Кратко «бородино» м. ю. лермонтов

Краткое содержание «бородино» и отзыв для читательского дневника (м. ю. лермонтов)

Краткое содержание: Бородино (Лермонтов)

“Бородино” — произведение, посвященное историческим событиям войны 1812 года. В этом стихотворении рассказ о войне доверен старому солдату. Лермонтов сумел показать на­родный взгляд на войну. И его лирический ге­рой — солдат — говорит просторечным языком, с характерными пословицами и поговорками. Лирическое повествование начинается вопросом к старому солдату:

  • — Скажи-ка, дядя, ведь не даром Москва, спаленная пожаром,
  • Французу отдана?
  • Ведь были ж схватки боевые,
  • Да, говорят, еще какие!
  • Недаром помнит вся
  • Россия Про день Бородина!
  • Старый солдат сравнивает былое время с на­стоящим, людей своего поколения и людей мо­лодых:
  • — Да, были люди в наше время,
  • Не то, что нынешнее племя:
  • Богатыри — не вы!
  • Он говорит, что им выпала незавидная доля, поскольку многих ожидала смерть на поле боя.

Но они бились за свободу своей родины и умира­ли за нее. Вначале старый солдат говорит, что им приходилось отступать, и это отступление вол­новало солдат — все ждали сражения. И вот на­конец было выбрано место для боя.

  1. И вот нашли большое поле:
  2. Есть разгуляться где на воле!
  3. Построили редут.
  4. Становится ясно, что
  5. рассказчик — в прошлом артиллерист (“Забил заряд я в пушку туго”). Он считает, что не нужно хитрить, что-то выгады­вать — нужно биться за свою землю:
  6. Что тут хитрить, пожалуй к бою;
  7. Уж мы пойдем ломить стеною,
  8. Уж постоим мы головою За родину свою!

Далее передаются подробности битвы: два дня велась перестрелка, которая не внесла никаких изменений (“Что толку в этакой безделке?”), все ожидали третий день, который обещал быть ре­шающим.

Стали слышны разговоры: “Пора до­браться до картечи!” Но вот наступила ночь, и герой прилег вздремнуть у лафета. Всю ночь было слышно, “как ликовал француз”.

Русские же разбили тихий бивак, где готовились к пред­стоящей схватке — кто-то чистил избитый ки­вер, кто-то точил штык.

Но все изменилось, лишь только рассвело: “все шумно вдруг зашевелилось”, образовались строи солдат. Здесь рассказчик говорит о своем командире, который погиб в сражении: “Пол­ковник наш рожден был хватом: Слуга царю, отец солдатам…” Полковник произнес речь пе­ред солдатами, призывая их на бой.

И молвил он, сверкнув очами:

“Ребята! не Москва ль за нами?

  • Умремте же под Москвой,
  • Как наши братья умирали!”
  • Автор передает напряженность боя, говорит, что их редут воевал с огромным количеством про­тивников: перед ними “побывали и промелькну­ли” и “уланы с пестрыми значками”, и “драгу­ны с конскими хвостами”. Напряженность битвы передается подбором особой лексики:
  • Вам не видать таких сражений!
  • Носились знамена, как тени,
  • В дыму огонь блестел,
  • Звучал булат, картечь визжала,
  • Рука бойцов колоть устала,
  • И ядрам пролетать мешала Гора кровавых тел.
  • Он гордится тем мужеством, которое проявля­ли русские солдаты в Бородинской битве:
  • Изведал враг в тот день немало,
  • Что значит русский бой удалый,

Наш рукопашный бой!..

  1. На поле боя творилась полная неразбериха:
  2. Земля тряслась — как наши груди; Смешались в кучу кони, люди,
  3. И залпы тысячи орудий Слились в протяжный вой…
  4. Но и после такой битвы солдаты чувствовали готовность к новому бою на следующий день, чтобы “до конца стоять”. Победу старый солдат описывает так:
  5. Вот затрещали барабаны —
  6. И отступили басурманы.
  7. Тогда считать мы стали раны,
  8. Товарищей считать.

Заканчивает рассказ солдат, повторяя слова о том, что “были люди в наше время”, что немно­гие из них вернулись домой живыми и что, если бы “не Божья воля”, Москву они бы не отдали врагу. Солдат, ведущий повествование, не один, он только выступает от имени всех. При этом по­стоянно подчеркивает общность патриотических целей:

И умереть мы обещали,

И клятву верности сдержали Мы в Бородинский бой…

Поэт постоянно подчеркивает общее отноше­ние к войне, как к серьезному воинскому долгу. Это, пожалуй, основная мысль стихотворения — общность людей перед лицом врага.

Старый солдат часто повторяет: “Да, были лю­ди в наше время, не то, что нынешнее племя…”. В этих словах — жалоба на настоящее поколе­ние, зависть к великому прошедшему, полному славы и доблести. Сам Лермонтов считал, что это стихотворение не стыдно показать Пушкину.

Глоссарий:

        • краткое содержание бородино
        • бородино краткое содержание
        • лермонтов бородино краткое содержание
        • бородинская битва кратко
        • бородинское сражение краткое содержание

(1

Радость и горе

При прочтении произведения можно выделить некоторые основные моменты, о которых хотел рассказать автор. Они позволяют раскрыть стихотворение и посыл, оставленный М. Ю. Лермонтовым своим читателям. К ним можно отнести:

Память об истории. Своим произведением М

Лермонтов кратко передает убеждение о необходимости хранить память об исторической важности наследия прошлого. В стихотворении молодой человек гордо рассказывает о том, что вся страна помнит о сражении близ Бородина

Взаимодействие юноши и старого солдата олицетворяет передачу опыта, эмоций и знаний прошлого.
Проблема взаимоотношений между солдатами и начальством. Автор описывает будни на фронте, параллельно указывая на наличие пропасти, существующей в отношениях между простыми солдатами и высшими чинами армии. Стратегия и планы командиров были непонятны бойцам, которые ни в чем не хотели уступать врагам, поэтому произведение ярко выражает наличие некоего внутреннего раскола в русской армии.
Битва поколений. Несмотря на всю почтительность юноши к старому солдату, автор противопоставляет нынешнее поколение предыдущему. Старый солдат отмечает заслуги прошлого поколения и сетует на то, что в настоящее время уже никто неспособен на подобные подвиги. Даже в конце своего рассказа герой снова делает акцент на указанный фактор.

Другой интересный момент, обозначенный в поэме, — «и радость и горе». Такие эмоции возникают при прочтении стихотворения, что вызывает двоякие ощущения. Ощущение радости и гордости за заслуги прошлого поколения сменяется некоторым сожалением о том, что в нынешнее время редко можно встретить отважных людей, способных на настоящие подвиги.

Выбор местности для битвы

Место для предстоящего сражения: у села Бородино, 120 километров западнее от Москвы, Кутузов выбрал не случайно. Главной задачей было выбрать позицию, которая позволила бы скрытно маневрировать резервами русской армии, тем самым компенсировать большую разницу в численности войск.

Фланги должны были исключить возможность обходов в глубь, а также прикрыть важные дороги: Старую и Новую Смоленские, которые вели к Москве через Можайск. Местность представляла собой холмистую равнину с большим количеством ручьев, речек и оврагов.

Опорными пунктами являлись Центральная, Семеновская и Курганная возвышенности, в центре которых расположились главные орудия. Самым уязвимым местом русских позиций являлся левый фланг, который мог предоставить французам возможность, разгромив левофланговые части, тем самым убрать русские войска с Новой Смоленской дороги.

Подробный анализ стихотворения «Бородино» Лермонтова

Мужественный образ героя полковника не назван по имени, но по некоторым данным — соединил в своем образе черты раненого на поле боя Петра Багратиона и сменившего его Дмитрия Дохтурова. Впервые в отечественной литературе историческое событие увидено глазами простого солдата, рядового участника сражения, и данная им этому событию объективная оценка разделяется автором. В своем рассказе старый солдат всегда подчеркивает единство народа:.

Сельский клуб был полностью забит ветеранами, и эти ветераны были еще относительно молодыми мужиками, многие из которых еще работали. Правда, мой родной дед был уже пенсионером, но еще молодым пенсионером — 62-х лет. Это я к тому, что в момент написания «Бородино» было полно еще живых и относительно молодых ветеранов той битвы, и то, что….

Краткое содержание Иллюстрация В. Шевченко Молодой человек просит рассказать старого солдата про нападение на Россию Наполеона. Участник Отечественной войны вспоминает, что русские долго отступали и были недовольны. Отступление продолжалось до Бородинского поля, где командование решило дать противнику генеральное сражение. Два дня прошли в перестрелке, которая не дала никакого результата. На третий день состоялся знаменитый Бородинский бой. Сражение продолжалось до темноты, было очень ожесточенным и привело к большим потерям с обеих сторон. Русские солдаты смогли удержать позиции и были настроены принять новый бой. Только по решению командования армия вновь отступила и оставила Москву. Солдат гордится тем, что принадлежит к числу участников знаменитой битвы. Многие из них погибли в бою или уже умерли, а достойной смены среди молодого поколения, к сожалению, нет. История создания Стихотворение «Бородино» было написано М. Лермонтовым в связи с 25-летней годовщиной самого знаменитого сражения Отечественной войны 1812 г. Поэт использовал в работе свое раннее произведение «Поле Бородина», перенеся из него целиком некоторые строки. Жанр Гражданская лирика. По стилю изложения разговорная речь, назидательная форма стихотворение напоминает народное предание. Центральная тема произведения Иллюстрация В.

Историческое значение «Бородино» состоит в том, что в этом произведении со всей настойчивостью, со всей поэтической определенностью поэт утверждает мысль о народе как главном деятеле всемирной истории. В нем отдельное, частное объединено общей идеей. Не Москва ль за нами? Умремте ж под Москвой, Как наши братья умирали! Солдат сумел в своем рассказе увидеть не просто батарею, на которой был, и не только один участок боя. Но не с командного пункта и не с вершины вечности, а со своей батареи. Поэт полностью перевоплотился в простого батарейца Бородинской битвы. Солдат-рассказчик Лермонтова говорит и от своего имени, и от имени всей армии, от имени страны. Это закреплено еле уловимыми переходами от «я» к «мы», что относится к высшим художественным достижениям поэта и поэзии: простое «я» рассказчика перерастает в «мы», не теряя себя и не растворяясь в нем. Лермонтов это делает с максимальным психологическим тактом и абсолютным чувством происходящего: Забил снаряд я в пушку туго, И думал: угощу я друга! Постой-ка, брат, мусью! Что тут хитрить, пожалуй к бою. В этой поэме замечательно все — как целое, так и любая частность. Прилег вздремнуть я у лафета, И слышно было до рассвета, Как ликовал француз. Но тих был наш бивак открытый: Кто кивер чистил весь избитый, Кто штык точил, ворча сердито, Кусая длинный ус. Это — уже чисто толстовская черта художественного изображения. И когда мы читаем о том, что Лев Толстой сказал: «Бородино» Лермонтова — зерно «Войны и мира», то это надо понимать и в идейном, и в художественном смысле. Необходимо еще сказать о чуткости поэта к характеру войны. В «Бородине» поэт рисует пойму справедливую, национальную, освободительную. Нашёл ошибку? Событие это отмечалось в России на государственном уровне. В церквях прошли молебны в память о погибших, а в августе состоялась торжественная закладка Храма Христа Спасителя в Москве в честь победы над французами. Михаил Юрьевич Лермонтов откликнулся на знаменательную дату стихотворением «Бородино». До Лермонтова многие поэты обращались к теме Отечественной войны. И сам Лермонтов в юном возрасте сочинил стихотворение «Поле Бородина». При всем разнообразии жанров эти произведений объединяет общий настрой. Будь то басня, солдатская или партизанская песня, ода или философское размышление, все они воплощали значимую тему, прославляя героев.

«Бородино» — читательский дневник по стихотворению М. Лермонтова

Историческое стихотворение «Бородино» Михаила Лермонтова было написано в 1837 году в честь 25-летия Бородинской битвы.

Описание книги для читательского дневника

Лермонтов Михаил ЮрьевичНазвание произведения: «Бородино»Жанр: стихотворение (баллада)Год написания: 1837Издательство: ПросвещениеГод издания: 2012

Главные герои и их краткая характеристика

Дядя (старый солдат) — пожилой артиллерист, участник Бородинского сражения. Молодой человек — с восторгом слушавший о подвигах предков.

Краткое содержание и сюжет

Юноша принялся расспрашивать своего дядю о событиях 1812 года. Старый солдат, прошедший от начала до конца всю войну с Наполеоном, стал рассказывать о наиболее значимом событии в истории этой войны – сражении возле деревни Бородино. Солдат с нескрываемым восхищением описывал отважных воинов, которых называл русскими богатырями. Он превозносил свое поколение, которому довелось хлебнуть горя в военных сражениях, о нынешнем же он говорил с некоторым презрением. Солдату тяжело вспоминать своих товарищей, которым не суждено было вернуться живыми с войны.

Бойцы не могли скрыть свое недовольство, когда узнали приказ главнокомандующего об отступлении российских войск. Они были полны решимости сражаться с неприятелем, посягнувшим на их родную землю. Но вскоре стало известно, что планы изменились, и было выбрано место для сражения.

Неподалеку от деревни Бородино в течение двух суток шли ожесточенные бои, но силы противников были все еще равны. Решающим оказался третий день Бородинского сражения, когда русская армия нанесла сокрушительный удар по войску Наполеона.

Однако радость победы была омрачена страшными потерями. Тем, кто выжил, пришлось испытать всю горечь утраты, подсчитывая погибших товарищей. Но, несмотря на тяжелые воспоминания, старый солдат гордится тем, что русский народ выстоял в этой битве и заставил неприятеля уйти ни с чем.

План пересказа

  • Вопрос юноши
  • Ответ дяди
  • Долгое отступление
  • Ворчание стариков
  • Большое поле
  • Новый редут
  • Подготовка к бою
  • Призыв полковника
  • Начало сражения
  • Горы тел
  • Барабанный бой
  • Сожаления дяди

Основная мысль

Сила русского народа в его беззаветной преданности Отчизне, страстном желании избавить родную землю от врага, неукротимой силе духа.

Чему учит

Стихотворение учит любить Родину, не жалеть жизни ради Родины, учит мужеству и героизму. Учит твердости духа и непримиримости в бою. Учит никогда не сдаваться. Учит патриотизму.

Это очень красивое и трогательное стихотворение об одной из самых кровопролитных битв Отечественной войны 1812 года. Оно рассказывает о мужестве русских воинов, которые умирали, но не отступали, и заставили себя бояться французов. Но дядя не совсем прав, и богатыри не перевелись на земле русской. И сейчас в тяжелую минуту найдется кому встретить врага.

Вывод и мое мнение

Стихотворение вызывает чувство гордости за наших предков, которые героически сражались с врагом, и не дали ему возможность завоевать родную землю.

Пословицы

  • Славна богатырями земля русская.
  • Богатыря узнаешь на поле брани.
  • Кто в бою не бывал, тот храбрости не испытал.
  • Бой святое дело — иди на врага смело.
  • Родина — мать, умей за нее постоять.

Средства художественной выразительности

Эпитеты: спаленная пожаром, грозной сечи, ночная тень, дым летучий, кровавых тел, русский бой удалый, протяжный вой, могучее, лихое племя. Метафоры: слуга царю, отец солдатам, ломить стеною, сверкнув очами, звучал булат, затрещали барабаны. Сравнения: двинулись как тучи, носились как тени, тряслась как груди. Олицетворения: картечь визжала. Метонимия: утро осветило пушки, постоим головою, сражен булатом.

История

Считается, что замысел стихотворения возник у автора ещё в 1832—1834 годах, когда на начальном этапе воплощения литературной идеи Лермонтовым было создано стихотворение «Поле Бородина». К 25-летнему юбилею Отечественной войны 1812 года и Бородинской битвы Михаил Лермонтов решил создать новое произведение, которое отличалось бы особым тематическим содержанием. Активная обсуждаемость известных событий и героического сопротивления народа России в год антинаполеоновской кампании в широких слоях общества обусловила проявление повышенного интереса к этому историческому периоду. В частности, Лермонтов в этот период много размышлял о судьбе народа в истории, о прошлом и настоящем России и её народа, о роли конкретного события в истории народа и страны. Анализируя этот аспект, В. Г. Белинский позже отмечал, что ключевой мыслью «Бородина» является «жалоба на настоящее поколение, дремлющее в бездействии, зависть к великому прошлому, полному славы и великих дел». Эта тема лермонтовского творчества получила чрезвычайно широкое распространение в этот период, она красной нитью проходит через многие его поэтические произведения второй половины 1830-х годов. Непосредственным поводом к написанию стихотворения послужило знакомство Лермонтова с воспоминаниями Афанасия Алексеевича Столыпина (1788—1864), ветерана Отечественной войны, который был младшим братом бабушки поэта. В какой-то степени образ отстранённого повествователя в стихотворении на прототипическом уровне пересекается с личностью Столыпина, несмотря на то, что нарративный компонент стихотворения представляется не офицером, а безымянным солдатом-рассказчиком, мудрым (всеведающим) и проницательным участником освободительной войны, что придаёт стихотворному тексту эпичность и мотивирует его фольклорное наполнение. Этот солдат-артиллерист весьма точно передаёт хоть и стихийные, но эпохальные настроения, характерные для беспристрастного народного начала, по определению являющегося внеличностным. Что касается красочного образа безымянного полковника, то его автор также не объективирует, однако в его чертах могут прочитываться прототипические личности Петра Багратиона, раненного на поле боя [источник не указан 2273 дня

], а затем и генерала от инфантерии Дмитрия Дохтурова, который заменил первого в сражении.[источник не указан 2273 дня ]

Именно народный облик солдата-рассказчика определяет неподражаемую сказовую манеру батального нарратива, которая получает органичное звучание. Такое своеобразное нарративное освещение исторической битвы придаёт ей эпохальный, универсальный масштаб, при этом само Бородинское сражение приобретает особую достоверность. Сперва ветеран описывает события, предшествовавшие самому сражению: длительное отступление русской армии, тщательный выбор места предстоящего сражения, подготовительные работы перед боем, клятва верности воинов своему патриотическому долгу

Далее автор акцентирует внимание на протяжённости ожесточённого сражения и передаёт психологическое и нравственное состояние русского войска после завершения боя. Непримиримый антагонизм двух временных культурно-исторических планов актуализирует авторский рефрен, являющийся ключевым для всего понимания стихотворения:

Автор обращается к поиску идеала в прошлом, тема искания эксплицитно заявлена в другом важном тексте Лермонтова: «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», который также был написан в 1837 году. Что касается стилевого наполнения стихотворения, то о нём достаточно ёмко и полновесно отозвался Белинский: «благороден, силен и полон поэзии»

Неизвестный автор переложил стихотворение Лермонтова на музыку, после чего оно получило широкое распространение как народная песня.

Подробный стиховедческий и культурно-исторический анализ поэтического текста М. Ю. Лермонтова представлен в труде литературоведа, театроведа и педагога Сергея Николаевича Дурылина «Как работал Лермонтов» (издан в Москве в 1934 году), а также в книге известного советского языковеда и литературоведа Виктора Владимировича Виноградова «Очерки по истории русского литературного языка» (Москва, 1938)

Следует обратить внимание на литературоведческое исследование Николая Бродского, которое посвящено именно этому стихотворению и называется «„Бородино“ Лермонтова и его патриотические традиции» (увидело свет в 1948 году) и на научную статью Л. В

Кутьевой «К изучению стихотворения Лермонтова „Бородино“», которая была опубликована в первом номере литературоведческого периодического издания «Русская словесность» за 1998 год.

Краткий анализ «Бородина» Лермонтова

Лермонтов написал очень много разных произведений, которые со временем стали популярными не только среди школьников, но и среди обычных людей. Но среди них имеется одно, которое передает все эмоции, которые ощущали солдаты на войне. И этим произведением является «Бородино». А ведь все эти эмоции не передать словами, да и эмоции тоже понять бывает очень сложно.

В кратком содержании “Бородино” описаны все события, которые произошли много лет назад. В это время наши солдаты воевали против Франции. Франция первая напала на русских солдат, и им ничего не осталось, как отбиваться всеми удобными способами. Именно Бородинская битва описывается во многих произведениях. Конечно же, никому не хочется признавать свое поражение, а это значит, что французы подумали, что они победили.

Но на самом деле русские хотя и потеряли большое количество солдат, но свою победу никому не отдали и забрали себе. Многие солдаты не вернуться домой, хотя их ждали не только родственники, но и друзья. Но этими ребятами можно гордиться, ведь они все сделали для того чтобы все остальные люди жили в мире и согласии и чтобы больше войны не было никогда.

И хотя Лермонтов родился намного позже, чем была война, но все равно ему удалось передать всю боль и страдания солдат на войне. Как они умирали, а также хоронили своих друзей, и как смерть забирала прямо на их глазах самых родных людей. именно поэтому многие могут подумать, что он там присутствовал и все записывал в тетрадь для того чтобы потом написать произведение и поведать об этом всему миру.

Если другие произведения Лермонтова написаны легко и просто, то данное произведение намного отличается от них. Здесь все повествование идет от простого и обычного солдата, который находится в самом пекле событий. Который прошел все это и вернулся домой живым, а теперь обо всем может рассказать и передать всю боль того времени.

Его обо всем спрашивает маленький племянник, которому все это очень интересно. Он говорит, что в то время даже молодежь была совсем другой и совсем не схожа с той, которая существует сегодня. Они видели и ощущали все совсем по-другому, да и относились ко всему с другими эмоциями. И пусть даже события очень страшные, но и вместе с тем замечательные и незабываемые.

Это интересно: Центральным персонажем романа И.А. Гончарова «Обломов» является Илья Ильич Обломов – это барин «тридцати двух лет от роду». Раскрытию его жизненной философии, образа существования, его психологии и посвящено произведение.

Настроение в армии перед сражением

Ветеран рассказывает о том, как будущие герои Бородинского сражения переживали отступление и сетовали на промедление и нерешительность командиров. Особенно «ворчали старики», помнившие победоносные суворовские походы. Для них особой вдохновляющей радостью было назначение главнокомандующим Кутузова — ученика великого полководца.

И вот было найдено «большое поле», удобное для ведения оборонительных действий, дающее преимущество над наступающим противником. Артиллеристы, в число которых входил и рассказчик, строят укрепление (редут) и ожидают появление французов. Войска Наполеона вышли к полю на следующий день.

Два дня между противостоящими сторонами ведется артиллерийская дуэль. Русские воины, расположившиеся на открытом биваке:

  • считают такие действия «безделкой»;
  • занимаются обыденными делами: чистят обмундирование, готовят оружие к бою;
  • жаждут настоящего боя с использованием картечи и штыков.

Тест по стихотворению

  1. Вопрос 1 из 7

    В каком году было написано стихотворение «Бородино» и что послужило причиной его написания?</h3>

    • <label>В 1822 году, 40-летие царя Николая I</label>
    • <label>В 1833 году, юбилей бабушки поэта</label>
    • <label>В 1837 году, 25-летие Отечественной войны 1812 года</label>
    • <label>В 1840 году, в честь подвига дедушки поэта</label>

(новая вкладка) Жанр: стихотворение Читайте анализ других стихотворений Михаила Лермонтова:»Три пальмы»»Ангел»Главные герои стихотворения «Бородино» и их характеристика

  1. Дядя. Пожилой артиллерист, участник Бородинского сражения.
  2. Молодой человек. С восторгом слушавший о подвигах предков.

План пересказа стихотворения «Бородино»

  1. Вопрос юноши
  2. Ответ дяди
  3. Долгое отступление
  4. Ворчание стариков
  5. Большое поле
  6. Новый редут
  7. Подготовка к бою
  8. Призыв полковника
  9. Начало сражения
  10. Горы тел
  11. Барабанный бой
  12. Сожаления дяди
  • https://kratko.rustih.ru/mihail-lermontov-borodino/
  • https://obrazovaka.ru/books/lermontov/borodino
  • https://briefly.ru/lermontov/borodino/
  • https://obrazovaka.ru/chitatelskiy-dnevnik/borodino.html
  • http://coolchtivo.blogspot.com/2019/10/blog-post22.html
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
ГДЗ 8 класс
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: