Образы и символы
Образ осени в лирике Фета приобретает особое значение, ведь он ассоциируется с автобиографией поэта: увядание отражает старость. Осень запечатлена не только в пейзаже за окном, но и в душе человека. Она безотрадна и печальна, но бывают дни, когда проступает былая жажда жизни, и осень неистовствует в страсти, потому что чувствует, что умирает, и терять ей нечего.
Лирический герой описывает состояние своей души, хоть прямых указаний в тексте на это нет. Он наделяет время года человеческими чертами: осень стареет вместе с человеком, хотя времени года не свойственны страсть или печаль. Все это проекция души самого автора.
«Русь советская», анализ стихотворения Есенина
Поэзия Сергея Александровича Есенина настолько лирична и напевна, что сразу ложится на музыку. Не случайно на его стихи написано столько известных песен. При этом никто не берётся положить на музыку стихи Александра Блока или Владимира Маяковского. а если такое случается, то подобные творения не приживаются в обществе: их никто не исполняет, а произведения так и остаются лирическими, а не музыкальными шедеврами.
Еще Максим Горький писал, что Сергей Есенин не столько человек, «сколько орган, созданный природой для выражения неисчерпаемой «печали полей», любви ко всему живому в мире и милосердия». Пожалуй, в этом и состоит основной конфликт Есенина со своей эпохой: конфликт «живого» и «железного». Видимо, в этом и заключается причина того, отчего поэзия Есенина воспринималась официальной идеологией как чуждая и враждебная, а сам Есенин, революцию принявший («приемлю все»), воспринимал «чужую юность» как сильного врага.
Ощущение своей ненужности выразит Сергей Александрович во всех произведениях, написанных в 1924-1925 годах, но особенно хочется выделить стихотворение «Русь советская». написанное поэтом после его возвращения из-за границы и поездки в мае 1924 года в свое родное село Константиново вместе с близким другом Александром Сахаровым, которому и посвящено это лирическое признание.
Само название – «Русь советская» — звучит несколько декларативно, как будто бы поэт наконец решился сказать о своем отношении к новой стране, новой власти и политическому строю. Однако после прочтения становится понятно, что герой этого стихотворения – человек, потерявший прошлое, но так и не обретший будущее. Как написал позже в статье «Памяти Есенина» Юрий Анненков, «творческая пружина Есенина, разворачиваясь, натолкнулась на грани эпохи и – сломалась». Действительно, лирическая пружина творчества Сергея Есенина могла по-настоящему развернуться только в обществе, где человек гармонирует с природой. Такая гармония ощущается в ранних стихах Есенина — «В хате». «С добрым утром!». «Берёза» .
Эти произведения помогают понять, каково теперь состояние героя, вернувшегося в родное село, где теперь все по-другому: «другие юноши поют другие песни». «воскресные сельчане … свою обсуживают «жись»
«хромой красноармеец … рассказывает важно о Будённом, о том, как красные отбили Перекоп». Автору удается очень точно передать контекст эпохи послереволюционных лет и времени после Гражданской войны. Но, наверное, самым неприятным открытием для героя становится тот факт, что здесь нужны «агитки Бедного Демьяна»
а его «поэзия здесь больше не нужна». и, видимо, сам он тоже здесь не нужен. С иронией герой восклицает:
Но, наверное, самым неприятным открытием для героя становится тот факт, что здесь нужны «агитки Бедного Демьяна». а его «поэзия здесь больше не нужна». и, видимо, сам он тоже здесь не нужен. С иронией герой восклицает:
Какого ж я рожна Орал в стихах, что я с народом дружен?
Это напоминает ситуацию с героем романа И. С. Тургенева «Отцы и дети», когда Базаров, утверждал, что он хорошо знает народ, а сам в их глазах был «чем-то вроде шута горохового».
Герой есенинского стихотворения чувствует себя в своей собственной стране иностранцем. Наверное, поэтому так много звучит в произведении риторических вопросов и восклицаний. Они помогают передать внутренние размышления героя и помогают выразить отношение самого автора. Испытавший разочарование герой утешает себя тем, что пел тогда «когда был край мой болен» .
А потом без ложной скромности заявляет, что он гражданин села, которое «лишь тем и будет знаменито, что здесь когда-то баба родила российского скандального пиита». Но это всё бравада. Осознавая, что выпадает из «обоймы» новой эпохи, герой не просто смиряется со своей участью, он как будто благословляет юных, «здоровеющих телом». а рассуждая о душе, признается, что отдаст «всю душу октябрю и маю». но лиры милой не отдаст. Скорее всего, здесь выражена позиция самого поэта, вынужденного принять перемены в общественном строе, но не желающего писать об этом в своих произведениях.
Зато он верит, что рано или поздно «пройдёт вражда племён» (видимо, так Есенин оценил Октябрьскую революцию), и тогда он получит возможность воспевать Всем существом в поэте
Шестую часть земли С названьем кратким «Русь».
Осознавая необходимость происходящих перемен, Сергей Есенин всё-таки даже в этих последних строчках подчёркивает свою приверженность прошлому, используя старинное слово «Русь».
История создания
У этого стихотворения нет особенной истории создания, поскольку оно не относится к каким-то конкретным событиям в жизни Плещеева. Весна, как известно, случается со всеми нами каждый год. Но именно в России, где зимы особенно суровы, вы можем по-настоящему наслаждаться этим временем года, ведь мы замечаем резкие перемены, которые происходят в природе и в людях. Оттаивает снег, и вместе с ним – оттаивают человеческие чувства, приходят вдохновение и радость. На волне таких светлых эмоций Алексей Плещеев в 1872 году написал прекрасно стихотворение, в котором восхитился весенними изменениями и обрадовался теплу – климатическому и душевному.
Анализ №1
Это стихотворение оригинально сочетает в своих строках пейзажную, психологическую и социальную лирику.
Рассказчик находится в той точке стихотворения и времени, когда уже ручьи бегут, тает снег, но ещё не поют соловьи, деревья ещё без листьев. Но поэт точно знает, что уже скоро весна полностью вступит в свои права.
В момент стихотворения небо уже по-весеннему чисто, солнце светит теплей и ярче. Можно радоваться, что злые бури надолго ушли. Весна, теплая погода, солнечный свет всегда ассоциируются у людей с добротой, молодостью, свежестью.
Автор приходит от описания внешнего к своим ощущениям. Человек также вместе со всей природой возрождается, чувствует прилив оптимизма: сердце бьется радостно. Кажется, что все заботы унесла зима, а впереди лишь счастье.
И у всех вокруг похожие ощущения: весёлые лица, счастливые взгляды. Особенно рады окончанию зимы те, у кого больше нет повода для радости – бедняки, трудяги. Несмотря на свой тяжкий труд, они радуются весне, как празднику. Также радуются весне беззаботные птички и дети – для них это абсолютно естественно.
Конечно, поэт использует такие устаревшие сейчас слова как «лазурь», «взор». Написано это произведение в конце девятнадцатого века, когда социальный вопрос стоял особенно остро в России.
Пожалуй, это самое известное стихотворение Плещеева о весне, но поэт создал ещё несколько произведений с аналогичным названием.
Например, одно описывает старый сад в разгар весны. Здесь уже всё зелёное, всё цветёт – сад возродился. Он полон ароматов, бабочек, пчёл, птиц. Восхищенный рассказчик почти плачет от восторга, он ощущает высшую силу во всём. В стихотворении много описаний и восклицаний.
Другое произведение начинается с песни жаворонка. Она снова предвещает приход весны. Её, как милую и долгожданную гостью, рады поприветствовать все. Даже старики, даже несчастные – все, хоть на мгновение, но улыбнутся.
Третье раскрывает окно в весенний сад. В нём всё прекрасно, радостно и вольно. На его весенние просторы хочется сбежать автору из душных комнат, от продажных и подлых людей. Русскую природу он называет стыдливой, а народ – воскресшим. Несколько раз поэт восклицает: «В поля!»
У Алексея Плещеева ещё множество стихотворений, посвященных этому прекрасному времени года, хотя они уже и под другим названием. Видно, что именно весна вдохновляла Алексея Николаевича. Теперь его стихи вдохновляют читателей.
Выразительные средства
Стихотворение построено на противопоставлении зимы и весны, насыщено простыми, близкими к фольклорным, эпитетами: метелей злых, тяжкий труд, резвых деток, беззаботных птичек. Согласуются с фольклорной традицией и уменьшительно-ласкательные суффиксы: деток, птичек.
В «Весне» встречается инверсия: засвищут скоро соловьи. Олицетворения также привычны и просты: бегут ручьи, лес оденется, унесла зима. Как перифраз, за которым скрывается время года, употребляется выражение: пора метелей и бурь. Стук сердца сравнивается с ожиданием, а восклицание «Весна!» становится риторическим. Значение некоторых слов может быть не совсем понятным: миновала, взор.
Стихотворение отличается реализмом, герои его и чувства узнаваемы и понятны любому читателю. Для поэта весна — символ надежды, объединения всего живого, преображения человека. В стихотворении автор соединяет пейзажную лирику с гражданской, время года с временем перемен.
Стихотворение Плещеева А. Н. «Весна» — классическое произведение отечественной поэзии XIX века, одна из вершин русской пейзажной лирики. Оно прочно вошло в круг детского чтения, стало источником вдохновения для П. И. Чайковского, который положил его на музыку для своего цикла «Шестнадцать песен для детей».
—————
—————
—————
Конец стихотворения – все стихи в оригинале.
Стихотворная библиотека. Становитесь участником и публикуйте свои собственные стихи прямо здесь
Стихотворное чудовище – многоязычный сайт о поэзии. Здесь вы можете читать стихи в оригинале на других языках, начиная с английского, а также публиковать свои стихи на доступных языках.
Poetry Monster, 2021. Стихи на английском.
Найти стихотворение, читать стихотворение полностью, стихи, стих, классика и современная поэзия по-русски и на русском языке на сайте Poetry.Monster.
Read poetry in Russian, find Russian poetry, poems and verses by Russian poets on the Poetry.Monster website.
Блог редактора Poetry Monster о политике, экономике, русском языке
Внешние ссылки
Yandex – лучший поисковик на русском языке
Qwant – лучий поисковик во Франции, замечателен для поиска на французском языке, также на других романских и германских языках
Анализ стихотворения Плещеева «Весна»
Образ весны в русской литературе тесно связан с обновлением природы и ее удивительным преображением. Эта тема волновала многих поэтов, которые не переставали удивляться тому, насколько мудро устроен наш мир, и сколько радостных открытий он может подарить тому, что умеет видеть и чувствовать прекрасное. Стихи, посвященные первым солнечным лучам, тающему снегу и сочной молодой траве, есть у многих поэтов. Однако самим знаменитым из них по праву считается произведение Алексея Плещеева «Весна», написанное в 1872 году.
В первой строфе этого стихотворения чувствуется пусть едва заметные, но необратимые изменения в природе. Слежавшийся и почерневший снег превращается в веселые ручьи, а автор выражает надежду, что «засвищут скоро соловьи и лес покроется листвою». Чистое голубое небо и яркое солнце ассоциируются у поэта не только с наступающей весной, но и свидетельствуют о том, что «пора метелей злых и бурь опять надолго миновала». И это вызывает в душе автора ощущение неподдельного счастья, его сердце стучит сильнее «как будто ждет чего-то»
. Вместе с зимой, по мнению Плещеева, уходят заботы и горести. Даже несмотря на то, что впереди предстоит довольно сложный период полевых работ, «все лица весело глядят». Ведь весна несет с собой не только новые ощущения, но и надежды на лучшее для тех, «чья жизнь – лишь тяжкий труд и горе». Под такими людьми Плещеев подразумевает крестьян, которым весна дает возможность заложить основы личного благополучия и обеспечить себя хорошим урожаем. Именно поэтому люди с нетерпением и радостью ждут начала посевной.
Противопоставляя угрюмую зиму и теплую весну, Плещеев отмечает, что жизнь по законам природы является естественной и разумной
. Поэтому не стоит пренебрегать ими, чтобы не лишать себя возможности быть в гармонии с окружающим миром. Именно эту гармонию особенно остро, по наблюдениям автора, чувствуют дети и птицы, которые с восторгом реагируют на то, как преображается все вокруг, и это чувство новизны дает силы жить, мечтать, верить и стремиться к лучшему.
Каждая строчка стихотворения «Весна» наполнена теплотой, искренним счастьем и умиротворением
. Алексею Плещееву мастерски удалось передать эти ощущения и создать целостную картину преображающегося мира, в котором важна каждая мелочь, будь то «беззаботных птичек пенье» или же «резвых деток звонкий смех». И именно эти детали, на которые многие из нас в повседневной жизни не обращают внимания, дают возможность в полной мере ощутить, насколько жизнь может быть привлекательной, если уметь ценить то, что она дарит каждому человеку.
Анализ стихотворения Плещеева Весна 5 класс по плану
План
1. История создания
2.Жанр
3. Основная тема
4.Композиция
5.Размер произведения
6.Выразительные средства
7.Основная мысль
1. История создания. Произведение «Весна» было написано Плещеевым в 1872 г. К теме весеннего пробуждения природы обращались многие русские поэты. Рассматриваемое стихотворение принадлежит к наиболее удачным произведениям, посвященным весне.
2. Жанр произведения — лирическое стихотворение.
3. Основная тема — весеннее обновление природы и чувства, которые оно пробуждает в каждом человеке. Автор бесконечно рад тому, что миновала злая и холодная зима. Природа оживает под лучами весеннего солнца. Вместе с природой от забот очищается душа, в ней просыпаются новые надежды и мечты. Важным моментом стихотворения является упоминание о людях, «чья жизнь — лишь тяжкий труд и горе». Автор не забывает о простых крестьянах. Он считает, что их тяжелое положение также скрашивается наступлением весны. Главными же глашатаями весны являются птицы и дети. Их «звонкий смех» и «пенье» — торжественный гимн, посвященный очередному сказочному преображению природы.
4. Композиция. Стихотворение делится на три части. Оно открывается изображением оживающей весенней природы. Во второй части автор описывает человеческие чувства, возникающие в это время. В финале происходит слияние человеческого и природного торжества.
5. Размер произведения — четырехстопный ямб.
6. Выразительные средства. Автор применяет яркие эпитеты («ярче», «резвых», «звонкий»), которые создают ощущение праздника. Описывая природные явления, Плещеев использует олицетворение («лес оденется», «бегут ручьи»). Значительно усиливает впечатление противопоставление «злых метелей» «яркому солнцу».
7. Основная мысль произведения — неизбежное наступление счастья. Плещеев показывает, что приход весны способен оживить не только природу, но и душу человека, которая забудет все свои печали и горести.
Анализ стихотворения «Зимняя дорога» Александра Пушкина
Стихотворенияе «Зимняя дорога» Александра Пушкина
А. С. Пушкин одним из первых среди отечественных поэтов удачно сочетал в своих произведениях пейзажную лирику с личными чувствами и переживаниями. Примером этого служит знаменитое стихотворение «Зимняя дорога». Оно было написано поэтом во время поездки в Псковскую губернию (конец 1826 г.).
Поэт совсем недавно был освобожден из ссылки, поэтому находится в печальном настроении. Множество бывших знакомых отвернулось от него, свободолюбивые стихотворения не пользуются популярностью в обществе. К тому же Пушкин испытывает значительные финансовые затруднения. Окружающая поэта природа также наводит тоску. Автора совершенно не радует зимняя поездка, даже обычно веселый и ободряющий «колокольчик… утомительно гремит». Заунывные песни ямщика обостряют грусть поэта. Они представляют собой чисто русское оригинальное сочетание «разгулья удалого» с «сердечной тоской».
Нескончаемые российские версты, отмечаемые путевыми столбами, утомительно однообразны. Кажется, что они могут тянуться всю жизнь. Поэт ощущает необъятность своей страны, но это не приносит ему радости. Слабый огонек представляется единственным спасением в непроглядном мраке.
Автор предается мечтам об окончании путешествия. Возникает образ таинственной Нины, к которой он и едет. Исследователи не пришли к единому мнению, кого Пушкин имеет в виду. Некоторые считают, что это дальняя знакомая поэта С. Пушкина, с которой его связывали любовные отношения. В любом случае автора согревают воспоминания о женщине. Он представляет себе жаркий камин, интимную обстановку и уединение с любимой.
Возвращаясь к действительности, поэт с грустью отмечает, что скучная дорога утомила даже ямщика, который уснул и оставил своего барина в полном одиночестве.
В каком-то смысле «зимнюю дорогу» Пушкина можно сравнить с его собственной судьбой. Поэт остро чувствовал свое одиночество, он практически не находил поддержки и сочувствия своим взглядам. Стремление к высоким идеалам – вечное движение по необъятным русским просторам. Временные остановки в пути можно считать многочисленными любовными романами Пушкина. Они никогда не были долгими, и поэт был вынужден продолжать свое утомительное путешествие в поисках идеала.
В более широком смысле стихотворение символизирует общий исторический путь России. Русская тройка – традиционный образ отечественной литературы. Многие поэты и писатели вслед за Пушкиным использовали его в качестве символа национальной судьбы.
Композиция
Разделенное на две части, произведение начинается с отсылки у Гоголю – “опять” мчится Русь-тройка, сама не понимая, куда. Лирический герой понимает, что его страна – нищая и серая, но все равно любит ее, не задумываясь о причинах этого чувства.
И он, безусловно, восхищается ею – вне зависимости от того, кто ею правит, она стойко переносит все невзгоды, только грустит немного больше. Основная проблема, которую ставит в своем произведении Блок, – это несение своего креста. То есть, в его понимании, родившись в России, нужно и жить в этой стране, и свои чувства также посвящать ей. Она при этом остается неизменно прекрасной в глазах любящего ее сына – этой мыслью и завершается первая часть стиха.
Вторая часть – всего шесть строк. В нем появляется мотив дороги, но он не закольцовывает композицию, ведь если в первой строфе Россия мчалась куда-то, то теперь Блок видит расстилающуюся перед ней дорогу в светлое будущее. И хотя песня ямщика все так же звучит острожной тоской, но в дорожной дали мелькает надежда – взор красавицы.
Центральные персонажи
Как уже было сказано, центральный образ стихотворения – Русь. Она настолько одухотворена, что кажется самостоятельным персонажем, высшей сущностью, любимой, матерью, невестой.
Второй персонаж – лирический герой, проходящий и пробегающий её просторы в жажде познать некую высшую красоту, духовную истину, открытую только любящим сердцам.
Наконец, в завершении стихотворения появляется «рать святая». Это могут быть ангелы, архангелы, мученики и праведники, охраняющие Русь, её святые покровители. Поэт представляет разговор с ними, но не мыслит, что земную родину можно покинуть, даже если за это ему обещают рай.
История создания
В литературной среде России в 40-х годах XIX века Плещеев считался олицетворением идеала гражданской поэзии. В молодые годы Алексей Николаевич был увлечён революционными идеями и за участие в подпольной деятельности в 1849 году отправился в ссылку служить рядовым солдатом в воинской части под Оренбургом.
Вернуться в Москву и возобновить литературную деятельность он смог лишь десять лет спустя, в 1859 году. Несмотря на жёсткий полицейский надзор, он снова сошёлся с политической оппозицией, сотрудничал с журналом Некрасова «Современник» и участвовал в работе организации «Земля и воля».
В 1868 г. Николай Некрасов организовал в столице издание нового журнала «Отечественные записки» и вновь пригласил Плещеева к сотрудничеству. Через несколько лет поэт переехал в Петербург, где принял активное участие в общественной литературной жизни, много писал и переводил. В частности, его заинтересовала работа по развитию издательства учебной и художественной литературы для детей. Стихотворение «Весна» Алексей Плещеев написал в 1872 году для детского сборника «На праздник», который вышел в свет в следующем году.
Анализ стихотворения Плещеева «Былое»
Большинству русских читателей имя Алексея Николаевича Плещеева (1825 – 1893) известно по социально-политическим произведениям и переводам западноевропейских авторов. Однако перу этого поэта принадлежат и чудесные стихотворения о детстве.
Одним из таких добрых светлых произведений является «Былое» 1858 года. По настроению оно напоминает «Детство» И. З. Сурикова и имеет похожий сюжет. Повествование ведётся от первого лица. В стихотворении рассказывается о том, как лирический герой, услышав песенку, которую исполняют маленькому ребёнку, погружается в воспоминания. С помощью живописных метафор и ярких эпитетов поэту удаётся воссоздать очарованный мир своего детства так, что читатель может сам прочувствовать его грусть по ушедшим годам.
У произведения необычная структура. Оно состоит из четырнадцати трёхстиший, объединённых попарно последними строками в строфе, благодаря чему схема стихотворения приобретает вид aab ccb, dde ffe и т. д.
«Былое» начинается с рассказа о настоящем. Вот лирический герой проводит читателя в свою скромную обитель:
Ночи бледное светило
Кротким светом озарило
Комнатку мою.
Мы понимаем, что это уничижительное отношение связано с несчастьем, бедностью героя. Поэтому-то он так чётко слышит звуки напева – стены дома тонкие, а в соседней, такой же крошечной, комнате лежит больное дитя, которому мать поёт песенку. Из текста произведения мы можем только догадаться, что голос принадлежит юной женщине, потому что поэт ничего не называет напрямую, используя язык метафор: «Голосок так чист и звонок…»
Детство, куда нежный напев уносит мысли лирического героя, поэт так же не упоминает. Вместо этого он называет его «годами счастья и свободы», «годами светлых грёз». Мы можем понять, что именно о ранних годах идёт речь из образа «в уголке уютном сказки».
Поэт рассказывает о детских впечатлениях, используя олицетворения, ведь многие дети, обладающие живым воображением, наделяют разные предметы и явления душой. Поэтому деревья в воспоминаниях могут шептать, а волна – роптать как нахмурившийся человек:
Помню лес… деревьев шепот,
И волны стемневшей ропот,
И мерцанье звезд.
Стихотворение завершается там же, где и началось, образуя кольцо. Лирический герой возвращается в день сегодняшний, досадуя, что теперь ему не уснуть. Но читатель не чувствует обиды в строках. Говоря о песне, которая подарила ему эти тревожные воспоминания, и о ребёнке, невольно ставшем их причиной, поэт использует аллитерации с мягкими сонорными согласными («л», «р», м»: «малютка», «смолк», «сильнее», «слышу»). Благодаря этому читатель тоже проникается нежностью к героям произведения.
Приёмы выразительности
Стихотворение «Весна» состоит из пяти строф, написанных четырёхстопным ямбом. Это двусложный размер с повторяющимся ударением на второй слог. В каждом четверостишии прослеживается строгая перекрёстная рифма (А-Б-А-Б). Здесь нет никаких новаторских приёмов, текст написан простым живым литературным языком, в нём можно выделить характерные для многих стихов приёмы:
- эпитеты — выразительные определения: «злые», «резвые», «звонкий»;
- инверсия — перестановка слов в предложении: «уж тает снег, бегут ручьи…»;
- метафора — высказывание в переносном смысле: «читаешь в каждом взоре…»;
- сравнение, например, «сердце… стучит, как будто ждёт кого-то»;
- интересная эмоциональная пунктуация: тире, многоточия, три восклицательных знака.
Рассмотрение скрытого настроения стихотворения
А.Н. Плещеев в своем стихотворении «Весна» передает радость и веселье, который приносит приход весны. Однако, современный читатель может прочитать это произведение и заметить скрытое настроение.
Стихотворение передает не только красоту и уникальность прихода весны, но также и эпоху, в которой произведение было создано. Таким образом, некоторые слова и выражения, используемые Плещеевым, могут иметь более тонкое, скрытое значение.
Например, в последних строках стихотворения Плещеев использует фразу «мягкое наступленье весны». Данное выражение может быть понимаемо как позитивное настроение, однако, оно может быть также переведено как вторжение. Это может отражать общую эпоху жизни Плещеева, когда на Русь вторглась восточная цивилизация
В целом, стихотворение «Весна» А.Н. Плещеева контролирует читателя через свое скрытое настроение, заставляя ощущать двусмысленность, когда читатель должен оценивать не только язык произведения, но и исторический и культурный контекст России, в то время как Плещеев пишет свое стихотворение.
Анализ №1
Это стихотворение оригинально сочетает в своих строках пейзажную, психологическую и социальную лирику.
Рассказчик находится в той точке стихотворения и времени, когда уже ручьи бегут, тает снег, но ещё не поют соловьи, деревья ещё без листьев. Но поэт точно знает, что уже скоро весна полностью вступит в свои права.
В момент стихотворения небо уже по-весеннему чисто, солнце светит теплей и ярче. Можно радоваться, что злые бури надолго ушли. Весна, теплая погода, солнечный свет всегда ассоциируются у людей с добротой, молодостью, свежестью.
Автор приходит от описания внешнего к своим ощущениям. Человек также вместе со всей природой возрождается, чувствует прилив оптимизма: сердце бьется радостно. Кажется, что все заботы унесла зима, а впереди лишь счастье.
И у всех вокруг похожие ощущения: весёлые лица, счастливые взгляды. Особенно рады окончанию зимы те, у кого больше нет повода для радости – бедняки, трудяги. Несмотря на свой тяжкий труд, они радуются весне, как празднику. Также радуются весне беззаботные птички и дети – для них это абсолютно естественно.
Конечно, поэт использует такие устаревшие сейчас слова как «лазурь», «взор». Написано это произведение в конце девятнадцатого века, когда социальный вопрос стоял особенно остро в России.
Пожалуй, это самое известное стихотворение Плещеева о весне, но поэт создал ещё несколько произведений с аналогичным названием.
Например, одно описывает старый сад в разгар весны. Здесь уже всё зелёное, всё цветёт – сад возродился. Он полон ароматов, бабочек, пчёл, птиц. Восхищенный рассказчик почти плачет от восторга, он ощущает высшую силу во всём. В стихотворении много описаний и восклицаний.
Другое произведение начинается с песни жаворонка. Она снова предвещает приход весны. Её, как милую и долгожданную гостью, рады поприветствовать все. Даже старики, даже несчастные – все, хоть на мгновение, но улыбнутся.
Третье раскрывает окно в весенний сад. В нём всё прекрасно, радостно и вольно. На его весенние просторы хочется сбежать автору из душных комнат, от продажных и подлых людей. Русскую природу он называет стыдливой, а народ – воскресшим. Несколько раз поэт восклицает: «В поля!»
У Алексея Плещеева ещё множество стихотворений, посвященных этому прекрасному времени года, хотя они уже и под другим названием. Видно, что именно весна вдохновляла Алексея Николаевича. Теперь его стихи вдохновляют читателей.
Предварительный просмотр:
Чтение стихотворения А. Плещеева «Весна».
Дидактическое упражнение «Когда это бывает?».
Цель:
Познакомить детей со стихотворением А. Плещеева «Весна». Учить называть признаки времен года.
Часть 1.
Воспитатель:
Ребята, скажите, пожалуйста, какое сейчас время года?
Дети:
Весна!
Воспитатель:
Правильно, ребята. Ярче светит солнышко, растаял снег, бегут ручейки, вернулись из «теплых стран» перелетные птицы.
Замечательный русский поэт Алексей Николаевич Плещеев о приходе весны писал так:
Весна.
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною…
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!
Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало,
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала.
Воспитатель:
Воспитатель:
Ребята, а давайте вспомним, как Алексей Николаевич Плещеев писал об осени:
Осень.
Осень наступила,Высохли цветы,И глядят унылоГолые кусты.
Вянет и желтеетТравка на лугах,Только зеленеетОзимь на полях.
Часть 2.
На столах перед детьми лежит цветочек из картона (символ весны) и жёлтый кленовый листок (символ осени).
Воспитатель:
Ребята, давайте поиграем? Перед вами лежат цветочек и листочек. Я буду называть признаки весны или осени, а вы, если я назвала признак весны — показывайте мне цветочек, а если осени — листочек.
Травка зеленеет, солнышко блестит… (весна)
Стало холоднее, высохли цветы… (осень)
Уж тает снег, бегут ручьи… (весна)
Вянет и желтеет травка на лугах… (осень)
Птицы прилетели к нам из «теплых стран»… (весна)
Воспитатель:
Какие вы молодцы! У нас получилась красивая цветочная весенняя полянка и осенний яркий листопад!
Часть 3.
Подвижная игра «Скворечники».
Воспитатель:
Ребята, одним из первых с приходом весны из «теплых стран» к нам прилетают скворцы. А люди изготовляют для них домики-скворечники (показать на картинке скворца и скворечник).
Что-то мы, ребятки, с вами засиделись! Давайте еще немного поиграем. Выходите все ко мне сюда (в игровую зону).
Ход игры.
В игровой зоне стоят заранее приготовленные стулья с приклеенными изображениями скворечников (на один меньше чем детей).
Воспитатель:
Вы, ребятки, будете птичками-скворцами, а эти стульчика ваши домики – скворечники.
Вы бегаете, машете крылышками и поете песенку «Чив-чив-чив…». Когда я скажу вам «По домам!», вы бежите к стульчикам, садитесь на них. Кто-то из детей остается без скворечника.
Игра проходит три раза.
Заканчивая игру, воспитатель ставит еще один стульчик, стульчиков и детей становится равное количество.
Воспитатель:
Какие хорошие скворцы из вас получились. Садитесь на свои места.
Итог.
Воспитатель:
Вы большие молодцы! Славно потрудились! Похлопайте себе в ладоши!
«Русь советская»: анализ стихотворения Есенина
В маленькой поэме «Русь советская»» (1924) трагедия распада времен и разрыва поколений становится смысловым центром произведения и объяснением трагедии поэта. По своей тональности поэма как бы разделяется на три части — элегическую, эпическую и лирическую, несколько отличающиеся, кстати, и стихотворным размером.
Вначале, в «элегической» части, с приглушенной болью лирический герой, возвратившийся в свой «край осиротелый», признается:
Я никому здесь не знаком,
А те, что помнили, давно забыли.
И виноват в этом забвении «тот ураган», что пронесся над страной и унес многих из поколения поэта, кому он был знаком, близок и дорог. И даже не с кем «поделиться / Той грустной радостью, что я остался жив». И постепенно нарастает чувство горечи и возмущения односельчанами, деревенской родиной за то, что они видят в нем лишь «пилигрима угрюмого» и не признают великого российского поэта.
Но голос разума останавливает обиду сердца, обиду непризнания: изменилось время, пришло другое поколение, и дело в самом поэте, который перестал понимать своих односельчан. «В своей стране я словно иностранец».
Далее, в «эпической части», возникают картины изменившейся жизни села: в воскресенье крестьяне собираются не у церкви, а у волостного правления «обсуживать» «жись», хромой красноармеец «непонятным» языком вещает бабам о Буденном и Перекопе, крестьянский комсомол под гармонику поет уже и не частушки, а «агитки Бедного Демьяна». Но сквозь это незнакомое просвечивает прежний лик родной стороны:
Уж вечер. Жидкой позолотой
Закат обрызгал серые поля.
И ноги босые, как телки под ворота,
Уткнули по канавам тополя.
Или: «И клены морщатся ушами длинных веток».
И последний эпизод — поют не его, крестьянина-односельчанина, песни, а «чужого» им по естеству пролетарского агитатора Демьяна Бедного (немало и лично навредившего Есенину) — взрывает лирического героя стихотворения, обнажая трагедию его поэтической души.
Вот так страна!
Какого ж я рожна
Орал в стихах, что я с народом дружен?
Моя поэзия здесь больше не нужна,
Да и, пожалуй, сам я тоже здесь не нужен.
Короткий страстный всплеск сменяется грустно-элегической нотой: поэт успокаивает себя тем, что — пусть он сейчас не нужен — он был нужен и пел родному краю раньше, в самые трудные времена, «когда был край мой болен».
Заключительные четыре строфы — чисто лирические, проникнутые жизнеутверждающим пафосом приятия незнакомой жизни и убежденностью в бессмертности поэта и его искусства. Эти строфы наполнены пушкинским духом, они содержат осознанные параллели с пушкинскими стихами. Это эстетический манифест и поэтическое завещание-памятник.
Поэт находит в себе нравственные силы признать и благословить все перемены «родины милой»: «Приемлю все. / Как есть все принимаю»,— приветствовать молодое незнакомое племя-поколение: «Цветите юные! И здоровейте телом!» — признав их право на «иную жизнь» и «другой напев», даже презрев при этом собственную жизнь и судьбу:
А я пойду один к неведомым пределам,
Душой бунтующей навеки присмирев.
Единственное, чем он не поступается и что, вослед Пушкину, готов отстаивать до конца, — свобода творчества, независимость поэта, его право на собственную песню:
Готов идти по выбитым следам.
Отдам всю душу октябрю и маю,
Но только лиры милой не отдам.
И в последней строфе поэт утверждает свою верность — навсегда, на все времена — своей главной и единственной поэтической теме — родине, России. Но последняя строфа — это и выход из трагизма сегодняшних дней поэта прозрением будущего — вечного бытия его поэзии и воспетой в его стихах Руси. Эти строки — прямая параллель со второй строфой пушкинского «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» Неотрывность Есенина от родины, Руси в заключительном аккорде поэмы воплотилась в мысль, что бессмертие его как поэта — в бессмертии воспеваемой им Руси.
Композиция и жанр
Анализ стихотворения «Весенняя гроза» Тютчева будет неполным без упоминания о его построении. Это удивительное сочинение совсем небольшое, состоит из четырех строф. Строфой называют определенное количество строк, которые объединяются общей рифмой. В данном случае автором используется четырехстишие.
Первая строфа дает определение темы и знакомит с главным образом — грозой. Вторая и третья строфа — это описание самой стихии. В четвертой строфе явление грозы ассоциируется с божественным началом. Все строфы гармонично перетекают одна в другую. В последней части автор пытается предугадать мысли читателя по поводу происходящего. По поводу жанра стоит отметить, что это обычное лирическое стихотворение.