В прошлом поэт был носителем истины, глашатаем общенародных дум:

Твой стих, как божий дух, носился над толпой,

И отзвук мыслей благородных Звучал, как колокол на башне вечевой Во дни торжеств и бед народных.

Сама поэзия была приравнена к священнодействию: она была нужна людям, как «фимиам в часы молитвы». В современном же мире миссия поэта предстает сниженной, упрощенной и опош­ленной:

Но скучен нам простой и гордый твой язык,

Нас тешат блестки и обманы;

Как ветхая краса, наш ветхий мир привык Морщины прятать под румяны…

М.Ю. Лермонтов здесь сурово осуждает современную поэзию, превратившуюся в салонное развлечение. Обычная для роман­тизма антитеза «поэт и толпа» здесь уступает место противопо­ложному решению: поэт — учитель общества, выразитель на­родных дум, он находится в гармоническом единстве со своим народом (О. Миллер).

В финале стихотворения с кинжалом уже сравнивается не сам поэт, а поэзия. М.Ю. Лермонтов призывает современников к возрождению высокой роли искусства:

Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк!

Иль никогда, на голос мщенья,

Из золотых ножон не вырвешь свой клинок, Покрытый ржавчиной презренья.

Стихотворение написано с помощью чередования шести­стопного и четырехстопного ямба. Поэт использует различные средства художественной выразительности: эпитеты («таин­ственный закал», «в наш век изнеженный», «могучих слов»), сравнение («Он нужен был толпе, как чаша для пиров, Как фи­миам в часы молитвы»), метафору («Твой стих…носился над толпой»), риторическое восклицание и риторический вопрос (последняя строфа).

Стихотворение имеет программное значение для всего твор­чества поэта. Мы можем рассматривать его в контексте лиричес­ких размышлений М.Ю. Лермонтова о роли поэта в жизни об­щества — стихотворений «Смерть поэта», «Пророк», «Журналист, читатель и писатель».

Кратко

,В стихотворении «Поэт» М.Ю. Лермонтов рассматривает свою излюбленную тему поэзии как искусства и роли поэта в жизни общества. Неоднократное обращение к этому вопросу в творчестве Лермонтова показывает особую значимость проблемы.

Условно стихотворение делится на две части. Лермонтов проводит параллель между кинжалом и образом поэта. В первой части кинжал боевой и известен своими благодеяниями. Он звенел и разрывал кольчуги, противодействуя угрозе. Его золото и богатая резьба не имели значения, так как кинжал славился своими подвигами. Так и поэзия, по мнению Лермонтова, должна пробуждать умы и сердца людей, правдиво и бесхитростно отражать все исторические реалии, и бороться с несправедливостью. Все это – черты, присущие слову Лермонтова.

Вторая часть стихотворения отличается от первой иной эмоциональной окраской и стилистикой. Здесь описан кинжал после смерти его владельца. Он утратил свою доблесть и стал пустым украшением, висящим на стене – «бедный», и «заброшенный». Лермонтов сопоставляет этот образ с поэтами, которые в современный ему «век изнеженный» предпочли «блестки и обманы» за золото.

Очевидна горечь, которую испытывает Лермонтов из-за несбыточности мечты о возрождении истинной цели искусства. В финале стихотворения звучит призыв к пробуждению, противодействию и мести.

Зарубежная литература для чтения на лето, 9 класс

Дж. Байрон. «Паломничество Чайльд-Гарольда». «Манфред»

Лирика и баллады английских поэтов-романтиков (С. Колридж, У. Вордстворт, Дж. Китс, П.Б. Шелли, Р. Саути)

М. Шелли. «Франкенштейн»

Дж. Остин. «Гордость и предубеждение»

Э. Бронте. «Грозовой перевал»

Ш. Бронте. «Джейн Эйр».

О. де Бальзак. «Шагреневая кожа». «Отец Горио». «Гобсек»

А. де Мюссе. «Исповедь сына века»

П. Мериме. «Хроника времен Карла IX». «Кармен»

Стендаль. «Красное и черное»

М. Дрюон. «Проклятые короли»

В. Ирвинг. «Легенда о Сонной лощине»

Э.Л. Войнич. «Овод»

М. Твен. «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура».

А. Кристи. «Десять негритят». «Убийство Роджера Экройда». «Убийство в Восточном экспрессе». «Зеркало треснуло»

Р. Брэдбери. «451 градус по Фаренгейту». «Вино из одуванчиков». «Марсианские хроники».

Рифма, способы рифмовки

Использование поэтом четырехстопной ямбической рифмы придает стихотворению энергию и оптимизм, поскольку ямб является одной из самых заметных и главных фигур. Однако есть слова (‘magnificent’, ‘impatient’), которые нарушают регулярность ритма (pyrrhic)

Автор сознательно использует этот прием, чтобы привлечь внимание читателя и передать мысль, раскрывающую внутреннее состояние главного героя: легкую грусть, восторг, стремление к «сладкому берегу». Этот пример анализа стихотворения в литературе был бы неполным без наблюдения за построением рифмы

Согласные окончания первой, второй, четвертой и пятой строк каждой строфы образуют пары, а третья и шестая строки рифмуются друг с другом (циркумфлексная рифма). Рифмы делятся на женские и мужские в зависимости от слога, на который ставится ударение в последнем слове стихотворения. В «Зимнем утре» они чередуются, но преобладают женские рифмы, в которых ударение ставится на предпоследний слог. Преобладают женские, в которых доминирует предпоследний слог, что позволяет паузам соединяться с концом строк, придавая стихотворению соответствующий ритм. Только в четвертой строфе мы можем заметить паузу в стихотворении и дополнительную паузу, которая помогает нам понять смысл стихотворения.

Лучшие стихи для 9 класса

Название Писатель Тема
Из-за домов, из-за лесов Осип Мандельштам
Исполню дымчатый обряд Осип Мандельштам
Не мучнистой бабочкою белой Осип Мандельштам
СТРИЖКА ДЕТЕЙ Осип Мандельштам
От сырой простыни говорящая Осип Мандельштам
СКРИПАЧКА Осип Мандельштам
Я живу на важных огородах Осип Мандельштам
ЧЕРНОЗЕМ Осип Мандельштам
Он дирижировал кавказскими горами Осип Мандельштам
Ему кавказские кричали горы Осип Мандельштам
Когда душе и торопкой и робкой Осип Мандельштам
Голубые глаза и горячая лобная кость… Осип Мандельштам
Квартира тиха как бумага Осип Мандельштам
АРИОСТ Осип Мандельштам
К НЕМЕЦКОЙ РЕЧИ Осип Мандельштам
СТИХИ О РУССКОЙ ПОЭЗИИ Осип Мандельштам
Дайте Тютчеву стрекозу Осип Мандельштам
ИМПРЕССИОНИЗМ Осип Мандельштам
НОВЕЛЛИНО Осип Мандельштам
Когда в далекую Корею Осип Мандельштам
ЛАМАРК Осип Мандельштам
О, как мы любим лицемерить Осип Мандельштам
Как народная громада Осип Мандельштам
ФАЭТОНЩИК Осип Мандельштам
Сегодня можно снять декалькомани Осип Мандельштам
Еще далеко мне до патриарха Осип Мандельштам
ПОЛНОЧЬ В МОСКВЕ Осип Мандельштам
Я с дымящей лучиной вхожу Осип Мандельштам
Нет, не спрятаться мне от великой муры Осип Мандельштам
Ночь на дворе. Барская лжа Осип Мандельштам
После полуночи сердце ворует Осип Мандельштам
Мы с тобой на кухне посидим Осип Мандельштам
И по-звериному воет людьё Осип Мандельштам
Дикая кошка — армянская речь Осип Мандельштам
На полицейской бумаге верже Осип Мандельштам
Колючая речь араратской долины Осип Мандельштам
Не говори никому Осип Мандельштам
Как люб мне натугой живущий Осип Мандельштам
Заблудился я в небе — что делать Осип Мандельштам
ТАЙНАЯ ВЕЧЕРЯ Осип Мандельштам
На доске малиновой, червонной Осип Мандельштам
Я видел озеро, стоящее отвесно Осип Мандельштам
Я прошу, как жалости и милости Осип Мандельштам
СТИХИ О НЕИЗВЕСТНОМ СОЛДАТЕ Осип Мандельштам
Я в львиный ров и в крепость погружен Осип Мандельштам
Как дерево и медь — Фаворского полет Осип Мандельштам
Пою, когда гортань сыра, душа — суха Осип Мандельштам
Еще он помнит башмаков износ Осип Мандельштам
Обороняет сон мою донскую сонь Осип Мандельштам
Куда мне деться в этом январе Осип Мандельштам
Если б меня наши враги взяли Осип Мандельштам
Средь народного шума и спеха Осип Мандельштам
Люблю морозное дыханье Осип Мандельштам
Слышу, слышу ранний лед Осип Мандельштам
Я нынче в паутине световой Осип Мандельштам
Не сравнивай: живущий несравним Осип Мандельштам
Что делать нам с убитостью равнин Осип Мандельштам
О, этот медленный, одышливый простор! Осип Мандельштам
В лицо морозу я гляжу один Осип Мандельштам
Еще не умер я, еще я не один Осип Мандельштам
Влез бесенок в мокрой шёрстке Осип Мандельштам
Дрожжи мира дорогие Осип Мандельштам
Я около Кольцова Осип Мандельштам
Клейкой клятвой пахнут почки Осип Мандельштам
Я к губам подношу эту зелень Осип Мандельштам
Как по улицам Киева—Вия Осип Мандельштам
Флейты греческой тэта и йота Осип Мандельштам
Гончарами велик остров синий Осип Мандельштам
О, как же я хочу Осип Мандельштам
КУВШИН Осип Мандельштам
Чтоб, приятель и ветра и капел Осип Мандельштам
Может быть, это точка безумия Осип Мандельштам
Улыбнись, ягненок гневный, с рафаэлева холста Осип Мандельштам
Твой зрачок в небесной корке Осип Мандельштам
Оттого все неудачи Осип Мандельштам
Как подарок запоздалый Осип Мандельштам
Вехи дальнего обоза Осип Мандельштам
Эта область в темноводье Осип Мандельштам
Сосновой рощицы закон Осип Мандельштам
Пластинкой тоненькой жиллета Осип Мандельштам
Внутри горы бездействует кумир Осип Мандельштам
Когда щегол в воздушной сдобе Осип Мандельштам
Мой щегол, я голову закину Осип Мандельштам
Детский рот жует свою мякину Осип Мандельштам
Морская тишь Йозеф фон Эйхендорф
Ночной разговор Йозеф фон Эйхендорф
Лесная дева Йозеф фон Эйхендорф
Лунная ночь Йозеф фон Эйхендорф
Возвращение Йозеф фон Эйхендорф
Солдат Йозеф фон Эйхендорф

В стихах для 9-10 класса чётко прослеживается тема войны и патриотизма. Это пронзительная поэзия о героизме и трагедии, о красоте родных краёв и простых людях. Среди признанных классиков, в программе стихов для 9 класса появляется и Марина Цветаева, произведения которой, без сомнения, знает каждый. Нельзя не отметить и поэзию Валерия Брюсова, пронизанную оптимизмом, символизмом, блестящими эпитетами.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
ГДЗ 8 класс
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: