В чем смысл стихотворения?
Смысл этой работы А. Фета состоит в том, чтобы мужественно и спокойно встречать все удары судьбы и посылаемые их испытания. От них все равно никуда не деться, также как дуб и береза не могут избежать наступления зимы. Все, что человек может сделать, это набраться смелости и упорства. Только эти качества смогут помочь человеку пережить все невзгоды, а потом пойти дальше по пути, который уготовила ему жизнь. В стихотворении «Учись у них…» А. Фет раскрыл красоту и силу природы. Он говорил о том, что человеку следует уважать природу и учиться у нее стойкости и мудрости. Ведь дуб и береза знают, что рано или поздно свою борьбу они проиграют: деревья не вечны, а зима как наступала до них, так и будет наступать после них. Однако они все равно продолжают стойко встречать холода каждый год, чтобы потом радоваться весне и лету. Ведь смысл в том, чтобы наслаждаться хорошими моментами жизни, а плохие – просто проживать и забывать о них, не терзая свою душу ожиданием новых испытаний и горестей.
Образы и символы
Лирический герой стихотворения «Какая грусть!» – это человек с большим жизненным опытом, у которого богатое прошлое, именно поэтому он воспринимает свою настоящую жизнь как завершение пути.
Зачастую лирический герой и автор произведения – одно лицо, либо они очень похожи. Если рассуждать о Фете и его лирическом герое, тоже можно сказать, что они похожи. Но схожесть эта настолько скрытая, что сразу ее трудно разглядеть.
В данном стихотворении герой описан как человек, проживший жизнь, а, значит, он далеко не молод. В то время как автор, на момент написания стихотворения, находится в более молодом возрасте, ему 42. Получается, что возраст лирического героя отражает «душевный» возраст поэта, его состояние на тот момент.
В анализируемом стихотворении можно выделить два главных образа – это зима и душа, внутренние переживания лирического героя. Автор проводит между ними параллель.
В стихотворении встречается довольно много символов. Дорога символизирует жизненный путь или какую-то определенную черту, границу. Строки о конце аллеи, который «исчез в пыли», вероятно, говорят об исчезновении преграды, которая ранее разделяла лирического героя с его мечтой, с тем, что он видел во сне. Его сладкое сновидение прерывает наступление утра, привносящее в душу героя чувство тоски, опустошенности и одиночества. Белое небо, белое поле и одинокий ворон из второго четверостишия передают пустоту, образовавшуюся в душе автора.
«И на душе не рассветает,
В ней тот же холод, что кругом…»
Символом надежды в стихотворении выступает рассвет. Но автор пишет, что «на душе не рассветает», значит, надежды нет, душа скована холодом.
Но следующие строки опровергают это – лирический герой все же надеется, хотя и робко — надежда только тлеет, являя собой символ грядущего возрождения.
Последние строки стихотворения рисуют четкую картину ожиданий: бури проходят мимо, думы чисты, а вокруг – весна. Как символ молодости и обновления.
Жанр, направление, размер
По жанровой принадлежности стихотворение «Какая грусть!» несомненно принадлежит пейзажной лирике. Поэт передает читателю свои эмоции и чувства через описание природы.
Фет, создавая данное творение, приправил его легкими нотками импрессионизма. При чтении его, мы чувствуем ощущения автора, которые вызывает у него созерцание природы. Поэт проводит параллель между человеком и природой, сравнивая холод зимы и холод души.
Направление его творчества исследователи называют «чистым искусством».
Стихотворение «Какая грусть!» написано четырехстопным ямбом. Рифмовка использована перекрестная, мужская и женская рифмы поочередно сменяют друг друга.
Любовная лирика Фета. Музыкальность поэтической речи
В написанной во время романтических встреч с Марией Лазич элегии «Шепот, робкое дыхание…» (1850 г.) переплетены между собой отдельные детали, говорящие о природе и любви человека: шепот влюбленных, вечер с соловьиными трелями, колыхание серебристой глади «сонного ручья», «ночные тени» и изменение выражения «милого лица», утренняя заря в дымке тучек, цвета которой переданы в метафорах «пурпур розы», «отблеск янтаря». При полном отсутствии глаголов есть динамика и развитие действия от заката до рассвета. Отдельные штрихи пейзажных зарисовок и любовного свидания, дополняя друг друга, передают гармоническое единение человека и природы.
Избегая автобиографичности, Фет о любви писал максимально отстраненно и обобщенно, но трагическая нота утраты любимой звучит почти в каждом произведении любовной лирики, что было отзвуком душевной драмы, связанной с гибелью Марии Лазич. В стихотворении «Когда читала ты мучительные строки» (1887 г.) поэт пытается представить последние мысли любимой, читающей послание о его пылающем сердце. Метафорический образ загорающейся зари в полуночной темноте перед ней, к которой«невольно взор тянуло», словно как предзнаменование, что без нее «там человек сгорел» душой, остался с выжженным сердцем.
Мария Лазич
В стихотворении «Alter ego» («Второе Я»), написанном в 1878 г.–обращение к любимой, которая своей «душой младенческой поняла» силу его поэтического дара, и осознание того, кем была для него та, без которой «суждено влачить» существование, но их «нельзя разлучить» и суждено встретиться на высшем суде.
Фету было уже почти семьдесят лет, но он сам писал, что не изменил своим чувствам, «до старости глубокой… раб твоей любви», хотя «память и твердит», что их «разлучила могила». Обращается к любимой, как к живой, верит, что и она его не забыла.
Даже в преклонные годы Фет писал о любви, как юноша, чем вызывал немало насмешек. Но у него были так живы и сильны воспоминания, что даже спустя сорок лет после романтического события в своей жизни он написал стихотворение «Качели», а критики, не понимая силы его памяти и особенностей любовной лирики,пошло злословили об «разыгравшихся старичках».
В лирике Фета звучание слова не менее важно, чем его значение, он использует звукопись, в том числе аллитерацию и ассонанс, ритмику, повторы, что придает стихотворениям песенное звучание и мелодичность. Так в стихотворении «Сияла ночь» передана игра на музыкальном инструменте и пение: «рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали», издавая «рыдающие звуки»
Многие композиторы создавали романсы на стихи Фета, в том числе и Чайковский, который отмечал музыкальность поэтической речи Фета, которую считал эталоном, а его самого назвал «поэтом-музыкантом», который не ограничен «пределами слова». Самыми знаменитыми романсами стали «На заре ты ее не буди», «Я пришел к тебе с приветом», «Уноси мое сердце в звенящую даль», «Я тебе ничего не скажу» и множество других.
Композиция
Композиционный строй стихотворения представлен пятью строфами. Они, в свою очередь, делятся на три части, каждая из которых несет определенный смысл.
- 1-ю часть составляют две первые строфы, выполняющие функцию введения и создающие у читателя определенный настрой. Здесь автор сообщает о своем душевном состоянии, используя образы природы. Восклицание «Какая грусть!» в начале стихотворения четко передаёт основной мотив переживаний автора. Дальнейшие переживания настолько «тонкие», еле уловимые, что Афанасий Афанасьевич воспользовался «пейзажем» для точности и честности.
- 2 часть – это 3-я и 4-я строфы. Здесь происходит плавный переход от пейзажа к душевным переживаниям. По Фету, холод душевный сравним с зимней стужей. 4-е четверостишие «прозрачное», без очевидных параллелей. Поэт прямо пишет о своей надежде на то, что душа его помолодеет.
- 3 часть – это последнее четверостишие стихотворения. Автор с помощью метафоры описывает «удивительный край», который надеется увидеть:
«Где бури пролетают мимо,
Где дума страстная чиста…»
Третье четверостишие содержит мысли автора о настоящем, о том, к чему он пришел. Пятая – о том, что было раньше.
Значение творчества Фета
Несмотря на нападки демократической критики, которая считала поэзию Фета бессодержательной, бесцельной и пустой из-за отсутствия социальных мотивов и гражданского пафоса, творчеству Фета давали высокую оценку Толстой, Достоевский, Тургенев и др. Фет был не созвучен своей общественной эпохе, не совпадал взглядами со временем и модой. Не понятый многими своими современниками, он определил развитие поэзии XX в., став предвестником зарождения течения символизма.
Словарь
1. Пантеон – храм, посвященный богам
2. Рачительный – трудолюбивый, умеющий заниматься хозяйством
3. Эпиграмма – небольшое произведение, высмеивающее что-то
4. Аллитерация – используемые для звуковой выразительности повторы согласных звуков
5. Ассонанс – многократный повтор гласных звуков, усиливающих мелодику звучания
6. Пафос – наивысший подъем воодушевления
Краткая история создания
В 1877 году родилось стихотворение Фета «Сияла ночь». История создания этого произведения необычна и трогательна. Строчки посвящены молодой девушке, почти ребёнку, в которую когда-то был влюблён Фет — Марии Лазич. Офицер был без ума от Мари, дочери мелкого, очень бедного помещика. Но обстоятельства, планы и положение А. Фета не позволили соединиться двум сердцам. Впоследствии девушка погибла при пожаре, а поэт навсегда сохранил в своей памяти образ очаровательной юной красавицы, которая, сидя у окна в гостиной, играла на рояле, а за окном сияла ночь.
Позднее, женившись на обеспеченной женщине, Фет признавал, что потерял самую большую любовь своей жизни. Раскаяние и легло в основу стихотворения «Сияла ночь».
Все гости расположились в большой зале, голос молодой девушки, исполнявшей романс, звучал завораживающе и таинственно, а в окно заглядывала полная луна. Её сияние отразилось в комнате и осветило поэта. Воспоминания нахлынули на уже пожилого Фета, и на следующий день строчки стихотворения были прочитаны гостям за утренним чаем.
Средства художественной выразительности в стихотворении
Изучая биографию А. Фета, можно прийти к выводу, что сам поэт и образ лирического героя абсолютно противоположны. Фет известен как целеустремленный, деловой человек. А лирический герой его стихотворений совершенно далек от «земных», обыденных проблем, он нежный и романтичный. Можно предположить, что лирический герой стихотворений Фета и есть он настоящий, вынужденный в силу обстоятельств измениться, стать жестче.
В произведении два основных образа: адресат послания – возлюбленная лирического героя, и ночь. Но если об адресате в произведении сказано прямо, то ночь автором просто подразумевается. У Фета всегда было особое, трепетное отношение к ночи. Он считал, что ночь – это время, предназначенное для раскрытия сокровенных чувств, души. Ночь хранит тайны, и лишь она может объединить мир реальный с миром мечтаний и грез.
Особое отношение поэт показывает к цветам. С наступлением ночи сердце лирического героя «расцветает». Цветок для Фета – это символ красоты, радости, женственности. А «ночные цветы» — это приятные чувства, которые днем скрыты ото всех, но выходят на поверхность с наступлением ночи. Именно поэтому для лирического героя ночь особенно долгожданна и дорога.
В своем стихотворении Фет часто использует различные художественные средства выразительности:
- Эпитеты;
- Метафоры;
- Олицетворения;
- Оксюморон;
- Анафора.
На протяжении всего произведения поэт использует прием инверсии. Особая роль отводится приему аллитерации – благодаря использованию жужжащих и шипящих звуков передается трепетность, плавность авторской речи. Аллитерация позволяет уловить в стихотворении легкий шепот.
«Какое счастие: и ночь, и мы одни!..»
Тематика, проблематика, идея произведения
Стихотворение «Я тебе ничего не скажу» — это произведение о любви. Как и во всех произведениях поэта, здесь реальность тесно переплетается с образами природы. с их помощью поэт передает и «объясняет» человеческие чувства, эмоции, переживания.
А. Фет в своем стихотворении поднимает проблему душевных переживаний, который свойственны каждому человеку. Переживания такие сокровенные и интимные, что о них не хочется никому рассказывать, хочется их сохранить только для себя.
Замечание 2
Несмотря на присущий этому стихотворению романтизм, оно достаточно реалистично. Это произведение не только о любви, но и о самопожертвовании.
А. Фет в своем произведении хотел читателю поведать о трепетной, благодарной, нежной любви. Он с трепетом относится к своей возлюбленной, бережет ее от лишних душевных переживаний и тревог.
Главная мысль произведения заключается в убеждении поэта о жертвенности любви. Чтобы уберечь любимого человека, следует скрывать от него все тревоги и волнения.
История создания, жанровые особенности, направление стихотворения
В литературном мире А.А. Фет известен как создатель вдохновляющей, жизнерадостной лирики, что вызывает иллюзию безоблачной, счастливой жизни поэта. Однако биографические сведения о жизни А. Фета, дошедшие до нас, говорят о том, что его судьба была далеко не так радостна.
Стихотворение «Я тебе ничего не скажу» поэт написал в 1885 году, будучи в преклонном возрасте. До сих пор достоверно неизвестно, кому Фет посвятил свое лирическое творение. Существует две основные версии. Предполагается, что А. Фет в своем стихотворении обращался к Марии Лазич. История их любви длилась два года. Мария Лазич была музой поэта. Девушка была бедная, поэт тоже. Фет не мог обеспечить любимой девушке достойное существование и поэтому предпринял попытку оставить девушку
Мария в ответ на это пожелала несмотря ни на что остаться с Фетом и сохранить отношения, утверждая, что финансовое состояние ей неважно. Но в 1850 году девушка погибла
Это трагическое событие глубоко ранило Фета и навсегда оставило в его душе чувство вины.
Статья: Анализ стихотворения Фета «Я тебе ничего не скажу»
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Согласно второй версии, А. Фет в стихотворении «Я тебе ничего не скажу…» обращается к Марии Боткиной, своей законной супруге. Отношения между ними завязались в 1857 году, и тогда же они поженились. По мнению некоторых исследователей, между Фетом и его супругой не было любовного чувства, было лишь уважение друг к другу. Однако известны несколько посланий поэта своей супруге, из которых видно, что между ними были теплые, нежные чувства. С Марией Боткиной Фет прожил 35 лет.
В этом стихотворении отразились самые глубокие, самые сокровенные переживания А. Фета, поэтому это творение можно отнести к жанру интимной лирики.
Стихотворение выглядит как внутренний монолог поэта, как послание, которое никогда не дойдет до адресата.
В творчестве А. А. Фета можно заметить признаки нескольких литературных направлений. Он никогда себя не ограничивал какими-то рамками при создании своих произведений. В стихотворении «Я тебе ничего не скажу» поэт описывает свои глубокие чувства, отражая их в явлениях природы, проводит между ними параллель – это черты романтизма
В этом произведении прослеживаются и элементы импрессионизма – поэт отображает мимолетные, не всегда объяснимые чувства и впечатления, сосредотачивает внимание читателя на не на чем-то конкретно, а на «полутонах», «послевкусии», «атмосфере»
Замечание 1
В России импрессионизм не прижился, но оказал влияние на взгляды многих писателей и поэтов.
.
Стихотворение написано трехстопным анапестом. Поэт использует мужскую рифму и перекрестную рифмовку.
Стихотворение имеет зеркальную композиционную структуру: последние строки зеркально отражают первые. Этим поэт создает ощущение обособленности, замкнутости стихотворения.
В первой строфе поэт рассказывает о своих чувствах, которые он бережет, держит в себе и никому не открывает.
Во второй строфе Фет, стремясь передать свои чувства как можно точнее, проводит параллель между своими душевными переживаниями и природными явлениями.
Третье четверостишие замыкает кольцо и завершает авторский монолог. Душевные переживания здесь переключаются на физические. Лирический герой волнуется, «дрожит», переживает, но скрывает это от своей любимой: «…я тебя не встревожу ничуть, я тебе ничего не скажу…».
Стихи А. Фета о природе
Ласточки пропали
Ласточки пропали,
А вчера зарёй
Всё грачи летали
Да, как сеть, мелькали
Вон над той горой.
С вечера все спится,
На дворе темно.
Лист сухой валится,
Ночью ветер злится
Да стучит в окно.
Лучше б снег да вьюгу
Встретить грудью рад!
Словно как с испугу
Раскричавшись, к югу
Журавли летят.
Выйдешь — поневоле
Тяжело — хоть плачь!
Смотришь — через поле
Перекати-поле
Прыгает, как мяч.
Заря прощается с землею
Заря прощается с землею,
Ложится пар на дне долин,
Смотрю на лес, покрытый мглою,
И на огни его вершин.
Как незаметно потухают
Лучи и гаснут под конец!
С какою негой в них купают
Деревья пышный свой венец!
И все таинственней, безмерней
Их тень растет, растет, как сон;
Как тонко по заре вечерней
Их легкий очерк вознесен!
Как будто, чуя жизнь двойную
И ей овеяны вдвойне, —
И землю чувствуют родную,
И в небо просятся оне.
Вечер
Прозвучало над ясной рекою,
Прозвенело в померкшем лугу,
Прокатилось над рощей немою,
Засветилось на том берегу.
Далеко, в полумраке, луками
Убегает на запад река.
Погорев золотыми каймами,
Разлетелись, как дым, облака.
На пригорке то сыро, то жарко,
Вздохи дня есть в дыханье ночном,-
Но зарница уж теплится ярко
Голубым и зелёным огнём.
Весенний дождь
Еще светло перед окном,
В разрывы облак солнце блещет,
И воробей своим крылом,
В песке купаяся, трепещет.
А уж от неба до земли,
Качаясь, движется завеса,
И будто в золотой пыли
Стоит за ней опушка леса.
Две капли брызнули в стекло,
От лип душистым медом тянет,
И что-то к саду подошло,
По свежим листьям барабанит.
Зреет рожь над жаркой нивой
Зреет рожь над жаркой нивой,
И от нивы и до нивы
Гонит ветер прихотливый
Золотые переливы.
Робко месяц смотрит в очи,
Изумлен, что день не минул,
Но широко в область ночи
День объятия раскинул.
Над безбрежной жатвой хлеба
Меж заката и востока
Лишь на миг смежает небо
Огнедышащее око.
Учись у них — у дуба, у берёзы
Учись у них — у дуба, у берёзы.
Кругом зима. Жестокая пора!
Напрасные на них застыли слезы,
И треснула, сжимаяся, кора.
Все злей метель и с каждою минутой
Сердито рвет последние листы,
И за сердце хватает холод лютый;
Они стоят, молчат; молчи и ты!
Но верь весне. Ее промчится гений,
Опять теплом и жизнию дыша.
Для ясных дней, для новых откровений
Переболит скорбящая душа.
Что за вечер
Что за вечер! А ручей
Так и рвется.
Как зарей-то соловей
Раздается!
Месяц светом с высоты
Обдал нивы,
А в овраге блеск воды,
Тень да ивы.
Знать, давно в плотине течь:
Доски гнилы, —
А нельзя здесь не прилечь
На перилы.
Так-то всё весной живет!
В роще, в поле
Всё трепещет и поет
Поневоле.
Мы замолкнем, что в кустах
Хоры эти, —
Придут с песнью на устах
Наши дети;
А не дети, так пройдут
С песнью внуки:
К ним с весною низойдут
Те же звуки.
Средства художественной выразительности
Фет в своём произведение прибегнул к использованию риторических восклицаний, при помощи их он смог в полной мере передать те чувства и эмоции, которые испытывает от увиденной картины. Также для более красочного описания весенней природы писатель использует различные тропы, благодаря которым задаётся общее настроение стихотворения.
Фет использует следующие средства художественной выразительности:
- метафоры — «звёзды… в душу смотрят вновь», «из царства льдов, из царства вьюг и снега как свеж и чист твой вылетает май»;
- эпитеты — «свеж и чист», «невольная песня»;
- олицетворение — «берёзы ждут, дрожат», «в душу смотрят»;
- возвышенная лексика — «нега», «тешат».
Художественные средства
Несмотря на лёгкость и кажущуюся простоту стихотворения, вчитываясь в строки, можно увидеть огромную работу со словом. Автор передаёт романтическое настроение, используя следующие изобразительно-выразительные средства:
- Эпитеты — «томительных и скучных», «звучные вздохи», «жгучая мука», «рыдающие звуки» — передают выразительное звучание.
- Олицетворение — «лежали лучи», «струны дрожали», «сияла ночь». Все окружающие предметы, природные явления оживают и производят очень сильное впечатление на читателя.
- Анафора — повтор союза «и» в третье строфе.
- Градация — «любить, обнять и плакать» показывает усиление чувств героя.
- Инверсия — «луной был полон сад» придаёт более чёткое значение, так как происходит большое интонационное выделение.
- Ассонанс — повторение гласных звуков «и», «а» дают особую певучесть.
- Аллитерация — повтор согласных звуков «ж» и «х» — «прошло», «тише», «слышу», «вздохах», «их». Особую мелодичность и волнение передают сонорные звуки «м» и «р».
- Использование сложносочинённых предложений свидетельствует о взаимодействии человека и природы. Здесь нет подчинения, есть только равенство и соединение.
Стихотворение Фета — очень живописное, интонационное и музыкальное. Неслучайно текст поэта положен на музыку многими композиторами. Любовная лирика помогает почувствовать всю глубину души и переживания, которые испытывает герой. Автор на закате жизни не опустошён, а наполнен невообразимым счастьем того, что когда-то любил.
За всю свою долгую жизнь Афанасий Афанасьевич Фет так и не смог побывать на могиле любимой. Поэт винил себя в её смерти, и это чувство вины, отчаяния и неподдельной тоски преследовало его до конца жизни. Но он верил, что на небесах любящие души обязательно соединятся.
Построчный разбор
Начало стихотворения Фета «Сияла ночь. Луной был полон сад…» можно сравнить с произведением А. С. Пушкина «Я помню чудное мгновенье». Объединяет эти два лирических стиха мотив воспоминания о прошлой любви.
Первые две строчки «Сияла ночь» переносят читателя в пустой ночной особняк, когда два любящих сердца остались наедине. Героиня играет на рояле, обнажая свою ранимую и тонкую душу, а молодой человек наслаждается музыкой и попадает под очарование этой чудесной мелодии. Лирический герой ещё не догадывается, что это их прощальный вечер, ведь нежный женский голос шептал о любви, в слезах изнемогая. Если интерпретировать эти строки, то музыка — это особая тайна, которую хочется разгадать. Возлюбленные испытывают глубокое и всепоглощающее чувство любви, а образ лунной ночи — это образ романтического свидания.
Проходит время, и, попав в подобную обстановку — ночь, луна, игра на рояле — герой вдруг испытывает те же эмоции: радость от встречи с прошлым и нестерпимую боль непоправимой ошибки. Он вспоминает «голос», говорит, что «веет» той же любовью, которая и есть надежда и вера. Он благодарит образ любимой за её нежность, трогательность и сожалеет, что его грёзы остались нереализованными. Много лет спустя поэт понимает, что жизнь, проведённая без любимого человека, теряет смысл. И всё, что было — это бесцельно прожитые годы.
В последней строфе автор говорит, что судьба не имеет обид и сердце не испытывает муки, что «в жизни нет конца, и цели нет иной». Он только верит, что звуки души заполнят сердце, которое способно «любить, обнять и плакать».
Немного другое толкование стихотворения Фета приводится у некоторых литературоведов. Считается, что только музыка способна вызвать у человека гамму чувств и эмоций: потрясение, завороженность, волшебство, стремление к жизни и любовь к женщине. Но, к сожалению, эти чувства возвращаются лишь на миг.
https://youtube.com/watch?v=YENOonEV9KU
Темы, проблематика, настроение
«Какая грусть» — стихотворение о природе. Это одна из самых излюбленных тем лирики Фета. Здесь мы видим зимнюю природу, что отражает грустный настрой автора. Параллельно с этой раскрывается тема надежды и ожидания лирическим героем весеннего преображения и тепла.
Автор поднимает проблему зимней тоски, одолевающей человека с наступлением холодов. Также проявляется проблема духовных исканий лирического героя, его попыток понять себя и причины своей грусти и снова возродить надежду в душе.
Настроение стихотворения «Какая грусть!» необычное, изначально тоскливое оно постепенно теплеет, приобретая оптимистичные мотивы.
Цвет стихотворения тоже неординарен: он переходит от серо-белого, зимнего оттенка, к теплому, нежно-розовому.