Фёдор тютчев ~ листья (пусть сосны и ели…) (+ анализ)

Анализ стихотворения тютчева листья 6 класс

Композиция

Стихотворение «Листья» содержит 4 строфы по 8 строк, то есть 4 октавы. Произведение построено в виде монолога лирического героя. Композиция последовательная. Стихотворение можно разделить на 4 сюжетные части, соответствующие строфам.

  • 1 часть – 1-е восьмистишье. Поэт пишет о хвойных деревьях, о соснах и елях, которые стоят всегда «одетые», зеленые. Автор признает их уникальность, но в их описании использует «простую» лексику, то есть не подбирает «красивых» слов, а пишет немного заурядно, используя такие слова как «торчат», «спят», «тощая зелень», «иглы ежа», «не свежа». Это говорит, с одной стороны, о признательности автором особенности таких деревьев, а с другой стороны об обыденности этого.
  • 2 часть – 2-е восьмистишье. Здесь поэт пишет о «легком племени», то есть об обычных листьях, жизнь которых ограничена, но в то же время «разнообразна». В данной строфе просматривается чуть больше авторской симпатии. «Легкое племя», «цветем и блестим», «краткое время», «гостим», «красе», «купались в росе» — данные слова и словосочетания приятны слуху, они более «аккуратны» и «чутки».
  • 3 часть – 3-я строфа. В данной части рассказывается о неизбежном опадании листвы. Возможно, кто-то воспримет это с грустью, но поэт описывает это радостно и с долей надежды.

То есть улететь – это наилучший, «наикрасивейший» вариант, который могут выбрать лишь «легкое племя», листья.

4 часть – последняя строфа, которая наполнена решительностью, смелостью, надеждой, даже самопожертвованием.

Начинается данная часть с междометия «о», что придает ещё большей эмоциональности и порывистости последнему восьмистишью.

Федор Тютчев — Лист зеленеет молодой ( Первый лист )

Pervy list

List zeleneyet molodoy. Smotri, kak listyem molodym Stoyat obveyany berezy, Vozdushnoy zelenyu skvoznoy, Poluprozrachnoyu, kak dym.

Davno im grezilos vesnoy, Vesnoy i letom zolotym, — I vot zhivye eti grezy, Pod pervym nebom golubym, Probilis vdrug na svet dnevnoy.

O, pervykh listyev krasota, Omytykh v solnechnykh luchakh, S novorozhdennoyu ikh tenyu! I slyshno nam po ikh dvizhenyu, Chto v etikh tysyachakh i tmakh Ne vstretish mertvogo lista.

Gthdsq kbcn

Kbcn ptktyttn vjkjljq/ Cvjnhb, rfr kbcnmtv vjkjlsv Cnjzn j,dtzys ,thtps, Djpleiyjq ptktym/ crdjpyjq, Gjkeghjphfxyj/, rfr lsv///

Lfdyj bv uhtpbkjcm dtcyjq, Dtcyjq b ktnjv pjkjnsv, — B djn ;bdst nb uhtps, Gjl gthdsv yt,jv ujke,sv, Ghj,bkbcm dlheu yf cdtn lytdyjq///

J, gthds[ kbcnmtd rhfcjnf, Jvsns[ d cjkytxys[ kexf[, C yjdjhj;ltyyj/ b[ ntym/! B cksiyj yfv gj b[ ldb;tym/, Xnj d nb[ nsczxf[ b nmvf[ Yt dcnhtnbim vthndjuj kbcnf/

История создания

Разбор стихотворения следует начать с истории его написания. В 1821 г. Федор Иванович отправился на службу в Германию. Будучи дипломатом, мужчина не забывал о своем таланте к поэтическому искусству. В его «мюнхенских» произведениях важную роль играют философские мотивы. Видимо, это связано с тем, что в Германии поэт познакомился с философом Шеллингом, который отстаивал идею единства противоположностей в природе. Спустя 9 лет жизни за границей Тютчев создал «Листья» (1830 г.), в которых отразилась идея немецкого философа.

В 1879 г. стихотворение было напечатано на страницах журнала «Русская беседа». До сегодняшнего дня оно считается одним из лучших образцов пейзажно-философской лирики в русской литературе.

В первых двух строфах стихотворения листья признаются, что считают себя красивее хвои. «Тощая зелень» елей, по их мнению, никогда не выглядит живой. Листья не могут понять, как можно проспать всю зиму, закутавшись в метели. «Легкое племя» открыто восхищается собой: «мы… цветем и блестим». Листья вспоминают, как летом игрались с солнцем и купались в росе.

Веселое настроение зеленой компании гаснет, когда она осознает, что на пороге осень. Листья рассматриваются вокруг и видят, что все вокруг отцвело, побледнело, а птицы смолкли. «Легкое племя» не хочет желтеть, поэтому решает улететь с ветром. Теперь ветви кажутся листьям «докучными», поэтому они пытаются улететь как можно скорее.

В образе листьев можно разглядеть человеческую натуру. Они символизируют людей, которые не могут сидеть на одном месте в ожидании старости. Такие люди стремятся к новым свершениям и свободе. Иглы елей символизируют противоположный человеческий характер.

Главная мысль образно выражается в строках: «так что же нам даром висеть и желтеть?».

Анализ стиха Листья Тютчева 6 класс

Главными героями стихотворения Федора Ивановича Тютчева выступают непосредственно листья. Их век контрастен, ярок, однако, весьма недолог. Тютчев сравнивает их с хвойными иголками. Лист меняет твой цвет в зависимости от времени года, хвоя же зимой и летом одного цвета. Но автор, все-таки, принимает сторону короткой, но яркой жизни.

Стихотворение самобытно, потому что многие слова уже сейчас являются архаизмами. Так, например, Тютчев использует слово «зефиры», которым раньше поэты называли теплые ветра.

Возникает главный вопрос всего произведения. Если сравнивать жизнь людей и листьев, что лучше? Жить ярко и быстро или же принять сторону размерной и спокойной жизни. Зачастую, жизнь поэтов и писателей сродни судьбе листьев, в то время, как большая часть общества живет в стиле иголок.

Одушевленные листья именуют себя «легким пламенем». Они глаголят о легкой и веселой жизнедеятельности, цветут и играют красками, будто гости на ветках деревьев. Летом они купаются в утренней росе, напоминая молодежь, которая полна сил и желания жить.

Но вот в стихотворении автор переходит к осени. Юность листьев закончилась, цветы отцвели и птички улетели в теплые края. Подобно людям, и желто-багровые листья вспоминают о счастливых теплых деньках.Во второй половине стихотворения перед читателем изображаются скудные картины завершающейся прекрасной поры и печаль от приближающейся зимы. Именно в этот момент листья просят сорвать их с деревьев как можно скорее. Приближение метелей и снегов кажется печальной авантюрой. Именно в этом мы слышим нотки уверенности и страсти.

Отрадно заметить, что стихотворение было написано Федором Ивановичем в семнадцатилетнем возрасте. Но юноше удалось поставить себя на место человека в возрасте и взглянуть сверху на молодые годы, приняв на душу все тяготы старчества. Это лирическое и немного философское произведение.

Кратко по плану 6 класс

Композиция

Стихотворение «Листья» содержит 4 строфы по 8 строк, то есть 4 октавы. Произведение построено в виде монолога лирического героя. Композиция последовательная. Стихотворение можно разделить на 4 сюжетные части, соответствующие строфам.

  • 1 часть – 1-е восьмистишье. Поэт пишет о хвойных деревьях, о соснах и елях, которые стоят всегда «одетые», зеленые. Автор признает их уникальность, но в их описании использует «простую» лексику, то есть не подбирает «красивых» слов, а пишет немного заурядно, используя такие слова как «торчат», «спят», «тощая зелень», «иглы ежа», «не свежа». Это говорит, с одной стороны, о признательности автором особенности таких деревьев, а с другой стороны об обыденности этого.
  • 2 часть – 2-е восьмистишье. Здесь поэт пишет о «легком племени», то есть об обычных листьях, жизнь которых ограничена, но в то же время «разнообразна». В данной строфе просматривается чуть больше авторской симпатии. «Легкое племя», «цветем и блестим», «краткое время», «гостим», «красе», «купались в росе» — данные слова и словосочетания приятны слуху, они более «аккуратны» и «чутки».
  • 3 часть – 3-я строфа. В данной части рассказывается о неизбежном опадании листвы. Возможно, кто-то воспримет это с грустью, но поэт описывает это радостно и с долей надежды.

То есть улететь – это наилучший, «наикрасивейший» вариант, который могут выбрать лишь «легкое племя», листья.

4 часть – последняя строфа, которая наполнена решительностью, смелостью, надеждой, даже самопожертвованием.

Начинается данная часть с междометия «о», что придает ещё большей эмоциональности и порывистости последнему восьмистишью.

Композиция

Композиционный строй данного произведения представлен четырьмя строфами, по восемь строк в каждой. «Листья» написаны автором как монолог, исходящий от лирического героя. Условно, следуя сюжетной линии, стихотворение складывается из четырех частей.

1 часть, соответственно включает первую строфу. Здесь мы видим описание автором хвойных деревьев. Примечательно то, что рассказывая об их уникальности и особенности, Тютчев использует весьма заурядную примитивную лексику.

2 часть – вторая строфа. Здесь мы наблюдаем уже гораздо более экспрессивные обороты поэтической речи. Тема этой части – листья, их жизнь, короткая, но яркая.

3 часть – третья строфа. Автор пишет о неизбежном окончании жизни листвы. Это грустно, но поэт не расстроен, какая-то легкая надежда его согревает. Приходит время, и листья опадают. Они улетают, и это, по мнению Тютчева, лучшее, что может быть для них, для «легкого племени».

4 часть заключена в последней строфе. В ней лирический герой преисполнен решительности и смелости в своем стремлении к лучшему.

Средства выразительности

Работ стихотворения «Листья» включает в себя и перечень тропов, которые раскрывают художественное своеобразие лирики Тютчева.

  1. Эпитеты: «краткое время», «буйные ветры», «докучные ветви».
  2. Сравнения: «тощая зелень, как иглы ежа».
  3. Метафора: «в снега и метели закутавшись», «тощая зелень», «ввек не свежа», «легкое племя», «на сучьях гостим», «красное лето», «были в красе», «играли с лучами», «купались в росе».
  4. Аллегория: «зефиры» (ветра).
  5. Олицетворение: «лучи побледнели», «зефиры ушли».
  6. В произведении использована инверсия.
  7. Риторическое восклицание: «Не лучше ль за ними и нам улететь!»
  8. Лексический повтор: «скорее, скорей», «летите, летите».

История создания

Тютчев склонен неповторимо описывать природные явления, ориентируясь не только на красоту окружающего мира, но и на собственные ощущения. Мнение о том, что он рассказывает лишь о погодных условиях и ландшафтах, ошибочно.

Судьба определенно не была к нему благосклонна. Автору в течение долгого времени пришлось жить на чужбине, скучая по необъятным просторам Родины и не имея возможности вернуться. В стихотворениях, повествующих о природе, присутствует философский подтекст. Поистине трогательны строки о прелестях осенней поры.

Делая разбор по плану и анализ стиха «Листья», читатели догадываются, о чем размышляет литератор и что пытается донести до них. Поэт был свидетелем различных обстоятельств, пережил утрату и неоднократно поддавался отчаянию. Ему было тяжело избежать кризисов и ошибок.

Изначально произведения Тютчева мало отличались от старинных образцов. Его прежняя стилистика напоминала ту, которая наблюдалась у Державина, Дмитриева, Жуковского. Анализ нужно начать с информации о создании творения. Дата написания — 1830 год, переломный момент для поэта, пытавшегося узнать о своем истинном предназначении.

Жизнь Федора Ивановича можно назвать размеренной, но в то же время тот период стал для него решающим и судьбоносным. Находясь в Мюнхене, творец многое переосмыслил и сделал конкретные выводы о творческом пути.

Тематика и главная мысль

Красота природы не переставала очаровывать Тютчева, ищущего вдохновение. Он стремился рассказать о своих впечатлениях, используя природные воплощения в качестве безупречного примера.

Делая в 6 классе анализ стихотворения «Листья» Тютчева, школьники должны отметить основную тему произведения. Поэт делал акцент на «существование» листьев, применяя олицетворения и сравнивая их с обычными людьми, а также противопоставлял хладнокровных натур вспыльчивым и предприимчивым мятежникам. Лирический персонаж почти не упоминается, он будто растворяется в неуловимом образе листьев.

В начале произведения листья клянутся, что считают себя прекраснее хвои, которая, по их словам, выглядит тускло и безжизненно. Им не суждено понять, как можно впасть в долгую спячку и пережить лютые холода. Они восторгаются собственным превосходством и вспоминают о беззаботном и знойном лете.

Однако от благодушного расположения духа не остаётся и следа, когда наступает осенняя пора. Трель птиц больше не разносится повсюду, природа будто лишилась насыщенности и превратилась в ненужную декорацию. «Лёгкому племени» не хочется удостоиться такой же участи: оно предпочитает поддаться порыву ветра («скорей нас сорвите с докучных ветвей»).

Листья стремятся совершить полет, оставив позади все посредственное и безжизненное. Это служит намеком на личностей, боящихся старости и не намеревающихся оставаться на одном месте. Они жаждут новых свершений и небывалых впечатлений. Еловые иглы характеризуют натур, не воспринимающих изменения и начинания, как естественный ход жизни.

Автор отмечает, что лучше жить недолго, но оставить после себя яркие воспоминания, чем перед кем-то преклоняться до самой гибели. К чему будничность, унылость и рутина? Разве способно нудное однообразие привести к гармоничности?

Анализ стихотворения Тютчева «Листья»

Федор Тютчев как поэт, проповедующий идеи романтизма, сформировался примерно к середине 19 века. Однако первые стихи им были написаны еще до путешествия за границу, которое полностью изменило взгляды Тютчева на современную русскую литературу. К раннему периоду творчества относится и стихотворение «Листья», которое было написано в 1830 году, когда его автору едва исполнилось 17 лет.

С первых строк это произведение можно отнести к пейзажной лирике, так как поэт описывает зимний лес, укрытый шапками снега. Однако это описание кажется весьма странным. В нем нет восхищения или же умиления красотой природы. Наоборот, Тютчев отмечает, что иголки сосен и елей хоть и не утратили своей зелени, однако на фоне снежных сугробов выглядят жалкими и мертвыми. Гораздо честнее, на его взгляд, поступают березы и осины, листья которых, отмирая, падают на землю

. И лишь некоторые из них даже зимой проглядывают из-за снежных шапок, являя собой весьма печальное и удручающее зрелище.

Вторая часть стихотворения «Листья» посвящена сравнительному анализу сущности природы и человека. Автор, несмотря на очевидную молодость, ощущает себя в душе глубоким старцем, поэтому пишет о том, что он и его ровесники – «легкое племя», жизнь которого кратковременна. Люди, словно листья, радуются солнечным лучам, ветру и росе. «Но птички отпели, цветы отцвели», — отмечает автор, намекая на то, что молодость проходит очень быстро, зрелость приносит разочарование, а старость – болезни и осознание собственной никчемности. «Так что же нам даром висеть и желтеть?», — вопрошает автор.

По его мнению, старость и немощность невозможно побороть, однако жизнь в пожилом возрасте теряет не только свою привлекательность, но и смысл . Еще не осознав того, что каждый прожитый год делает человека мудрее и дает ему богатую пищу для размышлений, Тютчев видит в финале любой жизни лишь разочарование и всячески противится тому, чтобы на личном опыте его испытать. Именно поэтому с юношеским максимализмом он призывает ветер сорвать с веток пожелтевшие листья, подразумевая, что старикам гораздо разумнее закончить свой земной путь и отправиться в вечное путешествие, чем досаждать окружающим своими капризами, болезнями и нравоучениями.

«Сорвите, умчите, мы ждать не хотим, летите, летите! Мы с вами летим!», — именно так юный Тютчев формулирует свое отношение к старости. Создавая это стихотворение, поэт убежден, что умрет достаточно молодым, и ему не доведется испытать те чувства, которые свойственны людям пожилого возраста на пороге естественной смерти. Автор рассчитывает на то, что его жизнь оборвется внезапно, и у него не будет времени на сожаления о том, что она оказалась столь скоротечной.

Правда, сбыться юношеским надеждам Тютчева было не суждено, так как последние полгода перед смертью он провел в постели, полностью парализованный и зависимый от близких ему людей. Тем не менее, в какой-то степени стихотворение «Листья» оказалось пророческим, так как Тютчев до самых последних дней своей жизни не смог смириться с тем, что его тело отказывается выполнять команды мозга, дряхлеет и утрачивает жизненную силу. Именно поэтому, пережив свой первый инсульт в декабре 1872 года, поэт не захотел прислушиваться к увещеваниям врачей, и уже 1 января отправился с дружеским визитом к знакомым. Это решение стало для поэта роковым, так как во время прогулки с ним случился повторный инсульт, после которого Тютчев уже не смог оправиться. Равно как и не сумел опровергнуть истину о том, что у каждого человека – своя судьба, и попытки ее изменить, подстроив под собственные желания, лишь в исключительных случаях могут увенчаться успехом.

«Листья» — образец раннего творчества Ф. И. Тютчева. В этом произведении автор переплел сказочные, пейзажные и философские мотивы. Изучают его в 6 классе. Предлагаем облегчить подготовку к уроку, используя краткий анализ «Листья» по плану.

Композиция

Стихотворение «Листья» содержит 4 строфы по 8 строк, то есть 4 октавы. Произведение построено в виде монолога лирического героя. Композиция последовательная. Стихотворение можно разделить на 4 сюжетные части, соответствующие строфам.

  • 1 часть – 1-е восьмистишье. Поэт пишет о хвойных деревьях, о соснах и елях, которые стоят всегда «одетые», зеленые. Автор признает их уникальность, но в их описании использует «простую» лексику, то есть не подбирает «красивых» слов, а пишет немного заурядно, используя такие слова как «торчат», «спят», «тощая зелень», «иглы ежа», «не свежа». Это говорит, с одной стороны, о признательности автором особенности таких деревьев, а с другой стороны об обыденности этого.
  • 2 часть – 2-е восьмистишье. Здесь поэт пишет о «легком племени», то есть об обычных листьях, жизнь которых ограничена, но в то же время «разнообразна». В данной строфе просматривается чуть больше авторской симпатии. «Легкое племя», «цветем и блестим», «краткое время», «гостим», «красе», «купались в росе» — данные слова и словосочетания приятны слуху, они более «аккуратны» и «чутки».
  • 3 часть – 3-я строфа. В данной части рассказывается о неизбежном опадании листвы. Возможно, кто-то воспримет это с грустью, но поэт описывает это радостно и с долей надежды.

То есть улететь – это наилучший, «наикрасивейший» вариант, который могут выбрать лишь «легкое племя», листья.

4 часть – последняя строфа, которая наполнена решительностью, смелостью, надеждой, даже самопожертвованием.

Начинается данная часть с междометия «о», что придает ещё большей эмоциональности и порывистости последнему восьмистишью.

Использованные тропы

Литератор использовал определенные средства выразительности, чтобы точно передать возникшие ощущения и позволить читателям прочувствовать многое

Он умело и старательно описывает красоту природных воплощений, обращает внимание на стремления и надежды лирических персонажей

В стихотворении применяются метафоры, эпитеты и сравнения, помогающие противопоставить окружающий мир обычным людям. В некоторых моментах упор делается на аллитерации. Цель автора — передать, таким способом, эмоции протагонистов, чтобы читатели детально представили происходящее.

Произведение является побуждением к тому, что нельзя мириться с рутинными буднями и привыкать к тоскливым прогулкам. Нужно не мечтать об улучшениях, а воплощать их, совершая благие поступки и распространяя незыблемую красоту. Смирение приведет к слабости, слабость — к тщедушности и отказу что-либо менять в лучшую сторону.

Жанр, направление и композиция

Стихотворение написано в жанре пейзажной лирики и представляет собой зарисовку природы где-то на южных берегах Адриатики. Автор умело вплетает мифологию Древней Греции в картину русской первозданной природы.

Используя прием олицетворения, поэт добивается максимальной живости образов, которые возникают в воображении читателя. Автор воспевает красоту летнего дня, сладкую дрему всего живого и краткий миг умиротворения перед пробуждением.

Композиционно стихотворение изображает знойный полуденный пейзаж как олицетворение спокойствия и вечности природы. Ее воплощение упоминается в двух последних строчках в роли Пана — мифического покровителя лесов и зеленых долин, дремлющего в окружении прекрасных нимф. В представлении народа Древней Греции середина дня — время, когда все живое замирает и предается волшебному сну.

При помощи лексемы «лениво» автор передает безмятежность и покой пейзажа. Дрема и умиротворение накрывают всю природу и олицетворение ее божественного начала — Пана и нимф. Поэт использует персонажей древнегреческой мифологии, чтобы подчеркнуть единство и гармоничность природы любой точки мира.

Тема и идея тютчевского стихотворения

Прекрасно назвал поэта — лирика и философа Федора Тютчева известный писатель Иван Тургенев, говоря, что он поэт такой мысли, которая слита с чувством, поэтому так психологически точно он отражал все, в том числе и страсть. В тютчевском стихотворении прекрасно видны движения души, которые можно сравнивать с тем, что происходит в природе, когда она увядает.

Композиция произведения строится на основе такого литературного приема, как параллелизм. Так, автор пытается поставить внешний мир, который представлен в тютчевском стихотворении как пейзаж, с внутренним миром желаний и стремлений человека. Поэтому можно прийти к выводу о том, что основной темой этого стихотворного творения поэта-философа все-таки является противопоставление эмоций, чувств, буйных, бурных и ярких, спокойствию, которое на эмоциональном фоне кажется холодным. Проанализируем более подробно тютчевский сюжет. Так, уже в первой строфе своего произведения автор показывает картину природы: хвойные и вечнозеленые деревья стоят неподвижные и застывшие. Они всегда находятся в покое, который для них равен вечности.

Вторая строфа тютчевского стихотворного сюжета идет противопоставление зимней стужи и холодной неподвижности. Теперь появляется яркое лето, пускай даже немного и короткое, но насыщенное красками. И здесь уже поэт использует олицетворение, так как повествование идет от лица листьев, которые повисли на деревцах, но уже не хвойных, а лиственных.

Остановимcя подробнее и на третьей тютчевской строфе, которая теперь показывает осеннюю пору в природе, сравнивая е с порой угасания в жизни человека. Также как увядает природа, так же точно угасает и человеческая жизнь. Поэтому-то уже в четвертой стихотворной строфе все резко меняется: листья так сильно не желают увядать и угасать, что они обращаются к ветру с просьбой, чтобы он сорвал их с деревьев и унес с собой. Отсюда можно выделить и основную идею всего тютчевского стихотворения: спокойный осенний пейзаж нарушает листва, которая, не переставая, крутиться на ветру. И теперь это все тютчевское произведение превращается в монолог, эмоциональный и чувственный.

Но монолог этот пронизан некой и философской идеей, в которой заложена мысль о том, что без взлета, даже маленького, но отважного, дерзкого, любого, гибель и разрушение, любое тление будет выглядеть трагично и ужасно. Композиция тютчевского стихотворения состоит из четырех строф-восьмистиший, которые состоят из двух полустроф

Поэтому все произведение построено на контрасте. Например, радость воспоминаний и одновременно грусть, смерть и обязательно жизнь. Все произведение написано двухстопным амфибрахием, но трехсложной стопой, где ударение падает на второй слог.

Темы, проблема, настроение

Основная тема стихотворения «Листья» — быстротечность человеческой жизни. Многие поэты касались этой философской темы. Рассуждать по поводу человеческого бытия можно бесконечно, и мысли не будут схожими ни у одного из рассуждающих. Эта тема очень глубока, даже можно сказать — безгранична. Произведения данной тематики интересны ещё тем, что, изучая мысли авторов, мы узнаем их с новой стороны, с той, которую показывают только очень близким людям, со стороны незнающего, но надеющегося, предполагающего ребенка.

Как мы проведем этот коротенький отрезок времени? Насколько значащим станет он для окружающих? Насколько полезна будет конкретная жизнь всему обществу? Данные вопросы подняты в произведении, они – проблематика стихотворения.

Хоть и затронута извечная тема, заставляющая задуматься, но всё же произведение очень светлое и позитивное, легкое. Эта удивительная особенность присуща пейзажной лирике Федора Ивановича. На легких природных образах он объясняет серьезные, глубокие вещи, что помогает по-другому взглянуть на них.

Темы, проблема, настроение

Основная тема стихотворения «Листья» — быстротечность человеческой жизни. Многие поэты касались этой философской темы. Рассуждать по поводу человеческого бытия можно бесконечно, и мысли не будут схожими ни у одного из рассуждающих. Эта тема очень глубока, даже можно сказать — безгранична. Произведения данной тематики интересны ещё тем, что, изучая мысли авторов, мы узнаем их с новой стороны, с той, которую показывают только очень близким людям, со стороны незнающего, но надеющегося, предполагающего ребенка.

Как мы проведем этот коротенький отрезок времени? Насколько значащим станет он для окружающих? Насколько полезна будет конкретная жизнь всему обществу? Данные вопросы подняты в произведении, они – проблематика стихотворения.

Хоть и затронута извечная тема, заставляющая задуматься, но всё же произведение очень светлое и позитивное, легкое. Эта удивительная особенность присуща пейзажной лирике Федора Ивановича. На легких природных образах он объясняет серьезные, глубокие вещи, что помогает по-другому взглянуть на них.

Анализ стихотворения Тютчева «Листья»

Федор Тютчев как поэт, проповедующий идеи романтизма, сформировался примерно к середине 19 века. Однако первые стихи им были написаны еще до путешествия за границу, которое полностью изменило взгляды Тютчева на современную русскую литературу. К раннему периоду творчества относится и стихотворение «Листья», которое было написано в 1830 году, когда его автору едва исполнилось 17 лет.

С первых строк это произведение можно отнести к пейзажной лирике, так как поэт описывает зимний лес, укрытый шапками снега. Однако это описание кажется весьма странным. В нем нет восхищения или же умиления красотой природы. Наоборот, Тютчев отмечает, что иголки сосен и елей хоть и не утратили своей зелени, однако на фоне снежных сугробов выглядят жалкими и мертвыми. Гораздо честнее, на его взгляд, поступают березы и осины, листья которых, отмирая, падают на землю

. И лишь некоторые из них даже зимой проглядывают из-за снежных шапок, являя собой весьма печальное и удручающее зрелище.

Вторая часть стихотворения «Листья» посвящена сравнительному анализу сущности природы и человека. Автор, несмотря на очевидную молодость, ощущает себя в душе глубоким старцем, поэтому пишет о том, что он и его ровесники – «легкое племя», жизнь которого кратковременна. Люди, словно листья, радуются солнечным лучам, ветру и росе. «Но птички отпели, цветы отцвели», — отмечает автор, намекая на то, что молодость проходит очень быстро, зрелость приносит разочарование, а старость – болезни и осознание собственной никчемности. «Так что же нам даром висеть и желтеть?», — вопрошает автор.

По его мнению, старость и немощность невозможно побороть, однако жизнь в пожилом возрасте теряет не только свою привлекательность, но и смысл . Еще не осознав того, что каждый прожитый год делает человека мудрее и дает ему богатую пищу для размышлений, Тютчев видит в финале любой жизни лишь разочарование и всячески противится тому, чтобы на личном опыте его испытать. Именно поэтому с юношеским максимализмом он призывает ветер сорвать с веток пожелтевшие листья, подразумевая, что старикам гораздо разумнее закончить свой земной путь и отправиться в вечное путешествие, чем досаждать окружающим своими капризами, болезнями и нравоучениями.

«Сорвите, умчите, мы ждать не хотим, летите, летите! Мы с вами летим!», — именно так юный Тютчев формулирует свое отношение к старости. Создавая это стихотворение, поэт убежден, что умрет достаточно молодым, и ему не доведется испытать те чувства, которые свойственны людям пожилого возраста на пороге естественной смерти. Автор рассчитывает на то, что его жизнь оборвется внезапно, и у него не будет времени на сожаления о том, что она оказалась столь скоротечной.

Правда, сбыться юношеским надеждам Тютчева было не суждено, так как последние полгода перед смертью он провел в постели, полностью парализованный и зависимый от близких ему людей. Тем не менее, в какой-то степени стихотворение «Листья» оказалось пророческим, так как Тютчев до самых последних дней своей жизни не смог смириться с тем, что его тело отказывается выполнять команды мозга, дряхлеет и утрачивает жизненную силу. Именно поэтому, пережив свой первый инсульт в декабре 1872 года, поэт не захотел прислушиваться к увещеваниям врачей, и уже 1 января отправился с дружеским визитом к знакомым. Это решение стало для поэта роковым, так как во время прогулки с ним случился повторный инсульт, после которого Тютчев уже не смог оправиться. Равно как и не сумел опровергнуть истину о том, что у каждого человека – своя судьба, и попытки ее изменить, подстроив под собственные желания, лишь в исключительных случаях могут увенчаться успехом.

Здесь представлены:

  • полный текст стихотворения Тютчева Ф. И. «Листья»,
  • школьный анализ стихотворения Тютчева Ф. И. «Листья».

Тютчев Ф. И. «Листья»

Пусть сосны и ели Всю зиму торчат, В снега и метели Закутавшись, спят. Их тощая зелень, Как иглы ежа, Хоть ввек не желтеет, Но ввек не свежа.

Мы ж, легкое племя, Цветем и блестим И краткое время На сучьях гостим. Все красное лето Мы были в красе, Играли с лучами, Купались в росе!..

Но птички отпели, Цветы отцвели, Лучи побледнели, Зефиры ушли. Так что же нам даром Висеть и желтеть? Не лучше ль за ними И нам улететь!

О буйные ветры, Скорее, скорей! Скорей нас сорвите С докучных ветвей! Сорвите, умчите, Мы ждать не хотим, Летите, летите! Мы с вами летим!

Направленность и образы в стихотворении

Стоит отметить, что Тютчев в произведении выбирает олицетворения неслучайно. Структура стихотворения тоже поражает не меньше. Это монолог, песнопение листьев, желающих подчиниться непокорному ветру. Описываются их чувства и намерения. Это и есть лирические персонажи творения. Федору Ивановичу и читателям остаётся лишь безмолвно наблюдать за происходящим.

Жанром произведения является элегия, поскольку внимание уделяется не только ландшафту, но и описанию переживаний. Во второй части прослеживается драматичность, хоть мечтающие о путешествии листья и воодушевлены

Стихотворение написано двустопным амфибрахием. Федор Иванович отдал предпочтение перекрестной рифмовке.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
ГДЗ 8 класс
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: