Анализ стихотворения Жуковского «Весны приход»
Стихотворения передает отношение поэта к родному краю.
Русские поэты обращаются в своих лирических произведениях к теме природы, описывая различные времена года, прекрасные пейзажи России, создавая природные зарисовки. Не является исключением и В.А. Жуковский, поэт, который, создавая поэтические произведения, описывает и состояние лирического героя на лоне природы.
В стихотворении поэта «Приход весны» передано особое воодушевление лирического героя, настроение тихой радости от сознания того, что наступила весна, время года, когда в природе все заново рождается, оживает.
Приход весны ассоциируется у лирика с зеленой нивой, лепетом рощи, говором первого жаворонка, теплым дождем. Представленная перед читателем поэтическая картина проста и великолепна:
Зелень нивы, рощи лепет,
В небе жаворонка трепет,
Теплый дождь, сверканье вод…
Используемые олицетворения «рощи лепет», «жаворонка трепет», «сверканье вод» передают звуки весны. Приходит на смену зиме весна, просыпается природа и вместе с ней оживает душа лирического героя. В лирическом стихотворении создается атмосфера безмятежной красоты, разлитой в природе. Риторические вопросы в финальной части произведения придают глубину художественным образам:
Вас назвавши, что прибавить?
Чем иным тебя прославить,
Жизнь души, весны приход?
Стихотворение написано четырехстопным хореем, благодаря которому передается веселый настрой лирического героя.
Поэтическое произведение В.А. Жуковского «Приход весны» передает отношение поэта к неброской, простой, но одухотворенной русской природе.
Приход весны воспевали многие поэты до В.А. Жуковского и после него, и поэт это прекрасно понимает, судя по тем риторическим вопросам, которые он задает не столько себе, сколько самой весне, природе, жизни. Вопрос этот прозвучит в конце стихотворения, правда, оно состоит всего из шести строчек, и вопрос-финал занимает третью часть всего произведения.
Весна природы, как и весна жизни человека, – всегда актуальная тема. Кто-то может посчитать очередное обращение к ней банальным, пошлым, но через какое-то время сам невольно остановится, чтобы полюбоваться распустившейся листвой, первой бабочкой, насладиться запахами.
Каждый в весне выберет свое, близкое только ему. Жуковский выбрал цвет поля, звуки рощи, песню птицы, теплоту дождя и отражение солнца в воде. Много это или мало? Можно ли передать столь скудными средствами красоту пробуждающей природы?
Зелень нивы говорит нам о красоте и просторе русских полей и о том, что осенью с этого поля соберут урожай. Зеленый цвет будет сопровождать любую весеннюю картину, как многоцветье – летнюю, желто-красные цвета – осеннюю, а бело-серые – зимнюю. Лепет рощи… Слышали ли вы, как шумят деревья, когда листьев на них еще почти нет. Наверное, этот звук можно сравнить с лепетом маленького, еще не окрепшего ребенка. Возникает желание обнять, приласкать, погладить и эту многообещающую в будущем ниву, и эту беззащитную пока рощу. Вместе с поэтом мы поднимаем глаза от земли («зелень нивы») все выше («рощи лепет»), к небу («в небе жаворонка трепет»). Что хотел передать Жуковский словом «трепет»? Полет маленькой птички, ее пение, ее радость от прихода весны? В сочетании с первым весенним дождем и искрящейся под солнцем водой талых снегов, первых луж, озер и рек, проснувшихся после весны трепет жаворонка становится трепетом человека, жадно впитывающего в себя весенние звуки, запахи и ощущения. И нужно ли, действительно, что-то еще добавлять к уже описанному, названному? Человеку чувствующему – достаточно.
Поэт сравнивает весну с жизнью души, которая, как известно, бессмертна, как бессмертна природа, которая возрождается каждую весну, просыпается после долгой зимней спячки.
Чем иным тебя прославить,
Жизнь души, весны приход?
В. А. Жуковский, «Приход весны». Анализ стихотворения
Василий Андреевич Жуковский, современник А. С. Пушкина, вошел в историю литературы как переводчик и писатель-сентименталист. Его же исследователи и поклонники русской литературы называют основателем русского романтизма. Творчество этого писателя невозможно понять без знания его характера. В. А. Жуковский был чувствительным, мечтательным, любящим природу человеком.
По своему творчеству В. Жуковский близок к школе сентиментализма Карамзина. Он переводил элегии, баллады любимых писателей – Новалиса, Шлегеля. Его творчество отличается чувственностью, порой загадочностью и таинственной мрачностью (например, баллада «Светлана»). Чаще всего В. А. Жуковский старался изображать людей, которых не удовлетворяет окружающая действительность и которые черпают вдохновение и жизненные силы в красоте природы и человеческих чувств.
У поэта есть немало стихов, посвященных природе и временам года. Одно из самых примечательных стихотворений, которое написал В. Жуковский, – «Приход весны». Проведем его подробный анализ.
В. А. Жуковский «Приход весны». Творческая история стихотворения
Стихотворение Жуковского «Приход весны» состоит всего из 6 строчек. Оно было написано в 1831 году. Стихотворение увидело свет не сразу, впервые оно было опубликовано спустя 40 лет после написания в журнале «Русский архив». Там публиковались статьи и произведения из области истории и литературы.
Одним из лучших переводчиков 18-го века был Жуковский. «Приход весны» стал вольным переводом небольшого немецкого стихотворения. Его написал Людвиг Уланд. Сейчас нам эта фамилия может показаться неизвестной, но в 18-м веке в России данный поэт был популярен. К творчеству Уланда русские писатели, такие как Тютчев, Фет, обращались не раз. «Приход весны» Жуковский выделял из своего творчества, и этот перевод строчек Л. Уланда не единственное обращение поэта к данному автору. «Сон», «Песня бедняка», «Счастие во сне» — эти стихи написаны по мотивам строчек Уланда.
Итак, теперь обратимся к самому тексту стихотворения «Приход весны» (Жуковский).
Анализ стихотворения
В. А. Жуковский написал произведение таким образом, что его можно условно разделить на 3 части. Первая часть посвящена первым признакам приходящей весны. Зеленые нивы, шепот рощи, прилет жаворонка, теплый дождь — все это буквально погружает читателя в свежую весеннюю атмосферу. Именно таким и должен быть настоящий приход весны. Жуковский точно подмечает каждую особенность пробуждения природы.
Вторая часть – необычное объяснение лаконичности, с которой описывает природу Жуковский. «Приход весны», возможно, с точки зрения читателя, можно было описать более масштабно. «Что прибавить?» — говорит в свое оправдание поэт.
В третьей части В. А. Жуковский называет приход весны «жизнью души»
Стоит обратить на эту метафору особое внимание: именно такие сравнения, сопоставления природных явлений и внутреннего состояния человека были популярны в поэзии писателей 19-го века
Литературоведческий анализ стихотворения
Довольно интересный феномен представляет собой для литературоведов стихотворение «Приход весны». Жуковский всегда писал стихи, которые отличались особым ритмом и мелодичностью. Рифма довольно интересная: рифмуются сначала первые две строки, а затем 3-я и 6-я, 4-я и 5-я. Преобладает женская рифма с ударением на предпоследний слог каждой строки, лишь 3-ю и 6-ю строки можно отнести к мужской рифме.
Жуковский приход весны описывает хореем четырехстопным. Это очень легко увидеть. Если проставить ударения на словах, то видно, что ударный слог чередуется с безударным.
Основная идея и тема стихотворения
Теперь можно подвести итоги анализа стихотворения «Приход весны». Жуковский хотел передать основные чувства и эмоции, которые возникают у героя, который смотрит на пробуждение природы. В этом заключается идея стихотворения.
Можно проследить в стихотворении и тему Родины, ведь описывается именно природа, которая свойственна России. Раскрывается именно тема красоты родной природы: жаворонки, нивы, рощи. У автора все это вызывает неописуемый восторг.
Таким образом, в небольшом произведении «Приход весны» Жуковский смог осветить сразу несколько тем.
Стихотворения, описывающие природу, – это внушительная часть творчества В. А. Жуковского, дошедшая до нашего времени.
Использование метафор и образов
В балладе Жуковского «Светлана» играют важную роль метафоры и образы. Автор умело использует эти литературные приемы для передачи своих мыслей и эмоций.
Например, в начале баллады Жуковский описывает бурю и ее влияние на жизнь героини. Он говорит о «тихой небесной заре», которая символизирует спокойствие и безопасность. Это образ показывает, что Светлана живет счастливой и безмятежной жизнью до прихода своего избранного. Затем баллада охватывает вихрь страстей и бедствий, и Жуковский использует метафорическое изображение «красные грозы и полмрак» для описания опасностей, которые подстерегают Светлану.
Другой яркий образ, используемый в балладе, — «черный монах». Этот образ символизирует зло и мрачность, которые гонятся за Светланой и не дают ей покоя. Метафора «черный монах» отражает душевные муки героини, ее страх и отчаяние.
Жуковский мастерски использует метафоры и образы для создания атмосферы таинственности и мистики, а также для передачи эмоций своих персонажей. Они помогают нам более полно погрузиться в мир баллады и понять ее глубокий смысл.
Психологическая функция сна в лирике Жуковского
Александр Сергеевич Жуковский, выдающийся русский поэт и переводчик, активно использовал мотив сна в своих произведениях, особенно в лирической поэзии. Он осознавал значимость сна для психологической функции подсознания и включал его в свои стихотворения с целью показать внутренний мир человека и его эмоциональное состояние.
В работах Жуковского сон рассматривается как своего рода отражение душевных переживаний, как средство проникновения в глубину человеческой души. Он умел использовать сон в своих стихах для передачи комплексных эмоций и состояний, которые не всегда могут быть выражены языком.
Сновидения в лирике Жуковского могут иметь различные символические значения и аллегорические интерпретации. Они помогают читателю войти в мир внутренних переживаний поэта и почувствовать глубину его эмоционального состояния.
Особое внимание в лирике Жуковского уделяется теме самопознания через сон. Писатель считал, что сон является неким мостом между сознанием и подсознанием, поэтому он использует его, чтобы проникнуть в свои внутренние миры и исследовать свои эмоциональные глубины
Важно отметить, что аллегории и символика снов в романах Жуковского имеют большое значение для понимания сюжета и глубинного смысла произведений. Они помогают читателю интерпретировать истинное значение произведения и открывают дополнительные слои смысла
Например, в романе «Людмила» сонные мотивы играют ключевую роль в раскрытии психологического состояния героев и помогают читателю лучше понять их поведение и мотивацию. Сны в этом романе служат не только элементом декорации, но и являются инструментом для изображения внутреннего мира персонажей.
Воссоздание внутреннего мира
Сон играет важную роль в произведениях Жуковского, так как позволяет ему воссоздать внутренний мир своих героев и раскрыть их эмоциональное состояние. Через сон автор передает читателю глубину переживаний и тайные желания героев, которые они не могут выразить в реальной жизни.
Сон как бы открывает окно в подсознание персонажей и позволяет нам увидеть их скрытые мысли и чувства. Внутренний мир героев романов и стихотворений Жуковского раскрывается перед читателем, как будто мы проникаем в их собственные сны и видим все, что происходит внутри них.
Часто сны Жуковского имеют символическую функцию, позволяя раскрыть глубинный смысл произведений. В них могут присутствовать различные аллегории и образы, которые помогают автору передать свою мысль и идею. Это создает особую атмосферу и делает чтение его произведений более увлекательным и интересным.
Сон как путь к самопознанию
Сон может представлять собой путь к осознанию и пониманию собственного внутреннего мира. Во снах Жуковский часто погружается в глубины своего подсознания, где раскрываются его тайные желания, страхи и амбиции. Через сон поэт получает возможность изучить и понять себя лучше, проанализировать свои эмоции и мотивы своих действий.
Автор использует символику и аллегории в описании снов, чтобы подчеркнуть их глубинное значение и образность. В снах герои встречаются с различными символами, которые отражают их внутренний мир и передают определенные эмоциональные состояния. Сон становится своего рода картиной, которая помогает героям и читателям понять глубинный смысл происходящего.
Таким образом, сон в произведениях Жуковского играет важную роль в процессе самопознания героев. Он не только помогает им понять свои чувства и мотивы, но и даёт возможность преодолеть трудности и найти новые пути решения. Сны в произведениях Жуковского имеют глубокую символическую и аллегорическую значимость, которая помогает разгадать тайны и загадки героев и событий.
Видео:Поэзия Василия Андреевича Жуковского | Русская литература 9 класс #9 | ИнфоурокСкачать
История создания
В начале творческого пути Василий Андреевич Жуковский во многом подражал английским и немецким поэтам. Он искренне считал, что отечественным писателям есть чему поучиться у западных коллег, и не стеснялся перенимать у них опыт
Однако в своих работах Жуковский всегда брал во внимание особенности русского менталитета. В результате даже переделанные произведения отличались удивительной самобытностью и мало походили на первоисточники
Одним из примеров подобного подражания стала баллада «Светлана», в основе которой лежит произведение известного немецкого поэта Бюргера «Ленора». Переложив первоисточник на свой манер, в 1812 году Жуковский подарил русским читателям прекрасную балладу, открывающую двери в мир сказок, мистики, легенд и преданий.
Невольно встает вопрос, кому посвящено столь мистическое и загадочное произведение, написанное Жуковским с большой любовью? Свою балладу Василий Андреевич посвятил родной племяннице и крестнице А. Протасовой. Это был своеобразный свадебный подарок девушке, которая выходила замуж за лучшего друга поэта, А. Воейкова.
Роль сна в стихотворении
В стихотворении Светланы Жуковского «Откровения о роли сна в балладе» сон играет ключевую роль
Автор подчеркивает важность сна как средства коммуникации между мирами, отражения человеческих эмоций и мыслей
Жуковский в своей балладе исследует тему сна, раскрывая его не только как биологическую потребность, но и как способ объединения миров. Сон становится переходом между реальностью и миром фантазий, где возможны самые невероятные события и переживания.
В стихотворении Жуковский использует сон, чтобы передать эмоциональное состояние героев, их внутренние конфликты и желания. Он обращается к символическим элементам сна, таким как сны о прошлом, будущем или сны, которые передают предчувствия чего-то страшного или хорошего.
Сон в балладе Жуковского также является способом передачи повествования и создания атмосферы. Он помогает читателю окунуться в мир героев, почувствовать их состояние и пережить с ними их приключения.
Таким образом, сон в стихотворении Светланы Жуковского играет важную роль, являясь средством передачи эмоционального состояния героев, символом перехода между мирами и способом создания атмосферы. Откровения о роли сна в балладе подчеркивают его значимость и силу в поэзии Жуковского.
Отражение внутреннего мира
В балладе Светланы Жуковского сон играет важную роль. Он становится средством отражения внутреннего мира героев. С помощью сна автор передает читателям идеи, эмоции и настроение персонажей.
Своеобразность использования сна в балладе проявляется в его символическом значении. Сон может быть метафорой для различных состояний и переживаний. Он может отражать мечты, желания, страхи или предчувствия героев.
Сон | Услышал с ним мрачный разговор. |
Свежесть ночных огней. | Cердце позволяет глядеть в нее. |
Девушка уж пялилась, пела | Байку полудремлющей дочери |
Все эти описания сна помогают читателю вникнуть в состояние и эмоции героев. Они добавляют глубину и нюансы восприятию баллады. Сон является мостом между внешними событиями и внутренними переживаниями, позволяя героям выразить свои скрытые эмоции.
Таким образом, сон в балладе Светланы Жуковского становится важным средством отражения внутреннего мира героев. Он позволяет передать идеи, эмоции и состояние персонажей, добавляя глубину и интерес к произведению.
Символизм и сюжетная линия
В «Светлане» сон играет важную роль в сюжетной линии. Он служит своего рода проводником между реальностью и миром мечты, где происходят волшебные события. Сон Светланы становится своего рода инициацией, переводящей ее в параллельный мир, где возможно воплотить все ее тайные желания и мечты.
Очарованная миром сна, Светлана погружается в новую реальность, где она встречает загадочного рыцаря. В этом сне происходит их встреча и возникновение взаимной страсти, которая затем влияет на сюжетные повороты и эмоциональное развитие героев.
Сон в «Светлане» символизирует не только свободу и возможность побега из реальности, но и отражает внутреннюю жизнь героев, их тайные желания и страсти. В своем произведении Жуковский исследует влияние сна на развитие психологический портретов героев и создает атмосферу загадочности и непредсказуемости.
Таким образом, роль сна в балладе «Светлана» Жуковского незначительна только как сюжетная деталь, но и как символический элемент, отражающий внутренний мир и эмоциональное состояние героев.
🎥 Видео
7 видов сновидений, раскрывающих тайны вашего бессознательногоСкачать
Светлана. Василий ЖуковскийСкачать
Краткий пересказ В.Жуковский «Светлана»Скачать
Романтизм. Творчество В. А. Жуковского. Урок 5. Литература 9 классСкачать
Литература 9 класс (Урок№9 — Романтическая лирика начала XIX века. В.А.Жуковский. Баллада«Светлана»)Скачать
Романтическая лирика начала XIX века. В. А. Жуковский. Очерк жизни и творчества. Баллада «Светлана»Скачать
СТРАШНЫЕ БАЛЛАДЫ ЖУКОВСКОГО Скачать
Эти сны предвещают беды и неприятности. Значение снов.Скачать
Биография В.А. ЖуковскогоСкачать
Сон — важнейший фактор восстановления и формирования памятиСкачать
Литература 9 класс. В А. Жуковский. «Светлана»Скачать
В. Жуковский «Светлана»Скачать
В. А. Жуковский: детство и начало творчества. Сказка «Спящая царевна». Герои литературной сказкиСкачать
Психология сновидений и Карл Юнг: Послания от бессознательногоСкачать
Жуковский — I. 1783 — 1815Скачать
Светлана. Краткое содержаниеСкачать
Василий Жуковский. «Светлана» / Библейский сюжет / Телеканал КультураСкачать
Природа весной в стихах В. Жуковского: анализ стихотворения «Приход весны»
Анализ стихотворения «Приход весны»
Весенняя природа вдохновляла многих талантливых поэтов, в том числе и В. А. Жуковского, который посвятил этому чудесному явлению стихотворение с символичным названием “Приход весны”.
В своем творении, поэт не только передает восхищение чудесными мгновениями весенней поры, всего в нескольких строчках он показывает бесконечную красоту и блаженство, дарованную нам природой.
Стихотворение раскрывает сразу несколько актуальных тем — весна природ и весна жизни человека. И несмотря на кажущуюся банальность такого обращения, каждый попадает под влияние расцветающего сезона, порой любуясь его красотой время от времени.
Сталкиваясь с весенней порой мы всегда выбираем что-то свое, близкое по душе. Взор автора пал на цвет поля, песню птицы, прелесть дождя, игру солнечных лучшей, отражающихся от воды. Столь скромный набор не сможет описать всю красоту пробуждающей природы, но останется хорошим основанием для развития собственных представлений.
И в то же время, каждое слово передает нам глубокое понимание о непостижимом великолепии весны. Зелень нивы говорит о красоте и широких просторах русских полей, перед грядущим сбором урожая. Этот цвет всегда сопровождается весенние картины, отражает их естество. Лепет рощи, чудесный, чуть слышный звук, успокаивающий любого, кто пожелает к нему прислушаться. Упоминая трепет жаворонка, Жуковский устремляет взор читателя ввысь, показывая радостную песнь маленькой птички. По мнению поэта, весна, подобна жизни бессмертной составляющей человека — души. Так же бессмертна природа, возрождающая каждую весну после долгой зимней спячки. Глубокий смысл стихотворению придает всего несколько риторических вопросов, тактично поставленных автором.
Читая это стихотворение, каждый вольно или невольно задается этими вопросами, не стремясь услышать ответ
Важно лишь то, какие ощущения они взывают, как читатель их видит внутри себя. Таким образом В
А. Жуковский открывает путь к познанию одной из сторон личности, через лицезрение природы.
Другие стихи Василия Жуковского:
Моя богиня
Какую бессмертнуюВенчать предпочтительноПред всеми богинямиОлимпа надзвездного?
Голос с того света
Не узнавай, куда я путь склонила,В какой предел из мира перешла…О друг, я все земное совершила;Я на земле любила и жила.
Смерть
То сказано глупцом и признано глупцами,Что будто смерть для нас творит ужасным……Пока на свете мы, она еще не с нами;Когда ж пришла она, то нас на свете нет!
Мотылек и цветы
Поляны мирной украшение,Благоуханные цветы,Минутное изображениеЗемной, минутной красоты;
Герой
1
На лоне облаков румяныхЯвилась скромная заря;
Славянка
Славянка тихая, сколь ток приятен твой,Когда, в осенний день, в твои глядятся водыХолмы, одетые последнею красой Полуотцветшия природы.
Море
ЭлегияБезмолвное море, лазурное море,Стою очарован над бездной твоей.Ты живо; ты дышишь; смятенной любовью,
Гаральд
Перед дружиной на коне Гаральд, боец седой,При свете полныя луны Въезжает в лес густой.
Сельское кладбище
Элегия (Второй перевод из Грея)Уже бледнеет день, скрываясь за горою;Шумящие стада толпятся над рекой;