✨ небо и звезды

Михаил лермонтов — небо и звезды - rd-74.ru

Анализ стихотворения Звезда М. Лермонтова

Образ звезды присутствует в творчестве многих поэтов и писателей. Если говорить о начале 19-

го века, то и Жуковский («Утренняя звезда»1818г), и Пушкин («К Чаадаеву»), использовали этот образ в своей лирике. И Лермонтов не исключение. В1830 году он пишет сразу несколько поэтических произведений, самим ярким образом которых является звезда. Среди них стихотворение «Звезда». Если для Пушкина звезда – это символ надежды, свободы, то у Михаила Юрьевича это тоже символ надежды, но навеянный романтическими чувствами к возлюбленной. Стихотворение Лермонтова, написано под влиянием любовного чувства, которое автор испытал к Екатерине Сушковой. Сама Сушкова вряд ли любила Лермонтова. Современники описывают ее кокетливой и ветреной девушкой, вскружившей головы многих молодых людей. Все дело, видимо, во впечатлительности автора, мечтающего о настоящей любви. В193- ом году поэт писал Лопухиной: «Должен вам признаться, с каждым днем все больше убеждаюсь, что из меня ничего не выйдет со всеми моими прекрасными мечтаниями и неудачными шагами на жизненном пути…». Может быть, это и о любви? Обратимся непосредственно к тексту стихотворения. Читая его, мы представляем героя, влюбленного, не уже не мечтающего об ответных чувствах. «Уж он(взгляд) давно закрылся от меня»,- признаётся герой, но образ любимой живет в его сердце, в нем еще тлеют надежды, оживающие при виде ночной звезды. Основанием для таких рассуждений служат метафоры (..Твой слабый луч, сражаясь с темнотой, несёт мечты душе моей больной…), (.она к тебе летает…), составляющие1- ую строфу, являющуюся, по сути, монологом, обращенным к далекой звезде. Надежда возвышает лирического героя, боль забывается, приходит ощущение легкости. Утешает мысль, что ты не одинок в своих мечтаниях: сколько людей луч звезды наталкивает на похожие размышления. Во второй строфе монолога лирический герой признается, что не может забыть образ возлюбленной, ее «взгляд, исполненный огня», влечет к себе, притягивает так же, как слабый луч ночного светила. Он мечтает вновь увидеть любимую, хотя понимает прекрасно, что это «огонь» уже не обращен к нему. И здесь возникает противоречие Написано стихотворение пятистопным ямбом, облегчающим восприятие авторской мысли. После второй стопы используется цезура – ритмическая пауза, характерная при обращении. Пятистопный ямб придает стихотворению мелодичность, характер неторопливого размышления о жизни, чувствах, переживаниях. Композиционное деление произведения на две части, катрены, подчеркивает контраст между легкостью в душе при ночного светила и взволнованным состоянием лирического героя при воспоминании о любимой. Думаю, легко от понимания, что звезда, пусть и далекая, будет освещать наш путь всегда своими слабыми лучами. И поэту по душе его неяркий свет, способный рассеять темноту и подарить свободу. В отличие от любимой, которая может оказаться недосягаемой. Хотя, мне кажется, лирическому герою и не нужно покоя, взволнованность и мятежность души более характерны для него. Мечты, созданные его воображением, ближе его сердцу. Лермонтов, как обычно, недоговаривает. Но, может быть, в недосказанности, присущей лирику, и кроется таинственная сила его произведений. Кстати, у Лермонтова есть еще одно стихотворение под таким же названием «Звезда», которое по строению очень похоже на это, но там последние строки не дают никакой надежды: «Я без надежд к нему взирал». Как будто лирический герой ставит себя перед фактом, разрушает все мечтания, убеждается в их бессмысленности. И тут уже по-настоящему становится грустно.

«Выхожу один я на дорогу…» М. Лермонтов

Выхожу один я на дорогу; Сквозь туман кремнистый путь блестит. Ночь тиха. Пустыня внемлет богу, И звезда с звездою говорит.

В небесах торжественно и чудно! Спит земля в сиянье голубом… Что же мне так больно и так трудно? Жду ль чего? Жалею ли о чем?

Уж не жду от жизни ничего я, И не жаль мне прошлого ничуть. Я ищу свободы и покоя! Я б хотел забыться и заснуть!

Но не тем холодным сном могилы… Я б желал навеки так заснуть, Чтоб в груди дремали жизни силы, Чтоб, дыша, вздымалась тихо грудь,

Чтоб, всю ночь, весь день мой слух лелея, Про любовь мне сладкий голос пел, Надо мной чтоб, вечно зеленея, Темный дуб склонялся и шумел.

Анализ стихотворения «Закружилась листва золотая…»

В стихотворении «Закружилась листва золотая…» (1918) природа предстает гармоничной, целостной. Это тонкий акварельный рисунок с преобладающими светлыми тонами. Интонация — «теплая», задушевная. Первая строфа — «запевная», завораживает своей красочностью («листва золотая», розоватая вода на пруду) и неожиданностью сравнения:

Закружилась листва золотая В розоватой воде на пруду. Словно бабочек легкая стая С замираньем летит на звезду.

Во второй строфе появляется ролевой герой — «ветер-отрок» — и действует смело, решительно по отношению к очеловеченной красавице-березке. Третья строфа не такая яркая, как две первые, она более реалистическая. Только сравнение синего сумрака со стадом овец нарушает равновесие обычной картины умолкающего, утихающего деревенского вечера. «Прохлада» — «синий сумрак» — «смолкший сад» — звучащий и замирающий бубенец — образы-реалии, традиционные, как сама жизнь, называются влюбленным в них автором.

Астрономические метафоры

Страсть к астрономии и небесным телам пронизывает стихотворение Михаила Лермонтова «посреди небесных тел». В произведении автор использует множество астрономических метафор, добавляя им глубину и символический смысл. Рассмотрим несколько ключевых моментов, где прослеживается эта тематика.

1. «Встал зрак зари воскресенья…»

С первых строк стихотворения автор создает образ восхода солнца, который в свою очередь является астрономической метафорой нового начала, света и надежды. Завершение предшествующего дня и наступление нового подобно прекрасному событию на небосклоне.

2. «И мир Его в объятьях принимает игру, / И цветет в детской смели.»

В данной строке автор ассоциирует мир, окружающий нас, с небесной сферой, где планеты играют свои роли и складываются в увлекательное зрелище. Небо, подобно детской смели, ярко и беспечно расцветает во всей своей красе.

В ходе стихотворения Лермонтов также использует метафоры, сравнивая человеческие чувства и состояния с астрономическим явлениями: внутренний мир человека отражается в небе, звезды становятся символами высших идеалов и страстей.

Астрономические метафоры, использованные в стихотворении «посреди небесных тел», помогают создать образную панораму человеческого существования и его взаимосвязи с бесконечностью вселенной.

Анализ стихотворения «Небо и звезды» Лермонтова

Произведение «Небо и звезды» Михаила
Юрьевича Лермонтова – сочетание экспериментальной формы с глубиной философской
лирики.

Стихотворение написано в 1831 году. Его
автору исполнилось в эту пору 17 лет, он студент университета с похвальными
оценками по гуманитарным предметам. Осенью этого года он лишился отца, умершего
от чахотки. По жанру – элегия, дума, по размеру – дактиль без рифм, 3 строфы.
Лирический герой – сам автор. Образы просты и вечны. Помимо тех, что стали
названием стихотворения, есть еще: ребенок, счастье, люди. Поэт стремится к
безыскусной красоте. Интонация человека, заговорившего после потока долгих
одиноких слез. В ней чувствуется беззащитность и детскость: чисто небо, ясны
звезды. Сравнение: как счастье ребенка. Для героя это, видимо, самое высокое
сравнение из всех существующих. Анафора: ясны (в заключительной строфе она
выражена словом «только»). Междометие «о!» и восклицание подчеркивают
удрученность героя. Ему примерно 17 лет и он желал бы, чтобы его радость и
принятие жизни вновь стали бы такими, как в раннем детстве. Разные события
могли его настроить на минорный лад: смерть матери, разлука с отцом, а теперь и
его смерть, поиск своего призвания, дружбы, две восторженные влюбленности,
отрезвленные насмешливостью или холодностью избранниц его сердца. Конечно, чтение
Д. Байрона также не прошло даром. Вторая строфа – воображаемый диалог с людьми,
обществом, знакомыми, родными. Здесь применен прием параллелизма: «Чем ты
несчастлив?» И ответ: я человек!.. В этом пятистишии есть и инверсия (скажут
люди), и вопрос с ответом: чем ты-тем я, простонародное обращение «добрые
люди», парадоксальное сравнение. Наконец, в 3 строфе констатация факта: люди
зависть питают. Их привлекает статус, власть, материальные блага, внешность. Но
герой смотрит не на них, а вверх. «Завидую звездам». Более того, «их место
занять бы желал». В сиянии этих небесных тел он видит подлинную простоту,
мудрость, величие. В их молчании куда больше смысла, чем в беседах людей. Свой
путь им известен, и они не отклоняются от него. Есть здесь и некоторый вызов,
очередное противопоставление себя обществу, возможно, даже толпе. Финальная
строка звучит вполне пророчески: на литературном небосклоне М. Лермонтов такой
звездой стал.

Впервые стихи «Небо и звезды» М. Лермонтова
были опубликованы в «Библиотеке для чтения» уже после смерти поэта.

Poem declaimed in Russian by I. Kvasha:https://www.youtube.com/watch?v=FmqibDI8K6k

Особенности второй части поэмы

Вторая глава произведения раскрывает перед читателем всю прелесть картины, связанной с весенними луговыми работами. Сюжет от зимнего периода года плавно переходит к весеннему пейзажу – это формирует логичное повествование. Так как именно весна идет после зимы, согласно природному календарю. Именно эти строки показывают весь глубинный характер русского народа, совмещенный с обычными трудовыми будними днями. Сергей Есенин, как большинство классиков начала ХХ века, старается максимально четко передать эти особенности, чтобы читатель смог по-настоящему понять исконно русскую душу.

В строках описана и богатырская удаль молодых людей, и способность достойно веселиться в минуты отдыха, и врожденная сердечность. Автор показывает, что настоящая русская душа тепло относится ко всему, а деревенские парни и девушки гармонично сливаются с природой.

В строках используется выразительное сравнение, яркие и четкие метафоры, которые запоминаются после первого же прочтения. К примеру, угли-очи или подкованные брови. Именно здесь прослеживается мастерство автора – он сумел максимально лаконично передать читателю задор, который есть как в жизни русского народа, так и в его творчестве.

Анализ стихотворения Есенина «Гори, звезда моя, не падай…»

Стихотворение «Гори, звезда моя, не падай…» относится к поздней лирике Есенина, для которой характерны пессимистические настроения и предчувствие близкой смерти. В рассматриваемом тексте герой тоскует по ушедшей молодости, предсказывает собственную скорую гибель, подводит итоги оставшихся позади лет. Начинается произведение с обращения к звезде. Оно тесно связано с народными поверьями, бытовавшими на Руси. Согласно им, когда человек рождается, загорается звезда. Небесное светило сопровождает его на протяжении всей жизни. Гаснет звезда – уходит в мир иной человек. Философские размышления в стихотворении соединяются с описанием элементов типичного среднерусского пейзажа. На дворе стоит август, в воздухе уже чувствуется приближение осени, тишина, царящая в полях, наполняется «рыдалистою дрожью» пока не улетевших на юг журавлей.

Важнейшая тема произведения «Гори, звезда моя, не падай…» — тема смерти. Она появляется уже в первой строфе вместе с упоминанием кладбищенской ограды, за которой «живое сердце не стучит». В пятой строфе лирический герой утверждает, что вскоре предстоит ему лежать «под низким траурным забором». По его словам, в том нет ничьей вины. В предпоследнем четверостишии говорится о могиле, на которой будет стоять «серый камень с веселой надписью в стихах», поставленный друзьями. В финальной строфе герой сам пишет себе эпитафию, звучащую следующим образом:
…Любил он родину и землю,
Как любит пьяница кабак.
В этих строках переплетаются два значительных для поэзии Есенина мотива – родной земли и кабака. На протяжении всего творческого пути Сергей Александрович не переставал воспевать Россию. Широко известно его высказывание: «Чувство Родины – основное в моем творчестве». В поздней лирике Есенина большую роль играет тема кабака. Герой стихотворений, ей посвященных, — «московский озорной гуляка», любитель выпивки, скандалист, человек не совсем уж плохой, но без пяти минут окончательно пропащий. При этом хаос, царящий в питейных заведениях, Сергеем Александровичем воспринимался как хаос, присущий и стране в целом.

Характер позднего творчества Есенина напрямую связан с его психическим состоянием. К тридцатилетнему рубежу поэт подошел, будучи в депрессии, запутавшись в отношении к миру и окружающим людям. Надежды на спасение были связаны с женитьбой на Софье Андреевне Толстой, но они не оправдались. В итоге 28 декабря 1925 года Сергей Александрович покончил с собой в номере петербургской гостиницы «Англетер».

Сергей Александрович Есенин – поистине великий русский поэт. Он погиб молодым – в возрасте 30 лет, но тем не менее успел внести огромный вклад в развитие литературы в России.

Последний год жизни оказался весьма трудным для поэта: он много болел, поссорился с несколькими коллегами, пролежал почти месяц в психиатрической клинике, против него было возбуждено несколько уголовных дел.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ

Эксперты сайта Критика24.ру Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Это, конечно, отразилось и на его творчестве. Тема смерти постоянно поднималась в его последних произведениях, среди которых и стихотворение «Гори, моя звезда, не падай…», написанное 17 августа 1925 года.

При прочтении этого произведения можно представить характерный предосенний русский пейзаж: золотеющая осень, готовящиеся к отлету журавли. Но помимо того, читателю представляется и кладбище, где лирический герой размышляет о жизни и смерти.

Все стихотворение построено на антитезе «живое» — «мертвое»: живое сердце, курлыканье журавлей, песнь про отчий край и отчий дом, ласковое пламя противопоставляются образам смерти, кладбища, траурного забора, надгробья, погребальной грусти. Но герой не хочет умирать, он просит звезду, которая выступает в роли символа жизни, не переставать гореть, придумывает шуточную эпитафию (в которой, кстати, в очередной раз выражена любовь Есенина к России):

Любил он родину и землю,

Как любит пьяница кабак.

Стихотворение написано четырехстопным ямбом с использованием перекрестной рифмовки. В нем поэт использует такие средства выразительности, как метафоры (ты светишь августом и рожью, сердце превратится в прах), эпитеты (холодные лучи, рыдалистая дрожь, золотеющая осень, ласковое пламя, погребальная грусть), олицетворение (осень плачет), сравнение (любил он родину и землю, как любит пьяница кабак).

Обновлено: 2017-09-23

Внимание!

Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter. Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям

Спасибо за внимание.

Анализ стихотворения Николая Рубцова «Звезда полей»

В данном произведении повествование ведётся от первого лица, то есть главным и лирическим героем является сам писатель.

По строкам видно, что тот размышляет об одиночестве и грусти, и это не удивительно. Николай Михайлович вырос и был воспитан в детском доме, из-за чего это оставило большой отпечаток в его памяти.

Образ звезды в произведении олицетворяет Родину, её красоту, неповторимость и роль в жизни человека. Строки стихотворения соединяют в себе небесное и земное, неизбежное и переходящее, поднимают для всех больную тему одиночества.

Стихотворение «Звезда полей» многие признают одним из лучших, отражающим пейзажи севера в русской поэзии.

Основным настроением, которое задаёт данное стихотворение — чувство волнения за одиноких людей, за тех, кто лишён веры и надежды.

Также в произведении проскальзывает чувство некой защищённости. Звезда полей помогает заблудшему страннику найти правильный путь, освещает ему дорогу.

Средства выразительности

Традиционны для Лермонтова образные, живые эпитеты: “чудное желание”, “молодая душа”, “святая песня”, “безгрешные души”, “райские сады”, “непритворная хвала”, “скучные песни”. Интересна метафора, объединяющая небесные объекты в “толпу”, именно так на небе и располагаются месяц, звёзды и тучи. В первой и в последней строфе стихотворения анафора придаёт ему музыкальность и элегичность: “и тихую песню он пел, и месяц, и звезды, и тучи толпой…”, “И долго на свете томилась она, желанием чудным полна, и звуков небес заменить не могли ей скучные песни земли…”. Инверсия в предложениях делает лирическое повествование более торжественным, возвышенным, помогает выделять интонационно важные мысли: “О Боге великом он пел, и хвала его непритворна была”. Антитеза, подчинённая общей идее стихотворения, подчёркивает контраст между “святой песнью” ангела и “скучными песнями земли”. Само описание “блаженства небес” противопоставлено миру “печали и слёз”, что придаёт элегии философскую направленность, связанную с библейскими мотивами.

Анализ стихотворения Михаила Лермонтова «Небо и звезды»

С детства Лермонтов отличался не только мечтательностью, но и замкнутостью. Его внутренний мир был настолько богатым и разнообразным, что будущий поэт вполне справедливо полагал — он рискует быть непонятым теми, кто находится рядом. Приоткрыть дверь в собственную душу Лермонтов мог лишь в стихах, доверяя бумаге свои самые сокровенные мысли и чувства.

Стихотворения-рассуждения характерны для раннего периода творчества поэта. К ним относится и произведение под названием «Небо и звезды», написанное в 1931 году. В свои 17 лет поэт остро ощущает, что глубоко несчастлив. Он тщетно пытается найти причины такого душевного состояния, и приходит к выводу, что виной всему его особенная, утонченная натура, которая способна чувствовать даже то, что другим не под силу. Именно по этой причине, любуясь ночным звездным небом, автор поражается его безмятежности и умиротворенности. Оно напоминает Лермонтову о счастливых детских годах, проведенных в родительском доме, когда жизнь казалась полной открытий и удивительных событий. Именно по этой причине, обращаясь к своему молчаливому собеседнику, поэт восклицает: «О! для чего мне нельзя и подумать: звёзды, вы ясны, как счастье моё!».

Лермонтов пытается понять, почему именно он чувствует себя несчастным, однако для этого нужно честно и прямо признаться себе во многом. Этого юный поэт сделать пока не в состоянии, поэтому он убежден, что все его беды происходят лишь из-за того, что он – человек. Безмолвные и холодные звезды на черном небе не могут чувствовать и страдать, они лишены эмоций. Человеку в этом отношении гораздо сложнее, потому что он не в состоянии оставаться равнодушным, когда болит душа. Сам Лермонтов, несмотря на юный возраст, уже успел это испытать в полной мере, став жертвой кокетства Екатерины Сушковой. Неразделенная любовь – еще одна причина, по которой юный поэт не может просто так восхищаться звездным небом и получать удовольствие от романтической ночи, совершенной в своей тишине.

Безусловно, Лермонтов не лишен чувства прекрасного, и он понимает, насколько этот мир красив и безупречен

Однако эстетический аспект в данном случае не интересует юного поэта, который обращает внимание на самые неприятные и коварные черты человеческой натуры. «Люди друг к другу зависть питают», — отмечает автор, подчеркивая при этом, что ему хочется занять место небесной звездочки, чтобы избавить себя от душевных терзаний. Анализы других стихотворений

Анализы других стихотворений

  • Анализ стихотворения Бориса Пастернака «Снег идет»
  • Анализ стихотворения Александра Блока «Снежное вино»
  • Анализ стихотворения Сергея Есенина «Собаке Качалова»
  • Анализ стихотворения Александра Пушкина «Сожженное письмо»
  • Анализ стихотворения Михаила Лермонтова «Солнце»

Чисто вечернее небо,

Ясны далекие звезды,

Ясны как счастье ребенка;

О! для чего мне нельзя и подумать:

Звезды, вы ясны, как счастье мое!

История создания

Доподлинно не известно, что послужило мотивом к созданию автором стихотворения “Ангел”. По одной из версий, Лермонтов соотносит образ ангела с образом своей матери Марии Михайловны, которая умерла, когда мальчику было три года. Её колыбельная, чистые и светлые воспоминания, нежность и теплоту поэт помнил всю жизнь. Написанное в шестнадцатилетнем возрасте (1831 год) стихотворение поэт отобрал для печати в своём единственном сборнике стихотворений. Оно было очень значимо для автора, имело некий особый смысл и характер для всего творчества поэта. Впервые опубликовано было в 1839 году. Образ матери, несущей новую жизнь, отождествляется с прекрасным ангелом, который стал главным героем стихотворения.

Жизнь и трагическая смерть

Жизнь Михаила Юрьевича Лермонтова, великого русского поэта, была наполнена яркими событиями и эмоциями. Родившись 15 октября 1814 года, он рано потерял отца, а мать воспитывала его в любви к литературе и искусству. С детства Лермонтов проявлял чувствительность и талант. Его первые стихотворения были написаны в возрасте 14 лет, и они уже отличались глубиной и остросюжетностью.

Поэт считается одним из главных представителей романтизма в русской литературе. Его произведения отличаются насыщенными эмоциями и философскими размышлениями о жизни, любви, смерти. Лермонтов часто обращался к темам борьбы, справедливости и свободы. Его стихи отражают сложность внутреннего мира поэта, его сомнения и непримиримость к недостаткам общества.

Трагическая смерть Михаила Лермонтова произошла 27 июля 1841 года. Он был убит в дуэли на Кавказе, в Овдинской роще. Смерть поэта стала настоящим потрясением для всего русского общества. Многие его поклонники и друзья не могли принять эту трагедию, и считают его смерть великой утратой для русской культуры.

Легенда и реальность

Смерть Лермонтова окружена легендами и загадками. Очень мало свидетельств о происшествии сохранилось. Согласно официальной версии, Лермонтов провоцировал своего соперника, высмеивая его в стихах. И то, что в конечном счете привело к смертельной ране. Впрочем, есть те, кто сомневается в объективности этой версии и полагают, что Лермонтов был жертвой заговора либо одинокой ненависти.

Но несмотря на вопросы и сомнения, смерть Михаила Лермонтова оставила незабываемый след в истории русской литературы. Его творчество остается актуальным и по сей день, и его стихи продолжают вдохновлять и трогать сердца читателей.

Художественный анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова «Ангел»

Стихотворение «Ангел» было написано М. Ю. Лермонтовым в 1831 г., когда поэту было всего шестнадцать лет. Оно было навеяно воспоминаниями о колыбельной песне, которую поэт в раннем детстве слышал от матери, рано ушедшей из жизни.

Стихотворение состоит из четырех четверостиший (шестнадцать строк), каждое из которых представляет собой одно предложение, по смыслу самостоятельное, но в то же время связанное с другими предложениями по принципу подобия или контраста.

Контрастное противопоставление мира небесного (звуков небес, песни ангела) всему земному возникает в сознании читателя в конце второго четверостишия: хвала его непритворна была.

Слово непритворна появляется так неожиданно, звучит таким диссонансом по отношению к мелодии, которая возникла под влиянием песни ангела, что читатель как бы спотыкается о него.

Этот диссонанс создается не только лексическим значением слова, но и его звуковым обликом: в нем дважды встречается звук , который противопоставлен мелодичному, музыкальному звуку , повторяющемуся в стихотворении более 20 раз (а звук — всего 5 раз, из них дважды — в слове непритворна).

В третьем и четвертом четверостишии идет речь не только о небе, но и о земле. Мир земли противопоставлен образу неба как мир печали и слез. Лермонтов выражает свое отношение к нему словами скучные песни земли. Поэт не случайно выбирает выразительный глагол томилась, говоря о душе, принесенной ангелом на землю.

Музыкальность, гармония подчеркиваются порядком слов: стихотворение состоит из двусоставных предложений с прямым порядком расположения главных членов в трех первых частях, который можно изобразить схемой . И только для последнего четверостишия использован обратный порядок: .

Особую музыкальность придают этому стихотворению не только ритм, рифмы, порядок слов, но и отбор слов, в которых повторяется согласный . Возможно, не случайно и то, что звук встречается всего 5 раз (непритворна, безгрешных, райских для мира). И появление слов с этим звуком создает диссонанс, переносит читателя «с небес на землю».

Наряду со стилистически нейтральными словами Лермонтов употребляет слова поэтические, высокие: внимать, небеса, кущи райских садов, младая, хвала. Эти слова придают стихотворению и музыкальность, и приподнятость, торжественность.

Отметим также употребление многосоюзия в первой строфе (И месяц, и звезды, и.

тучи) — стилистической фигуры, состоящей в намеренном повторении одного и того же союза в предложении, благодаря чему подчеркивается роль каждого однородного члена предложения, создается единство перечисления, усиливается выразительность речи.

В заключение заметим, что это лермонтовское произведение было любимым стихотворением Б. Л. Пастернака, поэта, чутко воспринимавшего мир звуков, у которого тоже «слово музыкой звучало…».

Ангел

По небу полуночи ангел летел

И тихую песню он пел;

И месяц, и звезды, и тучи толпой

Внимали той песне святой.

Он пел о блаженстве безгрешных духов

Под кущами райских садов;

О Боге великом он пел, и хвала

Его непритворна была.

Он душу младую в объятиях нес

Для мира печали и слез;

И звук его песни в душе молодой

Остался — без слов, но живой.

И долго на свете томилась она,

Желанием чудным полна;

И звуков небес заменить не могли

Ей скучные песни земли.

Примечания

По предположению Р.М. Акульшина, стихотворение написано под впечатлением от русской песни «День тоскую, ночь горюю…». Он вспоминал, что однажды в редакции журнала «Красная новь» Есенин услышал, как они с В.Ф. Наседкиным пели дуэтом русские песни, и, по его словам, «вернувшись домой, Есенин под впечатлением прослушанных в редакции песен» написал это стихотворение (газета «Новое русское слово», Нью-Йорк, 1949, 30 января, № 13428). Сходные сведения приводит в своих воспоминаниях и В.Ф.Наседкин (см. Восп., 2, 307). Однако этот рассказ находится в определенном противоречии с датой автографа: в августе, когда было написано стихотворение, Есенин находился в Баку.

Иначе рассказывала про обстоятельства создания этого и следующего стихотворения С. А. Толстая-Есенина. Она вспоминала, что стихи были написаны в Мардакянах, близ Баку, когда они жили там у пригласившего их П.И. Чагина: «В то время Есенин очень плохо себя чувствовал. Опять появилось предположение, что у него туберкулез. Он кашлял, худел, был грустен и задумчив. Настроениями и разговорами этих дней навеяны оба эти стихотворения» (Восп., 2, 261).

Рецензируя номер журнала, где было напечатано это и ряд других стихотворений Есенина, М.Г. Майзель писал: «Стихотворный раздел представлен пятью авторами (среди них С. Есенин, Клычков и др.), которые дали ряд ординарных стихотворений. В таком окружении не трудно выделиться „рыдалистым“ строкам Есенина, который, монополизировав грусть и печаль всей современной русской литературы, достигает в этой тоскующей лирике больших успехов» («Красная газета», веч. вып., Л., 1925, 26 ноября, № 286).

Анализ стихотворения «Неуютная жидкая лунность»

В 1925 году С. Есенин среди грустных и самых, может быть, искренних стихотворений о любви («Клен ты мой опавший… », «Какая ночь! Я не могу… », «Не гляди на меня с упреком… », «Ты меня не любишь, не жалеешь… » и др.) написал стихотворение «Неуютная жидкая лунность» — тоже грустное, прощальное, но в нем он прощается не с женщиной, а с деревянной Россией. В стихотворении семь четырехстрочных строф, в которых поочередно меняются кадры. Перед глазами читателей проплывают пейзажные картины, окрашенные в серые тона («Неуютная жидкая лунность», «Тоска бесконечных равнин», «усохшие вербы» у дорог; «бедность полей»; «чахоточный свет луны»; когда-то воспетые поэтом избы теперь превратились в «лачуги»; мелькает образ волочащейся по полям страны сохи). Ненавистной поэту становится «тележная песня колес», немилым «очажный огонь». Все уходящее, патриархальное С. Есенин словно «сбрасывает с корабля современности», декларируя отказ от поэтизации нищеты («равнодушен я стал к лачугам»), приемлет, хотя и колеблясь, индустриальный прогресс, и одновременно высоко ценит мораль, культуру прошедших веков, хочет видеть деревянную Русь процветающей.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
ГДЗ 8 класс
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: