Осеева Заячья шапка читательский дневник краткое содержание главные герои и главная мысль

«Заячьи лапы» очень краткое содержание

Дед был на охоте и увидел зайца. Стрелять не удалось, пуля промахнулась. В это же время горел лес. Дедушка побежал за кроликом и сумел убежать. Но бедняжка пострадала — у нее обгорели лапы и живот.

Внук деда, Ваня, хотел спасти зайца, пошел к ветеринару в деревню, но лечить отказался. Доводы, что это особый заяц, не сработали. Мальчику было очень грустно. Однако бабушка Анисья вселила надежду, посоветовав найти в городе Карла Петровича. Это было сделано с трудом. Недовольный фармацевт назвал адрес.

Карл Петрович оказался стариком, который всю жизнь лечил детей. Дедушка уговорил его взяться за зайца. Доктор вылечил животное. Эту историю даже опубликовали в газете в Москве. Дедушке предлагали продать зайца, но он наотрез отказался, считая его другом. Подобное ухо зайца напоминает о спасении.

Заключение:

Сказка побуждает ценить благородные поступки. Дедушка никогда не забывал, что сделал для него заяц. Он был готов слишком много, чтобы вылечить животное. Не принимайте помощь других как должное. Кроме того, вы должны отвечать взаимностью и проявлять искреннюю любовь и заботу.

Уроки морали Валентины Осеевой

Пожалуй, с таких важных старичков следует брать пример, они учат добру и правде. Уважительным обращением можно получить больше, чем грубыми криками. При располагающем приветствии всегда положительный отзыв.

Вежливость — это великая вещь. Бывает, что волшебную фразу, произнесённую полушёпотом, воспримут лучше, чем шумный крик и ругань. Каждый должен принять для себя в обязанность быть вежливым по отношению к окружающим, а особенно с родственниками и друзьями. Можно отметить по краткому содержанию в читательском дневнике, что в «Сыновьях» В

Осеевой главная мысль такая же — это важность заботы о родителях

Этот рассказ о матерях и их детях. Три женщины беседовали у колодца, набирая воду, о своих сыновьях. Две хвалились, только третья скромно промолчала. Затем их встретили эти мальчишки. Только сын скромницы помог матери с ведром воды. Им все залюбовались.

Произведения Осеевой «Кочерыжка» и «Волшебная иголочка» — это также истории о преодолении детьми преград, о победе над порой кажущимися неразрешимыми трудностями.

Рассказы писательницы любят и читают:

  • «Бабка»;
  • «Долг»;
  • «Синие листья»;
  • «Хорошее»;
  • «Время» и многие другие.

Советская писательница Валентина Осеева родом из Киева. В детстве мечтала стать актрисой, но, повзрослев, однажды случайно оказалась в рабочей коммуне для бездомных и осиротевших детей. Там стало ясно, что её предназначение и план на будущее — растить и обучать подрастающее поколение. Она более шестнадцати лет проработала с сиротами и малолетними преступниками.

Главные темы в работах писательницы:

  • честность;
  • патриотизм;
  • добро;
  • порядочность;
  • любовь к человеку.

В свободное время женщина писала детские сказки, сценарии для пьес, также по ним ставила театральные постановки вместе со своими воспитанниками. Литературные труды Валентины Овсеевой о ребятах и для ребят, которые поднимают вопросы о хорошем и о плохом, учат терпимости к человеку и справедливости.

Что случилось с героями дальше? Чем похож этот эпизод на народную сказку «У страха глаза велики»? К кому из героев можно применить эту поговорку?

С перепуга Заяц был не в силах управлять собой.

Он так спешил спастись, что своим поведением испугал самого Волка.

А его друзья, товарищи и просто слушатели решили, что Заяц целенаправленно прогнал страшного зверя.

Они начали благодарить храбреца за спасение и поверили в его сказанную речь.

Это подбодрило хвастунишку, и он понял, что всё не так уж и страшно.

Это произведение схоже с указанной сказкой тем, что герои преувеличивали происходящее.

Из-за этого у них возникал большой страх, который мешал им спокойно жить.

В случае с народной сказкой, источник страха вообще не представлял собой опасности.

А в случае с произведением Дмитрия Наркисовича – сначала зайчишка накручивал себе страхи, а затем действительно встретился с опасностью, которая угрожает жизни.

Но его реакция была настолько сильной, что он скорее умер бы не от хищника, а от разрыва сердца.

Такая поговорка характеризует поведение каждого героя этого произведения, в том числе Зайца.

Все они жутко боялись зверя, который в итоге и сам оказался не очень смелым.

Хотя их можно понять, ведь волк действительно, как правило, является для них смертельной опасностью.

Волшебное слово

В. Осеева

Маленький старичок с длинной седой бородой сидел на скамейке и зонтиком чертил что-то на песке.

— Подвиньтесь, — сказал ему Павлик и присел на край.

Старик подвинулся и, взглянув на красное, сердитое лицо мальчика, сказал:

— С тобой что-то случилось?

— Ну и ладно! А вам-то что? — покосился на него Павлик.

— Мне ничего. А вот ты сейчас кричал, плакал, ссорился с кем-то…

— Ещё бы! — сердито буркнул мальчик. — Я скоро совсем убегу из дому.

— Убежишь?

— Убегу! Из-за одной Ленки убегу — Павлик сжал кулаки — Я ей сейчас чуть не поддал хорошенько! Ни одной краски не даёт! А у самой сколько!

— Не даёт? Ну, из-за этого убегать не стоит.

— Не только из-за этого. Бабушка за одну морковку из кухни меня прогнала… прямо тряпкой, тряпкой…

Павлик засопел от обиды.

— Пустяки! — сказал старик.— Один поругает, другой пожалеет.

— Никто меня не жалеет! — крикнул Павлик. — Брат на лодке едет кататься, а меня не берёт. Я ему говорю: «Возьми лучше, всё равно я от тебя не отстану, вёсла утащу, сам в лодку залезу!»

Павлик стукнул кулаком по скамейке. И вдруг замолчал.

— Что же, не берет тебя брат?

— А почему вы всё спрашиваете?

Старик разгладил длинную бороду.

— Я хочу тебе помочь. Есть такое волшебное слово…

Павлик раскрыл рот

— Я скажу тебе это слово. Но помни: говорить его надо тихим голосом, глядя прямо в глаза тому, с кем говоришь…

— А какое слово?

Старик наклонился к самому уху мальчика. Мягкая борода его коснулась Павликовой щеки Он прошептал что-то и громко добавил:

— Это волшебное слово. Но не забудь, как нужно говорить его.

— Я попробую, — усмехнулся Павлик, — я сейчас же попробую. — Он вскочил и побежал домой.

Лена сидела за столом и рисовала. Краски — зелёные, синие, красные — лежали перед ней Увидев Павлика, она сейчас же сгребла их в кучу и накрыла рукой.

«Обманул старик! — с досадой подумал мальчик. — Разве такая поймет волшебное слово!»

Павлик боком подошёл к сестре и потянул её за рукав. Сестра оглянулась. Тогда, глядя ей в глаза, тихим голосом мальчик сказал: — Лена, дай мне одну краску. . пожалуйста…

Лена широко раскрыла глаза. Пальиц её разжались, и, снимая руку со стола она смущённо пробормотала:

— Какую тебе?

— Мне синюю. — робко сказал Павлик.

Он взял краску, подержал её в руках походил с нею по комнате и отдал сестре. Ему не нужна была краска. Он думал теперь только о волшебном слове.

«Пойду к бабушке. Она как раз стряпает. Прогонит или нет?»

Павлик отворил дверь в кухню. Старушка снимала с противня горячие пирожки.

Внук подбежал к ней, обеими рукам повернул к себе красное морщинистое лицо, заглянул в глаза и прошептал:

— Дай мне кусочек пирожка… пожалуйста.

Бабушка выпрямилась. Волшебное слово так и засияло в каждой морщинке, глазах, в улыбке…

— Горяченького… горяченького 3axoтел голубчик мой! — приговаривала она, выбирая самый лучший, румяный пирожок.

Павлик подпрыгнул от радости и расцеловал ее в обе щёки.

«Волшебник! Волшебник!» — повторял он про себя, вспоминая старика.

За обедом Павлик сидел притихший и прислушивался к каждому слову брата. Когда брат сказал, что поедет кататься на лодке, Павлик положил руку на его плечо и тихо попросил:

— Возьми меня, пожалуйста.

За столом сразу все замолчали. Брат поднял брови и усмехнулся.

— Возьми его, — вдруг сказала сестра — Что тебе стоит.

— Ну, отчего же не взять? — улыбнулась бабушка. — Конечно, возьми.

— Пожалуйста, — повторил Павлик.

Брат громко засмеялся, потрепал мальчика по плечу, взъерошил ему волосы:

— Эх ты, путешественник! Ну ладно, собирайся!

«Помогло! Опять помогло!»

Павлик выскочил из-за стола и побежал на улицу. Но в сквере уже не было старика. Скамейка была пуста, и только на песке остались начерченные зонтиком непонятные знаки.

Проверяем свои знания

  1. Может ли быть слово волшебным? Каи ты это понимаешь? Как отвечает на этот вопрос В. Осеева?

  2. Можно ли назвать старика из этой сказки магом, чародеем, волшебником, колдуном? Какое слово ты выберешь?

  3. Расскажи, как вел себя Павлик при встрече со стариком. Обрати вниманий на слова сердитое лицо, сердито буркнул, сжал кулаки, крикнул, стукнул кулаком по скамейке. О чем говорят эти слова?

  4. Проследи, как менялось поведение Павлика после того, как он узнал волшебное слово.

  5. Отметь слова и выражения, которые помогают представить удивление родных Павлика, когда они почувствовали его доброе отношение к ним.

  6. Обсудите с другом, какую силу имеют волшебные слова.

  7. Составь план рассказа. Запиши его в «Рабочую тетрадь».

  8. Перескажи текст от лица Павлика.

«Заячьи лапы» читательский дневник (анализ)

Автор — Константин Паустовский

«Заячьи лапы» главные герои и их характеристика

  • Ваня Малявин — добрый и симпатичный мальчик, который отвез зайца к ветеринару. Мальчик жил с дедушкой, дедушка научил его любить лес и животных. Ваня уважал деда и любил его.
  • Ларион Малявин — дедушка Вани и охотник, который нашел доктора. Он любит и ценит природу. Он считает, что долги должны быть погашены.
  • Карл Петрович Корм ​​– педиатр, оставивший практику. Он вылечил зайца с обожженными лапами. Добрый человек и очень хороший мастер. Он добрый и отзывчивый человек.
  • Заяц – лесной житель и главный герой. Он пострадал в пожаре, спас деда, вылечился и остался со своими спасителями.

Второстепенные герои:

  • Ветеринарный врач, отказавший Ване в просьбе вылечить зайца, не знающий своего дела, черствый человек,
  • Бабушка Анися — сердобольная женщина, подсказавшая Ване, куда идти лечить сгоревшего зайца

«Заячьи лапы» краткое содержание для читательского дневника

Мальчик Ваня Малявин отнес в сельский ветеринар зайца с обожженными лапами. Устав от постоянного лечения домашних животных, доктор высмеял мальчика и отказался помочь. Тогда дед и внук по совету бабаки Анисьи поехали в город и нашли доктора Карла Петровича Корша.

Однако Карл Петрович был невероятно удивлен просьбой ходячих, так как до выхода на пенсию работал педиатром. Тем не менее, выслушав рассказ деда, он согласился помочь, и вскоре заяц выздоровел.

А история пушистого зверька и дедушки Лариона действительно заслуживает внимания. Оказалось, что дед Малявин когда-то немного ранил этого зайца на охоте (выстрел разорвал ему ухо), а через некоторое время заяц вынес его из бушующего лесного пожара. Дедушка был благодарен зайцу, он решил во что бы то ни стало вылечить обожженные лапы зайца-спасителя. Заяц долгое время жил в доме Малявина после того, как тот выздоровел.

«Заячьи лапы» план

  1. Ваня идет к ветеринару
  2. Доктор отказывается лечить зайца.
  3. Мальчик плачет и идет домой с зайцем на руках.
  4. Бабушка советует обратиться к доктору Карлу Петровичу
  5. Карл Петрович лечит животное
  6. О спасении зайца узнают местные жители и журналисты.
  7. Настоящая история зайца
  8. Порванное ухо.

«Заячьи лапы» чему учит?

Сказка учит любви и заботе о животных. Учит отзывчивости, помогать слабым и попавшим в беду. Автор показывает, что нужно любить природу, учит быть отзывчивым, неравнодушным, учит состраданию. Она учит тому, что в мире много хороших людей. Научитесь быть благодарным за помощь.

История учит нас настойчивости в просьбе, ведь мальчик с дедушкой не отчаивались, а пошли искать другого врача для зайца и уговорили Карла Петровича лечить животное, хотя он был не ветеринаром, а детским врачом.

Анализ и основная мысль

На творчестве Юрия Коваля выросло не одно поколение советских детей. И до сих пор его произведения остаются притягательными для читателей, ценящих живое и ёмкое слово. Темы его рассказов различны: например, истории «Недопёсок», «Шамайка» и «Белозубка» — о животных, а цикл «Чистый дор» посвящён жизни жителей одноимённой вологодской деревни. Именно там, судя по всему, и происходят события рассказа «Нюрка». Коваль всегда отличался умением органически чувствовать слово, мелодию речи, её напевность и внутренний строй, поэтому его произведения увлекают своей самобытностью и уникальным слогом.

Главные мысли и идеи рассказа «Нюрка»:

7 лет — очень важный возраст для любого ребёнка, ведь именно тогда ребята идут в школу. Для них начинается новый этап, когда они чувствуют ответственность и прощаются с беззаботностью. В это время взрослые и старшие товарищи должны поддерживать их

Именно поэтому жители деревни очень уважительно относятся к походу девочки в школу и подчёркивают важность этого события.
Детство — прекрасная пора, когда любое событие в жизни ребёнка кажется для него чем-то глобальным и значимым.
Подарки должны дариться с душой, и не имеет значения, какими они будут — полезными или не очень
Важно внимание. Главное, что все старались ради Нюрки, даже собрать ведро черники — дело непростое.

Если читать и разбирать произведение внимательнее, можно увидеть, что оно напоминает настоящую сказку, а не просто зарисовку из жизни деревенского народа. Гости, собирающиеся к Нюрке на праздник, напоминают добрых фей с дарами. А каждый подарок в той или иной мере поможет пройти инициацию, перейдя из дошкольников в школьники. Разумеется, появляется и злая «фея» — Мирониха, которая придирается. Но её побеждают грамотными аргументами в пользу того, что бинокль — это школьная вещь.

В финале трёхчастной композиции Нюрка приходит в школу, сам учитель признаёт бинокль школьной вещью, после чего дверь за главной героиней закрывается: инициация пройдена, теперь её ждёт совершенно новая жизнь.

Анализ и основная мысль

Краткое содержание «Волшебного слова» Осеевой показывает, что жанр произведения — детский рассказ. В нём нет элементов волшебной сказки, но всё же для Павлика слово «пожалуйста» стало по-настоящему волшебным, да и сам старичок, подсказавший его, показался ему волшебником. Мальчик уверился в этом ещё больше, когда увидел оставленные им загадочные символы на песке.

Рассказ учит быть вежливым с каждым человеком — именно на этом базируются человеческие отношения. Нужно быть воспитанным, уважать старших и своих близких, относиться к ним с любовью и заботой. Грубого и невоспитанного человека никто не будет любить, не говоря уже о том, чтобы выполнить какие-то его просьбы

Важно не забывать эти простые истины на протяжении всей жизни

Пословицы к произведению:

История, произошедшая с главным героем, является наглядной иллюстрацией того, что слова «пожалуйста», «спасибо», «извините» и т. д. являются настоящими помощниками в человеческом общении. Это следует знать детям с самого раннего возраста. Павлик ещё не разбирался в правилах, установленных в обществе, поэтому считал, что грубым отношением он быстрее добьётся желаемого. Но только когда он начал использовать вежливое слово, подсказанное ему стариком, у окружающих изменилось отношение к нему, а люди стали прислушиваться к его просьбам.

Источник

Сказка «Заяц хвастун»

Русская народная сказка «Заяц хвастун» рассказывает о хвастливом зайке, которому нравится кичиться собственной персоной. И ушки замечательные, и зубки крепкие. История учит деток быть скромнее и демонстрировать свои хорошие качества не словом, а делом. А так же не держать зла на тех, кто указывает на недостатки. У человека есть как несовершенства, так и преимущества. В центре сюжета – заяц-хвастун и умная ворона. Птица посмеялась над хвастовством ушастого, сказав, что это не украшает его. Но однажды на ворону набросилась стая собак, а маленький заяц заметил это. Недолго подумав, хвастун принял решение. Каково было изумление крылатой каркуши.

Поможем улучшить оценки по школьной программе, подготовиться к контрольным и понять предмет!

Главные герои

Записывая в читательский дневник краткое содержание «Волшебного слова» Осеевой, следует ознакомиться с персонажами рассказа. В действующих лицах ребята без труда могут узнать себя или своих знакомых. В произведении фигурируют:

  1. Павлик (главный герой). Мальчик переживает из-за того, что не может наладить взаимоотношения в семье. Автор представляет его невоспитанным и грубым.
  2. Дедушка. Мудрый и сдержанный мужчина, случайно встреченный Павликом. Раскрыл ребенку тайну слов-помощников.
  3. Лена. Сестра мальчика, отзывчивая и добрая девочка.
  4. Старший брат Павла. Вежливый и рассудительный подросток.
  5. Бабушка главного героя. Добрая старушка, обладательница большого любящего сердца. Часто балует внуков румяными пирожками.

Сказка, прочитанная тобой, входит в сборник «Алёнушкины сказки». Как ты думаешь, почему писатель дал такое название своему сборнику?

Дело в том, что все произведения в сборнике рассказываются девочке Алёне, которая является вымышленным персонажем.

С ней читатель знакомится ещё в самом начале сборника.

То есть автор подаёт свой сборник в виде сказок, что посвящены определённому человеку.

В этом случае им является персонаж Алёна.

Такая задумка автора очень интересна.

Читая отдельное произведение, а не весь сборник, нельзя догадаться, что это сказка для определённого слушателя.

2. Каким изображён Заяц в начале сказки?

Знакомясь с главным героем, мы узнаём, что с детства он был очень трусливым, боялся всего вокруг.

Поэтому первые строки произведения вызывают жалость к маленькому зверьку, который имел слабый характер.

Но в один момент всё переменилось – Заяц решил стать храбрецом.

Процесс его перевоплощения происходил очень забавным образом: от хвастовства и преувеличения до перепуга и реального бесстрашия.

Было очень интересно наблюдать за такой историей маленького зверька.

Главная тема произведения

Главная мысль сказки — почитание окружающих, воспитанность и внимательность к ближним. Следует заботиться о других людях, быть чуткими к их желаниям и настроениям. Требуется выказывать уважение, быть добрыми. Эти простые истины — неотъемлемая часть человеческого общения, они представляют собой основу культуры и взаимопонимания.

Нравственное зерно

Надо указать в читательском дневнике, почему Осеева в своих работах такое внимание уделяет вопросам нравственности. Моральное зерно — это главное, что есть в человеке

Волшебные слова проделывают невообразимые чудеса. Они чем-то напоминают магическое заклинание, которое способно на невозможное.

Разумеется, мысли должны быть преисполнены добра. Для этого надо соблюдать нравственные законы. В любом возрасте, особенно в детском, когда личность ребёнка только формируется, необходимо задаваться вопросами о добре и зле, о том, что такое плохо и что такое хорошо. Следует уметь различать правду и обман.

Всегда нужно стремиться к любви по отношению к другому человеку, к порядочности. Образ главного героя Павлика весьма неприятный и отталкивающий. Его физиономия постоянно красная из-за нескончаемых недовольств. Он смотрит на мир искоса. Невнятным бормотанием мальчишка заявляет о своих желаниях родственникам, каждый день удивляясь отказу.

Его пальцы сжаты в кулак. Павлик вечно обижен на всех вокруг, все ему обязаны и должны. Мальчишка то и дело вопит, бьёт кулаком по поверхностям. Он хочет всякого лишний раз толкнуть или ударить. Хамоватое и невоспитанное поведение — это уже черта характера юного Павлика. Мальчишка с раздражением обращается с другими людьми, он обижен на весь мир. Мальчик злится и грубит изо дня в день.

Какие же разительные перемены у маленького Павлика, когда он получил урок вежливости. Все домашние буквально опешили от этих нововведений.

Магия вежливости

Теперь у Павла есть место доброте

Как важно оставаться приличным и правильно вести себя. Хорошее воспитание неукоснительно располагает к себе и открывает любое сердце

Вежливое обращение к другому бесценно, оно украшает, делает человека человеком. Если постоянно произносить волшебные вежливые слова, то со временем просыпается чуткость и заботливость. Такое нельзя не любить, эту личность каждый уважает и старается быть полезным.

Конечно же, волшебные слова делают мир лучше. Они помогают выстраивать вежливые и уважительные отношения между людьми. Встреча с таинственным старичком на скамейке повлияла на всю жизнь маленького Павлика. Может быть, незнакомый дедушка и вправду был волшебником.

Главный персонаж совершенно меняется к концу произведения. После беседы в парке он понимает необходимость чуткого отношения к окружающим. Вежливое слово помогает, оно украшает и располагает. Добродетельное отношение к другому человеку всегда дарит лёгкость сердца и радостное настроение. Оно вызывает то же самое и в собеседнике.

Как замечательно, когда есть такие хорошие и добрые люди, как этот дедушка из парка. Терпеливо выслушал всхлипывания чужого грубияна-мальчишки. Старичок не рассердился, не стал юного героя Павлика учить жизни и читать нотации.

Читательский дневник по рассказу «Сыновья» Валентины Осеевой

Название произведения: «Сыновья».

Число страниц: 4.

Жанр: рассказ.

Главные герои: три женщины, старичок.

Второстепенные герои: три мальчика.

Характеристика главных героев:

Две женщины. Любят сыновей и нахваливают их.

Третья женщина. Не считает сына особенным.

Старичок. Умный, наблюдательный.

Характеристика второстепенных героев:

Первый мальчик. Очень сильный.

Второй мальчик. Хорошо поёт.

Третий мальчик. Добрый и отзывчивый.

Краткое содержание рассказа «Сыновья»

К колодцу пришли женщины за водой. Они стали рассказывать про сыновей. Первая сказала, что её сын ловкий и сильный. Вторая — что её сын хорошо поёт. Третья сказала, что в её сыне нет ничего особенного.

Эти разговоры слышал старичок, что сидел у колодца.

Женщины набрали вёдра и понесли их домой. Навстречу выбежали три мальчика. Один кувыркается, второй песни поёт, а третий взял у матери тяжёлые вёдра и понёс.

Стали женщины спрашивать старичка, как ему понравились сыновья. А старичок ответил, что видел лишь одного сына.

Основная мысль рассказа «Сыновья»

Главная мысль произведения состоит в том, что настоящий сын всегда помогает родителям.

Основная идея рассказа в том, что неважно насколько талантлив человек, но если он забывает про родителей, то он плохой сын

Чему учит произведение

Учит любить своих родителей и всегда заботиться о них, помогать им. Учит ценить людей по поступкам, а не по способностям.

Краткий отзыв по произведению «Сыновья» для читательского дневника

Этот замечательный рассказ написала детская писательница Валентина Осеева.

Его главными героями стали три женщины, у каждой из которых был сын. Женщины гордились своими сыновьями, их силой, ловкостью, талантами. Но только один из сыновей помог матери донести тяжёлые вёдра. И поэтому лишь его старичок назвал настоящим сыном.

В этом произведении писательница подняла важный вопрос взаимоотношений между родителями и детьми. Она заставила читателей задуматься о том, что каждый сын или дочь обязаны помогать родителям. В этом состоит их сыновний долг.

И судить о том, хороший ребёнок или плохой, надо по их поступкам, по тому отношению, которое они показывают к своим родителям.

Мне очень понравился этот рассказ и я согласна с мнением старичка. Настоящим оказался лишь тот сын, который помогал маме.

Я всем советую прочитать этот рассказ и подумать о своём отношении к родителям.

Пословицы к произведению:

  • Водила за ручку — получила белоручку.
  • Жизнь дана на добрые дела.
  • Кто скоро помог, тот дважды помог.
  • Не великое дело — великая помощь.
  • Кто родителей почитает, тому Бог помогает.

Ещё читательские дневники по произведениям В. Осеевой:

  • «Почему»
  • «Просто старушка»
  • «Три товарища»
  • «Хорошее»
  • «До первого дождя»
  • «Собака яростно лаяла»
  • «Волшебное слово»
  • «Синие листья»

Библиотека произведений автора пополняется.

Тема и основная идея

Повесть Константина Паустовского «Заячьи лапки» вызывает у читателя множество чувств: сочувствие, человечность, необходимость отплатить добром за доброе дело. Основная тема произведения — спасение отважным зайцем деда из сильного пожара. Автор в своем рассказе поднимает несколько проблем: общение человека и природы, сострадание одних людей и равнодушие других.

Каждый человек обязан нести ответственность за действия, которые он совершает по отношению к природе. Разбирая сюжет произведения, читатель узнает историю старика Лариона Малявина, отправившегося на охоту посреди лета. Но из-за лесного пожара чуть не погиб. И спас его от огня простой зайчонок.

Автор описал конфликт, связанный с душевными переживаниями главного героя — сначала Ларион был до ушей благодарен за свое спасение, но потом испытал большие угрызения совести и вину за больное животное. Многим читателям покажется, что зайцу наплевать на лесной пожар. В нем играл природный инстинкт — выбежать из горящего пламени. Но дед считает косой целью своего спасения.

Паустовский говорил о том, что природа не всегда отвечает злом на зло. В описанной ситуации она отреагировала любезно. Это говорит о том, что человек не всегда может полагаться на свои силы или на силы людей

К природе и ее обитателям нужно относиться с такой же осторожностью, как и ко всему ценному

Волшебное слово

Маленький старичок с длинной седой бородой сидел на скамейке и зонтиком чертил что-то на песке.

— Подвиньтесь, — сказал ему Павлик и присел на край.

Старик подвинулся и, взглянув на красное, сердитое лицо мальчика, сказал:

— С тобой что-то случилось?

— Ну и ладно! А вам-то что? — покосился на него Павлик.

— Мне ничего. А вот ты сейчас кричал, плакал, ссорился с кем-то…

— Ещё бы! — сердито буркнул мальчик.— Я скоро совсем убегу из дому. — Убежишь?

— Убегу! Из-за одной Ленки убегу.— Павлик сжал кулаки. — Я ей сейчас чуть не поддал хорошенько! Ни одной краски не даёт! А у самой сколько!

— Не даёт? Ну, из-за этого убегать не стоит.

— Не только из-за этого. Бабушка за одну морковку из кухни меня прогнала… прямо тряпкой, тряпкой…

Павлик засопел от обиды.

— Пустяки! — сказал старик. — Один поругает, другой пожалеет.

— Никто меня не жалеет! — крикнул Павлик. — Брат на лодке едет кататься, а меня не берёт. Я ему говорю: «Возьми лучше, всё равно я от тебя не отстану, вёсла утащу, сам в лодку залезу!»

Павлик стукнул кулаком по скамейке. И вдруг замолчал.

— Что же, не берёт тебя брат?

— А почему вы всё спрашиваете? Старик разгладил длинную бороду:

— Я хочу тебе помочь. Есть такое волшебное слово… Павлик раскрыл рот.

— Я скажу тебе это слово. Но помни: говорить его надо тихим голосом, глядя прямо в глаза тому, с кем говоришь. Помни— тихим голосом, глядя прямо в глаза…

Старик наклонился к самому уху мальчика. Мягкая борода его коснулась павликовой щеки. Он прошептал что-то и громко добавил:

— Это волшебное слово. Но не забудь, как нужно говорить его.

— Я попробую, — усмехнулся Павлик,— я сейчас же попробую. — Он вскочил и побежал домой.

Лена сидела за столом и рисовала. Краски — зелёные, синие, красные — лежали перед ней. Увидев Павлика, она сейчас же сгребла их в кучу и накрыла рукой. «Обманул старик! — с досадой подумал мальчик. — Разве такая поймёт волшебное слово. »

Павлик боком подошёл к сестре и потянул её за рукав. Сестра оглянулась. Тогда, глядя ей в глаза, тихим голосом мальчик сказал:

— Лена, дай мне одну краску… пожалуйста…

Лена широко раскрыла глаза. Пальцы её разжались, и, снимая руку со стола, она смущённо пробормотала:

— Мне синюю, — робко сказал Павлик. Он взял краску, подержал её в руках, походил с нею по комнате и отдал сестре. Ему не нужна была краска. Он думал теперь только о волшебном слове.

«Пойду к бабушке. Она как раз стряпает. Прогонит или нет?» Павлик отворил дверь в кухню. Старушка снимала с противня горячие пирожки. Внук подбежал к ней, обеими руками повернул к себе красное морщинистое лицо, заглянул в глаза и прошептал:

— Дай мне кусочек пирожка… пожалуйста.

Волшебное слово так и засияло в каждой морщинке, в глазах, в улыбке.

— Горяченького… горяченького захотел, голубчик мой! — приговаривала она,

выбирая самый лучший, румяный пирожок.

Павлик подпрыгнул от радости и расцеловал её в обе щеки. «Волшебник! Волшебник!» — повторял он про себя, вспоминая старика. За обедом Павлик сидел притихший и прислушивался к каждому слову брата. Когда брат сказал, что поедет кататься на лодке, Павлик положил руку на его плечо и тихо попросил:

— Возьми меня, пожалуйста. За столом сразу все замолчали. Брат поднял брови и усмехнулся.

Заяц хвастун

Жил-был заяц в лесу: летом ему было хорошо, а зимой плохо — приходилось к крестьянам на гумно ходить, овёс воровать. Приходит он к одному крестьянину на гумно, а тут уж стадо зайцев.

Вот он и начал им хвастать:— У меня не усы, а усищи, не лапы лaпищи, не зубы, а зyбищи — я никого не боюсь.

Зайцы и рассказали тетке вороне про эту хвaсту. Тетка ворона пошла хвасту разыскивать и нашла его под кокориной. Заяц испугался:— Тетка ворона, я больше не буду хвастать! — А как ты хвастал? — А у меня не усы, а усищи, не лапы лaпищи, не зубы, а зyбищи.

Вот она его маленько и потрепала: — Более не хвастай! Раз сидела ворона на заборе, собаки её подхватили и давай мять, а заяц это увидел.

«Как бы вороне помочь?» Выскочил на горочку и сел.

Собаки увидали зайца, бросили ворону — да за ним, а ворона опять на забор.

А заяц от собак ушел.Немного погодя ворона опять встретила этого зайца и говорит ему: — Вот ты молодец, не хвaста, а храбрец!

Иллюстрации: Наталья Кирилюк и Александр Ткачук.

Оцените, пожалуйста, это произведение. Помогите другим читателям найти лучшие сказки.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
ГДЗ 8 класс
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: